Редакция Халва Медиа
от Редакция Халва Медиа
14 минут
....
6 октября

Липучка или шипы: какая резина лучше для российской зимы

Сохранить статью:
 

Липучка или шипы - извечный спор, разделивший автолюбителей на два непримиримых лагеря. Справедливости ради стоит отметить, что в России традиционно отдают предпочтение резине «утыканной гвоздями», однако для европейских стран картина противоположная – на шипах там просто-напросто ездить нельзя.

Но мы же за объективность. И липучки, и шипы – хорошая зимняя резина, но предназначены они для разных условий и будут лучше выполнять свою работу на дорогах с разным покрытием. Подробное сравнение этих двух типов зимних шин в нашем материале.

Общие сведения о шипах и липучках

Автомобильные покрышки принято делить по сезонной принадлежности на три класса: летние, зимние и всесезонные. Зимние при этом могут быть как шипованными, так и нешипованными.

Зимние шины, не укомплектованные шипами, принято считать всесезонными. Но это не совсем так. По сути, это обособленный класс шин, со своими конструктивными особенностями и характеристиками. Другими словами, это нечто среднее между летними и зимними шинами. При этом они подвержены большему износу летом и менее надежны зимой.

При желании выехать за пределы РФ важно знать несколько нюансов. Во-первых, в странах Европейского Союза шипованная резина запрещена. Во-вторых, с «гвоздиками» в резине можно уехать не дальше территории бывшего СССР или же на север, например, в Скандинавию.

На территории России документально оформлено требование использования зимних шипованных или всесезонных шин, только в период календарной зимы (декабрь, январь, февраль). При этом поправок на реальную температуру воздуха в регионе нет. Однако штрафы за несоблюдение этого правила тоже не предусмотрены.

Общие сведения о шипах и липучках Фото: Shutterstock

Всесезонные шины для нашей страны — непозволительная роскошь. Они подходят для круглогодичного использования разве что тем, кто вообще не покидает пределов южных регионов, а внутри них, не поднимается в горы. Если же такие вылазки имеют место быть, важно подстраховываться цепями. Но когда речь идет о поездках в зимний сезон даже из Воронежа на юг, то всесезонные шины не гарантируют безопасность на дорогах. Выбирая шипы или липучку для поездок по области, по трассам и второстепенным дорогам, лучше остановиться на первом варианте.

Если же речь идет о мягкой, малоснежной европейской зиме, то всесезонные шины вполне уместны. Они неплохо «работают» при небольшом «плюсе», мокром снеге или дожде и холодном асфальте. Конечно, на ледяной корке такие шины ни на что не годны.

Всесезонные покрышки уместны на юге, а иногда даже в Москве. Но даже в столице иногда образуется наледь на дорогах, метели и заснеженные улицы. Если же речь идет о выезде на трассу, то предугадать погодные условия просто невозможно. Лучше не рисковать и отказаться от «лайтовых» зимних покрышек в пользу шипованных.

3 типа зимних шин

Выделяют два основных типа шин — шипованные и фрикционные (липучки). Второй вариант подразделяют на европейские и скандинавские.

  1. Шипованные шины

    Шипованные покрышки оснащены металлическими «гвоздиками». Это продиктовано необходимостью устойчивого сцепления с дорогой и эффективного торможения даже на обледеневшей или заснеженной поверхности. Производители стараются разработать высокотехнологичные и надежные шипы. Ведь их предназначение не только в надежном сцеплении с дорогой. Никто из автовладельцев не хочет каждый год тратить существенную сумму на новую резину. Хочется проездить на одной хотя бы 2-3 сезона. Поэтому при покупке, особое внимание уделяется материалам и технологии производства. Надежная зимняя резина может прослужить 5-6 сезонов, если ездить аккуратно и не допускать экстремальных ситуаций.

    Шипованная резина необходима, если автовладелец часть ездит по заснеженным трассам, второстепенным обледенелым, нечищеным дорогам. Если же основная часть поездок — передвижение в городе по мокрому асфальту, резина на шипах быстро придет в негодность. Металлические вкладки скользят и увеличивают тормозной путь. Нередко именно на шипах случаются боковые заносы, особенно на резких поворотах. Минус зимней, шипованной резины и в сильной шумности. При этом на рыхлом снегу, шипованные покрышки ведут себя лучше. Автомобиль быстрее останавливается и лучше маневрирует. Вот почему автовладельцам часто приходится думать, что выбрать для зимы, шипы или липучку.

  2. Фрикционные шины скандинавского типа

    Такие покрышки еще называют арктическими. В них нет металлических шипов, но они также предназначены для поездок при низких температурах и не теряют эластичности в морозы.

    В отличие от европейской, скандинавская резина более грубая, а боковой блок при этом мягкий и скругленный. Протектор такой резины состоит из ламелей. Они работают как присоски и как бы прилипают ко льду или снегу. Имеются каналы для отвода воды и мокрого снега. Но в условиях русский зимы скандинавская резина способна прослужить не дольше 2-3 сезонов.

    Примеры моделей: Nokian Hakkapeliitta R2, Michelin X-ice Xi3, Continental ContiVikingContact 5, Yokohama Ice Guard IG60, Bridgestone Blizzak Revo GZ.

  3. Фрикционные шины европейского типа

    Этот вид покрышек подходит для мягкой и влажной зимы, когда температура не опускается ниже 0 градусов, а снежное покрытие невелико. Это характерная зимняя погода для большинства европейских стран, отсюда и название резины. Ее предназначение — поездки по мокрой поверхности или слегка подсыпанной снегом.

    Эти шины мягче скандинавской и имеют выраженную кромку и профиль боковых блоков. Срок их службы больше — около 5-6 сезонов. Но они неустойчивы на дорогах, покрытых льдом.

    Примеры моделей: Bridgestone Blizzak LM-32, Nokian WR D3, Michelin Alpin A4, Continental ContiWinterContact TS850.

Принцип работы шипов

Чтобы понимать, какие шины лучше, шипы или липучка, важно разбираться в конструкции обоих вариантов. Неоспоримый факт — шипы на асфальте стираются. Но не нужно отказываться от приобретения шипованной резины только на этом основании. В современных вариантах зимней резины шипы могут прятаться. То есть, при езде по асфальту, металлические вкладки из-за внешнего давления уходят внутрь протектора. На льду — обратная ситуация — шипы вдавливаются в лед под весом автомобиля и самого колеса. Так происходит, потому что лед имеет меньшую плотность, чем асфальт.

При движении шины неизбежно нагреваются из-за трения с поверхностью, отчего протектор и каркас деформируются. Тонкий слой влаги всегда образуется в зоне контакта шины с поверхностью дороги вплоть до температуры воздуха – 10°С и ниже. Поэтому для заснеженных дорог лучше подходят шины противоскольжения. Они продавливают влажную пленку, которая образует слой «смазки» между дорогой и шиной и обеспечивают надежное сцепление колес с поверхностью.

Показатель работы металлического шипа в зимних покрышках — это сила прокола — усилие, которое необходимо приложить к стержню шипа, чтобы он вместо установочных 1,5 мм выступал над поверхностью протектора на 0,5 мм. Это показатель оптимальной высоты работы шипа в реальных условиях деформации шины под нагрузкой.

Особенности липучек

Производители «липучек» имеют цель решить две основные задачи — обеспечение безопасности на мокром асфальте и высокое качество сцепления на заснеженной поверхности. Для обеспечения этих показателей важно, чтобы шина была мягкой (для хорошего сцепления с дорогой), но и достаточно жесткой, чтобы сохранить управляемость автомобилем на должность уровне. В сравнении, летние покрышки «дубеют», когда столбик термометра опускается ниже +5-+7°С. А протектор качественной зимней резины остается мягким, что обеспечивает хорошее сцепление шины с заснеженной или обледеневшей дорогой при минусовой температуре.

Так, автомобиль на зимней резине, который движется со скоростью 80 км/ч, будет иметь тормозной путь 70 метров. И тот же автомобиль на летней резине, сможет остановиться только после 110 м.

Особенности липучек Фото: Shutterstock

Но, если температура воздуха повышается, а асфальт сухой, такая резина начинает перегреваться. Она становится слишком мягкой, плывет при торможении и в поворотах. В результате тормозной путь увеличивается, а реакции автомобиля становятся нечеткими, заторможенными. За сцепление с дорогой на шипованной резине отвечают металлические или керамические «гвоздики».

Если сравнивать липучку против шипов, успех первых обеспечен благодаря уникальному химическому составу резинотехнической смеси, из которой производят покрышки. В этой смеси содержатся особые молекулярные связи, которые могут в определенный момент ломаются, а затем вновь восстанавливаются. Как результат, при нагреве работает только внешняя кромка резинового слоя — в глубоких слоях резина протектора сохраняет жесткость, остается холодной. Это уникальное качество липучек дает возможность обеспечить высокие сцепные свойства на зимних дорогах и хорошую управляемость на асфальте.

Плюсы и минусы резины с шипами

Чтобы понять разницу между липучкой и шипами, нужно изучить их плюсы и минусы. Не все знают, что новый комплект шипованной резины необходимо обкатать до наступления полноценной зимы. Это нужно для того, чтобы шипы встали в пазы и не растерялись во время эксплуатации. Для обкатки достаточно проехать пару сотен километров в спокойном режиме.

Преимущества шипованных покрышек:

  • Обеспечивают лучшее сцепление с дорогой на обледенелом покрытии. Шипованные покрышки подходят для машин с передним приводом и с задним. Они гарантируют высокую маневренность автомобиля на заснеженной или обледенелой дороге даже на высоких скоростях. Шипованную резину можно использовать как для езды по рыхлому снегу, так и в сильные морозы благодаря разнице в составе.
  • Гарантируют короткий тормозной путь. Это серьезное преимущество, которое предотвращает аварийные ситуации и ДТП. На обледенелом покрытии шины с шипами не дают колесам скользить. Это сокращает время, которое автомобиль проходит до полной остановки и защищает от неконтролируемых заносов. Поэтому автовладельцам, проживающим в условиях северных регионов РФ не смысла думать, какая резина лучше, липучка или шипы. Безопасное вождение могут обеспечить только покрышки с шипами.
  • Имеют хорошую управляемость. Шипованная резина стабилизирует машину с задним приводом и помогает выйти из заноса переднеприводному автомобилю при нажатии педали газа. Металлические шипы врезаются в слой льда, разрушают его и обеспечивают преодоление препятствия.

Но без недостатков тоже не обошлось. Даже лучшие модели имеют несколько минусов. Шипованные покрышки при езде по асфальту создают дополнительный шум. Так происходит из-за структуры металлической вкладки, которая располагается немного выше протектора. При езде по асфальту шипованная резина уступает «липучкам» в показателях сцепления с поверхностью. Резцы при эксплуатации стираются, на мокром асфальте такая резина скользит. К тому же шипованная резина приводит к деструкции дорожного полотна, образованию колеи на дорогах, грязи и пыли.

Преимущества и недостатки липучки

Фрикционные модели имеют острые ламели, которые цепляются за поверхность дороги — липучки. Они хорошо держат дорогу даже при -30°на сухом асфальте, заснеженной или обледеневшей дороге.

Преимущества фрикционных шин:

  • Отсутствие шума в салоне. Так как металлических элементов на этих покрышках нет, они, в отличие от шипованной резины, практически бесшумны, даже на сухом асфальте.
  • Высокие показатели устойчивости на влажных дорогах. За счет глубины каналов протектора происходит сильный отток влаги из-под пятна контакта. Неплохо справляются с движением на заснеженных дорогах.
  • Длительный срок службы. На покрышках нет металлических шипов, и они легко перемещаются по сухому асфальту, без малейшей деформации рисунка протектора. Хороший комплект прослужит 5-6 сезонов.
  • Высокие показатели контакта с сухим покрытием. Протектор шины ложится на дорогу полностью, что гарантирует отличное сцепление и уменьшает длину тормозного пути. При проживании в южных регионах страны без выездов на трассу и в горы, сравнение липучки и шипов будет в пользу первых.
  • Нет вибрации руля. В контакт с поверхностью дороги вступают не твердые металлические резцы, а мягкий резиновый протектор, а значит, машина едет плавно, хорошо переносит маленькие углубления и стыки.
  • Сниженный расход топлива. Резина на липучках весит меньше шипованной и подвергается меньшему сопротивлению при движении, что экономит расход бензина.

Но и тут без недостатков не обошлось. Фрикционные покрышки уступают по зацепу на обледенелой поверхности шипованным моделям. Если автомобиль занесет, поймать зацеп будет сложнее. При торможении шины на липучке проскальзывают на обледенелой поверхности, а тормозной путь увеличивается. В начале движения шины на липучках могут пробуксовывать и проскальзывать, особенно при подъеме в гору.

Что лучше на льду: шипы или липучка

В 2013 году были проведены испытания шин разных ценовых категорий. Журналисты тестировали резину от премиальных Continental до российских Кама Euro-519, при температуре воздуха -14 – 17° С. Шипованные покрышки показали результат при торможении с 25 до 5 км/ч от 10,4 до 13,5 м. Фрикционные покрышки на подобное замедление тратили от 12,6 до 16,2 метра.

В 2018 году испытания повторили, но результаты не сильно отличаются от предыдущих. Нужно было сбросить скорость с 20 до 0 км/ч. Автомобиль на шипованной резине остановился за 7-8,2 метра. Тормозной путь на липучках был объективно длиннее — 8,2 – 9,2 метра. При этом дешевые варианты шипованных покрышек показывают еще худший результат. Автомобиль на них останавливается за 8,7 — 10,5 метров.

При движении сцепление с дорогой оценивается временем, затраченным на разгон до нужной скорости, либо на прохождение трассы. Согласно результатам исследований 2013 года, автомобиль на липучках разгонялся с 5 до 25 км/ч от 6,3 до 8,8 секунды. Шипованные покрышки разгонялись до нужной скорости за 4—5,5 секунд (быстрее практически в два раза).

Кроме того, автомобиль на «липучках» проходил ледяное кольцо за 34,3 — 38,3 секунды. На шипах автомобиль справлялся с задачей за 25,8 — 29,8 секунд. Похожий результат получен и на испытаниях по извилистой обледеневшей трассе. Шипованная резина с показателем 88,3 секунды быстрее на 7,7 секунд, чем липучки с самым высоким показателем скорости.

В испытаниях 2018 года фрикционные шины заняли лидирующие позиции, но все равно оказались хуже шипованных. Липучки прошли ледяной круг в пределах 98,2 — 105,2 с. Шипованные шины проходили те же испытания за 90 — 114,0 с.

Липучка или шипы зимой на снегу

При испытаниях на заснеженном покрытии результаты были противоположными. В 2013 году автомобиль на липучках тормозил по укатанному снегу с 50 до 5 км/ч за 25,3 — 26,8 м, а на шиповках — за 25,9 — 28,4 м. Лучший результат оказался за фрикцинками. По испытаниям 2018 года при остановке с 40 км/ч липучки остановились за 17,4 — 17,9 м, а шиповки — за 17,2 — 18,6 м.

Лучшие показатели по времени разгона и прохождения снежной трассы тоже принадлежат липучкам. Так, транспортное средство на липучках проходило заданную конфигурацию за 90,7 — 66,3 секунды. Автомобили на шипованной резине показали результат 91-8 — 99,2 секунды.

Липучка или шипы зимой на снегу Фото: Shutterstock

В 2018 году качественные шиповки показали результат лучше фрикционных (минимальное время 73 против 73,3 секунды). Но дешевые варианты шиповок были медленнее липучек на 4,5 секунды: 82,5 против 78 секунд.

Стоит отдельно рассмотреть поведение автомобиля на «снежной каше». 2013 году оценивали шины по скорости, на которой управление автомобилем становилось бесконтрольным. На фрикционках автомобиль был стабилен на скорости 22,6 — 26, 9 км/ч, а на шиповках до 19,4 — 21,2 км/ч. Имеет смысл учесть эти данные, выбирая зимнюю резину на шипах или липучке.

Шипы или липучка на мокром и сухом асфальте

На мокром асфальте. Нередко даже в средней полосе России асфальт зимой без снега. Закономерно встает вопрос, какую резину лучше купить для города, липучку или шипы? Несмотря на мнение, что шипованная резина по асфальту проскальзывает, в испытаниях 2013 года показатели шипованных шин оказались лучше: автомобиль с резиной на шипах показал тормозной путь 35,11 — 38,7 м при остановке 80 км/ч. Машине на липучках на торможение потребовалось 33,1 — 41,1 метра.

В том же испытании в 2018 году превосходство шипованной резины возросло. Их показатели были 29,8 — 33,6 метра против 30,9 — 37,1 метра у фрикционных шин.

На сухом асфальте. В 2013 году на маневре «Переставка» фрикционная резина стала лучшей. Если шипы позволяли выполнить задание на скорости 60 — 62,4 км/ч, то липучки 59,7 — 63,7 км/ч.

При торможении в тестах 2013 года шипованные шины проиграли. Они показали тормозной путь с 80 км/ч на 0,4-5,5 метров больше чем фрикционные. В 2018 году шиповки немного исправились (результат 30,2 — 32,2 метра) и даже немного обошли часть фрикционных покрышек. Но говорить о серьезной конкуренции здесь все равно не приходится. Автомобиль на липучках останавливался за 28,1 — 31,4 метра. Однако разница между лидерами зафиксирована примерно в 2 метра, а между аутсайдерами — меньше 1 метра.

3 лучших комплекта шипованных шин сезона 2020-2021

Жителям северных регионов не приходится выбирать между шипами или липучкой. Погодные условия подразумевают использование только шипованных покрышек. Рассмотрим лучших производителей в своем сегменте. Они все «отличники» по показателям надежности и подходят для зимних условий. Их можно смело рекомендовать даже начинающим водителям. В премиальном сегменте все три представителя конкурируют друг с другом за звание лучшего.

  1. Nokian Hakkapeliitta 9

    Есть весьма неоднозначные субъективные мнения относительно стоимости этой шины, ее шумности и эксплуатационных свойств. Однако на всех видах зимних дорог Nokian Hakkapeliitta 9 показала лучшие результаты в испытаниях.

    Hakkapeliitta 9 заняла лидирующие позиции на «черных» покрытиях, уступив Мишлену в упражнениях на льду и снегу в тесте «за рулем». При этом показатели расхода топлива были самыми экономичными. В шведских испытаниях на асфальте обе шины показали равные результаты, но на «белых» дорогах Nokian вырвалась вперед на 1 балл.

    Из преимуществ финской модели — отличная проходимость по снегу, высокие показатели уровня сцепления и надежная управляемость на обледенелой поверхности, и, конечно, плавность хода. Есть и минусы — средние показатели тормозов на сухом асфальте. Кроме того, российские журналисты уверены, что переплата за брэнд составляет почти 18%.

  2. Michelin X-Ice North 4 

    Шина Michelin X-Ice North 4 показала лучший результат в 8 из 11 “белых” испытаний в тесте «За рулем». Но в общем зачете уступила Хакапелите на 7 баллов. Примерно та же картина и в шведских тестах. Мишлен уступила соперникам по всем показателям на льду, снегу и асфальте на 1 балл. Но при этом выиграла у всех по экономичности топлива и бесшумности. Французский бренд покрышек продемонстрировал отличное сцепление и управляемость на льду и снегу и высокий уровень комфортности. Не сильно порадовали показатели устойчивости к аквапланированию и тормозной путь на мокром асфальте. Отечественные эксперты уверены, что эта шина не намного дороже разумного ценника по сравнению с лидером.

  3. Continental Ice Contact 3

    Во время шведского теста немецкая марка набрала равное количество баллов с флагманом от Нокиан. Однако брэнд Continental Ice Contact 3 обеспечил себе такой результат благодаря экономичному расходу топлива. Сыграла роль и субъективная оценка акустического комфорта. В тестах на «белых» и «черных» дорогах шина не смогла обойти лидеров. А на мокром асфальте оказалась лучшей, продемонстрировав отличные ездовые характеристики. Однако показатели сцепления на снегу и льду сильно отстают от конкурентов.

3 лучших комплекта липучек сезона 2020-2021

1. Michelin Pilot Alpin 5 SUV

Нешипованная резина от французского производителя занимает лидирующие позиции в рейтингах лучших моделей для легковых автомобилей, в том числе в сезоне 2021 года. Шины созданы для водителей, предпочитающих быструю езду. Зимние модели отличаются от конкурентов быстрой реакцией на движения руля. Все благодаря особому составу резины, грамотно продуманному рисунку протектора и направленным расположением блоков.

Плюсы + Минусы -

Ламели и блоки не забиваются снегом.

Дренажные канавки протектора быстро отводят воду из-под пятна контакта.

Курсовая устойчивость.

Уверенная управляемость на сухом и мокром асфальте, снеге и льду.

Сохранение эксплуатационных качеств при низких и высоких температурах.

Износостойкость рассчитана на несколько тысяч километров.

Жесткость резины, объясняемая высотой профиля и необходимостью держать зимнюю дорогу при отсутствии шипов в конструкции.

2. Bridgestone Blizzak Ice

Японский производитель зимних покрышек получил широкую популярность среди противников шипов, и уверенно занял вторую позицию рейтинга. Благодаря асимметричному рисунку протектора и развитой системе ламелей, обеспечивается высокая маневренность на дороге и уверенный отвод воды. Заметно вырос уровень износостойкости зимних покрышек на несколько тысяч километров, благодаря улучшенному составу резиновой смеси.

Плюсы + Минусы -

Уверенная управляемость на льду.

Акустический комфорт.

Гашение неровностей дороги.

Быстрое водоотведение за счет продуманной системы ламелей.

Оптимальное соотношение цены и качества.

Блоки протектора быстро забиваются снегом.

3. BFGoodrich g-Force Winter 2

В тройке лидеров рейтинга лучшей нешипованной резины уверенную позицию занимает американский производитель автомобильных покрышек. Модель G-Force Winter 2 имеет протектор с направленным рисунком и глубокими ламелями, благодаря чему шины быстро самоочищаются. Хорошую управляемость в колее обеспечивают усиленные блоки плечевой зоны. Резина умеренно мягкая, так как содержит в составе силиконовые добавки, что обеспечивает хорошее сцепление и управляемость в слякоть и мокрый снег.

Плюсы + Минусы -

Акустический комфорт.

Быстрое торможение на мокром асфальте, на снегу.

Высокий уровень проходимости.

Курсовая устойчивость.

Износостойкость рассчитана на несколько тысяч километров.

Усиленная боковина.

Средняя управляемость на льду.

Как не откладывать покупку лучших зимних шин до зарплаты

Преимущества карты «Халва»:

  • Бесплатное обслуживание.
  • Кредитная ставка 0% на протяжении 3 лет после оформления карты.
  • 10% доход на остаток собственных средств.
  • Возобновляемый кредитный лимит — до 350 тысяч рублей в течение 10 лет.
  • Срок рассрочки от 1 до 18 месяцев.
  • Легко оформить всем гражданам РФ от 20 до 75 лет.

Есть действующая программа бального кешбэка (макс. 5 тысяч баллов). Главное — соблюдать условие по минимальному ежемесячному обороту (минимум 5 покупок или проведенных платежей в разделе «Оплата услуг» мобильного приложения Халва — Совкомбанк» или личного кабинета на сайте). 

Общая сумма платежей должна быть не меньше 10 тысяч рублей. Величина кешбэка (заемные средства): в партнерских сетях - при телефонной оплате 1%. Величина кешбэка (собственные средства): в партнерских сетях - при оплате через телефон 6% за каждую покупку от 10 тысяч рублей, 4%* за каждую покупку от 5 тысяч до 9 тысяч 999 рублей 99 копеек, 2%* за каждую покупку до 4 тысяч 999 рублей 99 копеек, при оплате картой (собственные средства) 2%; вне партнерской сети - 1% за все покупки с использованием собственных средств от 1 тысячи рублей (способ оплаты может быть любым). * В кассах магазинов — через Google, Apple или Samsung Pay (сюда не входят покупки через интернет).

Преимущества карты «Халва»

В отношении карт «Социальная халва» применяется этот уровень кешбэка и при оплате картой (не считая кешбэк 10% за покупку от 50 тысяч рублей с подпиской «Халва.Десятка» и 1% за покупки заемными средствами).

На остаток собственных средств клиента начисляются 10% годовых в первые 3 месяца (затем 5%), при осуществлении любых 5 покупок за месяц на сумму от 10 тысяч рублей (для суммы от 300 тысяч рублей, на большую сумму— 4%).

Карта «Халва» 
с бесплатным обслуживанием
До 24 месяцев рассрочки без процентов
  • До 15% на остаток собственных средств
  • До 10% кешбэк с подпиской «Халва.Десятка»
  • Более 250 000 магазинов-партнёров
  • Снятие наличных в рассрочку
Заказать карту бесплатно

Хотите узнать, что действительно волнует авторов и редакторов Халва Медиа?

Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Подписаться
Похожие статьи