Все статьи

×

05.10.2021

Автомобилистам
Глаз

1889

Время чтения: 14 минут

Когда менять резину на зимнюю: разбираемся в нюансах законодательства и погодных реалиях

Глаз

665

Время чтения: 14 минут
Сохранить статью Сохранить статью:
Сохранить статью:

Время, когда пора менять резину на зимнюю и обратно, не определяется на глаз — оно четко прописано в нормативных актах. Однако автомобилистам необходимо следить и за локальными законами, ведь властям регионов позволено смещать сроки в ту или иную сторону.

В нашей статье мы расскажем, когда наступает пора замены покрышек, как и где это нужно делать и стоит ли экономить на резине по сезону.

Важность замены резины по сезону

Производители покрышек не просто так разработали два варианта шин — зимние и летние. Они отличаются не только химическим составом, но и рисунком протектора. Это необходимо в связи с разницей температур в летний и зимний сезоны. Ведь уже при перепаде в 10-20 °С свойства материалов автомобильных шин сильно меняются. Летняя резина более эластична, но при этом жесткая. Рисунок протектора имеет больше продольных и выводящих канавок, а свойства резины направлены как на сцепление с дорогой, так и на сопротивление процессу качения.

В зимней резине глубина канавок больше, а разделяющие их блоки — крупнее. Для лучшего сцепления со скользкой поверхностью зимней дороги часть рисунка имеет поперечную направленность. Зимняя резина мягче летней, оснащена шипами, имеет пористую структуру.

Важность замены резины по сезону Фото: Shutterstock

Все опытные водители знают, зачем менять резину на зимнюю. Своевременная замена автомобильных покрышек продиктована сменой сезона. Использование зимой летней резины (или наоборот) приведет к потере управления автомобилем и даже, возможно, к ДТП. Экономить на сезонных покрышках не лучшая идея: это противоречит здравому смыслу. Автовладельцам стоит подыскать проверенного производителя с хорошей репутацией.

Когда менять летнюю резину на зимнюю

Менять резину на зимнюю необходимо, когда температура воздуха доходит до +5 °С. Большинство автотранспортных средств уже оснащены приборами, которые при снижении температуры воздуха до +4°С начинают мигать и подавать звуковой сигнал.

Поэтому если есть вероятность того, что вы окажетесь на трассе за рулем при таких показателях температуры, лучше заранее поменять покрышки.

Согласно Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» 018/2011, в частности, пункту 5.5

Запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август). Запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения в зимний период (декабрь, январь, февраль). Зимние шины устанавливаются на всех колесах транспортного средства. Сроки запрета эксплуатации могут быть изменены в сторону увеличения региональными органами государственного управления государств - членов Таможенного союза

Владельцы автомобилей должны ездить на колесах с зимней резиной в период календарной зимы, а именно в декабре, январе и феврале. При этом шины могут быть и шипованными, и нешипованными. Необходимо следить, чтобы покрышки соответствовали индексу "М+S", "M&S" или "M S". Срок запрета использования летних покрышек, установленный законодательством, может быть уменьшен региональными представителями власти, но ни в коем случае не увеличен.

Причины немедленной замены резины на автомобиле

Большинство владельцев автомобилей имеют четкое представление о том, когда менять резину на зимнюю, и наоборот. Однако многие забывают об износе. Когда на поверхности шин появляются потертости или трещины, вы замечаете неравномерный износ, ощущаете вялое торможение, чувствуете эффект аквапланирования при попадании колес в лужу, необходимо менять резину срочно, не дожидаясь смены сезона.

Срочная замена покрышек может потребоваться, когда на летней резине остаточная глубина рисунка протектора достигает 1,6 мм, а на зимней и всесезонной (с маркировками М+S, М&S, М S) — 4 мм. Правила дорожного движения запрещают использовать шины с остаточной глубиной протектора меньше указанных величин.

Все 4 покрышки должны иметь одну и ту же степень износа, один тип и размер. При неравномерном износе хотя бы на одной из покрышек возрастает риск заносов, что грозит попаданием в ДТП. Экономия в таких случаях неоправданная, поэтому комплект шин лучше менять сразу по необходимости.

Где менять резину на зимнюю

На замену покрышек нужно записываться только в шиномонтажную мастерскую, оснащенную современным балансировочным станком. Забудьте о самостоятельной замене колес в гараже.

Важно отбалансировать шины, иначе они начинают сильно изнашиваться, портят ходовую, рулевое и в целом негативно отражаются на управляемости автомобиля. Вообще, балансировка необходима после каждой смены колес, 10 000 километров пробега или даже после езды по плохой дороге.

Как выбрать хорошую шиномонтажную мастерскую? Все просто, в хорошей есть динамометрический ключ, он всегда под рукой и не лежит под слоем пыли. Если же вам вкручивают колеса пистолетом, придется покупать новые колесные шпильки в ближайшем будущем. Ну и хорошая шиномонтажка пользуется медной смазкой для обработки ступиц.

Обратите внимание, обмазывают ли в шиномонтажке обода герметиком. В хорошей мастерской это обычная процедура, даже для совершенно новых шин и дисков. И это не ради того, чтобы получить больше денег с клиента. Просто мастера стараются сделать все качественно, чтобы клиенту не пришлось приезжать снова для подкачки колес после перепадов температур.

Количество зимних покрышек, которые можно поменять вместо летних

Многие автовладельцы часто пытаются сэкономить и хотят понять, можно ли использовать всего одну пару колес при регулярной замене зимней резины. Но, во-первых, это запрещено вышеуказанным регламентом. Во-вторых, подобная экономия может обернуться дополнительными расходами.

Клиенты часто думают, что роль зимних шин сводится к тягово-тормозным качествам в прямолинейном направлении. Конечно, если бы автомобиль ездил по невидимым рельсам, так бы и было и можно было бы обойтись одной парой зимней резины. Однако протектор зимних покрышек рассчитан на максимальное сцепление не только в продольно-поперечном направлении, но и при любом положении ведущих и управляемых колес. А вот летние покрышки, при попадании на скользкую дорогу не имеют сцепления с поверхностью ни в одном направлении.

Представьте на минутку, что автомобиль — это физическая система, одно сторона которой устойчиво расположена на поверхности, а вторая — вращается вокруг первой словно маятник. В худшем случае — это заднеприводный автомобиль на ведущей оси, на которой зимняя резина (хуже всего, если это передняя ось, но так почти никто не делает). При самом слабом сцеплении передних колес на летней резине задняя ось будет уходить вперед по произвольной траектории, а передняя провернется вокруг задней. Иными словами, при надавливании педали газа, машину будет постоянно заносить.

Вот почему даже самые рачительные автовладельцы не ставят зимние колеса на заднеприводную машину. Но когда речь о переднем приводе, ведущие и управляемые колеса расположены на одной оси. Она тянет машину, а не толкает, что снижает риски заносов при разгоне. В таких ситуациях задние колеса можно сравнить с прицепом.

Давайте снова обратимся к физической модели. В вышеописанном примере опасной манипуляцией был разгон. А вот на переднеприводном автомобиле опасность представляет торможение. На обледенелой дороге при резком сбросе педали газа и загрузке передней оси машину заносит даже на зимней резине. При этом на летней резине схожая ситуация могла бы привести к неконтролируемому вращению. То же случается и на резких поворотах, когда корма при плохом сцеплении вылетает вперед, увлекая автомобиль в глубокий занос. Аналогичная ситуация может возникнуть и при быстром разгоне.

Теперь давайте поговорим о полном приводе, где все колеса ведущие. Но и в этом случае ось с худшим сцеплением может начать вращаться вокруг оси с зимней резиной. Более того, большая часть городских кроссоверов снабжена подключаемым полным приводом, и обычно это задняя ось. Полный привод подключается, когда задняя ось буксует, и довольно резко. При плохом сцеплении, резкое подключение задних колес часто приводит к заносу. Более того, поведение внедорожника может стать непредсказуемым.

Штрафы за несвоевременную замену резины

В 2021 г. не предусмотрены штрафы за эксплуатацию «несезонной» резины.

Однако с 2016 года на рассмотрении лежит проект закона № 464241-6. Его еще не приняли, но нужно быть начеку и отслеживать новости. Как только закон утвердят, начнут и штрафовать.

Если говорить в целом, когда менять резину на зимнюю и о наказаниях, связанных с шинами, то пока водителям выдают лишь предупреждение за эксплуатацию изношенных зимних покрышек. В некоторых случаях могут выписать штраф в размере 500 рублей.

Надеемся, вам стало понятно, когда нужно менять резину и какие могут быть наказания за использование «несезонных» покрышек.