Гузель Хусаинова
от Гузель Хусаинова
16 минут
....
7 ноября

Виды технического обслуживания автомобилей

Виды технического обслуживания автомобиля отличаются по срокам и содержанию работ и необходимы для безопасной эксплуатации машины. Регулярный контроль позволит вовремя выявить проблемы и устранить их, пока дело не приняло серьезный оборот. В лучшем случае отложенный техосмотр приведет к дополнительным расходам на ремонт, в худшем — к аварии на дороге.

В статье рассказывается:

Виды технического обслуживания автомобилей

Замена моторного масла защитит от поломки мотора, а проверка тормозной жидкости — от неприятностей на дороге. И это лишь малая часть того, что важно контролировать. Купив новое авто, техобслуживание рекомендуют проводить с нуля и далее через определенное количество километров на спидометре. Но есть еще и другие — не менее важные виды обслуживания. Все они подробно описаны в статье.

Суть технического обслуживания автомобилей 

Техническое обслуживание (ТО) — это профилактическое мероприятие для поддержания работы авто.

Все узлы и механизмы рано или поздно изнашиваются и выходят из строя. Лучше не дожидаться поломок, потому что ремонт в итоге может оказаться сложным и дорогостоящим.

Суть технического обслуживания автомобилей 

ТО (техническое обслуживание) бывает двух видов: 

  • обязательное и регулярное — например, если пробег авто достигает 15 тысяч км, полагается поменять масло. 
  • ситуативное — потребность в нем возникает по мере работы авто, может выявляться при осмотре.

Основные виды ТО автомобилей называют в соответствии с тем, какие проводятся работы:

  • регулировочные,
  • смазочные,
  • электротехнические,
  • крепежные,
  • заправочные,
  • контрольно-диагностические.

По итогам контрольно-диагностических мер решают о дальнейших действиях. Например, замене вышедших из строя или отработанных деталей, доливе и обновлении жидкостей.

Виды технического обслуживания автомобилей

Виды и периодичность техобслуживания, могут отличаться для разных авто. Еще имеет значение величина пробега, сезонность использования и время, в течение которого авто простояло без движения.

В советские времена ТО проводилось строго по регламенту. Так происходило из-за того, что машины значительно уступали современным по техническим характеристикам. Да и вообще за исправностью автомобилей, особенно казенных, следили строго.

Обязательный осмотр авто и устранение неполадок перед рейсом — закон, который непременно должны соблюдать водители. Это крайне важно, особенно — когда речь идет о перевозке пассажиров или крупноразмерных грузов.

В России действует классификация видов ТО, принятая еще в СССР. Это «Планово-предупредительная система технического обслуживания автомобилей», состоящая из следующих основных пунктов:

  • ежедневное ТО;
  • ТО-1 (первичное техобслуживание);
  • ТО-2 (второе техобслуживание);
  • сезонное ТО.

Но со временем предприятия, выпускающие легковые машины, внесли в классификацию пару изменений:

  • в ТО-2 ввели сквозную нумерацию (от ТО-1 до ТО- 10, либо от ТО-1 до ТО-12), согласно которой техосмотры выполняют через одинаковые отрезки времени;
  • проведение ТО-1 упразднили (но не все предприятия).

Сейчас классификация видов ТО для легковушек выглядит так:

  • ежедневное ТО;
  • нулевое ТО (ТО-0);
  • периодическое, или номерное ТО (с обозначениями ТО-1 – ТО 10 (12));
  • сезонное ТО.
Назначение и виды работ, а также их периодичность в каждом из случаев устанавливает производитель автомобиля. Все сведения об этом есть в сервисной книжке.

Например, ТО-0 (в общепринятом понимании ТО-1) должны проводить, когда машина «набегает» не более 2-2,5 тысячи км. Далее операции по ТО выполняются после каждых 10-20 тысяч км.

Ежедневное техническое обслуживание автомобиля

В случае с легковыми автомобилями ТО — это проверка наиболее значимых узлов и агрегатов транспортного средства. Это нужно для безопасности поездки.

Ежедневное техническое обслуживание автомобиля

Во время ежедневного технического обслуживания (ЕТО) проверяют:

  • наличие пятен, которые могут указывать на течь топлива, масла, гидравлической и охлаждающей жидкости;
  • количество масла в картере мотора (проверяется щупом); объем охлаждающей жидкости (в расширительном бачке); количество гидравлической жидкости (в бачках сцепления, тормозной системы и в гидроприводной системе усилителя руля); 
  • наполненность бачка омывателя (если жидкости недостаточно, ее доливают);
  • количество топлива в баке (это показывает датчик на передней панели машины);
  • работу приборов — осветительных, контрольно-измерительных и сигнализации;
  • звуковой сигнал;
  • угол люфта рулевого колеса (например, для легковых машин люфт выше 10 градусов — это уже превышение нормы);
  • подвеску (с помощью импульсного нажатия на кузов в районе багажника или капота);
  • колеса и шины;
  • стеклоочиститель;
  • наличие аптечки, огнетушителя, красного мигающего фонаря или знака аварийной остановки.

Кроме того, на контрольных осмотрах во время остановок по пути следования необходимо:

  • проверить, не нагреты ли тормозные барабаны/диски и ступицы колес;
  • осмотреть возможные подтеки (масла, топлива, гидравлической и охлаждающей жидкости);
  • проверить давление в шинах.

По окончании рейса проводят еще несколько операций:

  • устраняют выявленные неисправности;
  • контролируют уровни рабочих жидкостей (масла, жидкости в омывателе, охлаждающей и гидравлической жидкости);
  • при необходимости добавляют топливо в бак;
  • осматривают, есть ли повреждения на шинах и колесах;
  • приводят в порядок салон, моют авто снаружи.

Первое техническое обслуживание

Следующий вид техобслуживания — ТО-1. В него входят все действия из ЕТО и еще несколько дополнительных операций.

  • Контроль и диагностика: тормозов (в том числе «ручника»), тормозного привода; хода и зазоров руля; защитных чехлов ходовых частей авто; целостность пружин, рычагов, штанг, амортизаторов; свободного движения всех педалей; степени натяжения приводных ремней.
  • Регулировка: свободы движения педалей; натяжения ремней привода; «ручника»; движения руля; зазора между соединениями привода руля;
  • Проверка и подтяжка креплений: мотора, коробки передач, тормозов, руля, тяг, рычагов поворотников, колесных дисков, деталей выхлопной системы;
  • Заправка: масло и масляный фильтр;
  • Электротехнические работы: очистка аккумулятора и электроприборов от собравшейся грязи; наладка изоляции, замена предохранителей, лампочек.

Второе техническое обслуживание

В ТО-2 входят все действия из ТО-1, добавляется обследование узлов машины.

Второе техническое обслуживание 

ТО-2 подразумевает контроль и диагностику. Также сюда входит больше операций по дозаправке (с учетом пробега авто). Необходимо заменить:

  • жидкость в тормозной системе;
  • охлаждающую жидкость;
  • масло в гидросистеме;
  • масло в коробке передач;
  • масло в мостах (в грузовиках и легковых машинах с полным приводом).

Некоторые детали легковых авто в рамках ТО-2 (и в зависимости от пробега) тоже подлежат замене. К ним относят:

  • фильтры системы топлива;
  • фильтр коробки передач (для «автоматов»);
  • воздушные фильтры;
  • фильтры салона;
  • свечи системы зажигания;
  • ролики ремня, сам ремень и дополнительное оснащение (для машин с ГРМ ременным приводом).

В ТО-2 появляется еще больше крепежных работ. Затяжке подлежат:

  • радиатор;
  • топливный бак;
  • головка цилиндрового блока;
  • крышка газораспределительного механизма;
  • поддон моторного картера;
  • впускной и выпускной коллекторы;
  • крышки редуктора заднего моста;
  • замки и петли на дверях.

Кроме того, не забудьте отрегулировать:

  • моторные клапаны;
  • натяжения привода ГРМ;
  • зазор между дисками и колодками тормозов;
  • зазора подшипников ступиц передних колес.

Список операций по ТО-2 составляют с учетом марки и модели авто, а также регламентированного производителем межсервисного интервала.

Сезонное техническое обслуживание

СО (сезоннное обслуживание) подразумевает подготовку автомобиля к зимнему либо летнему сезону.

При смене сезона нужно позаботиться о бесперебойной работе всех агрегатов, деталей и узлов машины. 

К примеру, зимой следует использовать менее вязкие смазочные материалы. Кроме того, в холодное время года труднее запускается аккумулятор, сцепление колес с покрытием дороги ослабевает. Появляется необходимость в отоплении салона. Все это нужно предусмотреть.

Для большинства автовладельцев главное во время сезонного ТО — это замена шин. Большинство водителей стараются выполнить процедуру одновременно с ближайшим по регламенту номерным ТО.

Как часто нужно проводить ТО

Сезонное техобслуживание проводят два раза в год – весной и осенью. Но одной заменой шин автомобилистам не обойтись. Весной необходимо проверить пластиковые и резиновые элементы. Резкие перепады температур или морозы могут снизить эластичность некоторых деталей. Осенью дополнительно проверяют аккумулятор и тормоза.

Плановое техобслуживание проводят каждые 8–15 тысяч километров. Точную частоту указывают в сервисной книге.

ТО-2 проводят через каждые 20–30 тысяч километров. Но периодичность опять же у каждой модели авто будет своя. Чтобы исключить поломку и дорогостоящий ремонт, ориентируйтесь на рекомендации производителя.

Как экономить на ТО

За все виды технического обслуживания автомобилей (за исключением ежедневного) нужно платить. 

Возникает вопрос: а обязательны ли все эти процедуры? Может быть, как раз на этой статье расходов можно отлично экономить? По словам производителей, современные авто более надежные.

Подойти к вопросу можно формально и фактически. В первом случае считается так: если новая машина ни разу не прошла ТО, то на гарантийное обслуживание владелец может не рассчитывать.

По факту за последние 15–20 лет межсервисные интервалы остались практически прежними. И никому в мире, даже «матерым» производителям, еще не удалось выпустить авто, которому не нужно ТО. Поэтому и новые, и «побегавшие» автомобили обязаны его проходить.

А вот сэкономить на техобслуживании вполне реально. Но во многом это будет зависеть от действия гарантии от производителя. 

Экономия на техническом обслуживании автомобиля

В первом случае нужно посмотреть в сервисной книжке, какие именно гарантийные обязательства берет на себя завод — изготовитель авто. 

Обычно рассчитывать на гарантийное обслуживание можно в случаях, если водитель проходил ТО в дилерском центре, принадлежащем производителю автомобиля.

А цены на услуги там, как правило, далеко не низкие. Тем не менее большинство автовладельцев соглашаются с этим условием, хотя о его обоснованности можно было бы и поспорить.

Как же сэкономить на ТО, пока машина находится еще на гарантии? Остается лишь поискать среди дилерских центров тот, чьи услуги обойдутся дешевле.

Кроме того, можно приобрести необходимые для ТО запчасти не у самих дилеров, а у других продавцов. Так покупка может обойтись вдвое дешевле. Но узнайте заранее, работают ли в дилерском центре с «неродными» запчастями.

Проверьте, какие виды работ вам включили в предварительную калькуляцию по ТО. Убедитесь, что туда вписали только услуги, указанные в сервисной книжке.

На машине без гарантии можно сэкономить больше, потому что большинство работ можно выполнить самостоятельно. Например, заменить масла, фильтры (масляный, воздушный, топливный), колодок тормозной системы, свечи системы зажигания и колеса. Рекомендуем вдохновиться личным опытом автора «Халва Медиа» Анны Молчановой.

Для более серьезных работ лучше обратиться в автосервис. Цены у них ниже, чем в дилерских центрах. 

Не забывайте, что проверка технического состояния автомобиля — в ваших интересах. Техобслуживание позволяет своевременно обнаружить и устранить любые неполадки. Тогда машина будет служить вам долго и исправно.

Вся информация о ценах и партнерах актуальна на момент публикации статьи. Действующие магазины-партнеры Халвы.


Карта «Халва» 
с бесплатным обслуживанием
До 24 месяцев рассрочки без процентов
  • До 15% на остаток собственных средств
  • До 10% кешбэк с подпиской «Халва.Десятка»
  • Более 250 000 магазинов-партнёров
  • Снятие наличных в рассрочку
Заказать карту бесплатно

Хотите узнать, что действительно волнует авторов и редакторов Халва Медиа?

Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Подписаться
Похожие статьи