Александра Мельник
от Александра Мельник
5 минут
....
26 марта

Кто такой антагонист: рассказываем простыми словами

Практически в любой истории мы за кого-то болеем и против кого-то выступаем. Две стороны — условные добро и зло — связаны друг с другом противостоянием. Разбираемся, какая из них называется антагонистом. 

В статье рассказывается:

антагонист
Яркие примеры антагонистов есть в литературе разных стран 

Классический сюжет: герой, следуя за возвышенной целью, наталкивается на противодействие враждебной силы. Эта схема может встречаться где угодно: в фильмах, книгах, компьютерных или настольных играх, театральных постановках — ее суть не меняется.

В любом случае рассказ строится на противостоянии главного действующего лица — положительного или отрицательного — и его противника. 

Так вот, главный герой в любом повествовании — это протагонист. Согласно Аристотелю, это понятие впервые упоминается в афинских трагедиях в 534 году до н. э. и до сих пор употребляется в том же смысле. 

Надо сказать, что центральное действующее лицо не обязательно всегда доброе, оно может обладать и отрицательными чертами — тогда оно называется антигероем. При этом читатель или зритель все равно постепенно к нему привязывается и начинает ему сопереживать. 

Ярче всего это ощущается в кино. Посмотрите на таких персонажей: 

  • маньяк Норман Бейтс в «Психо», 1960 г.; 
  • Анна в «Приключении», 1960 г.; 
  • киллер Винсент Вега в «Криминальном чтиве», 1994 г.;
  • парень по прозвищу Ракета в «Городе Бога», 2002 г.;
  • Тейлор Фишер в «Наказании», 2011 г.;
  • мальчик Таддеус в «Шазаме!», 2019 г.;
  • 80-летний миллионер в «Главной роли», 2021 г.

Лучше всего противостояние по принципу плохой ↔ хороший или мнимый хороший ↔ плохой в современных интерпретациях заметно во вселенной Marvel. Все персонажи при этом попадают под классические определения протагониста/антигероя и его противника антагониста. 

Если хотите смотреть любимые фильмы и с головой погружаться в хитросплетения сюжета и взаимоотношений героев, оформите Халву и подписку в онлайн-кинотеатрах в рассрочку. Так у вас появится еще один веский повод купить попкорн и пригласить друзей на увлекательный вечер. 

Кто такой антагонист 

Основных акторов сюжета мы разобрали. Остановимся подробнее на главном противнике протагониста. 

Антагонист встает на пути к цели главного героя, создавая тем самым канву драматургического конфликта. 

Значение слова «антагонист»

Антагонист — это условный злодей, прямой или косвенный противник «нашего» персонажа. В классическом сюжете он строит козни, пытается переманить на свою сторону протагониста. Он не антигерой, о котором мы говорили выше, и не обязательно отрицательная фигура. 

Благодаря конфликту, движущему сюжет, протагонист, даже если у него есть негативные черты в характере, может их исправить и стать хорошим. То же может произойти и с антагонистом — из плохого он превращается в положительного персонажа. Чаще всего такие метаморфозы можно встретить в боевиках, исторических и приключенческих рассказах. 

противостояние
Антагонист всегда мешает протагонисту 

Вспомните мелодрамы, драмеди и семейные комедии. В них всегда есть основные движущие силы конфликта: молодая пара и семья девушки или парня, возмущенная предстоящей свадьбой; неопытная команда танцоров и призеры региональных соревнований на одном испытании и другие. 

Антагонисты — не только люди, это могут быть и стихии. В фильмах-катастрофах люди противостоят наводнениям, смерчам и землетрясениям. 

Также мешать главному герою могут не внешние факторы, а его черты характера, например жестокость, нерешительность, зависть и другие. 

Чтобы разобраться в литературоведении и примерно понимать механику сюжета, нужно пройти обучение. Если хочется уже сейчас, а денег нет, выручит Халва.

Классические примеры антагонистов в литературе и кино

Первоисточник современных драм — древнегреческая трагедия. В ней, как в инкубаторе, создавались и обкатывались основные законы, по которой строится история, возникает и разворачивается конфликт. Пьесы, романы, повести, сценарии фильмов написаны на этой основе. 

Литературные примеры

  • «Ромео и Джульетта»: семьи Капулетти и Монтекки;
  • «Макбет»: Макбет и его совесть;
  • «Гарри Поттер»: лорд Волан-де-Морт и Гарри;
  • «Король Лир»: король и его дочери;
  • «Гордость и предубеждение»: классовость викторианской Англии и представители фамилий Беннет, Бингли и Дарси;
  • «Горе от ума»: Чацкий, Молчалин и социум;
  • «Ревизор»: чиновники, городничий и ревизор;
  • «Капитанская дочка»: Петр Гринев и Алексей Швабрин;
  • «Герой нашего времени»: Григорий Печорин и Грушницкий;
  • «Леди Макбет Мценского уезда»: Катерина Измайлова и страсть;
  • «Преступление и наказание»: Раскольников и Мармеладова;
  • «Фауст»: доктор Фауст и Мефистофель;
  • «Цветы для Элджернона»: Чарли Гордон и судьба;
  • «Кукольный дом»: Нора и Крогстад;
  • «Над пропастью во ржи»: Холден Колфилд и устои современного общества;
  • «Медея»: Ясон и Медея;
  • «В ожидании Годо»: Диди, Гого и Годо;
  • «Жизнь есть сон»: человек / природа, власть / личность.
драматургия
Многие фильмы созданы на основе мифов и пьес 

Примеры фильмов и телесериалов

  • «Династия»: Фэллон и Кристал Кэррингтоны;
  • «Притворство»: мать и дочь;
  • «Невозможно поверить»: Мари и герои, которые не верили ее истории;
  • «Большая маленькая ложь»: близкие Перри Райта и женщины из пяти разных семей;
  • «Ход королевы»: Бет Хармон и Василий Боргов;
  • «Ганнибал»: Ганнибал Лектер и Уилл Грэм;
  • «Маленький огонек»: Мип Гиз и фашисты;
  • «Когда рушатся плотины: Реквием в четырех актах»: человек и природа;
  • «Звездные войны»: ордена Джедаев и Ситхов;
  • «Старикам тут не место»: Эдом Том и Антон Чигур;
  • «Пролетая над гнездом кукушки»: Рэндл Патрик Макмерфи и медсестра Милдред Рэтчед;
  • «Заводной апельсин»: Алекс и социальные нормы; 
  • «Барри Линдон»: человеческие пороки и Линдон; 
  • «Цельнометаллическая оболочка»: Шутник и война;
  • «Девять дней одного года»: Митя Гусев и Илья Куликов;
  • «Гражданин Кейн»: Чарльз Фостер Кейн и его опекун.

При просмотре или чтении необязательно целенаправленно искать пары персонажей, представлять себе схему построения рассказа. Но если знать основные литературоведческие понятия, можно не просто увлеченно следить за сюжетом, но и оценивать его издалека, понимая, как он сделан. Это позволит увидеть многогранность произведения искусства и в большей мере насладиться им.

Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи. 

Действующие магазины-партнеры Халвы

Карта «Халва» 
с бесплатным обслуживанием
До 24 месяцев рассрочки без процентов
  • До 15% на остаток собственных средств
  • До 10% кешбэк с подпиской «Халва.Десятка»
  • Более 250 000 магазинов-партнёров
  • Снятие наличных в рассрочку
Заказать карту бесплатно

Хотите узнать, что действительно волнует авторов и редакторов Халва Медиа?

Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Подписаться
Похожие статьи