Все статьи

×

28.04.2022

Автомобилистам
Глаз

2542

Время чтения: 6 минут

Какова длина МКАД и кто такие замкадыши — разбираемся вместе

Глаз

4070

Время чтения: 6 минут
Сохранить статью Сохранить статью:
Сохранить статью:

Аббревиатура МКАД известна каждому автомобилисту в России. Однако для москвичей это не просто автомагистраль, но и граница, которая некогда разделила жителей города на два лагеря. Рассказываем об истории автодороги и других интересных фактах о ней.

В статье рассказывается:

Что такое МКАД

Прежде чем мы углубимся в историю главной автомагистрали страны, дадим аббревиатуре расшифровку.

МКАД – это Московская кольцевая автомобильная дорога. 

Она позволяет жителям Москвы и Подмосковья перемещаться из одного района в другой. Однако ее основная задача – разгрузка транспортного потока. Это возможно благодаря отсутствию светофоров и довольно высокой разрешенной скорости. 

Автомагистраль пережила несколько реконструкций, но две характеристики остаются неизменными на протяжении всего ее существования. Длина МКАД равна 109 километров, а среднее удаление от центра города – 17 километров.

трафик мкад

Хронология постройки и реконструкции

Проектировать МКАД начали еще в 1930-х годах. По замыслу специалистов автомагистраль должна была обозначить административные границы столицы. 

Тогда город было сложно вписать в правильную окружность, поэтому на карте проекта оказались захвачены несколько населенных пунктов – деревни Черемушки, Марьино, Крылатское. Сейчас уже трудно представить, что некоторые московские районы когда-то были отдельными поселениями.

В 1939 году официально завершились подготовительные работы, а на местность нанесли примерное расположение трассы. В следующем году закончили проектное задание. Но строительство автодороги так и не началось – все планы спутала Великая Отечественная война. 

В начале войны советской армии требовалась кольцевая дорога, по которой она смогла бы перемещать людей и военную технику. 

Всего за месяц рабочие положили 30 км нового покрытия, еще 100 км дорог – отремонтировали. Тогда кольцевая мало походила на современную МКАД – для ее создания по довоенному проекту понадобилось бы куда больше сил и времени.

После окончания войны начало строительства автомагистрали постоянно отодвигали. О ней вспомнили лишь спустя десять лет.

Дорожные работы начались с Ярославского шоссе в 1956 году. Уже спустя четыре года по этому участку началось движение автомобилей. Еще через два года автомагистраль заработала полностью. 

Любопытный факт

Изначально трасса должна была иметь восемь полос. Однако руководивший тогда страной Никита Хрущев решил, что в Москве попросту нет столько автомобилей. Количество полос сократили до четырех.

Спустя десять лет это решение аукнулось. Стало ясно, что кольцевой требуется бóльшая пропускная способность. Тогда власти решили убрать разделительный газон, тем самым расширив автодорогу. 

Однако это дало обратный эффект. Без хорошего освещения, разметок и светофров МКАД превратилась в «дорогу смерти». Именно так прозвали магистраль автомобилисты и журналисты – количество аварий резко возросло.

Масштабная реконструкция кольцевой началась в 1994 году. Новую дорогу расширили до десяти полос. Дополнительно дорожные работники и строители возвели мосты, построили полосы разгона и развязки. 

мкад клеверная развязка

К концу 2010-х годов магистраль вновь перестала справляться с потоком машин. Автомобилисты считали, что многочасовые пробки образуются из-за офисов и торговых комплексов. 

Власти Москвы решили провести очередную реконструкцию дороги. Однако в этот раз расширять ее было некуда. Единственным выходом была модернизация транспортных развязок, которые среди москвичей принято называть «клевером» или «бабочкой». 

В результате движение авто действительно ускорилось – пропускная способность новой дороги возросла на 30%. Помимо этого, для велосипедистов на некоторых участках кольцевой появились специальные дорожки, а для пешеходов – надземные переходы. 

Однако на этом реконструкция автомагистрали не закончилась. В планах властей внедрить дополнительное освещение, а также увеличить количество фото- и видеокамер.

Кроме того, для еще большей разгрузки трассы планируется создать платную дорогу-дублер.

Объекты МКАД

Отсчет километража от МКАД ведется по часовой стрелке с «нулевого» километра.

По правилам он должен брать начало с участка, где началось строительство объекта. Но в случае со МКАД все сложилось немного иначе.

Первый участок московской автомагистрали появился на Ярославском шоссе, соответственно, именно там должен был располагаться «нулевой» километр. Однако в дорожные дела снова вмешался Никита Хрущев. 

Глава страны заявил, что «нулевой» километр должен быть именно на шоссе Энтузиастов. На тот момент предполагалось, что оттуда возьмет начало «великая дорога на Китай». Этим планам не было суждено сбыться. При этом «нулевой» километр сдвигать не стали, чтобы не вносить путаницу.

Сегодня практически на каждом километре трассы располагаются объекты. Приведем только несколько из них.

Объект

Километраж 

Транспортная развязка на участке шоссе Энтузиастов и федеральная трасса М7

0 км

Путепровод через участок над Горьковским направлением МЖД

4 км

Транспортная развязка на участке через Рязанский и Лермонтовский проспекты

8 км

Бесединские мосты через Москву-реку

19 км

Трубовидная транспортная развязка на участке улицы Поляны 

35 км

Разворотная эстакада на участке МКАД внешний – МКАД внутренний

40 км

Мост через реку Сетунь 

53 км

Путепровод на участке над Ленинградским направление ОЖД

77 км

Путепровод на участке улицы Молокова

83 км

Путепровод на участке над Ярославским направлением МЖД

94 км

Транспортная развязка на участке через улицу Хабаровскую 

103 км

Сегодня рядом с объектами МКАД располагаются множество торговых центров. Туда стекаются не только москвичи, но и жители соседних регионов. Кстати, вы тоже можете отправиться туда за покупками вместе с «Халвой»

Живут ли за МКАД москвичи и кто такие замкадыши

С 1960 по 1984 год МКАД была административной границей столицы. Однако через недолгое время автомагистраль стала некой чертой, которая разделила жителей города на «москвичей» и «замкадышей».

В 90-е годы заметно ощущалась разница между уровнем жизни жителей Москвы и Подмосковья. Несмотря на близость регионов, зарплаты в столице были заметно выше. Кроме того, жители столицы могли претендовать на дополнительные льготы.

Из-за этого москвичи смотрели на жителей «замкадья» несколько свысока. Жители области чувствовали это, из-за чего особенно недолюбливали москвичей. 

Москвичи же были недовольны тем, что «замкадыши» массово начали перебираться в Москву. Как следствие, это только еще больше загрузило трассу. 

Однако в наше время ситуация очень изменилась. Сейчас между жителями соседних регионов нет былого напряжения. По мнению социологов, основную роль сыграло и то, что уровень жизни в Подмосковье значительно улучшился. 

Более того, жители столицы или региона всегда могут «подтянуть» свое финансовое положение. Достаточно воспользоваться Халвой, которая позволяет совершать покупки в рассрочку без переплат. 

москвичи замкадыши

Преимущества кольцевой автодороги

Во времена СССР московская автомагистраль стала неким воплощением мечты о светлом будущем. Во время создания трассы строители использовали новые технологии. 

В стране впервые появилась автомагистраль с двумя полосами движения в обе стороны, качественным покрытием и многочисленными развязками-«бабочками». Этот опыт затем повсеместно использовали регионы. 

Сегодня кольцевой ежедневно пользуются сотни тысяч граждан. Благодаря реконструкциям власти города постоянно пытаются совершенствовать кольцевую. Трудно отрицать, что сегодня именно МКАД считается самой современной и комфортной дорогой в России.

За что критикуют МКАД

Несмотря на положительные стороны автомагистрали, у водителей всегда возникали недовольства. Самое главное из них – многочасовые пробки. 

В 2008 году автоинспекторы перекрыли часть автомагистрали. Это полностью парализовало движение в одном из участков – тогда протяженность пробки составила 68 км. Водителям пришлось простоять в ней буквально целый день. Затор образовался днем и исчез только ночью.

Однако не стоит обвинять в этом только власти города. Специалисты считают, что появлению заторов на автомагистрали способствует несколько факторов:  

  • между районами нет дорог, из-за чего водители используют МКАД как межрайонную дорогу;

  • вдоль автомагистрали располагаются множество торговых и офисных центров;

  • неудобные клеверные развязки и отсутствие переходно-скоростных полос;

  • некуда припарковать аварийные авто.

 пробки мкад водители

Кроме того, в Москве зачастую перекрывают движение из-за правительственных кортежей. Зачастую это касается главных участков трассы – таких как Ленинский проспект. Транспортный поток на других участках оказывается заблокированным. 

Еще один интересный факт. Москвичи до сих пор передают друг другу историю о том, что во время строительных работ 90-х годов злоумышленники «украли» двадцать сантиметров МКАД.

Якобы по плану каждую из сторон кольцевой должны были расширить на 10 см больше. Однако неизвестные не стали этого делать и тем самым присвоили остаток средств, выделенных на строительство. Именно этим некоторые жители Москвы и Подмосковья в шутку объясняют километровые заторы.

Если же обратиться к мнению экспертов, то становится совсем не до шуток. Они считают, что главная московская автомагистраль просто исчерпала свои ресурсы. Ситуацию с пробками не сможет изменить ни очередная реконструкция, ни тем более расширение трассы. 

Специалисты полагают, что один из возможных вариантов решения проблемы – создание дороги-дублера. Как мы выяснили, именно такой шаг рассматривают власти города.

Не исключено, что в будущем другим автомагистралям придется разгружать саму МКАД. Эту роль может взять на себя Московское большое кольцо, или, как ее называют москвичи и жители области, «бетонка».

Что касается судьбы самой Московской кольцевой, то ее могут разделить на отдельные улицы. К слову, то же самое произошло с Садовым и Бульварным кольцами.