Юрий Дутов
от Юрий Дутов
8 минут
....
28 апреля

Как играть в шахматы: от расстановки фигур до рокировки

Шахматы — одна из древнейших интеллектуальных игр в истории человечества. Сегодня она считается спортивной игрой, хотя натренированность мышц тут не играет роли. Важнее логика и стратегическое мышление. Рассказываем, как играть в шахматы.

В статье рассказывается:

дедушка парк игра
Возраст шахматам не помеха

Расстановка шахмат

Классические шахматы — это доска 8×8 клеток, которые закрашены поочередно в черный и белый цвета, и 16 фигур. У каждой клеточки своя координата из английских букв от A до H и цифр.

Доску ставят так, чтобы у каждого шахматиста крайний правый угол был белым. Это общепринятое правило. Белые фигуры располагают на линиях 1 и 2. Черные — на 7 и 8.

У меня был обычный деревянный набор из «Спортмастера», на нем я учился играть и разыгрывал различные ситуации из книжки по шахматам. Купить похожий можно на любом маркетплейсе, например, Ozon. Оформите карту «Халва» — она сделает вашу покупку еще выгоднее, ведь с ее помощью можно получить солидный кешбэк.

Халва — одна карта для всего

Переключайтесь между личными и заемными деньгами в один клик. Беспроцентная рассрочка, бесплатное обслуживание, высокий кешбэк и удобное приложение

Оформить карту

Фигуры:

  • восемь пешек,

  • две ладьи,

  • два слона,

  • два коня,

  • король,

  • ферзь.

Расстановка белых на игровом поле: по углам (A1, H1) ставят слонов, рядом (B1, G1) расположены конюшни, следом (С1, F1) находится «пристань» с ладьями. На D1 устанавливают советника короля — визиря, то есть ферзя. Хотя часто его именуют королевой. На соседней клетке (E1) располагается король. Пешки встают в линию во втором ряду с A2 по H2.

Расстановка черных: аналогичная, то есть все фигуры соперника располагаются точно друг напротив друга.

Запомнить расстановку очень легко, путаница возникает только с ферзем и королем. На помощь придет устоявшееся выражение «Ферзь любит свой цвет». Для белого это клетка D1, для черного — D8.

расстановка фигуры фишки шахматы
Расстановка фигур в начале игры. Источник: playhop.com

Шахматные фигуры

Очевидно, что у ферзя и пешки разные сила и, соответственно, ценность. Внешне они тоже различаются. Рассказываю, как ходят фигуры в шахматах.

Король

Самая ценная фигура на поле, а также самая высокая (иногда ферзя делают такого же размера). «Голова» увенчана крестом. Чаще всего в партии бо́льшую часть времени бездействует, включаясь лишь под конец.


Неустранимая угроза королю приравнивается к проигрышу. При этом фигура особой маневренностью не отличается — ходит только на соседнюю клетку, но зато в любом направлении. Но есть у короля ловкий кульбит — рокировка (об этом чуть ниже)

Ферзь

Самая сильная фишка в игре. Может передвигаться на любое расстояние назад и вперед по прямой или диагонали. Внешне фигура схожа с королем, но вместо креста на голове шарик.

Ладья

Передвигается на любое расстояние по прямой, то есть по горизонтали или диагонали. Именно с ней король может разыграть рокировку — переместиться в сторону ладьи своего цвета на две клетки, а ладью сдвинуть на соседнюю с королем клетку по другую сторону.

Слон

Ходит по диагонали на любое расстояние как назад, так и вперед. Из-за особенностей хода и расположения слоны всегда находятся на клетках одного цвета. Поэтому их называют белопольными или чернопольными.

Конь

Самая интересная фигура в шахматах, так как ходит очень нестандартно — буквой «Г». Ну, или «L», если угодно. Три поля вперед и на одну клетку вправо или влево. Из-за этого в конце хода всегда оказывается на поле противоположного цвета.
Только конь может перепрыгнуть через другую фигуру — свою или чужую.

Пешка

Самая слабая фигура на поле. Ходит на один шаг вперед, но если ход первый, то на два. «Съедает» врагов, стоящих справа или слева по диагонали — этим отличается от ходов других фигур.

Еще один вариант — взятие на проходе. Это ситуация, когда вражеская пешка сделала первый ход на два поля и оказалась справа или слева от вашей. В этом случае вы можете ее съесть своей пешкой, но при этом поставить ее нужно не на поле, на котором стояла вражеская фигура, а позади нее.


Взятие на проходе допустимо только после хода пешкой оппонента на два поля вперед и сразу за ним. В другой момент сделать это нельзя.
Чаще всего пешки — разменные фишки в игре. Игроки жертвуют ими в первую очередь, чтобы подловить соперника или улучшить положение на поле.

Тем не менее, у них есть очень полезное свойство — при достижении последней горизонтали на поле оппонента пешку можно поменять на любую другую фигуру, кроме короля. Чаще всего выбирают ферзя.

Пешки меньше других фигур из набора, но при этом они важны в игре, так как составляют основу обороны шахматиста.

взятие на проходе
Взятие на проходе — белая пешка делает два шага и становится рядом с черной, которая на следующий ход съедает ее на проходе. Источник: playhop.com

Классификация фигур

Почти у всех фигур в шахматах есть классификация:

  • легкие — конь и слон. С них игрок чаще всего начинает атаку, беря под контроль центральную часть поля и подготавливая плацдарм для ввода в бой тяжелых фигур. Так как слоны ходят по диагонали, целесообразнее ставить их на длинные линии, чтобы контролировать большее количество клеток;

  • тяжелые — ферзь и ладья. Первый считается самым мощным оружием в руках шахматиста. Тем не менее, не рекомендуется начинать игру с него, чтобы не потерять слишком быстро.

Король и пешки не относятся ни к легким, ни к тяжелым фигурам.

шахматы король
Король — самая ценная фигура в шахматах

Ценность фигур

В шахматной теории ценность каждой фигуры выражается в пешках (эта фигура самая «дешевая»). Выглядит «прайс» так:

  • пешка — 1;

  • слон — 3;

  • конь — 3;

  • ладья — 5;

  • ферзь — 9.

Ценность короля бесконечна, так как его потеря приводит к проигрышу.

Стоит иметь в виду, что указанная цена в пешках приблизительная — все зависит от положения своих и враждебных фигур.

Например, конь в центре поля более опасен, чем ладья в углу. Слон сильнее, чем конь, если играть против пешек. Но пешки и слон опаснее ладьи.

Два слона могут поставить королю мат, но два коня не смогут. При этом только конь не ограничен другими фигурами, так как может их перепрыгивать. Из-за этого шах конем нельзя перекрыть — королю нужно будет либо уходить, либо съедать коня другой фигурой.

рокировка длинная короткая
Короткая рокировка черными королем и ладьей и длинная — белыми. Источник: playhop.com

Правила игры

Первый ход делают белые, что ставит игрока в более выигрышное положение. По этой причине в турнирах всегда разыгрывают как минимум две партии с поочередной сменой цвета фигур. Любители могут начинать игру так, как договорились или по жребию.

Рокировка в шахматах — специфический ход короля и ладьи, при котором за раз передвигаются обе фигуры. При этом важно, чтобы ни одна из них до этого не ходила. Ладью передвигают на ближайшее поле с королем. А он ее «перепрыгивает».

Есть еще несколько условий, которые важны для рокировки:

  • между королем и ладьей все поля свободны;

  • оппонент не поставил шах;

  • король не прыгает на клетку, которая находится под атакой, и не перепрыгивает через такие поля.

Как может закончиться партия

Есть только два варианта окончания игры:

  • Мат. Ситуация, когда королю угрожают вражеские фигуры таким образом, что он не может от них уйти, а игрок не может его закрыть или съесть угрожающую фигуру. Шахматист, поставивший мат, считается победителем в игре.
    У мата бывают разные названия. Чаще всего в честь великих гроссмейстеров.

  • Ничья. Никто не проигрывает, даже если у одного шахматиста осталось меньше фигур, чем у второго.
    Ничейный результат — одно из наиболее встречающихся окончаний партий среди сильных игроков. Опытный шахматист не допустит мата и проигрышную партию постарается свести к ничьей.

Наиболее распространенные варианты ничьей:

  • Договоренность. В любой момент игры можно предложить оппоненту ничью. А он в свою очередь может отказаться или согласиться. Правила не запрещают предлагать ничью несколько раз, но негласно повторное предложение после отказа — не комильфо.

  • Невозможность мата. Например, если на поле осталось два короля.

  • Повторение позиций три раза. Если в ходе игры расстановка повторяется троекратно, то игра считается ничейной. Об этом может заявить любой из шахматистов или судья.

  • Правило 50 ходов. Если за это время не съели ни одну пешку или они ни разу не походили, автоматически присуждается ничья. Об этом может заявить любой из игроков.

  • Пат. Так называется ситуация, когда ни один из игроков не может сходить так, чтобы не поставить короля под атаку.

соревнования дети
Шахматы полезны для детей, так как развивает логику и стратегическое мышление

Сколько длится игра

Если играть с другом, партия не ограничена по времени — сидеть над доской можно, пока не надоест. Но у профессионалов есть рамки — для них даже сделали специальные часы, которые фиксируют каждую секунду раздумывания над ходом. Любопытно, что одна партия может длиться часами, а другая закончиться за пару минут.

Четыре варианта длительности партии:

  • Классика. На первые 40 ходов дается два часа. Если за это время игра не закончится, ее продлевают. Например, добавляют час на следующие пару десятков ходов или на каждое перемещение фигуры дают несколько минут.

  • Рапид (быстрые шахматы). Обоим игрокам на всю партию дается определенное время. Сколько именно — определяется правилами турнира. Может быть и десять минут, и несколько часов. Также в некоторых турнирах на каждый ход могут начислять определенное время. Обычно несколько секунд.

  • Блиц. Можно сказать, ускоренный рапид — на партию каждому шахматисту дается десять минут и меньше.

  • Пуля. На партию каждому шахматисту предоставляется не более трех минут. Бонусное время — не более трех секунд на ход.

Фазы игры

В партии выделяют три фазы:

  1. Дебют. Самое начало игры. Шахматисты просчитывают стратегию, основываясь на положении на игровом поле.

  2. Миттельшпиль. Середина партии. В этот период проходит основное сражение — съедание чужих фигур и потеря своих.

  3. Эндшпиль. Концовка партии. Поле боя заметно опустело, поэтому каждая фигура очень ценна, даже пешки. В эндшпиле король становится наиболее активным.

Заключение

Вряд ли можно придумать игру, которая развивает логику и стратегическое мышление лучше, чем шахматы. Правила игры довольно просты — нужно ходить фигурами в соответствии с их формой. Но все же не примитивные, ведь ходить нужно так, чтобы не потерять фигуры, а особенно короля.

Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи.

Действующие магазины-партнеры Халвы

Карта «Халва» 
с бесплатным обслуживанием
До 24 месяцев рассрочки без процентов
  • До 15% на остаток собственных средств
  • До 10% кешбэк с подпиской «Халва.Десятка»
  • Более 250 000 магазинов-партнёров
  • Снятие наличных в рассрочку
Заказать карту бесплатно

Хотите узнать, что действительно волнует авторов и редакторов Халва Медиа?

Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Подписаться
Похожие статьи