Все статьи

×

27.01.2022

Автомобилистам
Глаз

2681

Время чтения: 14 минут

Как заряжать аккумулятор автомобиля: главные правила и топ зарядных устройств

Глаз

425

Время чтения: 14 минут
Сохранить статью Сохранить статью:
Сохранить статью:

Не каждый автолюбитель знает, как заряжать аккумулятор автомобиля так, чтобы не навредить батарее. Чаще всего проблему решают прикуриванием, что, конечно, позволяет поехать быстро, но вот пользы в этом немного, поэтому необходимо полностью зарядить аккумулятор, который потерял заряд.

Для этого необходимо разобраться в том, как устроена батарея, и выбрать такие параметры, которые не снизят ее емкость во время зарядки. В нашей статье мы расскажем, как правильно заряжать аккумулятор, какие экстренные методы доступны водителю, и приведем топ лучших зарядников, которые помогут решить этот вопрос быстро и без последствий.

Оценка заряда аккумулятора

Самый простой вариант – оценить уровень заряда по встроенному индикатору, которым оснащено большинство аккумуляторных батарей. Он имеет вид лампочки, но на самом деле это устройство состоит из прозрачной колбы с двигающимся внутри зеленым шариком-поплавком. Если уровень и плотность электролита достаточные, поплавок будет наверху и в «окошечке» мы увидим зеленый сигнал. Если шарик не виден, скорее всего, пришло время проверки электролита и зарядки аккумулятора.

Оценка заряда аккумулятора Фото: Shutterstock

Также можно проверить уровень заряда мультиметром. Для этого измеряют показания напряжения на клеммах. 100% заряженный аккумулятор покажет ≥ 12,6 В. Значение напряжения 12,42 В указывает на 80% заряда. 12,2 В соответствует 60%; 11,9 В – 40%; 11,58 В −20% и 10,5 В это нулевой заряд.

Наиболее надежно проверить аккумулятор позволяет нагрузочная вилка. С ее помощью можно судить о падении напряжения при подаче нагрузки, то есть реальном уровне заряда ,и одновременно емкости батареи. Воспользоваться этим прибором можно в любом автосервисе или автомагазине в отделе с аккумуляторами. Скорее всего, такую услугу можно получить без оплаты.

Виды зарядных устройств для аккумулятора

Имеются следующие виды устройств:

  • Пуско-зарядного типа, благодаря применению которых можно сразу завестись и поехать. Они удобны при отсутствии времени на зарядку аккумулятора. Действие заключается в подаче кратковременного мощного импульса для начала работы двигателя.
  • Импульсного типа, в которых поступление тока происходит постепенно до полной зарядки АКБ.

Существует разделение зарядных устройств на:

  • Автоматические. С их помощью нельзя зарядить полностью разряженные устройства, так как их клеммы «не чувствуют» нагрузки и процесс зарядки не запускается. Эти устройства эффективно использовать для выполнения полной зарядки батареи.
  • Ручные, которые позволяют регулировать ток вручную, начиная с самого малого значения, что дает возможность заряжать абсолютно «пустые» устройства, стоящие без использования длительное время.

Кроме того, параметром классификации являются:

  • Мощность устройства. Значение должно быть выше емкости аккумуляторной батареи.
  • Ток зарядки. Необходимо, чтобы была возможность его контролировать и регулировать на зарядном устройстве. Величина тока должна быть не больше 10 процентов от емкости батареи.
Гелевые аккумуляторы можно заряжать устройством, имеющим специальный режим. Помимо этого, зарядники должны быть снабжены системами, препятствующими перегреву, защитными приспособлениями от несоответствующего соединения клемм и выводов, схемами автоматического управления устройством.

Правила безопасности при зарядке аккумулятора

Теперь поговорим подробнее о том, какие нужны меры безопасности и как правильно зарядить аккумулятор автомобиля.

Не следует заряжать аккумуляторные батареи в жилых помещениях, так как во время зарядки происходит выделение взрывоопасных газов. Особенно это относится к обслуживаемым аккумуляторам, имеющим пробки.

В рабочей зоне запрещено курение, использование открытого огня, выполнение операций, при которых образуются искры.

В первую очередь ЗУ с помощью клемм подсоединяют к аккумулятору, потом на него подают питание. После зарядки, наоборот, сначала вынимают вилку ЗУ из розетки, после этого отсоединяют от клемм батареи. Такая последовательность позволяет обезопасить себя от искрообразования в момент подсоединения ЗУ.

В начале работы с обслуживаемыми аккумуляторами необходимо выкрутить пробки. Для этого подойдет обычная монетка в 2 или 5 рублей. Затем выкрученными пробками нужно закрыть эти же отверстия без закручивания. При этом вы оставляете свободный выход для газов и защищаете внутренности от внешних загрязнений, плюс снижаете потери электролита из-за испарений.

Правила безопасности при зарядке аккумулятора Фото: Shutterstock

Перед тем как выкрутить пробки, очистите от пыли и масла рабочую поверхность батареи. Это также помогает предотвратить их попадание внутрь аккумулятора.

При необходимости зарядить АКБ дома желательно выйти на балкон, лоджию с открытыми окнами или использовать помещение с вытяжкой, например, ванную комнату.

2 способа зарядки аккумулятора автомобиля

Зарядка постоянным током

Совместите на заряднике величину защитного значения напряжения с максимально допустимым для аккумулятора при наличии такой функции.

Выполните регулировку силы тока в границах 8-10 А. При меньшем значении зарядка будет продолжительней по времени, но безопасней и даже эффективней, так как фактическая емкость будет больше.

В процессе зарядки напряжение будет возрастать, поэтому нужно следить за его значением по дисплею или индикаторам ЗУ.

Когда напряжение приблизится к предельному значению для батареи, нужно снизить подачу тока в два раза. Нельзя допускать перегревания и кипения электролита. Сигналом для уменьшения значения подаваемого тока должен стать булькающий звук, как при кипении любой жидкости.

Уменьшение тока приведет к понижению напряжения, но процесс необходимо контролировать, так как немного погодя цифры опять поползут вверх. Нужно продолжать заряжать агрегат с тем же значением тока до достижения максимально допустимого напряжения.

Когда процесс зарядки подходит к концу, нужно уменьшить подаваемый ток до минимума (0,25-0,5А). Аккумулятор должен оставаться подключенным к ЗУ еще на час или два, при этом значение напряжения не должно расти.

Зарядка постоянным напряжением

Сначала надо проверить, имеется ли у зарядного устройства функция автоматического ограничения тока. Значение не должно превышать 25 А. Если автоматическая настройка не предусмотрена, сделайте это в ручном режиме.

Отрегулируйте подаваемое напряжение до максимального значения для АКБ.

Сначала значение тока быстро вырастет, но вскоре будет снижаться.

Можно оставить аккумулятор заряжаться, значение тока постепенно снизится без вмешательства извне.

Сколько времени заряжать аккумулятор автомобиля, будет зависеть от емкости и состояния оборудования. Чаще всего процесс длится сутки и дольше, при этом нужно следить за уровнем заряда батареи.

Если значение силы тока снизилось до 0,25-0,5 А, можно отключать зарядное устройство.

Зарядка постоянным напряжением Фото: Shutterstock

В случае закипания электролита отсоедините устройство от батареи, оставьте ее остывать. Через некоторое время продолжите процедуру зарядки.

Во многих современных зарядных устройствах имеется встроенная автоматика, которая отслеживает ток и напряжение, что значительно упрощает процесс зарядки аккумуляторов. По завершении цикла зарядки система может отключить питание или держать его на минимальном значении. Есть устройства со звуковым сигналом. Тем не менее, нельзя оставлять технику без контроля, стоит подстраховаться и проверить индикацию дисплея или подключить мультиметр.

Время зарядки аккумулятора автомобиля

Один из самых популярных вопросов, задаваемых автолюбителями – как долго нужно заряжать аккумулятор. Как правило, если аккумулятор не слишком старый, проблема нехватки заряда возникает при минусовой температуре на улице.

Метод, использующий постоянный ток, позволяет зарядить до паспортных характеристик полностью разряженный аккумулятор без повреждений и дефектов примерно за 10 часов. Двухступенчатый процесс зарядки длится около 15-ти часов. Уменьшение силы тока увеличивает продолжительность процедуры, но зарядка будет более полноценной.

Эффективность двухступенчатого процесса существенно выше. С частично заряженными батареями дело обстоит проще, они заряжаются быстрее.

Метод постоянного напряжения потребует более длительной зарядки аккумулятора. В этом случае придется держать на подзарядке от 20 до 25 часов. При высоком напряжении процесс завершается раньше. Чтобы он протекал в оптимальном режиме, нужно подобрать значение подаваемого напряжения более высокое, чем у аккумулятора, но чтобы электролит не начал перегреваться и закипать.

Правила зарядки аккумулятора от другой машины

Отдельно остановимся на вопросе, как зарядить аккумулятор, не снимая с автомобиля. Здесь нужно быть очень внимательным. Так, чтобы зарядить стандартный аккумулятор на 12 В требуется подобный же агрегат. АКБ, стоящие на грузовиках или спецтехнике работают с напряжением 24 и 48 В, поэтому не годятся для зарядки легковушек.

К процессу прикуривания нельзя подходить легкомысленно. Принятие ошибочного решения может закончиться печально для автовладельца, своими действиями можно нанести ущерб электрооборудованию и аккумулятору машины. Необходимо все делать по инструкции, приведенной ниже:

  • Автомобили нужно подогнать так, чтобы можно было подсоединить оба аккумулятора с помощью «крокодилов».
  • Автомобиль-донор должен быть с отключенным зажиганием и всем остальным электрооборудованием.
  • Используйте красный пусковой провод для соединения плюсовых клемм на аккумуляторах автомобилей.
  • С подключением минусов будьте осторожнее. Черный провод первым зажимом закрепляется к минусу АКБ автомобиля-донора. Для прикрепления другого зажима выберите любую оголенную металлическую часть кузова или двигателя второй машины. Это позволит батарее донорского авто не разрядиться.
  • Проверьте, что проводам ничего не мешает, они не перекручены, не застряли и не трутся о подвижные части мотора.
  • После подключения заводят исправный автомобиль и не выключают его двигатель около пяти минут. Двигателю нужно дать поработать подольше, если это происходит в холодное время года. Потом заглушите мотор, отключите зажигание.
  • И завершающий этап – попробуйте завести машину, у которой разрядился АКБ.

Этим способом можно воспользоваться в критической ситуации. Такая зарядка поможет завести двигатель и доехать до гаража или мастерской, где можно будет нормально зарядить аккумулятор.

Нужно ли заряжать аккумулятор нового автомобиля

Новый аккумулятор тоже следует проверить на уровень заряда. Напряжение полностью заряженного аккумулятора автомобиля 12,7-12,9 В, что крайне редко встречается у нового оборудования.

При проверке продавцом только что приобретенного агрегата чаще всего используется мультиметр. Если он показывает 12,5 В, то аккумулятор заряжен на 80%. В принципе в зарядке нет необходимости. Поэтому нужно или нет ее выполнять, остается на усмотрение автовладельца.

Если прибор показал минимальное значение 12,1 В, то при таком напряжении емкости надолго не хватит и устройство нужно заряжать.

Топ-5 лучших зарядных устройств для аккумулятора автомобиля

  • Aurora Sprint 6

Бренд Aurora известен своим сварочным оборудованием, однако в ассортименте также присутствуют другие виды средств технического оснащения. Познакомьтесь с зарядным устройством Sprint 6, которое работает полностью в автоматическом режиме, владельцу необходимо только зафиксировать значение рабочего напряжения – 6 или 12 В.

Стоимость от 3 тысяч 500 рублей.

Топ-5 лучших зарядных устройств для аккумулятора автомобиля Фото: ozon.ru

  • Bosch C7

Производители предусмотрели герметизацию корпуса, а также разъемов сетевого кабеля и проводов, подключаемых к батарее (все съемное, поэтому хранить удобно). Комплект дополнен навесным кронштейном, так устройство всегда будет на одном месте. Позаботились о такой важной детали, как «защита от дурака», которая срабатывает в случае неправильного соединения полюсов и превышении нагрузки.

Стоимость от 6 тысяч 500 рублей.

Топ-5 лучших зарядных устройств для аккумулятора автомобиля Фото: ozon.ru

  • Калибр УЗ-20А

Отличительной особенностью этого аппарата является возможность заряжать аккумуляторы на 12 и 24 В. С первыми работают при 20 А, со вторыми, давая нагрузку до 15 А. «Калибром» можно заряжать аккумулятор солидной емкости за приемлемый период времени.

Стоимость от 3 тысяч 800 рублей.

Топ-5 лучших зарядных устройств для аккумулятора автомобиля Фото: ozon.ru

  • Вымпел 37

Преимущества – плавная настройка max допустимого тока (до 20А), три позиции переключения max допустимого напряжения (14,1;14,8;16В). В любом варианте работы после окончания процесса оборудование отключается только руками, автоматическое отключение и переход в «капельный» режим отсутствуют. Это может показаться погрешностью производителей, но на деле в этом тоже есть смысл: устройство «без долгих раздумий» мгновенно начинает заряжать и может «оживить» такой аккумулятор, на котором другие типы ЗУ отключатся, не видя нагрузки.

Стоимость от 3 тысяч 500 рублей.

Топ-5 лучших зарядных устройств для аккумулятора автомобиля Фото: ozon.ru

  • FUBAG FORCE 140

Этот пускозарядный агрегат дает нагрузку 12 или 20 А. Плавная настройка не предусмотрена. Таким образом, он не подойдет для зарядки малолитражных автомобилей. Зато идеален для владельцев тяжелых джипов и коммерческого транспорта. В момент пуска устройство может выдать до 120 А, поэтому на автомобилях с сетью на 12 В можно запустить стартер, имеющий мощность 1,3-1,4 кВт.

Стоимость от 10 тысяч рублей.

Топ-5 лучших зарядных устройств для аккумулятора автомобиля Фото: ozon.ru

Надеемся, мы ответили на вопросы, как зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством или от другого автомобиля. Современные аккумуляторы отличаются надежностью, безопасностью и долговечностью, но они тоже требуют своевременной зарядки. Кроме того, необходимо помнить о технике безопасности и правилах выполнения этой технической процедуры.