Елена Зарипова
от Елена Зарипова
7 минут
....
4 сентября

Как научить ребенка правильно читать

Сохранить статью:

«Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, не надо бабушку трясти: “Прочти, пожалуйста, прочти!”» Родители переформулировали бы стихотворение и сказали: «Как же научить ребенка читать?!» Расскажем, как сделать путь к грамоте увлекательным и продуктивным.

В статье рассказывается:

Чтение развивает речь и воображение, формирует грамотность, расширяет кругозор. Первые книги влияют на любовь к литературе и формированию художественного вкуса.

любовь к чтению

В каком возрасте начать обучение

Существуют методики раннего развития, которые учат детей читать примерно с двух лет. Мнения педагогов и ученых на счет определенного возраста расходятся. 

Кто-то ориентируется на этапы физиологического взросления. Например, специалисты приводят такой аргумент: на сензитивном этапе малыши учатся ориентироваться в пространстве. Поэтому нельзя занимать это время формированием другого навыка.

Есть мнение, что можно учиться чтению и в два, и в три года. Но если только ребенок сам проявляет интерес: рассматривает книжки, просит показать буквы.

Необходимо, чтобы у ребенка сформировалась связь между словом и его значением. При произношении он должен четко представлять образ. Иначе просто не будет до конца понимать смысл текста. Произнесите какое-нибудь слово, например, кубик, и попросите описать его цвет, форму, материал. 

  • Как правило, в два–три года формируется образное мышление. Родители читают ребенку книги, вместе рассматривают картинки, беседуют о героях.

  • В четыре–пять лет можно познакомить с азбукой, учиться соотносить звуки и буквы.

  • В пять–шесть лет начать учиться чтению и пересказу маленьких текстов.

В этом возрасте дети уже хорошо различают звуки и говорят, умеют составлять распространенные предложения.

Нужно ли учиться чтению до школы? В образовательном стандарте нет жесткого требования о том, что дошколята должны уметь читать. Но многие программы построены так, что у детей нет времени учиться с самого начала. На уроке учителя не могут уделить внимание каждому, поэтому лучше сформировать базовые навыки до первого класса.

Как мотивировать ребенка к чтению

Как мотивировать маленьких учеников к чтению? Создать положительные ассоциации. 

  1. Рассматривайте с малышом книжки. Перелистывая страницы, дети тренируют мелкую моторику и получают новые тактильные ощущения. Показывайте картинки, называйте героев, изображенных на рисунках.

  2. Подавайте личный пример. Если в семье сформировалась культура чтения, ребенок тоже будет испытывать интерес.

  3. Читайте ребенку вслух. В пять лет я попросила маму научить складывать буквы в слоги. Причина была простой: надоело уговаривать взрослых просить прочесть книжку.

В раннем возрасте совместное чтение книг играет огромную роль: обогащает речь, тренирует слух, развивает интеллект, а главное — прививает любовь к книгам. 

совместное чтение

Как определить готовность ребенка к чтению

Обратите внимание на следующие факторы.

  • Уровень речевого развития. Играют роль четкость произношения, богатство активного и пассивного словаря, разнообразие речевых конструкций. Как четко ребенок произносит слова? Насколько богат его словарный запас? 

Обратите внимание на активный и пассивный словари. В первом случае ребенок должен употреблять слова в речи, во втором — просто знать их значение или изредка использовать. Также играет роль правильность и богатство синтаксических конструкций. 

Как малыш согласует слова в словосочетаниях, использует ли распространенные предложения, может ли складывать их в логическую цепочку, то есть сформировать небольшой текст?

  • Интерес к книге и тексту. Малыш понимает, как открывать книгу, знает, что читать необходимо слева направо, указывает на большие буквы. Значит, он уже сформировал визуальное представление о тексте. Можно идти дальше.

  • Усидчивость. Может ли малыш до конца дослушать сказки своего возраста.

  • Вовлеченность в текст, внимательность. Способен ли маленький ученик хотя бы в общих чертах пересказать сказку, поддержать диалог и героях и событиях?

  • Желание научиться читать. Это один из ведущих факторов. Замотивированный ребенок и терпеливый родитель — вот секреты продуктивного обучения.

Поддерживайте малыша в любых начинаниях. Важно быть терпеливыми при освоении азбуки. Хвалите ребенка даже за небольшие достижения и поддерживайте, когда у него что-то не получается.

Хотите собрать ребенка в садик или одеть с головы до пят к началу сезона? Не переживать о финансах и сделать покупки максимально выгодными поможет карта «Халва».

Методики обучения чтению

Маленькие дети еще не умеют ориентироваться на долгосрочные перспективы и абстрактный результат, поэтому важно сделать процесс освоения новых навыков максимально интересным и приятным.

Большинство методик основаны на игровом методе.

обучение чтению игровые методы

Метод Марии Монтессори

Итальянский врач и педагог, основатель уникальной педагогической методики, считала, что письмо должно предшествовать чтению. Дети рано учатся рисовать, а значит, в первую очередь легче освоить письмо. Начните с алфавита. Буквы должны быть прописными, а не печатными. Малыши легче воспринимают закругленные формы.

Обучение письму состоит из нескольких этапов.

  1. Тренируем руки. Хорошо развитая мелкая моторика, умение держать карандаш и ручку, привычка рисовать на бумаге формируют «твердую руку», учат контролировать положение тела, регулировать мышечные усилия. Так ребенок научиться писать буквы с легкостью.

  2. Подключаем тактильные ощущения. Ребенок сначала познает мир наощупь. Позвольте ему сделать то же и с буквами. Вы можете приобрести специальные азбуки с выпуклыми буквами. А можно вырезать буквы из ткани, бумаги, лепить из пластилина.

  3. Составляем из букв слоги. Можно сделать алфавит из разных материалов и попросить ребенка соединять буквы, называя тактильные ощущения.

  4. Переходим к письму. Начните с вырисовывания букв, потом можно перейти на слоги, слова, предложения. Можно писать на кинетическом песке.

  5. Начинаем читать. В процессе письма малыш будет повторять слоги и слова. Так он постепенно освоит чтение.

Кубики Зайцева

Обратите внимание на еще одного знаменитого педагога — Н. А. Зайцева. Это автор уникальных методик обучения чтению, математике, русскому и английскому языкам.

Метод заключается в том, чтобы овладеть чтением по складам. Склад — это единица слова, которая состоит из согласной и гласной, из согласной и твердого или мягкого знака, просто из одной буквы. 

Они могут совпадать со слогами, а могут отличаться. Например, в слове собака три слова и три склада: со ба ка, а в слове стол — один слог, но три склада: с то л.

Склады находятся на гранях кубиков, которые отличаются друг от друга по цвету, размеру, звукам, которые они издают. Таким образом происходит воздействие на память малыша через разные каналы восприятия:

  • тактильный: кубики различаются по размеру, весу и материалу; 

  • визуальный: состоят из пяти цветов;

  • слуховой: кубики с разным наполнителем издают различные звуки.

Сначала ребенок может просто играть кубиками: рассматривать их, трогать, подкидывать, строить башенки. Постепенно можно начинать читать: проговаривать склады, петь их, водить пальцем по таблице и запоминать форму, составлять  слова из складов.

Динамические кубики Чаплыгина

Еще один складовый метод овладения буквами представляет собой набор вращающихся на деревянной основе кубиков. На гранях каждого находятся буквы. 

Есть двойные блоки с простыми и частоупотребительными слогами. На рейках есть цифры и различные изображения, чтобы помочь детям находить нужные кубики еще до того, как они запомнят цифры и буквы.

В комплекте есть методичка с подробным описанием игр и упражнений, а также прописи для отработки навыков письма.

Карточки Домана

Гленн Доман — американский врач-физиотерапевт, автор разработок для реабилитации детей с поражениями нервной системы, а также методик раннего развития.

Суть методики — в обучении с помощью специальных карточек, на которых изображены предметы и подписи к ним. Ведущий инструмент познания — зрительная память.

Родитель поднимает на несколько секунд карточку на расстоянии примерно 35 см от лица ребенка и громко называет предмет, изображенный на картинке. Например, «мама», «лимон», «груша». Необходимо назвать слово и сказать, что оно означает. 

Лучше начинать с нескольких слов, но каждые десять дней добавлять новые карточки. Темп обучения зависит от индивидуальных особенностей ребенка. 

Этот метод тренирует память, расширяет словарный запас и развивает речь ребенка, но не учит послоговому чтению, которое будет в школе.

Традиционные методики

Не стоит забывать о старых добрых букварях и азбуках. Каждая страница азбуки посвящается отдельной букве, которая сопровождается яркой картинкой: а — автобус, м — малина. Дети довольно быстро выучивают буквы преимущественно за счет ассоциативного мышления. А вот соединить их в слоги бывает непросто.

Как научить читать по слогам? Букварь помогает овладеть слоговым чтением. Ребенок сначала учится объединять отдельные звуки в слоги, потом образует из них слова. 

Есть самые разные виды букварей, в том числе основанные на авторских методиках. Обратите внимание на букварь Н. Жуковой. Многие родители хвалят пособие за четкую структуру и максимально простую подачу знаний.

Пусть дорога в увлекательный мир книг будет легкой и полной новых открытий!

Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи. Действующие магазины-партнеры Халвы


Карта «Халва» 
с бесплатным обслуживанием
До 24 месяцев рассрочки без процентов
  • До 15% на остаток собственных средств
  • До 10% кешбэк с подпиской «Халва.Десятка»
  • Более 250 000 магазинов-партнёров
  • Снятие наличных в рассрочку
Заказать карту бесплатно

Хотите узнать, что действительно волнует авторов и редакторов Халва Медиа?

Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Подписаться
Похожие статьи