Подписывайтесь на анонсы:
TelegramФормируем у подростка мотивацию к обучению
Уже почти взрослый и еще почти ребенок — переходный возраст сложен не только гормональным взрывом, но и психологическими сложностями. Родители наблюдают отсутствие мотивации к учебе. Рассказываем, как помочь.
В статье рассказывается:
Еще пару лет назад этот мальчик приходил в восторг от наклейки с солнышком в тетради и с гордостью показывал ее дома. А сегодня одно слово «школа» может стать причиной маленькой домашней войны.
Куда делась мотивация
К счастью, проблема не нова, и родители, педагоги и психологи давно с ней работают. Мы пообщались с ними о формировании мотивации к учебе и узнали, как подростковый возраст сказывается на желании детей учиться.
Психологи считают, что в пубертатном возрасте сложнее заниматься по ряду причин.
-
Тело подростка меняется и причиняет дискомфорт. Быстрый рост может вызывать мышечные боли и переутомление.
-
Все системы организма испытывают перегрузку. Ребенок может просто плохо себя чувствовать.
-
В пубертате могут обостриться хронические болезни.
-
Дети с неврологическими и психиатрическими особенностями, такими как СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) или РАС (расстройство аутического спектра) адаптируются сложнее.
-
У подростков меняется система ценностей: если раньше одобрение взрослых, в первую очередь родителей, было для них жизненно важным, то теперь ключевую роль играет одобрение сверстников. Следовательно, если в компании быть «ботаном» неприлично, то мотивировать на учебу такая среда не будет.
Екатерина Остроухова, семейный психолог, психотерапевт, создатель центра индивидуальных образовательных технологий «Добрая школа», автор блога obraz_uspeha:
«Бывает, что мотивации у ребенка нет изначально, если ему трудно учиться или у него низкая самооценка. Если мы говорим о ситуации, когда ребенок интересовался учебой и секциями, а потом вдруг перестал, это может быть связано с возрастом.
У подростка нет цели быть хорошим мальчиком или девочкой, заслужить социальное одобрение. Они чаще хотят получить ответ на вопрос «Кто я?» через отношения с ровесниками. Коммуникация со «стаей» — основная возрастная задача подростка. Это нормальный этап. Наоборот, если ребенок продолжает держать уровень мотивации младшего школьника, это должно насторожить родителей».
Типы мотивации
Советский психолог и педагог П.М.Якобсон разделил мотивацию на три типа. Давайте посмотрим, реально ли применить в наше время его теорию.
Отрицательная. Всевозможные упреки со стороны родителей и педагогов, попытки воззвать к совести подростка, нарисовать ему мрачное будущее с непрестижной профессией, низкой зарплатой и асоциальным образом жизни. Эта мотивация неэффективна.
Сюда же отнесем сравнения с «сыном маминой подруги», который в свои 14 уже победил на трех всероссийских олимпиадах, выиграл золотую медаль по бегу с веслом и получил предложения от трех ведущих вузов мира.
Никакие уничижения не помогут подростку взяться за ум и начать учиться. Он скорее замкнется в себе. Остается только удивляться, почему именно к отрицательной мотивации так часто прибегают в школе.
Положительная социальная. Это попытка «продать» учащемуся идею хорошо заниматься за внешнее поощрение. К такой мотивации относятся:
-
высокие отметки, грамоты и похвала учителя;
-
поощрения на зачетах и экзаменах: «автоматы», возможность выбрать вопрос, дополнительные баллы;
-
подарки за участие и победу в олимпиадах, путевки в лагеря, стипендии;
-
подарки от родителей: полугодие без троек — получишь велосипед; сдашь ЕГЭ выше 90 баллов — можешь устроить вечеринку с ночевкой;
-
одобрение и признание друзей: если в кругу вашего сына или дочери принято уделять внимание учебе и стремиться к высоким баллам, он будет стараться соответствовать.
Положительная познавательная. Самый осознанный уровень мотивированности. В основе лежит нематериальная идея, любовь к процессу обучения и получения знаний. Здесь ведущую роль в повышении мотивации учащихся играют коллектив и педагоги. Подросток почувствует интерес к предмету, если:
-
учитель подбирает актуальный материал, который интересен школьникам;
-
педагог демонстрирует заинтересованность в своем деле;
-
педагог с уважением относится к познавательному процессу учащихся;
-
друзья и ровесники учащегося заинтересованы в получении знаний.
Идеальный случай — когда у молодого человека есть горячо любимый предмет, и разовые неудачи вроде проваленной олимпиады не гасят его интерес к познанию.
Самая сложная ситуация — когда ребенок испытывает физиологический дискомфорт, психологическое давление в виде отрицательной мотивации («все приходят сюда учиться, а ты что?») и не понимает предмет.
Давайте посмотрим, что советуют опытные родители и педагоги.
Как помочь, если вы родитель
Представьте, что вам нужно изо дня в день заниматься делом, которое не приносит ни радости, ни денег. Вряд ли вас будут мотивировать угрозы или мрачные предсказания в духе «ничего путного из тебя не выйдет». Поэтому в первую очередь откажитесь от отрицательной мотивации.
Подростки уже достаточно зрелые для того, чтобы мыслить абстрактно. Попробуйте узнать, какая у вашего чада цель на ближайшие годы, чему он или она хотел бы научиться и что для этого нужно. Так или иначе вы приведете логическую цепочку к тому, что неплохо бы получить аттестат.
Поддерживайте и принимайте ребенка. Психологи говорят, что с малышом нужно обходиться как со щенком: быть рядом, не оставлять надолго, гулять с ним и ласково трепать по голове. А с подростком они советуют вести себя как с кошкой: оставьте ему поесть. Если сочтет нужным, сам придет. Сурово, но правда: с определенного возраста вы можете быть своему ребенку больше другом, чем наставником. Старшим и более опытным, но все же другом.
Вера Корепанова, мама троих детей, репетитор английского языка:
«Контакт в семье очень важен. Никакие гаджеты живого общения не заменят. И это очень тесно связано с мотивацией к обучению. Если в семье принято обсуждать проблемы, проводить время вместе, поддерживать друг друга, то и скучный разговор об учебе подросток вытерпит и прислушается к вашему мнению».
Наладьте режим дня. Даже если ребенок уже совсем почти взрослый, ему не справиться без вашей помощи и разумного контроля. Напоминайте ему правильно питаться и вовремя ложиться спать — без излишнего менторства, само собой.
Пообещайте награду за маленькие и легко выполнимые цели. Наряду с глобальными целями вроде сдать ЕГЭ или окончить год без троек, можно ставить промежуточные. Например: всю неделю ты готовишься к итоговой контрольной, а в субботу идешь на стендап.
Поощряйте учебу легальными прогулами. Один-два дня в месяц можно пропустить без ущерба для обучения. Но пусть это будет особым призом, который нужно заслужить.
Если необходимо, обратитесь к психологу и неврологу. Возможно, у проблемы соматические корни, и только врач поможет подобрать верное решение.
Откажитесь от отрицательной мотивации. Никаких «вы худший класс за 30 лет работы» или «дневник-два-родителей-в-школу».
Если в классе есть ученик с низкой мотивацией, который совсем не хочет учиться, попробуйте вызвать его на доверительный разговор наедине.
Кристиана Захаркина, преподаватель русского языка, Russian Lab:
«Учитель тоже может проводить мотивационные беседы, не только родители. Иногда именно педагог становится доверенным взрослым, к которому можно обратиться с проблемой. Такой взрослый может задать вопросы о цели в жизни, подвести учащегося к мысли о том, что учиться так или иначе придется».
Создайте четкую систему оценивания. Пусть учащиеся сами видят, за что и когда получили определенное количество баллов и что им нужно доделать, чтобы получить пятерку.
Используйте поощрение вместо наказаний.
Елизавета Иванова, преподаватель английского языка РАНХиГС, в прошлом учитель средней школы:
«Пару лет назад мне достался седьмой класс. Группа была большая, 12 человек, среди них несколько гиперактивных детей. Работать было тяжело: активные, шумные, каждый хочет высказаться и, как правило, по-русски. Однажды я сказала, что сегодня буду писать в дневники не замечания, а благодарности тем, кто будет вести себя спокойно и ответит не меньше чем на три вопроса по-английски. И это сработало! 10 из 12 детей получили благодарность и отличную отметку».
Давайте разные задания. Работа в команде, презентации, проектная деятельность, игры — все это подтолкнет учащихся к самостоятельной творческой познавательной активности.
Хитрите, если нужно.
Дарья Тюрина, преподаватель русского языка СПбГЛУ:
«Немотивированному студенту иногда нужно просто поверить в себя. Дайте ему легкий тест, с которым он точно справится. Получив хорошую оценку, он почувствует себя на высоте, и у него появится стимул работать дальше».
Как видите, можно найти подход даже в самом непростом случае. Верьте в своих детей и учеников, и у них все получится!
Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи.
Действующие магазины-партнеры Халвы
с бесплатным обслуживанием
- До 15% на остаток собственных средств
- До 10% кешбэк с подпиской «Халва.Десятка»
- Более 250 000 магазинов-партнёров
- Снятие наличных в рассрочку
Хотите узнать, что действительно волнует авторов и редакторов Халва Медиа?
Подписывайтесь на наш телеграм-канал