Халва МедиаОформить карту

Меню

Мобильное меню навигации

Время чтения7 минутКоличество просмотров4 049Опубликовано16 августа 2023Обновлено: 6 августа

Мотивация подростка к учебе: эффективные техники, реальные примеры

Уже почти взрослый и еще почти ребенок — переходный возраст отличается не только гормональным взрывом, но и психологическими сложностями. Родители нередко сталкиваются с отсутствием у подростков мотивации к учебе. Рассказываем, как помочь.

В этой статье:

  1. Куда делась мотивация
  2. Типы мотивации
  3. Как помочь, если вы родитель
  4. Как помочь, если вы педагог
  5. Как подросток может мотивировать себя сам
  6. 10 фраз поддержки вместо «Учись лучше!»
  7. Популярные вопросы о мотивации к обучению
Подростки теряют желание учиться не специально: у них сложный период в жизни. Источник: Shutterstock

Куда делась мотивация

Проблема не новая: родители, педагоги и психологи давно с ней работают. Мы обсудили с ними формирование мотивации у школьников и узнали, как трудный возраст сказывается на желании детей учиться и как заинтересовать подростка учебой.

Психологи считают, что в пубертатном возрасте сложнее заниматься по ряду причин.

  1. Тело подростка меняется, и это причиняет дискомфорт. Быстрый рост может вызывать мышечные боли и переутомление.
  2. Все системы организма испытывают перегрузку. Ребенок может просто плохо себя чувствовать.
  3. В пубертате могут обостриться хронические болезни.
  4. Дети с неврологическими и психиатрическими особенностями, такими как СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) или РАС (расстройство аутического спектра) адаптируются сложнее.
  5. У подростков меняется система ценностей: если раньше одобрение взрослых, в первую очередь родителей, было для них жизненно важным, то теперь ключевую роль играет одобрение сверстников. Следовательно, если в компании быть «ботаном» неприлично, то мотивировать на учебу такая среда не будет.

Екатерина Остроухова

Семейный психолог, психотерапевт, создатель центра индивидуальных образовательных технологий «Добрая школа», автор блога obraz_uspeha:

«Бывает, что мотивации у ребенка нет изначально, если ему трудно учиться или у него низкая самооценка. Если мы говорим о ситуации, когда ребенок интересовался учебой и секциями, а потом вдруг перестал, это может быть связано с возрастом. 

У подростка нет цели быть хорошим мальчиком или девочкой, заслужить социальное одобрение. Они чаще хотят получить ответ на вопрос “Кто я?” через отношения с ровесниками. Коммуникация со “стаей” — основная возрастная задача подростка. Это нормальный этап. Наоборот, если ребенок продолжает держать уровень мотивации младшего школьника, это должно насторожить родителей».

Типы мотивации

Советский психолог и педагог П. М. Якобсон разделил мотивацию на три типа. Давайте посмотрим, реально ли применить в наше время его теорию.

Отрицательная. Всевозможные упреки со стороны родителей и педагогов, попытки воззвать к совести подростка, нарисовать ему мрачное будущее с непрестижной профессией, низкой зарплатой и асоциальным образом жизни. Эта мотивация неэффективна. 

Сюда же отнесем сравнения с «сыном маминой подруги», который в свои 14 уже победил на трех всероссийских олимпиадах, выиграл золотую медаль по бегу с веслом и получил предложения от трех ведущих вузов мира. 

Унижение не поможет подростку взяться за ум и начать учиться. Он скорее замкнется в себе. Остается только удивляться, почему именно к отрицательной мотивации так часто прибегают в школе. 

Положительная социальная. Это попытка «продать» учащемуся идею хорошо заниматься за внешнее поощрение. К такой мотивации относятся:

  • высокие отметки, грамоты и похвала учителя;
  • поощрения на зачетах и экзаменах: «автоматы», возможность выбрать вопрос, дополнительные баллы;
  • подарки за участие и победу в олимпиадах, путевки в лагеря, стипендии;
  • подарки от родителей: полугодие без троек — получишь велосипед; сдашь ЕГЭ выше 90 баллов — можешь устроить вечеринку с ночевкой;
  • одобрение и признание друзей: если в кругу вашего сына или дочери принято уделять внимание учебе и стремиться к высоким баллам, он будет стараться соответствовать.
Самый высокий уровень мотивации появляется, когда учащемуся интересен сам процесс получения знаний. Источник: Shutterstock

Положительная познавательная. Самый осознанный уровень мотивированности. В основе лежит нематериальная идея, любовь к процессу обучения и получения знаний. Здесь ведущую роль в повышении мотивации школьников играют коллектив и педагоги. Подросток почувствует интерес к предмету, если:

  • учитель подбирает актуальный материал, который интересен ученикам;
  • педагог демонстрирует заинтересованность в своем деле;
  • педагог с уважением относится к ученикам и готов отвечать на их вопросы;
  • друзья и ровесники учащегося заинтересованы в учебе.

Идеальный случай — когда у молодого человека есть горячо любимый предмет, а разовые неудачи вроде проваленной олимпиады не гасят его интерес к познанию.

Самая сложная ситуация — когда ребенок испытывает физиологический дискомфорт, психологическое давление в виде отрицательной мотивации («все приходят сюда учиться, а ты что?») и не понимает предмет.

Давайте посмотрим, что советуют опытные родители и педагоги.

Как помочь, если вы родитель

Представьте, что вам нужно изо дня в день заниматься делом, которое не приносит ни радости, ни денег. Вряд ли вас будут мотивировать угрозы или мрачные предсказания в духе «ничего путного из тебя не выйдет». Поэтому в первую очередь откажитесь от отрицательной мотивации.

Подростки уже достаточно зрелые для того, чтобы мыслить абстрактно. Попробуйте узнать, какая у вашего ребенка цель на ближайшие годы, чему он хотел бы научиться и что для этого нужно. Так или иначе мысль о том, что неплохо бы получить аттестат, в такой беседе может стать очевидной.

Поддерживайте и принимайте ребенка. Психологи говорят, что с малышом нужно обходиться как со щенком: быть рядом, не оставлять надолго, гулять с ним и ласково трепать по голове. А с подростком они советуют вести себя как с кошкой: оставьте ему поесть. Если сочтет нужным, сам придет. 

Сурово, но правда: с определенного возраста вы можете быть своему ребенку больше другом, чем наставником. Старшим и более опытным, но все же другом.

Вера Корепанова

Мама троих детей, репетитор английского языка:

«Контакт в семье очень важен. Никакие гаджеты живого общения не заменят. И это очень тесно связано с мотивацией к обучению. Если в семье принято обсуждать проблемы, проводить время вместе, поддерживать друг друга, то и скучный разговор об учебе подросток вытерпит и прислушается к вашему мнению».

Наладьте режим дня. Даже если ребенок уже почти совсем взрослый, ему не справиться без вашей помощи и разумного контроля. Напоминайте ему правильно питаться и вовремя ложиться спать — без излишнего менторства, само собой.

Пообещайте награду за маленькие и легко выполнимые цели. Наряду с глобальными целями вроде сдать ЕГЭ или окончить год без троек, можно ставить промежуточные. Например: всю неделю ты готовишься к итоговой контрольной, а в субботу идешь на стендап. 

Кстати, поощрительные покупки можно делать у партнеров карты «Халва», тогда вы будете получать приятный кешбэк, а в приложении вам будут приходить оповещения об акциях и скидках.

Халва — одна карта для всего

Рассрочка без переплат, кэшбэк, выгодная копилка с ежемесячным процентом на остаток!

Оценивайте свои финансовые возможности и риски.
Изучите все условия в разделе «Карты»/«Карта Халва» на сайте банка sovcombank.ru

Оформить карту

Поощряйте учебу легальными прогулами. Один-два дня в месяц можно пропустить без ущерба для обучения. Но пусть это будет особым призом, который нужно заслужить. 

Если необходимо, обратитесь к психологу и неврологу. Возможно, у проблемы соматические корни, и только врач поможет подобрать верное решение.

Иногда педагог может провести мотивирующую беседу и помочь учащемуся. Источник: Shutterstock

Как помочь, если вы педагог

Откажитесь от отрицательной мотивации. Никаких «вы худший класс за 30 лет работы» или «дневник-два-родителей-в-школу». 

Если в классе есть ученик с низкой мотивацией, который совсем не хочет учиться, попробуйте вызвать его на доверительный разговор наедине.

Кристиана Захаркина

Преподаватель русского языка, Russian Lab:

«Учитель тоже может проводить мотивационные беседы, не только родители. Иногда именно педагог становится доверенным взрослым, к которому можно обратиться с проблемой. Такой взрослый может задать вопросы о цели в жизни, подвести учащегося к мысли о том, что учиться так или иначе придется».

Создайте четкую систему оценивания. Пусть учащиеся сами видят, за что и когда получили определенное количество баллов и что им нужно доделать, чтобы получить пятерку.

Используйте поощрение вместо наказаний.

Елизавета Иванова

Преподаватель английского языка РАНХиГС, в прошлом учитель средней школы:

«Пару лет назад мне достался седьмой класс. Группа была большая, 12 человек, среди них несколько гиперактивных детей. Работать было тяжело: активные, шумные, каждый хочет высказаться и, как правило, по-русски. Однажды я сказала, что сегодня буду писать в дневники не замечания, а благодарности тем, кто будет вести себя спокойно и ответит не меньше чем на три вопроса по-английски. И это сработало! 10 из 12 детей получили благодарность и отличную отметку».

Давайте разные задания. Работа в команде, презентации, проектная деятельность, игры — все это подтолкнет учащихся к самостоятельной творческой познавательной активности.

Хитрите, если нужно. 

Дарья Тюрина

Преподаватель русского языка СПбГЛУ:

«Немотивированному студенту иногда нужно просто поверить в себя. Дайте ему легкий тест, с которым он точно справится. Получив хорошую оценку, он почувствует себя на высоте, и у него появится стимул работать дальше».

Как видите, можно найти подход даже в самом непростом случае. 

Как подросток может мотивировать себя сам

Иногда поддержки взрослых недостаточно. Важно, чтобы сам подросток понимал, зачем ему учиться, и находил способы подстегивать себя изнутри. Самомотивация учит ответственности и контролю над собственным будущим. 

Перечислим четыре простых и рабочих инструмента, которые помогут подростку учиться без постоянных напоминаний.

Метод SMART-целей

Этот способ помогает ставить цели, которые реально выполнить. SMART — это аббревиатура:

  • S (Specific, конкретность) — цель должна быть четкой: не «стать лучше в математике», а «повысить оценку по алгебре с 3 до 4».

  • M (Measurable, измеримость) — результат должен быть измерим: «сдать пробник на 70 баллов».

  • A (Achievable, достижимость) — цель должна быть выполнимой, а не запредельной.

  • R (Relevant, значимость) — она должна быть значимой лично для ученика, а не только для родителей.

  • T (Time-bound, ограниченность во времени) — у цели должен быть дедлайн.

Такой подход помогает видеть конкретные шаги и отслеживать прогресс.

Техника «25-минутных спринтов»

Суть метода — учиться короткими, но сфокусированными отрезками времени. Например:

  1. Ставите таймер на 25 минут.

  2. Полностью концентрируетесь на одном задании.

  3. После сигнала — перерыв 5 минут.

  4. Повторяете цикл 3-4 раза, а потом — длинный перерыв.

Такой формат помогает преодолеть прокрастинацию: зная, что учиться нужно всего 25 минут, проще начать. Метод называют еще техникой Помодоро, и он особенно хорош для тех, кому трудно сосредоточиться надолго.

Доска визуализации: «Что даст мне хороший аттестат?»

Визуализация помогает связать текущее усилие с будущим результатом. Можно взять лист ватмана или онлайн-доску и разместить на ней:

  • фотографии вуза мечты;
  • картинки, связанные с будущей профессией;
  • иллюстрации жизненных планов, которые требуют образования (поездки, интересная работа, независимость).

Когда подросток видит, зачем он учится, появляется внутренняя мотивация. Речь уже не про пятерки ради пятерок, а про осмысленные усилия ради будущего.

«Reward-list» — список маленьких наград за выполненный модуль

Список наград помогает сделать процесс обучения приятнее. Например, после каждой главы учебника или теста — небольшая награда:

  • серия любимого сериала;
  • прогулка;
  • час в любимой игре;
  • десерт.

Главное — чтобы награда не противоречила цели (например, «прогулка» лучше, чем «еще два часа в телефоне»). Такой список работает как внутренний контракт: «Я постараюсь — и сам себя отблагодарю». 

Подросток, заинтересованный в учебе, уже не нуждается в понуканиях. Источник: Shutterstock 

10 фраз поддержки вместо «Учись лучше!»

Чтобы поддержать подростка, нужны формулировки, которые действительно помогают: не критикуют, а направляют. Вот несколько примеров. 

  1. «Я вижу твой прогресс» — показывает, что вы замечаете усилия, а не только результат. Это мотивирует продолжать.

  2. «Где тебе нужна помощь?» — вместо упреков предложите сотрудничество. Помогает подростку не замыкаться в себе.

  3. «Ошибки — это шаг к успеху» — снимает страх перед провалом. Вдохновляет на попытки, даже если не все получается с первого раза.

  4. «Ты сам выбираешь, каким будет твой результат» — акцент на личной ответственности, но без давления.

  5. «Это непросто, но ты справляешься» — признает трудности, но внушает уверенность в своих силах.

  6. «Расскажи, как у тебя получилось вот это» — помогает осознать свои успехи и гордиться ими.

  7. «Ты растешь, даже если сейчас не видишь этого» — поддерживает в моменты, когда прогресс не очевиден.

  8. «Я доверяю тебе и твоим решениям» — усиливает ощущение автономии и зрелости.

  9. «Иногда нужно отдохнуть — это тоже важно» — напоминает, что забота о себе не менее важна, чем учеба.

  10. «Я рядом, если что» — простая, но очень мощная фраза. Дает чувство опоры и безопасности.

Такие фразы помогают создать атмосферу уважения и доверия, в которой учеба становится не обязанностью, а личным выбором подростка.

Популярные вопросы о мотивации к обучению

Отвечаем на самые распространенные вопросы.

Нормально ли отсутствие мотивации в 13–15 лет?

Да, это совершенно нормально. В этом возрасте происходят гормональные изменения, меняются интересы, появляются вопросы к авторитетам и собственному будущему. Упала успеваемость? Это не всегда «лень», а часто — внутренняя переоценка. Задача взрослого — не давить, а помочь найти личное «зачем».

Сколько часов подряд можно учиться без вреда?

ВОЗ рекомендует для подростков от 13 до 17 лет блоки по 45–50 минут с обязательными перерывами на 10 минут. После двух часов подряд — желательны длинный отдых и смена деятельности (например, прогулка, спорт, хобби). Учеба длинными периодами без отдыха снижает эффективность.

Что делать, если подросток говорит: «Мне ничего не интересно»?

Не давите, а задавайте уточняющие вопросы: «А что тебя злило или радовало на уроках?», «Как ты думаешь, чем занимаются люди, которых ты уважаешь?» Подросткам сложно сразу сформулировать интерес, но можно подсветить путь через диалог, тесты, просмотр профессий и реальных историй.

Есть ли смысл учиться, если «все равно не поступлю»?

Да, потому что поступление — не единственная цель. Учеба развивает память, логику, навыки работы с информацией, которые пригодятся в любой сфере. К тому же у подростков часто заниженная самооценка — поступить все же реально, особенно с поддержкой и четким планом.

Как не сравнивать себя с другими, особенно в школе?

Важно напоминать себе: у каждого свой темп. Кто-то быстрее решает задачи, кто-то лучше пишет сочинения. Главное — сравнивать себя только с собой в прошлом: «Я не знал — теперь знаю», «Мне было сложно — теперь получается». Такой подход помогает расти, а не выгорать.

Помогает ли обещание «куплю телефон, если вытянешь оценки»?

В краткосрочной перспективе — да. Но это внешняя мотивация, которая не работает на длинной дистанции. Лучше включать подростка в процесс: обсудить цели, показать связь между усилиями и будущим, вместе составить план. Тогда он учится не ради подарка, а ради себя.

Что делать, если мотивация пропала совсем?

Прежде всего — понять причину. Это может быть усталость, конфликт, тревожность, ощущение, что все бесполезно. Поможет отдых, изменение формата учебы, разговор с учителем или психологом. Главное — не ругать, а искать вместе, что можно изменить.

Можно ли мотивировать через страх?

Можно, но это приводит к стрессу, выгоранию и снижению самооценки. Подростки лучше реагируют на доверие, поддержку и признание усилий. Вместо «если не сдашь — будешь дворником» лучше «что ты хочешь, и как мы можем к этому прийти?».

Помогает ли дневник целей и достижений?

Да, особенно если вести его регулярно. Запись целей и небольших побед делает прогресс видимым и помогает поддерживать мотивацию. Подростку важно чувствовать, что он не стоит на месте, а движется вперед. Это работает лучше, чем просто «держать в голове», где все быстро забывается.

Есть ли смысл в домашней системе баллов или рейтингов?

Может быть, если система простая и понятная: баллы за завершенные модули, проекты, самостоятельность. Главное — чтобы баллы не стали поводом для манипуляций или давления. Лучше, если подросток сам участвует в создании правил: так он будет воспринимать их как свои, а не навязанные.

Как помочь подростку, если он все откладывает «на потом»?

Часто за этим стоит страх, что не получится идеально. Полезно разбить задачу на мелкие шаги, начать с самого простого, использовать таймеры и вести трекер выполненного. Главное — не говорить «ты прокрастинируешь», а помогать с организацией: «Давай разложим задачу на кусочки».

Стоит ли ограничивать гаджеты ради мотивации к учебе?

Ограничения могут быть полезны, если они обсуждены и объяснены. Но гораздо эффективнее — учить саморегуляции. Например, вместе настроить режим тишины на телефоне, выбрать время без экрана, когда удобно заниматься. Давление вызывает протест, а участие подталкивает к сотрудничеству.

Как понять, что мотивация выросла?

Признаки: подросток сам берется за дела, меньше откладывает, проявляет интерес, задает вопросы, предлагает идеи. Даже если это пока редкие моменты — уже рост. Главное — замечать их, отмечать словами и поддерживать, а не ждать «идеальной» учебной дисциплины.

Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи.

Действующие магазины-партнеры Халвы

Узнавайте о новых статьях

Актуальные и самые интересные статьи будут приходить на вашу электронную почту

Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк»

Подписывайтесь на соцсети Халва Медиа

Читайте статьи в удобном формате. Лайфхаки и мемы на любой вкус!

Соц сети

Похожие статьи

Семья и дети
Опубликовано21 января 2025
Что подарить на 16 лет: интересные и необычные подарки для подросткаЧто подарить на 16 лет: интересные и необычные подарки для подростка
Время чтения8 минутКоличество просмотров17 654
Семья и дети
Опубликовано17 марта 2025
Деревянные конструкторы: лучшие модели и советы по выборуДеревянные конструкторы: лучшие модели и советы по выбору
Время чтения6 минутКоличество просмотров5 071
Семья и дети
Опубликовано18 января 2025
Как встретить Новый год 2025: 13 интересных идей для семьи, компании и одиночекКак встретить Новый год 2025: 13 интересных идей для семьи, компании и одиночек
Время чтения5 минутКоличество просмотров33 768