Редакция Халва Медиа
от Редакция Халва Медиа
13 минут
....
7 октября

Как выбрать моторное масло: полезные рекомендации

Сохранить статью:

Как правильно выбрать моторное масло, обязан знать каждый автолюбитель, даже тот, кто только недавно приобрел машину. Слишком многое от этого зависит. Если ошибиться с выбором, то детали двигателя станут изнашиваться быстрее, и тот способен выйти из строя в самый неподходящий момент.

Минеральные, синтетические и полусинтетические масла

Перед тем, как научиться выбирать правильное моторное масло, разберемся с существующими категориями данных жидкостей. Их всего три: масла бывают синтетическими, полусинтетическими и минеральными.

Минеральными называют моторные масла, полученные путем рафинирования и дистилляции нефти. Минеральные масла, в свою очередь, делятся на парафиновые и нафтеновые. Смазывающие свойства они утрачивают очень быстро. В их составе множество присадок. Отличие между двумя видами заключается в строении углеводородов, из которых они состоят. Из минеральных моторных масел лучше выбирать базовые парафиновые: их характеристики по температуре и вязкости все-таки выше.

[[rlink.494]]

Синтетические масла изготавливают из синтетических химических соединений, подбираемых так, чтобы обеспечить необходимые эксплуатационные свойства продукту: сделать моторное масло максимально стойким термически и химически.

У “синтетики” много плюсов по сравнению с “минералкой”:

  • Такие масла более текучи, поэтому трение уменьшают лучше, что позволяет сэкономить топливо и сделать двигатель немного более мощным.
  • Прокачивание возможно при низких температурах. Поэтому можно не опасаться морозов: ДВС будет функционировать без перегрузок.
  • Синтетические моторные масла химически более стабильны в течение практически всего срока службы, меньше парафинизируются и окисляются при работе двигателя.
[[widget.1]]

Эти преимущества и повышенная сложность производства не могут не сказаться на цене.

Но есть компромиссное решение: выбрать полусинтетическое моторное масло. Такие продукты изготавливают, смешивая качественные нефтяные масла и синтетические базовые компоненты. Стоимость “полусинтетики” ниже, чем чистой “синтетики”, а эксплуатационные характеристики у нее лучше, чем у чистой “минералки”. Сегодня можно без проблем выбрать моторное полусинтетическое масло для двигателя любого типа.

Выбор типа моторного масла для автомобиля

У минеральных масел настолько плохие эксплуатационные характеристики и вязкость, что от их использования отказались уже практически везде. Такие масла применяют лишь для мягкой промывки и для старых машин, либо заливают в моторы устаревших конструкций, которые соответствуют им по техническим показателям и балансу “цена – качество”. Это, к примеру, “Москвичи”, ВАЗ-классика и другие советские авто, выпущенные до 1990 г. Для более новых машин лучше вообще не выбирать минеральные моторные масла.

Выбор моторного масла для автомобиля Фото: Shutterstock

Чаще всего применяют полусинтетические смазочные материалы – этот тип масел наиболее популярен среди автовладельцев. Баланс характеристик, стоимости и пробега до очередной замены у подобных составов оптимален. Если инструкция к авто не предписывает явно, что нужно заливать только “синтетику”, смело выбирайте «полусинтеку» и не прогадаете.

У синтетических составов показатели наиболее прогрессивны. Это не только максимальная защита ДВС, но и долгие сроки пробега. Выбирая синтетическое моторное масло для автомобиля, обращайте внимание на требования своего двигателя и эксплуатационные характеристики самого масла. В любом случае, новая иномарка может потреблять только “синтетику”, ни с чем другим лучше не экспериментировать.

Выбор моторного масла в соответствии с допусками производителя

До того, как приобретать масло, внимательно прочтите мануал к своему автомобилю. В этой тонкой книжечке собраны все рекомендации от автопроизводителя. В том числе и касающиеся допустимых моторных масел для данной модели.

В оригинальных допусках от производителя всегда указано, какими маслами можно пользоваться, а какими – категорически нет. Информация о самом масле присутствует на его этикетке, так что можно быстро понять, подходит ли продукт для вашей машины, и выбрать правильное моторное масло.

Например, если у вас “Форд”, и в руководстве к вашей модели допускается использование только WCC-M2 °C-913-D, то, как легко догадаться, следует искать именно эту разновидность. При необходимости срочно долить моторное масло выбирайте продукт любого производителя, имеющий этот допуск (а он есть далеко не у всех, кстати). Но обычно автовладельцы ориентируются и на другие критерии и классификации масел.

Выбор моторного масла по классу вязкости

Кроме химического состава, огромную роль играет вязкость масла. Класс вязкости всегда крупно написан на канистре буквой W и цифрами. Для классификации масел по вязкости применяют систему Американской ассоциации автомобильных инженеров (SAE), которая является основной и общепринятой.

Предположим, вы выбрали моторное масло SAE 5W-30. В этой аббревиатуре W обозначает зиму (winter). Из пятерки, стоящей перед ним, вычитаем число 35 и получаем -30 °С – это та температура, при которой возможна прокачка масла насосом. (Если бы вместо пятерки стояла десятка, то температура была бы равной -25 °С). По такой формуле всегда вычисляют температуру, хотя ни одна компания-изготовитель не может объяснить, откуда это пошло.

Следующее число, 30, характеризует изменение вязкости при нагреве масла с 40 °С до 100 °С. Этот индекс существенно различается у разных продуктов, поскольку во многих странах прогревать двигатель запрещено, и водители сразу начинают движение при включении мотора.

Если инструкция к авто содержит единственный вариант вязкости, то именно такое масло и следует искать. При наличии нескольких вариантов у вас есть выбор. Так, если производитель разрешает использовать составы со значениями 0w30, 0w40, 5w30, 5w40, 10w40, то вы можете выбирать моторное масло в соответствии со своими привычками вождения и климатом.

В мягком климате достаточно 10w, а автовладельцам в регионах, где столбик термометра падает до -35 °С, подойдут масла с 0w. Если вы водите в щадящем режиме, выбирайте масло с показателем вязкости 30, а если часто даете большую нагрузку и катаетесь на высоких оборотах, то с показателем 40.

Выбирая моторное масло для бензинового или дизельного двигателя, смотрите только на рекомендации производителя машины. Тепловые зазоры двигателей сильно варьируются. От этого показателя и условий эксплуатации и зависит оптимальная вязкость.

Выбор моторного масла согласно международным стандартам

Выбирайте моторное масло по международных стандартам, указанным компанией-производителем в инструкции к автомобилю. Вот основные среди них:

SAE J300 – стандарт по показателям вязкости, которым посвящен предыдущий раздел. Этот стандарт описывает вязкость как при высоких, так и при низких температурах.

За актуальными акциями по Карте рассрочки «Халва», которые помогут выгодно приобрести необходимые вам товары, можно следить здесь.

API – стандарт по эксплуатационным свойствам продукта. Актуальным бензиновым категориям соответствуют SJ, SL, SM, SN. А если вы выбираете моторное масло для дизельного двигателя, то ищите на этикетках цифры CH-4, CI-4, CJ-4. Можно брать любые более современные категории, а вот более старые – нельзя. Многие современные масла, кстати, являются универсальным, и их можно заливать и в бензиновый, и в дизельный двигатель. Однако существуют и специализированные составы под конкретный тип мотора, и API отражает эту разницу.

Выбор моторного масла согласно международным стандартам Фото: Shutterstock

Стандарт ACEA является исключительно европейским и перечисляет допустимые категории масел под каждый конкретный двигатель. Чтобы выбрать хорошее моторное масло, внимательно смотрите на маркировки этикеток: некоторые двигатели и выхлопные системы налагают особые технические требования на масла.

Выбор моторного масла для двигателей на газу

На рынке есть специальные составы, позиционируемые как масла для двигателей на газу: по обещаниям изготовителей, такие масла идеально приспособлены именно под данный тип топлива, и надо использовать только их из-за разницы температур, при которых в камере сгорания воспламеняются газ и бензин. Но если для бензина эта температура равна +2000 °С… +2500 °С, то, например, для бутана и пропана – +2400 °С… +2700 °С, а для метана – +2050 °С… +2200 °С. Разница, как видите, несущественная, так что можно смело брать масло для бензинового двигателя и для машин, которые работают на метане.

А вот с пропаном и бутаном все сложнее: совместимость определяется примесями в обоих составах – и в масле, и в самом газе. К примеру, сжигание топливной смеси при больших температурах может со временем привести к отложениям золы на стенках камеры, а это загрязняет двигатель. Многие современные модели авто рассчитаны только на малозольные масла. Смазочный материал должен уменьшить зольность двигателя и сделать выхлоп более чистым. Если у вас машина с ГБО, принцип подбора масла для нее будет тем же.

Но есть две сложности. Во-первых, не для любого мотора подойдет малозольное (энергосберегающее) масло. Необходимо сверяться с допусками по ACEA от производителя автомобиля. У малозольных масел обозначения будут С1, С2 и С3 (Low SAPS и Middle SAPS). Во-вторых, стоимость малозольных средств выше, чем обычных. Необходимость использовать только их ставит под сомнение рентабельность ГБО.

То есть, выбирая моторное масло для машины с ГБО, действовать следует так же, как и в случае обычного бензинового двигателя. Если менять масло вовремя и брать только современные марки (исключая откровенные подделки), то оно будет нормально работать при высоких температурах, особенно если недолго.

Выбор моторного масла в зависимости от компании-производителя

В автомагазинах можно найти продукцию различных брендов моторных масел “Роснефти”, “Лукойла”, Castrol, Shell, Mobil и т. д.

У каждого изготовителя – свои линейки продуктов, объединяющие в себе масла с различными характеристиками. Только владелец машины может выбрать, какое смазочное средство ему приобрести. Но есть несколько общих советов.

Разочаровавшись в качестве состава, многие покупатели считают ответственным за это бренд. Но чаще всего проблема заключается в том, что им попалась подделка под известную марку. Первый принцип для тех, кто хочет выбрать надежное и хорошее моторное масло – отдавать предпочтение только тем брендам, которые тщательно защищают свои товары.

Выбор моторного масла для двигателей на газу Фото: Shutterstock

Способов защиты становится все больше. Это, например, приложения для смартфонов, возможность пробить одноразовый код с канистры на сайте, получить sms, просветить упаковку УФ-фонариком, и т.п.

Масла зарубежных производителей могут изготавливаться не только в СНГ, но и в других государствах. Последний вариант – более надежный: подделок там ощутимо меньше. Выбирайте для своего двигателя моторные масла с европейских, японских и американских заводов (либо из любых других развитых стран). Эта информация зашифрована на упаковке или указана на ней явно.

Лучше приобретать масла в автосервисах или специализированных автомагазинах. Среди отечественных брендов превосходным качеством отличается продукция “Газпромнефти” и “Лукойла”: она имеет все допуски и соответствует современным стандартам. Правда, и стоит ненамного дешевле аналогичных импортных составов.

Карта «Халва» 
с бесплатным обслуживанием
До 24 месяцев рассрочки без процентов
  • До 15% на остаток собственных средств
  • До 10% кешбэк с подпиской «Халва.Десятка»
  • Более 250 000 магазинов-партнёров
  • Снятие наличных в рассрочку
Заказать карту бесплатно

Хотите узнать, что действительно волнует авторов и редакторов Халва Медиа?

Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Подписаться
Похожие статьи