Все статьи

×

29.12.2021

Автомобилистам
Глаз

2119

Время чтения: 16 минут

Свинцовые аккумуляторные батареи: правила выбора

Глаз

2330

Время чтения: 16 минут
Сохранить статью Сохранить статью:
Сохранить статью:

Свинцовые аккумуляторные батареи на сегодняшний день являются наиболее распространенными изделиями такого рода. Они весьма надежны, неприхотливы в эксплуатации, при правильном использовании могут прослужить владельцу автомобиля много лет.

Но, чтобы воспользоваться всеми этими преимуществами, необходимо правильно выбрать свинцово-кислотный аккумулятор. То есть соотнести свои требования к устройству с параметрами, которыми может «похвастаться» та или иная батарея. Что ж, давайте разбираться.

Типы аккумуляторов

Различают следующие типы свинцовых (или свинцово-кислотных) аккумуляторных батарей: обслуживаемые, малообслуживаемые, необслуживаемые и гибридные.

Несколько слов о каждом из видов.

  • Обслуживаемые аккумуляторы

В них необходимо постоянно проверять уровень электролита, доливать дистиллированную воду (ее становится меньше, потому что она распадается на водород и кислород). Еще такой аккумулятор нужно регулярно мыть. В вырывающихся наружу газах присутствуют пары серной кислоты, которые, собираясь на корпусе батареи в виде осадка, становятся причиной ускоренного саморазряда. А осыпавшийся с пластин осадок (в процессе движения и вибрации авто) может стать причиной короткого замыкания между анодом и катодом.

  • Малообслуживаемые батареи

Чем современнее становятся автомобили, тем больше в них появляется систем и устройств, работающих на электричестве (это и подогрев лобового стекла, и электрический бензонасос и многое другое). Следовательно, повышается интенсивность зарядки аккумуляторов. Однако тогда и разложение воды на газы происходит активнее.

Типы аккумуляторов Фото: Shutterstock

Этот процесс усиливает сурьма, входящая в состав свинцовых пластин (она добавляется для упрочнения мягкого свинца). Инженерам удалось свести содержание сурьмы в пластинах к минимуму. Так появились малообслуживаемые аккумуляторы, обозначаемые буквами Sb/Sb. Это вполне подходящий вариант для автомобилей прошлых лет либо для современных недорогих машин, не напичканных большим числом энергопотребляющих устройств.

  • Необслуживаемые свинцово-кислотные аккумуляторные батареи

Это АКБ с маркировкой Ca/Ca, в которых в состав свинца для решеток включается кальций.

Стартерные батареи подобного типа подходят лишь для современных авто, где предусмотрена защита от глубокого разряда и нет сложных систем, потребляющих много электроэнергии (вроде спутниковых противоугонных сигнализаций и т.п.).

  • Гибридные аккумуляторы

По сути это симбиоз двух предыдущих вариантов. Тут к отрицательному полюсу присоединены пластины с добавлением кальция, а к положительному – с сурьмой. Такие батареи маркируются знаками Ca/Sb либо Calcium plus.

Впрочем, обозначений на них может и не быть, потому что их спокойно можно ставить в машину вместо стандартных АКБ. Если говорить о характеристиках свинцовых аккумуляторных батарей данного типа, то они весьма неприхотливы, обладают большим ресурсом службы и дают высокий стартерный ток.

Электролит в АКБ

Существуют устройства с жидким электролитом (самые простые батареи типа SFB и EFB) либо с добавлением в качестве загустителя специального геля (их так и называют, гелевые АКБ), и есть еще со стекловолоконными пластинами (изготовленные по технологии AGM).

Самые обычные свинцово-кислотные аккумуляторные батареи, наполненные жидким электролитом, производятся по технологии SFB (Superior Flooded Battery).

Более современная технология — EFB (Enhanced flooded battery). С ее помощью изготавливаются аккумуляторы, в которых положительные пластины закреплены полиэстерными сетками. Благодаря этому активные части пластин надежно защищены и не так «сыплются» от дорожной тряски, плюс еще и наполнитель удерживается от вымывания. А для снижения сульфации отрицательных пластин производители могут вводить в их состав углерод. В процессе эксплуатации свинцовые аккумуляторные EFB-батареи выдерживают большее количество разрядок/зарядок, при этом не теряют емкости, и на зарядку уходит меньше времени.

В аккумуляторах гелевого типа (GEL) в электролит добавляют силикаты натрия (Na₂Si₂O₄), и по консистенции он становится густым, гелеобразным. Ресурс у подобных батарей самый высокий по сравнению с другими моделями. Это достигается за счет того, что при любом наклоне устройства пластины всегда покрыты электролитом. Плюс, такие свинцово-кислотные аккумуляторные батареи еще и очень герметичные, что практически исключает испарение электролита.

В устройствах, изготовленных по технологии AGM (Absorbent Glass Mat), между пластинами помещают специальные стекловолоконные маты. Они пропитываются электролитом и обеспечивают его беспрерывный контакт с пластинами.

Такие модели тоже функционируют под любым углом наклона. AGM аккумулятор выдерживает наибольшее число циклов заряда/разряда (в сравнении с другими моделями), сохраняя производительность. В этом его плюс. А минус состоит в высокой цене.

В обычных машинах чаще всего стоят стартерные батареи SFB типа, гелиевые активнее (чем в авто) используются в источниках бесперебойного питания. А устройства типа AGM и EFB преимущественно ставят в авто, где есть система Start-Stop.

Емкость аккумулятора

Под емкостью понимается тот запас энергии, которую батарея (для телефона, ноутбука, автомобиля и проч.) может в себе накопить, удерживать и при необходимости отдавать. Емкость измеряется в Ампер/часах.

Тут вот что следует учитывать: автомобиль не работает постоянно от аккумулятора (исключение – электромобили). Поэтому не старайтесь купить свинцово-кислотную аккумуляторную батарею с максимально большим объемом. Она и обойдется дороже, и смысла в этом нет, потому что такое устройство, скорее всего, будет вечно пребывать в недозаряженном состоянии, что для него, собственно, вредно.

Емкость аккумулятора Фото: Shutterstock

Выбирайте мощность, соответствующую «запросам» машины. Если с заводской комплектацией шел аккумулятор на 62 А/ч и вы не ставили на авто генератор большей мощности или иных систем с высоким энергопотреблением, то приобретайте снова такую же батарею (62 А/ч). Если средства позволяют, то полезнее будет купить аккумулятор с гелевым электролитом или большим пусковым током (но с прежней емкостью).

Можно, конечно, поставить аккумулятор чуть большей емкости, если он умещается по размеру. Например, 38 А/ч увеличить до 45 А/ч, или вместо 55 А/ч поставить что-то между 52 и 60 А/ч, для 75 тоже подобрать что-то близкое. Но «прыгать» с 52 до 75 А/ч точно не нужно.

Сила пускового тока

Очень важная характеристика любой свинцовой аккумуляторной батареи – сила пускового тока. Это количество энергии, которое устройство способно подать на стартер машины. Конечно, данный параметр зависит от емкости, но многие производители научились выпускать батареи с увеличенным током запуска. Самая распространенная, например, в России емкость – это 55 А/ч, стандартный пусковой ток для таких устройств – 420 ампер, но они могут давать и до 500.

Вообще, высокий ток запуска – это хорошо (говоря простыми словами). Особенно в холодное время года, или если в машине старый мотор, работающий на густом вязком масле. Тут еще важно, даст ли аккумулятор указный ток в момент холодного запуска, как снизится этот показатель в мороз и на сколько запусков вообще хватает батареи. Заранее все это знать, к сожалению, невозможно. Так что опирайтесь на обзоры, отзывы пользователей.

Конструктивные особенности батареи

  • Полярность («плюс» и «минус»)

Очень важно правильно подключить батарею при установке. Выводы в разных устройствах могут располагаться неодинаково. Если вы поставили аккумулятор к себе «лицом» (та сторона, где клеммы, находятся ближе к краю) и видите, что плюсовая клемма оказалась слева, то у батареи «прямая» полярность.

В ее маркировке будут присутствовать символы «1» или «L». Например, на машинах отечественных производителей обычно стоят именно такие. Если «плюс» справа, то перед вами батарея с «обратной» полярностью (это обозначается знаками «0» или «R»). Такие устройства ставят на свои авто производители в Европе.

В принципе, вполне реально один аккумулятор заменить другим, если провода в машине достаточно длинные. Но зачем рисковать, просто сразу купите подходящий, крупные производители обычно выпускают обе разновидности.

  • Диаметр клемм

Данный параметр у свинцовых аккумуляторов для автомобилей тоже бывает разным. К примеру, в батарее Euro Type 1 клемма с «плюсом» имеет диаметр 19,5 мм, а «минусовая» – 17,9 мм. Для Asia Type это 12,7 и 11,1 мм соответственно. Подключиться к более тонким контактам с помощью переходных колец еще можно, но узкие наконечники проводов вы уже никак не наденете на слишком толстые клеммы.

Конструктивные особенности батареи Фото: Shutterstock

Что касается конструкции самих контактов, то здесь тоже существуют отличия. В европейских батареях клеммы обычно не бывают выше верхней крышки корпуса, а в азиатских, наоборот, существенно выступают вверх, и никакой защиты не предусмотрено. Что, в свою очередь, может влиять на посадочные габариты устройства, способ его крепления, и нередко это оказываются взаимоисключающие показатели.

  • Габариты

Аккумуляторы бывают разной длины, высоты и ширины (в пределах стандартов). Эти показатели зависят от производителя, модели, имеющихся характеристик.

Кто-то скажет, что размер свинцового аккумулятора для автомобиля – не такой уж важный параметр, однако не стоит совсем выпускать его из виду. Если батарея окажется длиннее или шире предназначенного для нее места под капотом или в багажнике, то штатным способом его установить не получится, хотя она и будет давать ток запуска.

За актуальными акциями по карте «Халва», которые помогут выгодно приобрести бытовую технику, можно следить здесь.

Но аккумулятор, великоватый по высоте, даже не позволит нормально закрыть капот. Подобная ситуация вообще опасна, ведь если металлический капот дотронется одновременно до двух контактов, разряд получится неслабый, и еще неизвестно, во сколько выльется ремонт.

  • Вес свинцовой аккумуляторной батареи

Параметр совершенно понятный, зависит от размеров корпуса устройства, его емкости и иных показателей.

Дополнительные возможности аккумуляторов

Всякие «уникальные» фишки производитель добавляет к своему товару, по сути, для того чтобы потом продать подороже. Что-то оказывается действительно нужным, а что-то вообще не имеет значения. Производители прописывают на своих АКБ следующие дополнительные возможности:

  • ExMET

Данная пометка означает, что пластины изготовлены по специальной просечно-вытяжной технологии, когда свинец раскатывают в ленту, затем особым образом нарезают и превращают в сетку. Она получается очень тонкой, поэтому в АКБ помещается больше слоев (чем в случае с обычными решетками), что дает увеличение тока, подаваемого на стартер.

  • DSP (Double Side Pasting)

Такая маркировка говорит о том, что пластины АКБ с двух сторон покрыты специальной пастой, что повышает устойчивость батареи к морозам. То есть, она и на холоде способна давать хороший ток запуска, сохраняя при этом емкость. Чувствительность такого аккумулятора к циклическим нагрузкам тоже меньше, чем у стандартных устройств.

  • TOP (Tetra Oxide Power)

В таких АКБ используется особый порошковый оксид свинца, изготовленный по специальной технологии. В результате кристаллическая решетка его зерен получается более правильной, что повышает энергоемкость аккумулятора.

5 популярных на сегодня свинцовых аккумуляторных батарей

  • Зверь 55 А/ч.

Зверь 55 А/ч Фото: akbmag.ru

Аккумулятор с высоким показателем энергоемкости, что достигается за счет применения в процессе изготовления методики ТОР. Такое устройство легко монтируется, обладает большой емкостью и мощность, но главное достоинство этой свинцово-кислотной аккумуляторной батареи – ее длительный срок службы.

«Зверь 55а» надежен, вынослив и обладает отличными качественными характеристиками. Клеммы в данной модели европейских стандартов. Из минусов – аккумулятор достаточно тяжелый и плохо чувствует себя на морозе.

Цена примерно 4 тысячи 100 рублей.
  • АкТех 55А.

АкТех 55А Фото: akbmag.ru

Модель изготовлена по действующим мировым стандартам, подходит для легковушек и грузовиков, как отечественных, так и импортных. Такая батарея не боится полной разрядки, причем самостоятельно практически не разряжается. Из минусов – тут нет центральной вентиляции.

АкТех 55А заработал себе популярность своей высокой работоспособностью и низкой ценой ориентировочно в 4 тысячи 200 рублей.
  • Tyumen Battery Standard.

Tyumen Battery Standard Фото: akbmag.ru

Тюменская свинцовая аккумуляторная батарея Tyumen Battery Standard тоже по праву занимает свое место в списке лучших. Это модель отличного качества, долговечная, не боится морозов, относительно недорогая. Чаще всего используется в отечественных автомобилях. Такая батарея сохраняет до 225 А/ч электроэнергии при силе тока холодной прокрутки в 39-1450 А. Соединители при подключении используются прямые. Срок службы такой свинцово-кислотной аккумуляторной батареи 5 лет.

Цена в районе 6 тысяч 500 рублей.
  • VARTA SilverDynamic AGMD52 (560 901 068).

VARTA SilverDynamic AGMD52 Фото: ozon.ru

Изделия данной марки заработали популярность благодаря своей надежности и продолжительному сроку службы. Такая батарея не боится полной разрядки, и очень многие автовладельцы останавливают свой выбор именно на ней. Емкость – 60 А/ч, работает на напряжении 12 В, дает силу тока запуска в 680 А.

Эту модель можно устанавливать в большую часть легковых машин, главное – будьте внимательны с полярностью. В целом, из всех представленных на рынке устройств подобного типа данное можно смело отнести к одним из самых технологичных. Аккумулятор гелевый, весит 17,5 кг, требует регулярной зарядки один раз в три месяца, гарантия производителя – год.

Стоит в районе 14 тысяч рублей.
  • Banner Running Bull.

Banner Running Bull Фото: ozon.ru

Данный производитель специализируется на выпуске АКБ для легковых машин с расчетом на тяжелые условия эксплуатации. Такие аккумуляторы предусмотрены в заводской комплектации автомобилей «Фольксваген», «БМВ».

Еще их рекомендуют ставить в машины, где нет системы «Старт-Стоп». Данные устройства изготавливают с применением кальциевой технологии, электролит надежно удерживается в корпусе за счет двойной крышки, поэтому риск утечки сведен к минимуму. Батарея рассчитана на работу в условиях повышенной тряски.

Цена около 15 тысяч рублей.

Возможность реанимации старого аккумулятора

Не спешите сразу бежать за новым аккумулятором, если старый вдруг начал давать сбои. Он еще подлежит восстановлению, если корпус и клеммы не повреждены, электролит не подтекает и устройство не подвергалось тряскам и ударам, способным привести к осыпанию внутренних пластин.

Для восстановления свинцовых аккумуляторных батарей применяются специальные реанимационные процедуры, представляющие собой последовательный цикл зарядок и разрядок. Причем они эффективны и для обычных малообслуживаемых устройств, и для дорогостоящих гелевых моделей. Процедура стабилизирует внутреннюю химию аккумулятора, восстанавливает его параметры, доводя их почти до изначальных значений.

Обходится это куда дешевле в сравнении с покупкой новой АКБ. Желательно поручить выполнение процедуры специалистам, в сервисах есть и необходимое оборудование, и опытные мастера. Вы, конечно, можете найти описание порядка действий в Интернете, но все-таки любая работа будет выполнена лучше, если ею занимаются профессионалы. В начале зимы тоже не помешает заехать на сервис проверить аккумулятор, чисто в профилактических и диагностических целях.

И вот еще что очень важно: окончательно вышедшую из строя батарею нельзя просто взять и выбросить в мусор. Подобные устройства обязательно нужно сдавать в утилизацию, потому как в них содержатся опасные для природы компоненты (свинец и серная кислота). Просто обратитесь в пункт приема АКБ (найти такой несложно) либо к продавцам. Скорее всего, они примут старое устройство с вычетом его стоимости, если вы тут же приобретете новый аккумулятор.

Вся информация о ценах и партнерах актуальна на момент публикации статьи. Действующие магазины-партнеры Халвы