04.10.2021
1699
3661
В этой статье:
Каждый водитель должен знать, как выбрать зимние шины. Недостаточно просто купить какие-то покрышки — необходимо их соответствие не только параметрам автомобиля, но и местности, в которой авто эксплуатируется, и конкретному стилю вождения.
Не менее важный вопрос – покупка новых шин, б/у или дошиповка старой резины. В нашей статье мы расскажем обо всех нюансах выбора зимних шин, чтобы вы смогли сделать правильный выбор.
Всем, кто живет в регионах со снежными зимами и низкими температурами, необходимо менять летнюю резину на зимнюю с наступлением холодов. Летняя резина совершенно не годится для движения по трассам, покрытым снегом, льдом или снежной кашей. Причем это никак не связано с манерой вождения конкретного автомобилиста. Даже если человек водит спокойно и аккуратно, он обязан поменять покрышки в холодное время года.
Зимние шины созданы специально для передвижения автомобиля по заснеженным и скользким дорогам. Они гораздо мягче летних, а также способны сохранять эластичность в сильные морозы, что крайне важно для безопасной и комфортной езды.
Фото: Shutterstock
Особые свойства зимней резины:
Зимние шины отличаются от летних протектором, состоящим из крупных блоков и глубоких канавок между ними. Когда колесо вращается, снег попадает в углубления, что позволяет усилить сцепление колеса с дорогой; затем он отбрасывается. Летняя резина в силу своей конструкции не способна выполнять эти функции.
Чтобы понять сезонность шин, нужно посмотреть на маркировку на боку: на зимней резине будет стоять значок снежинки на фоне тройного горного пика. Знак был принят экспертами ООН и Евросоюза в 2012 году как гарантия соответствия резины всем критериям безопасности.
Зимняя резина сохраняет эластичность и обеспечивает безопасную езду в холодное время года даже при отсутствии снега и льда, она предназначена в том числе для поездок по влажному и сухому асфальту.
Менять шины следует в тот момент, когда столбик термометра опускается ниже + 7 градусов по Цельсию, при этом температура держится стабильно и потепления явно не ожидается. В России это происходит в октябре-ноябре, но все, конечно, зависит от конкретного региона.
Перед тем, как выбрать зимние шины, нужно понять, какие их типы существуют и чем отличаются друг от друга.
Шипованная резина необходима там, где дороги постоянно покрыты снегом и льдом. В городских условиях лучше использовать так называемую «липучку» (зимние не шипованные шины, их еще называют фрикционными).
Покупая зимнюю резину, многие водители делают выбор не только между различными производителями, но и между новыми покрышками и теми, что уже были в эксплуатации. Рассмотрим основные плюсы и минусы новых и б/у шин.
Разумеется, новые шины будут служить дольше. Кроме того, в них несложно установить новые шипы, если есть такая необходимость и возможность. Резина хороших производителей не вздуется, а если с ней что-то произойдет не по вине водителя, всегда можно сделать возврат по гарантии.
Есть автомобили, к которым найти б/у шины трудно, поэтому единственный вариант – покупка новых. По сути, у новой резины только один недостаток – высокая стоимость. Хотя если произвести расчет амортизации и оценить срок ее службы, становится понятно, что трата не будет напрасной.
Иногда можно найти неплохие и выгодные варианты резины, бывшей в употреблении. Разумеется, стоимость таких шин значительно ниже новых. Однако минусов у такой покупки немало. Во-первых, никогда не знаешь, правду ли сказал бывший владелец резины относительно срока и условий ее эксплуатации. А во-вторых, покупка не всегда рентабельна, если учесть, что средний срок службы покрышек – от 2 до 4 сезонов.
Маркировка резины может сообщить о ее характеристиках.
Кроме того, существует обозначение таких признаков, как показатель сцепления на мокрой дороге (от A до G), топливная экономичность (от A до G), а также акустический комфорт (1 деление – оптимальный уровень, 3 деления – слабый). Не маркируются следующие виды шин: профессиональные внедорожные, гоночные, наварные, шипованные и некоторые другие.
Шипованные шины призваны обеспечить усиленное сцепление колес с дорогой. Рассмотрим принцип их работы.
Шипы, даже очень хорошего качества, не будут выполнять свою функцию на отлично, если сама резина оставляет желать лучшего. Для безопасного и комфортного вождения важно именно комплексное действие шипов и протектора.
Шипы «вгрызаются» в лед и снег, обеспечивая первичное зацепление. После этого начинает работать протектор, который дает возможность сохранить управляемость транспортного средства. Шипованные шины хорошо сцепляются со льдом и снежной массой, не давая колесу прокручиваться. А вот на голом асфальте их лучше не использовать. Некоторые думают, что на сухом асфальте тормозной путь таких шин увеличивается, однако это миф. Тормозной путь шипованных и фрикционных покрышек особо не отличается.
Существуют разные типы шипов. Рассмотрим, из каких материалов их производят.
Основная часть шипа называется «тело». Его главная функция – надежно крепить шип к покрышке. Наиболее распространенный вид тела – рюмка (визуально напоминает перевернутую рюмку с ножкой). Также имеются разновидности с винтовым нарезом или насечками.
Внутри шипа находится сердечник, с помощью которого осуществляется сцепление с дорогой. Форма изделия зависит именно от него.
Фото: Shutterstock
Форма шипа может быть:
Круглые шипы – самые распространенные. Их устанавливают на бюджетную резину. Другие разновидности были созданы разными производителями и обычно используются в производстве более дорогих покрышек.
Фрикционная резина, или «липучка» – это класс зимних шин, которые способны обеспечить сцепление с ледяной поверхностью дороги без шипов. Оно происходит исключительно за счет трения резины. Сцепление колеса с дорогой очень зависит от шашек рисунка протектора. Их количество и суммарная длина кромок в пятне контакта прямо пропорциональны качеству сцепления с дорогой. При разгоне задействуется задняя кромка шашки протектора, при торможении - передняя.
Прогретая зимняя шина способна плавить структуру льда, о чем говорят следы протектора на ледяной поверхности. «Липучка» умеет удалять (впитывать) тонкую пленку воды, которая образуется между льдом на дороге и разогретой резиной, в результате чего и возникает сухое или полусухое трение. Толщина этой водяной пленки зависит от температуры воздуха и структуры льда, соответственно и качество сцепления с дорожным покрытием полностью зависит от климатических условий. Получается, что фрикционную резину лучше использовать при низких температурах (чем ниже – тем лучше).
Особенности фрикционной резины:
Ламели – это тонкие полоски резины, разделяющие протектор. На фрикционной резине их много. Такое разделение увеличивает давление на покрытие и тем самым улучшает сцепление с ним. Различают следующие виды ламелей:
На протекторе фрикционной резины имеются грунтозацепы, как и на любом другом самоочищающемся протекторе. Но на «липучке» они расположены гораздо плотнее, что положительно влияет на ходимость, позволяя использовать большее число ламелей. Шины цепляются за дорогу кромками ламелей, а при наличии большой глубины протектора образуется стабильное и большое пятно контакта.
Однако даже при наличии большого количества ламелей, шина не будет выполнять свою функцию, если структура ее резины недостаточно пористая. Степень пористости влияет на качество впитывания воды при наезде на дорожное полотно.
Фрикционные шины делят на нордические и европейские. Специальной маркировки для такого разделения не существует, оно довольно условно и зависит от эксплуатационных характеристик резины.
Особенности нордических шин-липучек.
В отличие от нордических, европейские шины-липучки не предназначены для эксплуатации в условиях очень низких температур и обильных снегопадов. Их используют в регионах с преимущественно чистыми дорогами, обработанными противогололедными реагентами.
Если необходимо выбрать хорошие зимние шины и рассматривается вариант фрикционных покрышек, нужно иметь в виду, что их создавали для европейских дорог – чистых и ухоженных, в том числе по причине мягкого климата. В России он совсем другой, не говоря уже о качестве дорог.
Особенности эксплуатации «липучек» в нашей стране.
А вот когда температура опускается ниже - 20°С характеристики фрикционных и шипованных шин сравниваются. Дело в том, что при экстремально низких температурах лед приобретает такую прочность, что шипы уже не в состоянии его проколоть и зацепиться. Резина «липучки» в таких условиях остается мягкой и эластичной, позволяя зацепиться за поверхность дорожного полотна.
В снежную погоду на автомобиле с европейскими шинами необходимо ехать аккуратно из-за скользкой дороги.
На асфальте машина со скандинавскими шинами тормозит хуже, чем с европейскими. Кроме того, автомобиль не так хорошо реагирует на повороты руля.
Любителям быстрой езды нужно учитывать индекс скорости автомобиля – его безопасную допустимую скорость. Параметр обозначают буквами на самой шине: S — до 180 км/ч, Т — до 190 км/ч, H — до 210 км/ч, а ZR — более 240 км/ч.
Для снега и льда лучше использовать шипованную резину, а на голом асфальте – европейскую.
При выборе зимних шин также необходимо ориентироваться на регион, в котором они будут эксплуатироваться.
На юге, где снег и обледенение дорог – это редкость, лучше использовать европейскую резину, она гораздо эффективнее в условиях мягких зим.
Автомобилистам из северных регионов подходят скандинавские и шипованные шины. Первый вариант лучше приобретать для города, где дороги чистят и посыпают реагентами, а также для пригорода, особенно если шум от шипов доставляет дискомфорт.
А вот для езды при низких температурах в условиях заснеженных и обледеневших дорог лучше выбирать шипованную резину. В городе такие модели нужны нечасто.
Тем, кто решил приобрести резину б/у, стоит обратить внимание на ряд моментов.
Лучше не покупать шины, на которых имеется более двух латок на обратной стороне протектора. Или если есть одна большая латка, которая закрывает более трети ширины покрышки. Велика вероятность того, что у шины был значительный дефект, который попытались исправить.
Не стоит приобретать покрышки с грыжами на боковых поверхностях. Это серьезные повреждения, которые грозят разрывом резины в будущем. Кроме того, не должно быть никакого биения при проверке шины на балансировочном станке.
Сильные порезы на боковинах шин также указывают на то, что от покупки лучше отказаться. Они могут повлиять на появление серьезных повреждений покрышки, что способно привести к аварии.
Однако порезы шашек не являются серьезным повреждением и бояться их не стоит.
Микротрещины на боковинах покрышек могут указывать на неправильные условия хранения и давний срок их выпуска.
Возраст шины имеет большое значение в эксплуатации. Обычно он указывается на ее боковине – маркировка представляет собой четыре цифры, где последние две – год изготовления. Лучше не покупать резину старше 5 лет.
Глубина протектора имеет огромное значение для использования зимних шин. Чем она меньше, тем хуже сцепление покрышки с поверхностью дороги. Если протектор стерт более чем наполовину, от покупки шин лучше воздержаться.
Некоторые производители обозначают уровни истертости цифрами: чем она ниже, тем меньше остаток протектора. Самый минимум высоты протектора, при котором шина еще может быть эффективна – 4 мм.
Чтобы дошиповка прошла успешно, резина должна иметь достаточную высоту протектора. Мастера, осуществляющие этот вид работ, говорят о том, что она должна быть не меньше 7 мм. При этом важно отметить, что шипы бывают разных размеров и если провести дошиповку неправильно, можно повредить подпротекторный слой (попросту продырявить его). В этом случае шина будет «травить» в гнезде шипа (если она бескамерная).
То же самое произойдет, если пытаться вставить шипы в слишком старую шину. Дело в том, что такая резина утрачивает эластичность, дошиповка травмирует ее, и гнезда шипов начинают пропускать воздух. Поэтому возиться с ней нет смысла.
К сожалению, с определением остаточной высоты протектора и возраста шины могут возникнуть сложности. Шина не всегда изнашивается равномерно, то есть не на всей ее поверхности может иметься остаточная высота 7 мм. К примеру, если шина перекачана, быстрее изнашивается центральная часть протектора, а если недокачана – его края. Бывает и так, что углы установки развала и схождения не проверялись, и в результате резина износилась неравномерно: с одной стороны покрышки высота протектора может составить 7 мм, а с другой – только 4 мм. В идеале такую шину лучше отправить в утиль, а машину – в мастерскую для устранения проблемы. Но в принципе можно осуществить дошиповку той части, где высота протектора позволяет это сделать. Это лучше, чем ездить вообще без шипов.
Относительно возраста шин тоже не все так однозначно. Считается, что дошиповывать можно резину не старше 4 лет (речь идет о дате производства покрышки). Однако некоторые шины, возраст которых превышает 4 года, оказываются вполне пригодны для этого. То есть нужно смотреть на состояние конкретной покрышки.
Вставлять новые шипы необходимо не тогда, когда резина уже лысая, а заранее. Шина перестает эффективно работать не только в случае потери шипов. Если они изношены или мотаются в гнезде, это тоже указывает на необходимость обновления резины.
Разумеется, не нужно пытаться вставлять шипы во фрикционные шины – они на это просто не рассчитаны.
Выбирая шины, нельзя торопиться. Прежде чем совершить покупку – порой достаточно дорогостоящую – нужно внимательно изучить технические особенности как своего автомобиля, так и покрышек, представленных на рынке.
Хорошенько разобравшись в вопросе, можно купить резину, которая эффективно отработает несколько сезонов и обеспечит автомобилю устойчивость на дороге, а водителю – максимально возможный комфорт.
Несмотря на высокую стоимость зимней резины, экономить на ней нельзя, ведь это прежде всего безопасность всех участников дорожного движения. Кроме того, неплохие варианты покрышек вполне можно найти за приемлемые деньги. И это еще один аргумент в пользу подробного изучения представленных в магазинах покрышек.
Если финансовый вопрос стоит остро, можно попытаться сэкономить, купив подержанные шины. Разумеется, тут нужно быть еще более подкованным и внимательным, чем при выборе новой резины.
Приобретая зимние шины – причем неважно, где – нужно тщательно осматривать и изучать каждую на предмет трещин, вздутия, заводского брака и следов от возможного ремонта (этот пункт актуален для б/у изделий).
Если необходимо срочно купить новую зимнюю резину, можно воспользоваться картой Халва. Подключив подписку «ХАЛВА.ДЕСЯТКА», вы совершенно бесплатно оцените все ее возможности:
Фото: Shutterstock
Подключение опции «Все и везде» даст вам возможность попробовать бесплатную рассрочку на 3 месяца без комиссии:
Покупка зимних шин – ответственный шаг, который требует понимания вопроса и определенной суммы на счету. С картой Халва вы можете осуществить выгодную покупку оптимальным для вас способом.
Читайте также