Все статьи

×

19.12.2022

Автомобилистам
Глаз

3522

Время чтения: 7 минут

Как выбрать сабвуфер в машину

Глаз

601

Время чтения: 7 минут
Сохранить статью Сохранить статью:
Сохранить статью:

Вы одновременно и автолюбитель, и меломан, предпочитающий громкие насыщенные басы? Тогда эта статья для вас. Расскажем, какой сабвуфер выбрать для машины и на что обратить внимание.

В статье рассказывается:

Сабвуфер – сложное устройство, в котором тесно переплетаются два раздела физики – акустика и электричество. Для того чтобы правильно выбрать саб в машину, следует хотя бы немного разобраться в каждом из них.

Что такое автоакустика

Для чего нужен сабвуфер в автомобиле

Саб нужен для того, чтобы насытить звучание низкими тонами. Согласитесь, без басов практически любой современный музыкальный хит будет звучать скудно, и достичь эффекта погружения не получится.

Автомобильный сабвуфер — это крупный блок, который, как правило, устанавливают в багажнике (больше он просто никуда не поместится). Даже скромных размеров колонка для басов будет в несколько раз крупнее всех остальных элементов автомобильной аудиосистемы вместе взятых.

Часто саб занимает до половины объема багажного пространства. То есть за возможность наслаждаться насыщенной музыкой придется платить некоторым комфортом. Поэтому прежде чем приобрести саб, тщательно оцените все «за» и «против».

К счастью, с Халвой цена отходит на второй план. С картой вы получаете возможность оплачивать покупки как своими, так и заемными средствами, а подписка «Халва.Десятка» позволит делать покупки с беспроцентной рассрочкой в 250 000 магазинах-партнерах.

Конечно, в продаже имеются и особо компактные модели, которые можно разместить в салоне под сиденьем. Но цена за подобное решение проблемы вырастет кратно. При этом не факт, что качество звучания полностью вас устроит.

Интересный факт: в отличие от обычных колонок, которых для создания стереоэффекта нужно не менее двух, сабвуфер всегда используют в одиночку. Дело в том, что наш слух очень неуверенно определяет источник низкочастотного звука – кажется, что он повсюду вокруг нас. Поэтому эффект «стереобасов» не имеет смысла.

Почему сабвуфер должен быть большим

Чтобы ответить на этот вопрос, следует ненадолго погрузиться в теорию акустики.

Возможно, вас удивляет, что для передачи низких тонов требуется отдельная колонка, причем столь крупных размеров. Ведь, к примеру, качественные и компактные наушники могут отлично передавать звук во всем спектре частот – от пронзительного писка до густых басов.

Во всем «виновато» звуковое давление. Этот физический эффект определяет, насколько сильно звуковая волна будет давить на ваши барабанные перепонки, а значит — насколько громким будет звук.

В мизерном объеме ушной раковины с этой задачей справляются даже маломощные динамики диаметром несколько миллиметров. Но в гораздо большем пространстве салона машины эта проблема становится более серьезной, причем именно для низкочастотного звука. В таком случае обычно говорят, что «басы проседают».

Дело в том, что для «разгона» длинной волны баса требуется гораздо большая амплитуда колебаний диффузора динамика (другими словами — мембраны), чем для высокочастотной. Проще всего этого добиться увеличением его диаметра.

лучшие активные сабвуферы

Виды сабвуферов

Чаще всего автомобильные сабы подразделяют на две большие группы: активные и пассивные.

Активный

Это уже готовый к использованию комплект устройств. Динамик соединен с усилителем, поэтому подключение колонки к аудиосистеме автомобиля займет буквально десять минут.

На первый взгляд такой подход – несомненный плюс. Но, как обычно, «дьявол кроется в деталях». Как правило, в таких системах производители экономят на усилителе — используют самый дешевый одноканальный. А это напрямую влияет на качество звучания — чистота звука приносится в жертву громкости.

Поэтому дешевые активные сабвуферы часто не оправдывают ожиданий своих владельцев. К сожалению, даже высокая цена не всегда гарантирует качество.

Обязательно ознакомьтесь с акустическими характеристиками модели: отношение шумов к чистому звуку, амплитудно-частотные показатели и т. п.  Если производитель скрыл эти данные, лучше остановить свой выбор на другом изделии.

Пассивный

«Игрушка» для продвинутых пользователей. Фактически вы приобретаете элемент конструктора «Сделай сам». Встроенного усилителя у пассивного саба нет. Его придется выбирать и подключать самостоятельно. 

Достоинства пассивного сабвуфера – это недостатки активного. Во-первых, пассивная колонка меньше по размеру. Во-вторых, возможность выбрать усилитель отдельно позволяет получить лучшее сочетание с динамиком, а значит, и качество звучания.

Выбор в пользу пассивного саба делают люди, которые неплохо разбираются в аудиотехнике и точно понимают, какие возможности хотят получить.

Основные характеристики сабвуфера

Теперь остановимся на конкретных физических характеристиках производительности и надежности.

Мощность

Очень часто неопытные меломаны делают свой выбор, опираясь только на этот показатель. И именно на те цифры, которые крупным шрифтом напечатаны на коробке или рекламном борде. Важно понимать, что в большинстве случаев высокий показатель не отражает реальных характеристик устройства.

Дело в том, что для сабвуфера имеют значение два вида мощности: максимальная и номинальная. 

  • Первая отражает пиковые (MAX) значения нагрузки, которые может выдержать динамик в течение непродолжительного времени (буквально несколько секунд). К качеству звучания максимальная мощность не имеет никакого отношения. Однако именно ее, как правило, указывают в рекламе – просто потому, что большое число выглядит привлекательнее.

  • Номинальная мощность (RMS) – более важный показатель с точки зрения качества. Это значение тока, при котором колонка будет исправно звучать — независимо от времени работы.

Можно привести аналогию с самолетом. У него есть два значения скорости — крейсерская и максимальная (на форсаже). В отдельных критических ситуациях пилот будет применять форсаж, однако гораздо большее значение с точки зрения эффективности имеет стабильность полета в обычном (крейсерском) режиме.

Если вы решили приобрести усилитель отдельно, то желательно, чтобы его мощность была выше мощности сабвуфера: звук будет чище. Но будьте осторожны, экспериментируя с максимальными значениями – динамик может не выдержать «агрессивного темперамента» усилителя и выйти из строя.

Чувствительность

Речь идет о глубине хода диффузора в соотношении с его площадью, то есть непосредственно о звуковом давлении при определенных показателях подаваемой мощности. Ключевое значение имеет площадь мембраны (чем больше, тем лучше), а значит — и ее диаметр.

Для того чтобы оценить чувствительность, на сабвуфер подают ток мощностью 1 Вт и измеряют громкость звука на расстоянии метра от динамика. 

Диаметр динамика

В общем случае чем больше динамик, тем лучше. Однако мы выбираем саб не в дискоклуб, а в машину. А значит, компактность системы — одно из главных требований.

Поэтому лучше сначала сравнить остальные характеристики всех кандидатов, а затем среди победителей выбрать устройство с оптимальным соотношением цены и размера динамика.

Обычно автосабы оборудованы динамиками диаметром 8, 10, 12  или 15 дюймов. Большинство меломанов вполне устраивает «золотая середина» в этом вопросе. Но если вы хотите впечатлить окружающих на autoparty с открытым багажникам, то лучше подойдет 15-дюймовый (38 см) саб.

Импеданс

Другими словами — входное сопротивление. Для большинства автосабвуферов импеданс составляет 4 Ом, реже — вдвое меньше. 

Желательно, чтобы выходное сопротивление усилителя соответствовало импедансу. Иначе либо саб будет звучать тише, либо усилитель будет чрезмерно перегреваться.

Выбираем корпус 

Для сабвуфера корпус — не просто ящик, в котором закреплено оборудование. Он принимает непосредственное участие в формировании звука.

Во время звучания внутри короба возникает эффект эха в ограниченном пространстве. Раз звук — это волна, для него характерно сложение – взаимное усиление (резонанс) или гашение волн в зависимости от того, в какой фазе они встретились.

Поэтому крайне важно, из чего изготовлен корпус. Бытует мнение, что лучший сабвуфер в машину (неважно, активный или пассивный) должен быть сделан в стиле ретро, потому что корпус у него деревянный. Однако это не совсем правда.

Для звуковых колонок оптимальны МДФ или толстая ДСП – они плотные и хорошо гасят колебания. Дерево – чуть хуже. А вот металлические коробы хоть и прочные, но сильно резонируют; поэтому они должны быть оклеены изнутри толстым слоем войлока.

Пластик – самый дешевый, но и наихудший вариант. Исключение – если речь идет о комбинированном многослойном пластике. Но это весьма дорогое решение, которым пользуется, к примеру, авторитетная компания Bell Audio.

Типы корпусов

Их выделяют три:

  1. Закрытый — простой герметичный ящик. Единственная задача такого короба (в плане участия в формировании звука) – гасить резонирующие колебания за диффузором. Однако КПД такого саба будет ниже, чем при других вариантах.

  2. Фазоинвертор — большой корпус с дополнительным отверстием на лицевой стороне. Его расположение точно рассчитано. Благодаря отверстию возникает эффект «правильного резонанса», то есть волны определенного диапазона, расходящиеся от диффузора в разных направлениях, отражаются и взаимно усиливают друг друга.

  3. Бандпасс — сложное устройство, которое совмещает в себе плюсы двух других видов коробов. Он выполняет роль полосового фильтра – усиливает сразу несколько волн разных частот. Разумеется, такое решение обойдется вам в копеечку, при том что размеры бандпасса, как правило, еще больше, чем у фазоинвертора.

фазоинвертор или band-pass

Подведем итоги

Эпоха корпусных сабов подходит к концу. Потому что грамотно подобранная и вмонтированная в аудиосистему автомобиля связка «сабвуферный динамик – усилитель» выводят качество басов на совершенно новый уровень.

Идеальный сабвуфер для каждого автомеломана будет своим. Все зависит от ваших предпочтений, бюджета и готовности уделить время своему авто.

Вся информация о ценах и партнерах актуальна на момент публикации статьи. Действующие магазины-партнеры Халвы.