
100 коротких поздравлений с днем рождения в прозе
«Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, не надо бабушку трясти: “Прочти, пожалуйста, прочти!”» Родители переформулировали бы стихотворение и сказали: «Как же научить ребенка читать?!» Рассказываем, как сделать путь к грамоте увлекательным и продуктивным.
Чтение развивает речь и воображение, формирует грамотность, расширяет кругозор. Первые книги влияют на любовь к литературе и формированию художественного вкуса.
Существуют методики раннего развития, которые учат детей читать примерно с двух лет. Мнения педагогов и ученых на счет определенного возраста расходятся.
Кто-то ориентируется на этапы физиологического взросления. Например, специалисты приводят такой аргумент: на сензитивном этапе малыши учатся ориентироваться в пространстве. Поэтому нельзя занимать это время формированием другого навыка.
Есть мнение, что можно учиться чтению и в два, и в три года. Но если только ребенок сам проявляет интерес: рассматривает книжки, просит показать буквы.
Необходимо, чтобы у ребенка сформировалась связь между словом и его значением. При произношении он должен четко представлять образ. Иначе просто не будет до конца понимать смысл текста. Произнесите какое-нибудь слово, например, кубик, и попросите описать его цвет, форму, материал.
Как правило, в два–три года формируется образное мышление. Родители читают ребенку книги, вместе рассматривают картинки, беседуют о героях.
В четыре–пять лет можно познакомить с азбукой, учиться соотносить звуки и буквы.
В пять–шесть лет начать учиться чтению и пересказу маленьких текстов.
В этом возрасте дети уже хорошо различают звуки и говорят, умеют составлять распространенные предложения.
Нужно ли учиться чтению до школы? В образовательном стандарте нет жесткого требования о том, что дошколята должны уметь читать. Но многие программы построены так, что у детей нет времени учиться с самого начала. На уроке учителя не могут уделить внимание каждому, поэтому лучше сформировать базовые навыки до первого класса, в домашних условиях.
Как мотивировать маленьких учеников к чтению? Создать положительные ассоциации.
Рассматривайте с малышом книжки. Перелистывая страницы, дети тренируют мелкую моторику и получают новые тактильные ощущения. Показывайте картинки, называйте героев, изображенных на рисунках.
Подавайте личный пример. Если в семье сформировалась культура чтения, ребенок тоже будет испытывать интерес.
Читайте ребенку вслух. В пять лет я попросила маму научить складывать буквы в слоги. Причина была простой: надоело уговаривать взрослых просить прочесть книжку.
В раннем возрасте совместное чтение книг играет огромную роль: обогащает речь, тренирует слух, развивает интеллект, а главное — прививает любовь к книгам.
Обратите внимание на следующие факторы.
Обратите внимание на активный и пассивный словари. В первом случае ребенок должен употреблять слова в речи, во втором — просто знать их значение или изредка использовать. Также играет роль правильность и богатство синтаксических конструкций.
Как малыш согласует слова в словосочетаниях, использует ли распространенные предложения, может ли складывать их в логическую цепочку, то есть сформировать небольшой текст?
Интерес к книге и тексту. Малыш понимает, как открывать книгу, знает, что читать необходимо слева направо, указывает на большие буквы. Значит, он уже сформировал визуальное представление о тексте. Можно идти дальше.
Усидчивость. Может ли малыш до конца дослушать сказки своего возраста.
Вовлеченность в текст, внимательность. Способен ли маленький ученик хотя бы в общих чертах пересказать сказку, поддержать диалог и героях и событиях?
Желание научиться читать. Это один из ведущих факторов. Замотивированный ребенок и терпеливый родитель — вот секреты продуктивного обучения.
Поддерживайте малыша в любых начинаниях. Важно быть терпеливыми при освоении азбуки. Хвалите ребенка даже за небольшие достижения и поддерживайте, когда у него что-то не получается.
Радуйте вашего ребенка: покупайте игрушки и развивашки с Халвой. Выгодный кешбэк или рассрочка!
Оценивайте свои финансовые возможности и риски.
Изучите все условия в разделе «Карты»/«Карта Халва» на сайте банка sovcombank.ru
Маленькие дети еще не умеют ориентироваться на долгосрочные перспективы и абстрактный результат, поэтому важно сделать процесс освоения новых навыков максимально интересным и приятным.
Большинство методик основаны на игровом методе.
Итальянский врач и педагог, основатель уникальной педагогической методики, считала, что письмо должно предшествовать чтению. Дети рано учатся рисовать, а значит, в первую очередь легче освоить письмо. Начните с алфавита. Буквы должны быть прописными, а не печатными. Малыши легче воспринимают закругленные формы.
Обучение письму состоит из нескольких этапов.
Тренируем руки. Хорошо развитая мелкая моторика, умение держать карандаш и ручку, привычка рисовать на бумаге формируют «твердую руку», учат контролировать положение тела, регулировать мышечные усилия. Так ребенок научиться писать буквы с легкостью.
Подключаем тактильные ощущения. Ребенок сначала познает мир наощупь. Позвольте ему сделать то же и с буквами. Вы можете приобрести специальные азбуки с выпуклыми буквами. А можно вырезать буквы из ткани, бумаги, лепить из пластилина.
Составляем из букв слоги. Можно сделать алфавит из разных материалов и попросить ребенка соединять буквы, называя тактильные ощущения.
Переходим к письму. Начните с вырисовывания букв, потом можно перейти на слоги, слова, предложения. Можно писать на кинетическом песке.
Начинаем читать. В процессе письма малыш будет повторять слоги и слова. Так он постепенно освоит чтение.
Обратите внимание на еще одного знаменитого педагога — Н. А. Зайцева. Это автор уникальных методик обучения чтению, математике, русскому и английскому языкам.
Метод заключается в том, чтобы овладеть чтением по складам. Склад — это единица слова, которая состоит из согласной и гласной, из согласной и твердого или мягкого знака, просто из одной буквы.
Они могут совпадать со слогами, а могут отличаться. Например, в слове собака три слова и три склада: со – ба – ка, а в слове стол — один слог, но три склада: с – то – л.
Склады находятся на гранях кубиков, которые отличаются друг от друга по цвету, размеру, звукам, которые они издают. Таким образом происходит воздействие на память малыша через разные каналы восприятия:
тактильный: кубики различаются по размеру, весу и материалу;
визуальный: состоят из пяти цветов;
слуховой: кубики с разным наполнителем издают различные звуки.
Сначала ребенок может просто играть кубиками: рассматривать их, трогать, подкидывать, строить башенки. Постепенно можно начинать читать: проговаривать склады, петь их, водить пальцем по таблице и запоминать форму, составлять слова из складов.
Еще один складовый метод овладения буквами представляет собой набор вращающихся на деревянной основе кубиков. На гранях каждого находятся буквы.
Есть двойные блоки с простыми и частоупотребительными слогами. На рейках есть цифры и различные изображения, чтобы помочь детям находить нужные кубики еще до того, как они запомнят цифры и буквы.
В комплекте есть методичка с подробным описанием игр и упражнений, а также прописи для отработки навыков письма.
Гленн Доман — американский врач-физиотерапевт, автор разработок для реабилитации детей с поражениями нервной системы, а также методик раннего развития.
Суть методики — в обучении с помощью специальных карточек, на которых изображены предметы и подписи к ним. Ведущий инструмент познания — зрительная память.
Родитель поднимает на несколько секунд карточку на расстоянии примерно 35 см от лица ребенка и громко называет предмет, изображенный на картинке. Например, «мама», «лимон», «груша». Необходимо назвать слово и сказать, что оно означает.
Лучше начинать с нескольких слов, но каждые десять дней добавлять новые карточки. Темп обучения зависит от индивидуальных особенностей ребенка.
Этот метод тренирует память, расширяет словарный запас и развивает речь ребенка, но не учит послоговому чтению, которое будет в школе.
Не стоит забывать о старых добрых букварях и азбуках. Каждая страница азбуки посвящается отдельной букве, которая сопровождается яркой картинкой: а — автобус, м — малина. Дети довольно быстро выучивают буквы преимущественно за счет ассоциативного мышления. А вот соединить их в слоги бывает непросто.
Как научить читать по слогам? Букварь помогает овладеть слоговым чтением. Ребенок сначала учится объединять отдельные звуки в слоги, потом образует из них слова.
Есть самые разные виды букварей, в том числе основанные на авторских методиках. Обратите внимание на букварь Н. Жуковой. Многие родители хвалят пособие за четкую структуру и максимально простую подачу знаний.
Пусть дорога в увлекательный мир книг будет легкой и полной новых открытий!
Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи.
Узнавайте о новых статьях
Актуальные и самые интересные статьи будут приходить на вашу электронную почту
Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк»
Похожие статьи