
100 коротких поздравлений с днем рождения в прозе
Мелкая моторика и ее развитие — неотъемлемая часть моей жизни. На бессознательном уровне — с рождения, на осознанном — последние четыре года, с тех пор, как у меня появился сын Савелий. Вместе со специалистами разложила по полочкам, что это такое, зачем нужно и как развивать важные навыки без усилий.
Раннее развитие ребенка для меня — повод для постоянной гордости, сомнений, страхов, волнений, грусти… и для творчества. Мой сын пока не любит лепить, играть в мяч, рисовать и делать что бы то ни было по правилам и шаблонам.
Чтобы развивать важные навыки, приходится подходить к задаче креативно. А где-то — просто отпускать ситуацию. Расскажу, как это должно работать в идеале и как выглядит в нашей с сыном реальности.
Мелкая моторика — это способность точно координировать действия: писать, вязать крепкие узлы, плести из бисера, лепить животных из пластилина или одинаковые аккуратные пельмени. Простыми словами — это умение четко управлять руками и ногами в разных ситуациях, где нужна ловкость и точность пальцев.
Чем лучше развита мелкая моторика, тем легче человеку вдевать нитку в иголку, застегивать маленькие пуговицы, выбирать темные зернышки из гречки перед варкой. А еще — формулировать мысли, концентрировать и удерживать внимание, запоминать и воспроизводить информацию. Потому что двигательный и речевой центры в коре головного мозга находятся рядом.
Кристина Егорова
семейный и детский психолог
Со своим сыном над моторикой мы работаем в меру моих и его сил. В свои четыре Савелий бойко говорит и очень любит умные слова, которые черпает из книжек. В то же время он неохотно ест и одевается сам, а заставить его играть в мяч можно только хитростью.
Но я вижу, что успехи, хоть и небольшие, постепенно копятся и развивают его в правильном направлении. А наша с мужем поддержка и похвала мотивируют и вдохновляют.
Нормы в развитии детей — совсем не то же самое, что и техкарта на производстве, где недопустимы отклонения. Дети разные, поэтому все сроки и навыки примерные, для ориентира.
Почему тогда важно знать, что в каком возрасте умеют делать многие дошкольники? Примерив эти знания на своего ребенка, отмечаешь, над чем хорошо бы поработать, за что его похвалить, за чем понаблюдать для своего же спокойствия.
Кристина Егорова
семейный и детский психолог
Мой сын Савелий в свои четыре года шнурки пока не завязывает, но недавно утром впервые сам застегнул молнию на куртке, чему мы вместе порадовались. Он пока не любит ни лепить, ни рисовать, ни раскрашивать, но наконец начал проявлять интерес. Зато ему нравится собирать простые фигуры из конструкторов.
А еще — самостоятельно открывать и закрывать крючок на калитке детского сада, наливать воду в свою чашку, разбирать и собирать машинки-трансформеры. И все это тоже про развитие мелкой и крупной моторики.
При этом единственное усилие с моей стороны — не мешать сыну. Ну и иногда учить его вытирать воду, а также убирать последствия неудавшихся экспериментов.
Занятий, которые развивают координацию, ловкость и мозг ребенка, великое множество. Для удобства разделила их на:
условно бесплатные (для некоторых придется покупать материалы);
те, для которых продаются пособия, готовые игры в коробках, оборудование;
те, к которым можно привлечь ребенка во время работы по дому или прогулки.
Расскажу понемногу обо всех, покажу примеры и поделюсь практическим опытом.
Логопед Кристина Вайсман отмечает, что основные направления для развития мелкой моторики у дошкольников — это пальчиковые игры, взаимодействие с мелкими предметами, рисование, лепка, работа ножницами.
Кристина Вайсман
логопед
Я уже упоминала, что творчества и классических организованных занятий в нашей с сыном жизни пока мало. Но сама я большой фанат всякого рукоделия, поэтому время от времени делаю для Савелия игры и пособия, развивающие мелкую моторику.
Например, ближе к его году нарисовала для сына пазлы-половинки, распечатала первое лото, сделала из картонной коробки сортер с четырьмя разными животными и картонную еду для них — косточки, траву, морковь, рыбу.
Еще одно пособие — окошки из крышек от влажных салфеток. Под каждым фотография, где Савелий с кем-то из родственников или делает что-то сам. К этим окошкам сын возвращается до сих пор.
Мы также наполняли мелкими камешками бутылки и пластиковые банки разной формы, вылавливали из таза с водой пластиковые крышки ложкой с длинной ручкой, катали колбаски из безопасного самодельного соленого теста (мой любимый рецепт — в отдельной статье).
Каждая игра и каждое занятие — пусть маленький, но важный вклад в большое дело.
Делать пособия из подручного материала легко, но не всегда на это есть время и силы. Иногда выгоднее купить несколько базовых игр на развитие мелкой моторики и по очереди предлагать их ребенку.
Выбор в магазинах огромный. Отдельно отмечу «развивашки», которые относятся к системе Монтессори. Не считаю себя фанатом, но игрушки, созданные по канонам ее педагогики, чаще всего сделаны из натуральных материалов в спокойной цветовой гамме. Они подходят для дошкольников разного возраста и вполне могут служить базой для развития моторных навыков
Также к классическим играм на развитие мелкой моторики относятся:
пазлы — например, набор деревянных картинок из двух половинок с домашними животными от Raduga Kids за 422 ₽ на Ozon;
кубики — набор из девяти пластиковых кубиков от ТМ «Крошка Я» на «Яндекс Маркете» от 250 ₽;
мозаики — 250 фишек на подложке фирмы Stellar — от 350 ₽;
сортеры — домик с геометрическими фигурами от бренда Fancy Baby — от 500 ₽;
конструкторы — Lego Classic от 1011 ₽ за набор на «Мегамаркете»;
рамки-вкладыши (для детей 1-2 лет) — «Продуктовый магазин. Фермерские продукты» от Smile Decor — от 300 ₽;
шнуровки — деревянный набор «Транспорт» бренда «Томик» — от 550 ₽;
пирамидки, особенно из квадратных стаканчиков — от 270 ₽;
«рыбалки» с удочками — деревянная магнитная со шнуровкой и рамкой-вкладышем — от 300 ₽;
настольные игры с мелкими элементами — например, «Земляничные тропинки» со шнуровками — от 1300 ₽.
Это далеко не полный перечень, но базу игры из списка составят хорошую.
Отдельно можно добавить так называемые бизиборды — доски или кубы, на которых закрепляют большое количество различных замкóв, застежек, подвижных элементов. Но многие из них встречаются в быту, поэтому бизиборд к обязательным игрушкам я не отношу. Зато они выручат, если в вашей повседневной жизни шнурков, крючков и шпингалетов мало.
На маркетплейсах огромный выбор развивающих пособий для детей любого возраста. А еще, на мой взгляд, там самые лояльные цены на них. Дорогие наборы беру в рассрочку по Халве ко дню рождения, а с обычного шопинга получаю неплохой кешбэк. Хотите также — оформите Халву.
Онлайн-шопинг? Без переплат! Халва: рассрочка или кэшбэк — покупайте выгодно.
Оценивайте свои финансовые возможности и риски.
Изучите все условия в разделе «Карты»/«Карта Халва» на сайте банка sovcombank.ru
Для годовалого малыша подойдет мозаика с элементами размером в три сантиметра, конструкторы вроде Lego Duplo и его аналогов, пазлы из двух-трех кусочков.
Четырехлетний ребенок уже справится с мелкой шестигранной мозаикой, простыми постройками из блоков классического Lego, пазлами из 15–30 деталей.
В 5-6 лет дети способны собирать фигурки из аквамозаики, конструкторы и пазлы с большим количеством мелких деталей.
У Савелия интерес к пазлам просыпается периодически. В два он охотно и с удовольствием собирал картинки из 20–25 частей, затем год практически не брал их с полки. Теперь иногда складывает магнитные и деревянные примерно того же размера по собственной инициативе. Так же относится к кубикам и конструкторам, но с каждым витком совершенствует навыки и закрепляет успехи.
В первую очередь спорт и спортивные игры, конечно, развивают крупную моторику. Но некоторые виды влияют и на мелкую. Например, дартс с шариками на липучках, плавание с элементами игры для малышей, гимнастика; у младших школьников — шашки, шахматы, бильярд.
Татьяна Львова
спортивный педагог, с 2008 года развивает детский бильярдный спорт в рамках частной школы Poolschool в качестве ее основателя, директора и главного тренера
Мы с сыном пока не занимаемся каким-либо видом спорта целенаправленно. Ему, как и мне, интереснее книги. Но я активно поддерживаю любое его желание двигаться: мы установили дома шведскую стенку, берем на прогулки мяч, играем в подвижные игры.
Большая часть перечисленных выше игр и упражнений на развитие мелкой моторики требует усилий и времени. Заниматься сам способен мало какой дошкольник и в основном уже после четырех-пяти лет. До этого нужно знакомить малыша с материалами и техниками, учить азам и правилам, показывать примеры и всегда быть рядом, если он играет чем-то мелким.
Отлично, если для вас это не нагрузка, а удовольствие. Но бывает, что домашних дел много, а сил и времени не хватает. Тогда организованные занятия можно чередовать с бытовыми делами, которые также хорошо развивают моторные навыки.
Для этого, правда, придется кое-что разрешать ребенку и запрещать себе. Например, привлекайте малыша к уборке. Годовалому можно давать влажную тряпку, а двухлетке — ту же тряпку, но уже в тазу с водой — пусть учится отжимать.
Складывайте и сортируйте вместе игрушки, раскладывайте покупки, мойте пол. Пусть сминает и выбрасывает ненужные бумаги, помогает развешивать белье на прищепках, поливает цветы.
Каждое точное движение, правильно выполненное действие — это тоже развитие.
Кухня — море возможностей улучшить моторные навыки. Здесь можно перекладывать овощи из одной кастрюли в другую, помогать маме готовить, играть с крупами, нанизывать на шнурки сушки и макароны, подметать то, что рассыпалось в процессе.
На прогулках разрешайте ребенку изучать мир руками — трогать листья, камни, лужи, песок, снег. И также поощряйте его интерес и любознательность, подталкивайте к экспериментам и не препятствуйте им.
За прошедшее лето Савелий принес домой с полкилограмма мелких камней и булыжник весом почти в килограмм, несколько палок и веток, много листьев и цветов, небольшую кучку песка в обуви.
Но самое интересное взаимодействие получилось с крапивой. После моего предупреждения сыну хотелось проверить на себе, действительно ли растение может «укусить». Он долго собирался с духом и когда решился, я его не останавливала. Правда, потом пришлось почти всю дорогу домой слушать обиженный плач и причитания про то, что крапива на самом деле «кусается».
Зато теперь он виртуозно огибает кусты с зазубренными листочками везде, где их видит. Улучшил сразу и моторику, и координацию, и внимание. Абсолютно без усилий с моей стороны.
Мелкая моторика — это комплекс умений и навыков, благодаря которому мы можем делать точные действия, от завязывания шнурков до каллиграфического написания букв. Она также влияет на мышление, стимулирует мозг, помогает развивать речь.
Моторика важна не только для детей, но и для взрослых. Потому что умение точно действовать руками нужно нам практически каждый день. А еще развитая моторика — один из способов профилактики деменции.
Развивать мелкую моторику у детей дошкольного возраста можно разными способами:
упражнениями для пальцев;
играми с мелкими элементами — пазлами, мозаикой, конструкторами;
творчеством — лепкой, рисованием, вырезанием, оригами, раскрашиванием, шитьем, вязанием;
бытовыми действиями, для которых нужна скоординированная работа рук и пальцев.
А еще мелкую моторику невозможно развить без крупной, потому что вторая — фундамент для первой. Так что без спорта и подвижных игр тоже не обойтись.
Эти старания нужны, чтобы у ребенка формировались правильная речь и красивый почерк, чтобы он легче осваивал навыки самообслуживания, был спокойнее и увереннее в себе. Если не прикладывать усилий, малышу будет трудно на занятиях в детском саду, а потом и в школе.
Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи.
Узнавайте о новых статьях
Актуальные и самые интересные статьи будут приходить на вашу электронную почту
Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк»
Похожие статьи