Все статьи

×

11.04.2022

Автомобилистам
Глаз

2389

Время чтения: 5 минут

Какой привод автомобиля лучше: полный, передний или задний

Глаз

357

Время чтения: 5 минут
Сохранить статью Сохранить статью:
Сохранить статью:

Что выбрать – полный привод? А может, передний? В чем преимущества заднеприводных машин? В материале поговорим о том, какой автомобиль больше подойдет для города, а какой тип трансмиссии выбрать для бездорожья.

В статье рассказывается:

Если бы мы разговаривали с человеком, который впервые видит авто, то объяснили бы устройство машины так: колеса соединены осями, двигатель вращает либо переднюю ось (передний привод), либо заднюю (задний), либо сразу обе (полный). Этот механизм называется трансмиссией. Как это сказывается на скорости, управляемости, проходимости? Важно ли при этом, какая у вас коробка: механическая или автомат? Подумаем вместе, кому всегда нужен 4х4 фултайм, а кому подойдет кроссовер с селективным решением (и разберемся во всех этих сложных терминах и разновидностях).

Передний привод

У машин с переднеприводным механизмом двигатель вращает переднюю ось. Этот тип трансмиссии очень популярен, его используют и для эконом-класса (например, Lada Kalina, Priora, Granta), и для мидл-сегмента (например, BMW 2-Series Active Tourer). Переднеприводные автомобили меньше заносит на нестабильных участках, а проходимость в плохих условиях лучше по сравнению с заднеприводными.

Плюсы и минусы переднего привода

Преимущества переднеприводных авто:

  • безопасность – устойчивость, хорошая управляемость, подходят новичкам;

  • эффективность распределения пространства – расположение двигателя под капотом позволяет делать авто компактным и при этом вместительным;

  • дешевизна – широкий выбор бюджетных авто производят с использованием ведущей передней оси как на механике, так и на автомате.

Минусы:

  • плохо разгоняются;

  • сложно выходят из заноса.

Популярные авто в этой категории – Toyota Corolla, KIA Sportage, Skoda Fabia, Lada Vesta.

Задний привод

Двигатель вращает задние колеса – такой тип устройства был популярен у отечественных автопроизводителей. На нем ездила отечественная «классика», но есть и дорогие заднеприводные американцы, японцы, европейцы (Jaguar XF рестайлинг 2020, INFINITI Q60 Pure 2022). Такая система позволяет почувствовать быстрый разгон, динамику авто, обеспечивает снижение вибрации. Заднеприводные авто выбирают опытные водители и любители скорости. 

Плюсы и минусы заднего привода

Преимущества:

  • устойчивость – авто цепко «держится» за дорогу благодаря нагрузке на заднюю ось;

  • быстрый набор скорости – возможности двигателя раскрываются полностью;

  • высокая маневренность – доступен больший угол поворота благодаря меньшему количеству комплектующих под капотом, а значит, для разворота нужно мало места.

Минусы:

  • возможна пробуксовка передних колес при разгоне (проскальзывание);

  • возникает юз (скольжение при торможении) перегруженных задних колес; 

  • требуется аккуратность и продвинутые навыки вождения на скользких покрытиях, при дожде и снеге.

Примеры заднеприводных авто: BMW 2-Series, более известная как BMW M2, Chevrolet SS, Nissan 370Z.

Полный привод

Поговорим о полноприводных авто, 4х4 или 4WD. В них двигатель задействует и переднюю, и заднюю оси. Авто подходит для любых типов дорог: проселочных, лесных, горных, городских – и даже для езды совсем без дорог. Внедорожники справляются и с мокрой глиной, и с обледеневшим асфальтом. 4WD объединяет сильные стороны двух вышеописанных конструкций: быстро стартует, маневрирует, не буксует. 

кроссовер паркетник

Остановимся еще на одной важной детали полноприводных авто  – дифференциале. Его задача – распределять энергию, поступающую от мотора, на колеса. Он делает это пропорционально, с учетом разной скорости каждого элемента при повороте. То есть он буквально дифференцирует мощность, направляемую на оси. 

Как устроена трансмиссия у этого типа авто: мотор распределяет энергию между осями, то есть крутит все четыре колеса. В массовое производство такие машины поступили более 50 лет назад. Первопроходцами на рынке стали американский Range Rover (1970) и отечественная «Нива» (1976). 

Полноприводы бывает трех видов, рассмотрим их подробнее. 

  • Постоянный, Full-time, всегда вращаются все оси

Full-time оснащаются тремя дифференциалами, чтобы обеспечить отдельную траекторию и поворотный угол. Примеры: Land Rover Discovery, Volkswagen Touareg. 

  • Работающий временно, Part-time

Чтобы из передне- или заднеприводного парт-тайм превратился в 4х4, водитель должен вручную задействовать механизм жесткого подключения переднего моста. При таком устройстве оси получают равную мощность, поскольку нет межосевого дифференциала, и скорость распределяется без учета угла поворота и других параметров. 

  • Подключаемый электроникой, TOD

В обычных условиях у этих машин вращается передняя ось. Когда возникают пробуксовки, электроника автоматические задействует вторую ось. Такие устройства называют Torque On-Demand (переводится как «подключаемый электроникой»), AWD (All Wheel Drive – «все колеса едут»). Примеры: Nissan Qashqai, Hyundai Tucson.

Отметим, что на TOD вы не поедете с суперскоростью. Для этого подобный тип машин недостаточно хорошо управляем, а большие нагрузки приведут к поломкам трансмиссии. Шины тоже придется менять чаще.

  • Самая продвинутая версия – селективный FWD

Это Full-time с «выключателем». Машина ездит как заднеприводная, расходует меньше топлива, сохраняет динамику и маневренность, а для максимальной проходимости водитель подключает 4х4. Такую технологию – Super Select – предлагает Mitsubishi, ею оснащены модели Pajero, Pajero Sport, Delica.

Плюсы и минусы полного привода

Преимущества:

  • Отличная проходимость 

Если 4WD сочетается с высоким клиренсом, проще говоря, если это традиционный внедорожник или современный кроссовер, то способность преодолевать препятствия у такого транспорта выше. Даже если одна часть машины попала в яму или грязь, другая способна ее «вывезти».

  • Устойчивость

4WD сегодня устанавливают на все типы кузовов – не только на внедорожники, но и на седан, купе или хетчбэк. Плюсы 4х4 оценили не только любители экстремального вождения и загородной жизни, но и городские водители.

  • Стабильность 

Это качество особенно важно зимой на скользкой дороге. 

  • Быстрый старт без пробуксовки

Благодаря равномерному распределению нагрузки авто не буксует при резком запуске двигателя.

Минусы:

  • Большой расход бензина

Автомобиль с системой 4х4 тратит больше бензина на 100 км, чем аналогичный моноприводный. Автолюбители приводят в пример Audi A6, которую выпускают в разных вариантах, и 4WD-версия гораздо менее экономична.

  • Дорогое обслуживание

Механизм сложнее, чем у передне- и заднеприводных авто, а значит и ремонт обходится дороже. Придется обращаться в специализированный сервис, цены на запчасти тоже кусаются. 

  • Автоматическое отключение второй оси 

Для улучшения проходимости на 4WD фултайм устанавливают одну/две принудительные блокировки межосевого дифференциала, чтобы можно было заблокировать одну из осей. 

  • Сложный выход из заноса

На курсах вождения студентам рассказывают, как справиться с заносом на машинах с разными трансмиссиями. Если у вас переднеприводный автомобиль – поддайте газу, если заднеприводный – потихоньку снижайте давление на педаль газа и пробуйте выровнять авто. Такой вопрос есть даже в теоретической части экзамена на права. 

Но вот про FWD там нет ни слова. Как быть? Выйти из заноса на скользкой дороге, если вас уже начало раскачивать, как ни странно, на таком транспорте сложнее. Профи рекомендуют не бить по тормозам (хотя это первое инстинктивное желание), не сбрасывать газ, а слегка вывернуть руль в сторону заноса. Но лучший выход – переключение передачи и снижение скорости перед поворотом на заснеженной трассе. А оплатить курсы вождения, в том числе экстремального, можно Халвой.

занос зимнее вождение

Преимущества и недостатки есть у каждого типа трансмиссии, но в условиях бездорожья у решения 4х4 точно нет конкурентов. Неопытный водитель на городском задне- или переднеприводном авто легко может закопаться в песке или намертво засесть в грязи посреди леса. 

Моя первая поездка на природу на новом авто – переднеприводном хетчбеке со стандартным клиренсом – началась как раз с такого эпизода. Мы приехали в заповедник, где можно было ставить палатки, пользоваться костровищами, а вот заезжать в лес на авто было нельзя. Для гостей была парковка у въезда на песке. Я оставила машину там, мы выгрузили багаж и несколько дней жили в кемпинге на берегу озера. 

Наши каникулы закончились, я пытаюсь выехать с песчаной парковки, колеса крутятся на одном месте, а машина не едет. Я снова и снова нажимаю на газ, только усугубляя ситуацию и зарываясь все глубже. Погуглив про «метод раскачки» (подходит для механических коробок), я пытаюсь выкатиться из созданной мною же ямы, но она уже слишком глубокая. 

Наконец на парковке появились другие отдыхающие, вместе мы выкопали «дороги» из ямы и подложили ветки, чтобы поверхность стала тверже. После всех этих манипуляций авто удалось вытолкать. Морали у истории нет, нужно просто уметь громко звать на помощь, знать особенности своей «ласточки» или ехать за город на чем-то более проходимом.

Кстати, палатку, летнюю кухню и удобные стульчики мы купили в рассрочку на несколько месяцев по Халве.

застряла машина песок

Какой тип привода выбрать?

Выбор зависит от задач, которые вы ставите перед машиной. Вы собираетесь ездить на работу по городу или на рыбалку в малопроходимые места? Если у вас дача без асфальтированной дороги до дома или вы любите путешествия по России с элементами экстрима, то только 4х4. Желательно с МКПП – чтобы уж точно выбраться из любой грязи. Но такой вариант нужен не всем – для города достаточно монопривода или AWD.

Какое будущее ждет 4х4? Говорят, им на смену придет электромобиль с четырьмя мотор-колесами. Интересно, что первый прототип подобного транспорта предложил еще Фердинанд Порше в 1900 году. Действительно, великие идеи не пропадают, а просто ждут своего часа. 

-->

Читайте также