Все статьи

×

17.11.2022

Автомобилистам
Глаз

2956

Время чтения: 7 минут

Что в имени тебе моем, или Как расшифровать маркировку моторного масла

Глаз

143

Время чтения: 7 минут
Сохранить статью Сохранить статью:
Сохранить статью:

Наверное, каждый слышал популярную поговорку: «Мы – это то, что мы едим». Для сложных механизмов, к числу которых относится автомобильный двигатель, это также актуально. Чем более качественные жидкости в нем «плещутся», тем дольше он прослужит. Моторное масло – это «кровь» двигателя.

В статье рассказывается:

Для чего нужно разбираться в маркировке моторного масла

Большинство автолюбителей слабо представляют, по каким параметрам нужно выбирать этот важный компонент здоровья автомобиля.

Это вполне естественно, потому что, во-первых, за нас уже обо всем позаботились автопроизводители. Они указали в мануале, какие марки масел наиболее оптимальны для двигателя конкретно вашей машины.

Если следовать рекомендациям, то скорее всего вы избежите серьезных проблем в течение всего срока эксплуатации.

Во-вторых, современные автолубриканты универсальны и качественны (по сравнению с теми, которыми пользовались автолюбители в прошлом веке). Их не нужно менять по сезону, достаточно лишь периодически следить за уровнем и вовремя менять/доливать.

автомасло как расшифровать

Тем не менее из каждого правила бывают исключения. Автопроизводители не могут учитывать все особенности эксплуатации машины конкретным водителем при составлении спецификации. Например, оригинальное масло может оказаться вам не по карману или быть просто недоступным в вашем регионе.

Учитывая все это, автовладельцам будет не лишним знать, по какому принципу классифицируют автомасла и как прочитать их маркировку.

Ищете выгодные предложения по автокредитованию? А знаете ли вы, что теперь машину можно легко приобрести в рассрочку с картой «Халва»?

Классификация моторных масел и их обозначение

Если вы когда-нибудь внимательно рассматривали канистру с маслом для двигателя своего «железного коня», то наверняка обращали внимание на такие аббревиатуры, как SAE, API, ACEA или ILSAC, ГОСТ. Они показывают, какое сообщество экспертов в области автохимии произвело тест.

  • SAE – классификация, принятая обществом автомобильных инженеров США. Она признана во всем мире эталонной;
  • API – оценка американского нефтяного института;
  • ACEA и ILSAC – классификация европейских и японских автопроизводителей соответственно;
  • ГОСТ – российская система стандартов.

Каждому из этих обозначений соответствует буквенно-цифровой код, который характеризует те или иные свойства моторного масла. 

Показателей, по которым оценивают автомобильные лубриканты, довольно много, но большинство из них – удел специалистов. Эксперты разбираются в таких узких понятиях, как, например, уровень сульфатной зольности автомасел. Однако среднестатистическому водителю такие знания ни к чему.

ликви моли подбор масла по марке автомобиля

Ему достаточно знать, как в общем специалисты оценивают ту или иную марку по основным критериям. К ним относятся:

  • состав масла;
  • температурный режим – SAE;
  • экологичность.

Этих оценок вполне достаточно для того, чтобы сделать правильный выбор. При этом водитель должен представлять, в каких условиях придется эксплуатировать машину. 

Например, если вы в основном совершаете частые короткие поездки и подолгу стоите в городских пробках, то двигатель больше склонен к перегреву. А значит, следует выбирать более качественное моторное масло.

Состав автомасла

Консистенция всегда включает основу и присадки – специальные добавки для изменения химических и физических свойств жидкости.

Основа может быть минеральной или синтетической. Часто можно найти так называемую полусинтетику – нечто среднее между первым и вторым вариантом.

Все современные автопроизводители предпочитают синтетические масла – они наиболее качественные. Из названия понятно, что их получают методом синтеза – искусственного соединения различных органических и неорганических веществ.

Это позволяет придать им конкретные свойства. В первую очередь – определенные значения вязкости при разной температуре.

Минеральные моторные масла – скорее пережиток прошлого. Среди легковых автомобилей, наверное, только советская «классика» может постоянно «переваривать» их без серьезных последствий для двигателя.

Такие лубриканты производят из нефтепродуктов. Они намного дешевле, но сильно уступают «синтетике» по смазочным свойствам. Если часто заливать «минералку» в картер мотора современного авто, то скорее раньше, чем позже плотно подогнанная поршневая группа выйдет из строя.

Полусинтетические масла – это смесь минеральных и дорогих синтетических. В ценовой категории они занимают промежуточное место.

Хотите сэкономить на расходниках?

Для владельцев карты «Халва» нет ничего проще. Среди партнеров «сладкой карты» более 30 автомагазинов и автосервисов. А значит, купить автохимию, запчасти или получить дорогостоящий ремонт теперь можно в рассрочку.

Что означает SAE

Это характеристика вязкости – ключевого свойства любого моторного масла.

Именно благодаря вязкости защитная смазывающая пленка держится на металлических деталях двигателя, снижая губительное трение.

Этот показатель оценивают в динамике постоянно колеблющегося температурного режима – нагрев масла на несколько градусов может в разы снизить значение вязкости. Для непрофессионала разобраться в этих цифрах – задача нетривиальная. 

Поэтому производители автохимии решили отражать вязкостные динамические характеристики моторного масла через температуру. Другими словами, через SAE они информируют нас, в каком диапазоне температур вязкость лубриканта удовлетворяет эксплуатационным требованиям.

Показатель включает в себя одну или две группы символов, разделяемых дефисом. 

Буква W (Winter – зима) означает, что моторное масло подходит для эксплуатации в холодное время года при температуре ниже –5℃. Летний лубрикант в таких условиях становится слишком густым, и масляный насос может не справиться с его прокачкой.

Цифры SAE показывают класс вязкости (обратите внимание, что это не значение в метрических единицах мм/с2) при крайних значениях температурного диапазона эксплуатации. Речь о температуре наружного атмосферного воздуха, а не масла в работающем двигателе.

замена масла в двигателе

Если в обозначении две группы символов, то они показывают обе границы диапазона. Нижнюю (холодную) границу легко вычислить по формуле: (w – 35), где w – число перед символом W.

Поясним на примере. Наиболее популярные в России автомасла 5W-40 имеют следующие температурные границы эксплуатации:

  • нижняя: (5 – 35) = (– 30℃);
  • верхняя: 40℃.

То есть такие лубриканты – всесезонные.

Если в SAE только одна группа символов, значит, речь идет о сезонных моторных маслах: зимних (с W) или летних (без W). Вторые намного более густые, что позволяет им не терять смазывающие свойства при высоких температурах (свыше 100℃).

Наиболее точные значения можно найти в таблице вязкости моторных масел.

Как расшифровать API 

Этот показатель более информативен, но отражает лишь общую оценку автолубриканта. 

API состоит из нескольких латинских букв и иногда арабских или римских цифр. Первая (S или С) означает топливный режим двигателя: соответственно бензиновый или дизельный. 

Следующие буквы расскажут о том, к каким поколениям двигателей подходит масло и насколько оно экологично. Например, для современных бензиновых моторов подойдут  SJ, SL, SM, SN и SP.

Можно встретить API, где вначале стоит аббревиатура ЕС. Это означает, что жидкость относится к энергосберегающим. Римские цифры в этом случае отражают класс экономичности. 

Арабские цифры 2 и 4 показывают, что мотор должен быть двухтактным или четырехтактным соответственно.

Как интерпретировать ACEA, ILSAC  и ГОСТ

В разных регионах мира у экспертов в области автохимии сложились разные подходы к оценке моторных масел.

ACEA

Европейские автопроизводители выделяют всего три категории:

  • А/В – для бензиновых и дизельных моторов легковых автомобилей;
  • С – для машин, оборудованных катализаторами очистки выхлопов;
  • Е – для крупных ТС (грузовики, автобусы и т.д.).

ILSAC

Японская классификация по своему подходу близка к американской API, но в отличие от последней под ILSAC-тест попадают только энергосберегающие и всесезонные лубриканты. 

Всего японцы выделяют шесть классов: GF-1, 2, 3, 4, 5 и 6. Первый уже устарел, поэтому масло с такой маркировкой покупать не стоит.

ГОСТ

Российский стандарт выделяет две классификации: по вязкостным свойствам и по эксплуатационным. В целом отечественный подход аналогичен API.

Маркировка моторных масел на самом деле не так сложна, как это может показаться на первый взгляд. Те профессионалы, которые ее изобрели, смогли грамотно классифицировать автохимию именно по степени полезности в различных условиях эксплуатации.

Если вам нужен совет, как правильно выбрать масло для двигателя, но обратиться среди знакомых не к кому, читайте наш свежий материал: «Как выбрать моторное масло: полезные рекомендации»

Изучайте матчасть, и ваш «железный конь» не подведет вас на дороге.

Вся информация о ценах и партнерах актуальна на момент публикации статьи. Действующие магазины-партнеры Халвы