Все статьи

×

04.10.2021

Автомобилистам
Глаз

1699

Время чтения: 17 минут

Как выбрать зимние шины и не прогадать

Глаз

264

Время чтения: 17 минут
Сохранить статью Сохранить статью:
Сохранить статью:

Каждый водитель должен знать, как выбрать зимние шины. Недостаточно просто купить какие-то покрышки — необходимо их соответствие не только параметрам автомобиля, но и местности, в которой авто эксплуатируется, и конкретному стилю вождения.

Не менее важный вопрос – покупка новых шин, б/у или дошиповка старой резины. В нашей статье мы расскажем обо всех нюансах выбора зимних шин, чтобы вы смогли сделать правильный выбор.

Важность использования зимних шин

Всем, кто живет в регионах со снежными зимами и низкими температурами, необходимо менять летнюю резину на зимнюю с наступлением холодов. Летняя резина совершенно не годится для движения по трассам, покрытым снегом, льдом или снежной кашей. Причем это никак не связано с манерой вождения конкретного автомобилиста. Даже если человек водит спокойно и аккуратно, он обязан поменять покрышки в холодное время года.

Зимние шины созданы специально для передвижения автомобиля по заснеженным и скользким дорогам. Они гораздо мягче летних, а также способны сохранять эластичность в сильные морозы, что крайне важно для безопасной и комфортной езды.

Важность использования зимних шин Фото: Shutterstock

Особые свойства зимней резины:

  • Рисунок протектора (блоки, ламели, грунтозацепы и др.).
  • Состав резины.
  • Наличие шипов.

Зимние шины отличаются от летних протектором, состоящим из крупных блоков и глубоких канавок между ними. Когда колесо вращается, снег попадает в углубления, что позволяет усилить сцепление колеса с дорогой; затем он отбрасывается. Летняя резина в силу своей конструкции не способна выполнять эти функции.

Чтобы понять сезонность шин, нужно посмотреть на маркировку на боку: на зимней резине будет стоять значок снежинки на фоне тройного горного пика. Знак был принят экспертами ООН и Евросоюза в 2012 году как гарантия соответствия резины всем критериям безопасности.

Бытует мнение, что в бесснежную зиму менять шины необязательно. То есть если нет снега и льда, то можно продолжать безопасно ездить на летней резине. Конечно, это заблуждение. На необходимость замены покрышек влияет и температура воздуха: чем она ниже, тем важнее становится наличие определенных характеристик, присутствующих только в зимних шинах. Когда температура стремится к нулю и переходит в отрицательные значения, летняя резина начинает дубеть и перестает нормально сцепляться с дорожным покрытием.

Зимняя резина сохраняет эластичность и обеспечивает безопасную езду в холодное время года даже при отсутствии снега и льда, она предназначена в том числе для поездок по влажному и сухому асфальту.

Менять шины следует в тот момент, когда столбик термометра опускается ниже + 7 градусов по Цельсию, при этом температура держится стабильно и потепления явно не ожидается. В России это происходит в октябре-ноябре, но все, конечно, зависит от конкретного региона.

Основные виды зимней резины

Перед тем, как выбрать зимние шины, нужно понять, какие их типы существуют и чем отличаются друг от друга.

  • Скандинавская резина. Рисунок протектора выполнен в виде ромбиков, расположенных в шахматном порядке. По названию понятно, что такие шины предназначены для регионов, где преобладают суровые зимы с большим количеством снега и наледью на дорожном полотне.
  • Европейская резина. Рисунок протектора представляет собой «елочку». Такая резина подходит для местности с мягкими зимами, где преобладают дожди и мокрый снег.
  • Зимняя резина с шипами, обеспечивающими хорошее сцепление с обледеневшей или заснеженной дорогой. Шипы могут иметь разные характеристики (форма, материал).

Шипованная резина необходима там, где дороги постоянно покрыты снегом и льдом. В городских условиях лучше использовать так называемую «липучку» (зимние не шипованные шины, их еще называют фрикционными).

Выбор между новыми и б/у зимними шинами

Покупая зимнюю резину, многие водители делают выбор не только между различными производителями, но и между новыми покрышками и теми, что уже были в эксплуатации. Рассмотрим основные плюсы и минусы новых и б/у шин.

  • Новые зимние шины

Разумеется, новые шины будут служить дольше. Кроме того, в них несложно установить новые шипы, если есть такая необходимость и возможность. Резина хороших производителей не вздуется, а если с ней что-то произойдет не по вине водителя, всегда можно сделать возврат по гарантии.

Есть автомобили, к которым найти б/у шины трудно, поэтому единственный вариант – покупка новых. По сути, у новой резины только один недостаток – высокая стоимость. Хотя если произвести расчет амортизации и оценить срок ее службы, становится понятно, что трата не будет напрасной.

  • Подержанные шины

Иногда можно найти неплохие и выгодные варианты резины, бывшей в употреблении. Разумеется, стоимость таких шин значительно ниже новых. Однако минусов у такой покупки немало. Во-первых, никогда не знаешь, правду ли сказал бывший владелец резины относительно срока и условий ее эксплуатации. А во-вторых, покупка не всегда рентабельна, если учесть, что средний срок службы покрышек – от 2 до 4 сезонов.

Важность маркировки при выборе зимней резины

Маркировка резины может сообщить о ее характеристиках.

  • Дата изготовления: четыре цифры на боковине шины (первые две цифры – номер недели года, вторые две – сам год).
  • Износостойкость. Данный параметр называется «Treadwear» и исчисляется в единицах. Стандартная износостойкость – 100 ед. Их обычно хватает на 48 000 км. пробега (на сезон).
  • Индекс скорости. Обозначается буквами английского алфавита – от N (140 км/ч) до ZR (выше 240 км/ч). Шины, подходящие для быстрой езды, и при этом износостойкие, обычно маркируются буквой S.
  • Показатель нагрузки. Он указывает вес, приходящийся на каждое колесо. Считается, что этот индекс должен находиться в пределах 30 — 35 процентов от веса снаряженного автомобиля.
  • Тип шин. Зимняя резина обладает маркировкой «M+S» (Mud + Snow, то есть грязь + снег) и/или «Winter» (зима). Бывают также шины-всесезонки (маркировка «All season» или «All weather», то есть всесезонные или всепогодные) – их лучше не брать, если езда осуществляется в широтах со снежными и холодными зимами. Дело в том, что многие производители выпускают такую резину для регионов с теплым климатом, где зимой температура опускается максимум до нуля.
  • Сертификация. Буква «Е» означает соответствие требованиям Евросоюза, а «DOT» — требованиям США. Есть модели с обеими маркировками.

Кроме того, существует обозначение таких признаков, как показатель сцепления на мокрой дороге (от A до G), топливная экономичность (от A до G), а также акустический комфорт (1 деление – оптимальный уровень, 3 деления – слабый). Не маркируются следующие виды шин: профессиональные внедорожные, гоночные, наварные, шипованные и некоторые другие.

Нюансы выбора шипованных зимних шин

Шипованные шины призваны обеспечить усиленное сцепление колес с дорогой. Рассмотрим принцип их работы.

Шипы, даже очень хорошего качества, не будут выполнять свою функцию на отлично, если сама резина оставляет желать лучшего. Для безопасного и комфортного вождения важно именно комплексное действие шипов и протектора.

Шипы «вгрызаются» в лед и снег, обеспечивая первичное зацепление. После этого начинает работать протектор, который дает возможность сохранить управляемость транспортного средства. Шипованные шины хорошо сцепляются со льдом и снежной массой, не давая колесу прокручиваться. А вот на голом асфальте их лучше не использовать. Некоторые думают, что на сухом асфальте тормозной путь таких шин увеличивается, однако это миф. Тормозной путь шипованных и фрикционных покрышек особо не отличается.

Шипованная резина по составу похожа на скандинавскую, но в нее добавляют пластификаторы, позволяющие сделать шины мягкими. В такой резине больше смол и масел, чем в европейской, что обеспечивает нужную мягкость смеси.

Существуют разные типы шипов. Рассмотрим, из каких материалов их производят.

  • Сталь. Устаревший вариант шипов, который сегодня используется в основном в производстве недорогих шин. Стальные шипы могут ржаветь, что сокращает срок их эксплуатации.
  • Алюминий. Самый распространенный материал, который не ржавеет и обеспечивает хорошее сцепление с дорогой. Такие шипы нередко имеют тефлоновое напыление для защиты от истирания.
  • Пластмасса. На данный момент шипы из этого материала уже почти не встретить, но примерно десять лет назад они использовались в производстве шин премиум-сегмента. Их малый вес позволял обойти ограничения на массу этого элемента. Однако низкие эксплуатационные характеристики пластмассовых шипов привели к отказу от них.
  • Комплексные шипы. Обычно производятся из алюминия с вольфрамовой вставкой. Алюминий обеспечивает достаточную устойчивость к коррозии, а вольфрамовый сердечник – оптимальное зацепление за лед и прочность.

Основная часть шипа называется «тело». Его главная функция – надежно крепить шип к покрышке. Наиболее распространенный вид тела – рюмка (визуально напоминает перевернутую рюмку с ножкой). Также имеются разновидности с винтовым нарезом или насечками.

Внутри шипа находится сердечник, с помощью которого осуществляется сцепление с дорогой. Форма изделия зависит именно от него.

Нюансы выбора шипованных зимних шин Фото: Shutterstock

Форма шипа может быть:

  • Круглая.
  • Овальная.
  • Ромбовидно-шестигранная.
  • Четырехгранная.
  • Трапециевидная.
  • Бриллиантовая.
  • Семигранная.
  • Треугольная.
  • Трехлучевая.
  • Гранено-бриллиантовая.
  • Крестообразная.

Круглые шипы – самые распространенные. Их устанавливают на бюджетную резину. Другие разновидности были созданы разными производителями и обычно используются в производстве более дорогих покрышек.

На самом деле на шине, которая использовалась некоторое время (проехала около 1-2 тысяч км), разницы между круглым и фигурным шипом уже не будет. То есть авторские разработки производителей влияют на тормозной путь автомобиля только пока покрышки новые.

Особенности фрикционной резины или «липучки»

Фрикционная резина, или «липучка» – это класс зимних шин, которые способны обеспечить сцепление с ледяной поверхностью дороги без шипов. Оно происходит исключительно за счет трения резины. Сцепление колеса с дорогой очень зависит от шашек рисунка протектора. Их количество и суммарная длина кромок в пятне контакта прямо пропорциональны качеству сцепления с дорогой. При разгоне задействуется задняя кромка шашки протектора, при торможении - передняя.

Прогретая зимняя шина способна плавить структуру льда, о чем говорят следы протектора на ледяной поверхности. «Липучка» умеет удалять (впитывать) тонкую пленку воды, которая образуется между льдом на дороге и разогретой резиной, в результате чего и возникает сухое или полусухое трение. Толщина этой водяной пленки зависит от температуры воздуха и структуры льда, соответственно и качество сцепления с дорожным покрытием полностью зависит от климатических условий. Получается, что фрикционную резину лучше использовать при низких температурах (чем ниже – тем лучше).

Особенности фрикционной резины:

  • Большое число ламелей.
  • Мягкость материалов.
  • Пористая структура.
  • Абразивные микрочастицы.

Ламели – это тонкие полоски резины, разделяющие протектор. На фрикционной резине их много. Такое разделение увеличивает давление на покрытие и тем самым улучшает сцепление с ним. Различают следующие виды ламелей:

  • Поперечные.
  • Диагональные.
  • Зигзагообразные.

На протекторе фрикционной резины имеются грунтозацепы, как и на любом другом самоочищающемся протекторе. Но на «липучке» они расположены гораздо плотнее, что положительно влияет на ходимость, позволяя использовать большее число ламелей. Шины цепляются за дорогу кромками ламелей, а при наличии большой глубины протектора образуется стабильное и большое пятно контакта.

Под тяжестью автомобиля происходит расхождение ламелей в блоках протектора, в результате он практически прилипает к поверхности дорожного полотна, покрытого снегом. При уходе с зоны контакта с дорогой ламели сходятся, и шина самоочищается, вытесняя ледяную крошку и снег.

Однако даже при наличии большого количества ламелей, шина не будет выполнять свою функцию, если структура ее резины недостаточно пористая. Степень пористости влияет на качество впитывания воды при наезде на дорожное полотно.

Фрикционные шины делят на нордические и европейские. Специальной маркировки для такого разделения не существует, оно довольно условно и зависит от эксплуатационных характеристик резины.

Особенности нордических шин-липучек.

  • Большое число глубоких ламелей, которые прорезают шину почти на всю глубину протектора. Это обеспечивает раскрытие блоков протектора и прилипание покрышки к дорожному покрытию.
  • Низкий скоростной индекс. Из-за большого количества ламелей и глубокого протектора шины скандинавского типа менее устойчивы на высоких скоростях и требуют ограничения скорости до 160-190 км/ч.
  • Мягкий состав резиновой смеси, обеспечивающий эластичность покрышек даже в сильные холода.

В отличие от нордических, европейские шины-липучки не предназначены для эксплуатации в условиях очень низких температур и обильных снегопадов. Их используют в регионах с преимущественно чистыми дорогами, обработанными противогололедными реагентами.

Если необходимо выбрать хорошие зимние шины и рассматривается вариант фрикционных покрышек, нужно иметь в виду, что их создавали для европейских дорог – чистых и ухоженных, в том числе по причине мягкого климата. В России он совсем другой, не говоря уже о качестве дорог.

Особенности эксплуатации «липучек» в нашей стране.

  • На заснеженной дороге. Отличий от шипованной резины в данном случае нет, поскольку в снегу на первый план выходит высота протектора.
  • На мокрой дороге. Фрикционная резина имеет большое количество микропор и как следствие отличные впитывающие характеристики, что позволяет отводить водяную пленку и сокращать тормозной путь. Благодаря этому «липучка» гораздо эффективнее шипованной резины в сырую погоду.
  • На ледяной дороге. А вот тут фрикционная резина заметно проигрывает шипам. При температуре до - 20°С на льду ее способности к зацеплению на 20% хуже, чем у шипованной. Шипы погружаются в лед, обеспечивая отличное сцепление с зимней дорогой.

А вот когда температура опускается ниже - 20°С характеристики фрикционных и шипованных шин сравниваются. Дело в том, что при экстремально низких температурах лед приобретает такую прочность, что шипы уже не в состоянии его проколоть и зацепиться. Резина «липучки» в таких условиях остается мягкой и эластичной, позволяя зацепиться за поверхность дорожного полотна.

Выбирая зимние покрышки, необходимо учитывать условия, в которых они будут эксплуатироваться. Фрикционные шины считаются более универсальными, но при этом их лучше использовать в городе, где гораздо ниже риск оказаться на заснеженной и обледеневшей дороге. Кроме того, «липучки» хорошо показывают себя в условиях изменчивой погоды (например, весной). Для езды за пределами города в местности с умеренно низкими температурами предпочтительнее шипованная резина.

Влияние стиля вождения на выбор зимних шин

В снежную погоду на автомобиле с европейскими шинами необходимо ехать аккуратно из-за скользкой дороги.

На асфальте машина со скандинавскими шинами тормозит хуже, чем с европейскими. Кроме того, автомобиль не так хорошо реагирует на повороты руля. 

Любителям быстрой езды нужно учитывать индекс скорости автомобиля – его безопасную допустимую скорость. Параметр обозначают буквами на самой шине: S — до 180 км/ч, Т — до 190 км/ч, H — до 210 км/ч, а ZR — более 240 км/ч.

Для снега и льда лучше использовать шипованную резину, а на голом асфальте – европейскую.

Местность эксплуатации зимней резины

При выборе зимних шин также необходимо ориентироваться на регион, в котором они будут эксплуатироваться.

На юге, где снег и обледенение дорог – это редкость, лучше использовать европейскую резину, она гораздо эффективнее в условиях мягких зим.

Автомобилистам из северных регионов подходят скандинавские и шипованные шины. Первый вариант лучше приобретать для города, где дороги чистят и посыпают реагентами, а также для пригорода, особенно если шум от шипов доставляет дискомфорт.

А вот для езды при низких температурах в условиях заснеженных и обледеневших дорог лучше выбирать шипованную резину. В городе такие модели нужны нечасто.

Интересно, что по данным исследования, проведенного порталом «Авто.ру», более 60% респондентов предпочитают шипованные шины фрикционным. Хотя выборка не слишком велика – в опросе приняли участие 2000 человек из разных регионов России.

Правила выбора подержанных зимних шин

Тем, кто решил приобрести резину б/у, стоит обратить внимание на ряд моментов.

  1. Латки на протекторе

    Лучше не покупать шины, на которых имеется более двух латок на обратной стороне протектора. Или если есть одна большая латка, которая закрывает более трети ширины покрышки. Велика вероятность того, что у шины был значительный дефект, который попытались исправить.

  2. Грыжи

    Не стоит приобретать покрышки с грыжами на боковых поверхностях. Это серьезные повреждения, которые грозят разрывом резины в будущем. Кроме того, не должно быть никакого биения при проверке шины на балансировочном станке.

  3. Порезы

    Сильные порезы на боковинах шин также указывают на то, что от покупки лучше отказаться. Они могут повлиять на появление серьезных повреждений покрышки, что способно привести к аварии.

    Однако порезы шашек не являются серьезным повреждением и бояться их не стоит.

  4. Микротрещины

    Микротрещины на боковинах покрышек могут указывать на неправильные условия хранения и давний срок их выпуска.

  5. Возраст шины

    Возраст шины имеет большое значение в эксплуатации. Обычно он указывается на ее боковине – маркировка представляет собой четыре цифры, где последние две – год изготовления. Лучше не покупать резину старше 5 лет.

  6. Остаток протектора

    Глубина протектора имеет огромное значение для использования зимних шин. Чем она меньше, тем хуже сцепление покрышки с поверхностью дороги. Если протектор стерт более чем наполовину, от покупки шин лучше воздержаться.

Некоторые производители обозначают уровни истертости цифрами: чем она ниже, тем меньше остаток протектора. Самый минимум высоты протектора, при котором шина еще может быть эффективна – 4 мм.

Важно обращать внимание и на четкость рисунка протектора. Удивительно, но факт: некоторые умельцы ради успешной продажи неликвидных шин готовы сами нарезать этот рисунок заново.

Стоит ли дошиповывать зимние шины

Чтобы дошиповка прошла успешно, резина должна иметь достаточную высоту протектора. Мастера, осуществляющие этот вид работ, говорят о том, что она должна быть не меньше 7 мм. При этом важно отметить, что шипы бывают разных размеров и если провести дошиповку неправильно, можно повредить подпротекторный слой (попросту продырявить его). В этом случае шина будет «травить» в гнезде шипа (если она бескамерная).

То же самое произойдет, если пытаться вставить шипы в слишком старую шину. Дело в том, что такая резина утрачивает эластичность, дошиповка травмирует ее, и гнезда шипов начинают пропускать воздух. Поэтому возиться с ней нет смысла.

К сожалению, с определением остаточной высоты протектора и возраста шины могут возникнуть сложности. Шина не всегда изнашивается равномерно, то есть не на всей ее поверхности может иметься остаточная высота 7 мм. К примеру, если шина перекачана, быстрее изнашивается центральная часть протектора, а если недокачана – его края. Бывает и так, что углы установки развала и схождения не проверялись, и в результате резина износилась неравномерно: с одной стороны покрышки высота протектора может составить 7 мм, а с другой – только 4 мм. В идеале такую шину лучше отправить в утиль, а машину – в мастерскую для устранения проблемы. Но в принципе можно осуществить дошиповку той части, где высота протектора позволяет это сделать. Это лучше, чем ездить вообще без шипов.

Относительно возраста шин тоже не все так однозначно. Считается, что дошиповывать можно резину не старше 4 лет (речь идет о дате производства покрышки). Однако некоторые шины, возраст которых превышает 4 года, оказываются вполне пригодны для этого. То есть нужно смотреть на состояние конкретной покрышки.

Вставлять новые шипы необходимо не тогда, когда резина уже лысая, а заранее. Шина перестает эффективно работать не только в случае потери шипов. Если они изношены или мотаются в гнезде, это тоже указывает на необходимость обновления резины.

Разумеется, не нужно пытаться вставлять шипы во фрикционные шины – они на это просто не рассчитаны.

Типичные ошибки при выборе зимних шин

  • Спешка при выборе

Выбирая шины, нельзя торопиться. Прежде чем совершить покупку – порой достаточно дорогостоящую – нужно внимательно изучить технические особенности как своего автомобиля, так и покрышек, представленных на рынке.

Хорошенько разобравшись в вопросе, можно купить резину, которая эффективно отработает несколько сезонов и обеспечит автомобилю устойчивость на дороге, а водителю – максимально возможный комфорт.

  • Экономия на качестве

Несмотря на высокую стоимость зимней резины, экономить на ней нельзя, ведь это прежде всего безопасность всех участников дорожного движения. Кроме того, неплохие варианты покрышек вполне можно найти за приемлемые деньги. И это еще один аргумент в пользу подробного изучения представленных в магазинах покрышек.

Если финансовый вопрос стоит остро, можно попытаться сэкономить, купив подержанные шины. Разумеется, тут нужно быть еще более подкованным и внимательным, чем при выборе новой резины.

  • Невнимательное изучение

Приобретая зимние шины – причем неважно, где – нужно тщательно осматривать и изучать каждую на предмет трещин, вздутия, заводского брака и следов от возможного ремонта (этот пункт актуален для б/у изделий).

Преимущества карты Халва при покупки новых зимних шин

Если необходимо срочно купить новую зимнюю резину, можно воспользоваться картой Халва. Подключив подписку «ХАЛВА.ДЕСЯТКА», вы совершенно бесплатно оцените все ее возможности:

  • 10 месяцев рассрочки на любые покупки у всех партнеров Халвы.
  • 10% кешбэка за покупку от 50 тысяч рублей своими деньгами у партнеров (при оплате телефоном).
  • 0% комиссия за любые переводы своих средств с Халвы в мобильном приложении «Халва – Совкомбанк» или личном кабинете.
  • Помощник по покупкам: личный консультант подберет для вас нужный товар в сотнях тысяч магазинах-партнерах — с лучшей ценой и сроком рассрочки.
  • Защита жизни и здоровья.
  • Поддержка в путешествиях (для выезжающих за рубеж).
  • Безопасность при любых операциях по карте.
  • Автоматическая защита важных покупок и доступ к юридической помощи 24/7 по правам покупателя.
  • Бесплатное информирование по операциям.
  • Опция «Минимальный платеж» еще выгоднее: размер минимального платежа по рассрочке снижен до 1/24 от задолженности, а комиссия за пользование опцией может быть отменена в сложных жизненных ситуациях.

Преимущества карты Халва при покупки новых зимних шин Фото: Shutterstock

Подключение опции «Все и везде» даст вам возможность попробовать бесплатную рассрочку на 3 месяца без комиссии:

  • На любые покупки вне партнерской сети (в т.ч. за границей).
  • На платежи в разделе «Оплата услуг» в мобильном приложении «Халва – Совкомбанк» или личном кабинете.
  • На снятие и переводы заемных средств с Халвы.

Покупка зимних шин – ответственный шаг, который требует понимания вопроса и определенной суммы на счету. С картой Халва вы можете осуществить выгодную покупку оптимальным для вас способом.