Халва МедиаОформить карту

Меню

Мобильное меню навигации

Елена Зарипова
от Елена Зарипова
Время чтения15 минут Количество просмотров382 Опубликовано10 сентября Обновлено: 15 октября

Как развить мелкую моторику у ребенка: лучшие игры и упражнения, личный опыт и мнение специалистов

Мелкая моторика и ее развитие — неотъемлемая часть моей жизни. На бессознательном уровне — с рождения, на осознанном — последние четыре года, с тех пор, как у меня появился сын Савелий. Вместе со специалистами разложила по полочкам, что это такое, зачем нужно и как развивать важные навыки без усилий.

Взрослому управлять руками легко и естественно, но это большой труд для малыша. Источник: Shutterstock

Раннее развитие ребенка для меня — повод для постоянной гордости, сомнений, страхов, волнений, грусти… и для творчества. Мой сын пока не любит лепить, играть в мяч, рисовать и делать что бы то ни было по правилам и шаблонам.

Чтобы развивать важные навыки, приходится подходить к задаче креативно. А где-то — просто отпускать ситуацию. Расскажу, как это должно работать в идеале и как выглядит в нашей с сыном реальности.

Что такое мелкая моторика, чем отличается от крупной, зачем нужна

Мелкая моторика — это способность точно координировать действия: писать, вязать крепкие узлы, плести из бисера, лепить животных из пластилина или одинаковые аккуратные пельмени. Простыми словами — это умение четко управлять руками и ногами в разных ситуациях, где нужна ловкость и точность пальцев.

Чем лучше развита мелкая моторика, тем легче человеку вдевать нитку в иголку, застегивать маленькие пуговицы, выбирать темные зернышки из гречки перед варкой. А еще — формулировать мысли, концентрировать и удерживать внимание, запоминать и воспроизводить информацию. Потому что двигательный и речевой центры в коре головного мозга находятся рядом.

Фото Кристина Егорова

Кристина Егорова

семейный и детский психолог

«Это волшебная палочка, которая открывает ребенку целый мир. Умение крепко держать карандаш, застегивать пуговицы или завязывать шнурки — все это маленькие, но важные шаги на пути к самостоятельности и уверенности.
Когда ребенок учится использовать свои руки и пальчики, он не просто овладевает новыми навыками, а начинает лучше понимать себя и мир вокруг.
Почему мелкая моторика важна:
1. Развивает ум. Представьте, как ребенок с восторгом складывает пазл, находит каждый кусочек и видит, как картинка собирается воедино. Это не просто игра, а тренировка логического мышления, умения концентрироваться и находить решения.
2. Помогает в развитии речи. Когда малыш с увлечением лепит фигурки из пластилина, он не только развлекается, но и стимулирует мозговые центры, которые важны для умения говорить. Каждое движение пальчиков — шаг к тому, чтобы научиться четко выражать свои мысли.
3. Повышает уверенность в себе. Вспомните, как ребенок гордо показывает, что смог сам застегнуть куртку или нарисовать свою первую букву. Это чувство успеха и радости помогает ему верить в свои силы и дальше.
4. Мелкая моторика неотрывно связана с крупной. Последняя отвечает за умение координировать не только руки, но и все тело — четко выполнять любые движения, держать баланс, ориентироваться в пространстве, соизмерять усилия и так далее.
5. Перед тем как начать рисовать или завязывать шнурки, ребенок сначала учится управлять своим телом: бегать, прыгать, лазать, ловить мяч. Это как строить дом — сначала нужны крепкие стены (крупная моторика), чтобы потом добавить красивые детали (мелкая)».

Со своим сыном над моторикой мы работаем в меру моих и его сил. В свои четыре Савелий бойко говорит и очень любит умные слова, которые черпает из книжек. В то же время он неохотно ест и одевается сам, а заставить его играть в мяч можно только хитростью.

Но я вижу, что успехи, хоть и небольшие, постепенно копятся и развивают его в правильном направлении. А наша с мужем поддержка и похвала мотивируют и вдохновляют.

Нормы развития моторных навыков и упражнения для разного возраста

Нормы в развитии детей — совсем не то же самое, что и техкарта на производстве, где недопустимы отклонения. Дети разные, поэтому все сроки и навыки примерные, для ориентира.

Почему тогда важно знать, что в каком возрасте умеют делать многие дошкольники? Примерив эти знания на своего ребенка, отмечаешь, над чем хорошо бы поработать, за что его похвалить, за чем понаблюдать для своего же спокойствия.

Кристина Егорова

семейный и детский психолог

«В первые 3-4 месяца малыш знакомится с собой и миром вокруг. Сначала просто машет ручками, сжимает кулачки, потом начинает тянуться к игрушкам, учится удерживать их и передвигать.
В этом возрасте полезно делать легкий массаж-поглаживание ладоней и пальчиков. Еще можно под присмотром взрослого давать ребенку безопасные предметы с разными текстурами, из разных материалов. Это может быть что угодно: от мягкой погремушки до пустого полиэтиленового пакета, который так занимательно шуршит. Повесьте над его кроваткой яркую игрушку, которая будет двигаться — он с радостью попробует ее поймать.
В 4-6 месяцев малыш учится брать игрушки всей рукой и перекладывать их из одной руки в другую. Вы можете предложить ему мягкие кубики или небольшие игрушки, чтобы он мог их исследовать. Поиграйте с ним в простые пальчиковые игры или в "ладушки", водя его ручками по вашим, касаясь игрушек.
В 7-9 месяцев ребенок начинает брать маленькие предметы двумя пальцами. Раскладывайте перед ним по несколько мелких игрушек — он будет с увлечением их подбирать. Поиграйте в "Спрячь и найди" — прячьте маленькие игрушки под пластиковыми чашками, платками и предложите малышу их найти.
В 10-12 месяцев ребенок с гордостью пробует кормить себя руками, переворачивает страницы в книжке. Дайте ему книгу с плотными страницами — он будет в восторге от того, что может переворачивать их сам. Разберите пирамидку или сложите простую башню из кубиков — пусть попытается повторить за вами.
В 1-2 года малыш учится есть ложкой и вилкой, строить башни из кубиков, рисовать каракули на бумаге. Покажите ему, как рисовать пальчиковыми красками, открывать простые крышки, например, на влажных салфетках, собирать бусы из крупных бусин, чистить мандарин или вареное яйцо.
В 2-3 года дети уже куда более ловкие. В этом возрасте они начинают пользоваться ножницами, рисовать простые фигуры, застегивать крупные пуговицы. Поддерживайте интерес ребенка к самостоятельности: будьте готовы помочь, но не спешите этого делать, пока не попросит. Это не только разовьет моторику, но и научит концентрироваться на задаче, преодолевать трудности.
В 3-4 года дошкольники с увлечением рисуют более сложные фигуры, куда более уверенно держат карандаш и ножницы, любят раскрашивать. Организовывайте творческие занятия, где ребенок сможет изобразить свою любимую игрушку или животное, будет пробовать разные техники и инструмент.
В 4-5 лет некоторые дети уже могут писать, завязывать шнурки, застегивать мелкие пуговицы, самостоятельно одеваются и раздеваются. Позвольте ребенку почувствовать себя взрослым: привлекайте к помощи по дому, готовке простых блюд, украшению комнат к празднику.
В 5-6 лет дошкольники становятся более аккуратными в творчестве: раскрашивают, не выходя за линии, учатся правильно держать карандаш тремя пальцами, писать печатные буквы, вырезать сложные фигуры. Дайте ребенку возможность создать свою первую "книгу": нарисовать картинки и написать пару слов. Создайте вместе альбом воспоминаний, где он будет вырезать, клеить и подписывать фотографии или рисунки. Поощряйте интерес к лепке, рисованию, конструированию.
Поддерживайте ребенка в каждом шаге, радуйтесь вместе с ним его маленьким и большим победам. Ваше внимание и участие помогут ему развиваться и чувствовать себя любимым и успешным не меньше упражнений».

Мой сын Савелий в свои четыре года шнурки пока не завязывает, но недавно утром впервые сам застегнул молнию на куртке, чему мы вместе порадовались. Он пока не любит ни лепить, ни рисовать, ни раскрашивать, но наконец начал проявлять интерес. Зато ему нравится собирать простые фигуры из конструкторов.

А еще — самостоятельно открывать и закрывать крючок на калитке детского сада, наливать воду в свою чашку, разбирать и собирать машинки-трансформеры. И все это тоже про развитие мелкой и крупной моторики.

При этом единственное усилие с моей стороны — не мешать сыну. Ну и иногда учить его вытирать воду, а также убирать последствия неудавшихся экспериментов.

Игры для развития мелкой моторики в любом возрасте

Занятий, которые развивают координацию, ловкость и мозг ребенка, великое множество. Для удобства разделила их на:

  • условно бесплатные (для некоторых придется покупать материалы);

  • те, для которых продаются пособия, готовые игры в коробках, оборудование;

  • те, к которым можно привлечь ребенка во время работы по дому или прогулки.

Расскажу понемногу обо всех, покажу примеры и поделюсь практическим опытом.

Бесплатные игры и упражнения

Логопед Кристина Вайсман отмечает, что основные направления для развития мелкой моторики у дошкольников — это пальчиковые игры, взаимодействие с мелкими предметами, рисование, лепка, работа ножницами.

Кристина Вайсман

логопед

«В 2-3 года подойдут такие занятия: шнуровка, нанизывание бусинок на веревочку, собирание фасолинок в бутылку, сортировка небольших предметов (прищепок, бусин, деталей конструктора) по цветам.
Пальчиковые игры для начала лучше подбирать простые. Усложняйте упражнения на развитие мелкой моторики постепенно.
1. “Ножки”. Указательный и средний пальчики вытягиваем, безымянный и мизинец прячем в кулачок. Прижимаем большим пальчиком. Получаются “ножки”. Ходим по столу пальчиками быстро, медленно, сначала одной рукой, потом другой, потом двумя руками одновременно. Можно нарисовать на тыльной стороне кисти мордашку смываемыми фломастерами и поиграть в какую-нибудь сюжетную игру.
2. “Домик”. Соединяем кончики пальцев “домиком”, ладони прямые.
3. “Очки”. Двумя руками показываем “колечки”, соединяя большой и указательный пальчики, остальные прямые или немного согнутые. Подносим “очки” к глазкам.
4. Рисование. Пригодятся цветные карандаши, восковые мелки, пальчиковые краски. Рисуем круги, каракули, различные черточки. Выбирайте бумагу поплотнее. Еще дети очень любят рисовать на листах ватмана.
5. Лепка. Пластилин или глина должны быть мягкими, чтобы ребенок мог легко размять его, можно взять соленое тесто.
6. “Шарики”. Небольшой кусочек пластилина кладем на одну ладошку, накрываем другой и катаем шарик. Потом его можно расплющить, нажав на него пальчиком.
7. “Колбаска”. Раскатываем небольшой кусочек пластилина колбаской.
8. Ножницы. Безопасными детскими ножницами разрезаем лист на две части, а тонкую полоску бумаги — на кусочки.
Детям постарше предлагайте пластилинографию (картины из пластилина), аппликации, сортировку круп и разных предметов, угадывание предметов на ощупь.
Обязательно чередуйте занятия с заданиями на развитие крупной моторики — это прыжки, наклоны, бег, ходьба. Дети станут физически крепче, выносливее, что также положительно влияет на развитие речи и интеллекта.
Показывайте ребенку, как играть, активно участвуйте сами, помогайте ему в случае необходимости. Для занятий лучше подбирать такое время, когда у малыша хорошее настроение. Почаще хвалите его даже за старания и небольшие успехи, озвучивайте достижения».
Многие игры для развития мелкой моторики можно сделать из того, что есть в каждом доме. Источник: личный архив Елены Зариповой

Я уже упоминала, что творчества и классических организованных занятий в нашей с сыном жизни пока мало. Но сама я большой фанат всякого рукоделия, поэтому время от времени делаю для Савелия игры и пособия, развивающие мелкую моторику.

Например, ближе к его году нарисовала для сына пазлы-половинки, распечатала первое лото, сделала из картонной коробки сортер с четырьмя разными животными и картонную еду для них — косточки, траву, морковь, рыбу.

Еще одно пособие — окошки из крышек от влажных салфеток. Под каждым фотография, где Савелий с кем-то из родственников или делает что-то сам. К этим окошкам сын возвращается до сих пор.

Мы также наполняли мелкими камешками бутылки и пластиковые банки разной формы, вылавливали из таза с водой пластиковые крышки ложкой с длинной ручкой, катали колбаски из безопасного самодельного соленого теста (мой любимый рецепт — в отдельной статье).

Каждая игра и каждое занятие — пусть маленький, но важный вклад в большое дело.

Пособия и игры из магазина

Делать пособия из подручного материала легко, но не всегда на это есть время и силы. Иногда выгоднее купить несколько базовых игр на развитие мелкой моторики и по очереди предлагать их ребенку.

Выбор в магазинах огромный. Отдельно отмечу «развивашки», которые относятся к системе Монтессори. Не считаю себя фанатом, но игрушки, созданные по канонам ее педагогики, чаще всего сделаны из натуральных материалов в спокойной цветовой гамме. Они подходят для дошкольников разного возраста и вполне могут служить базой для развития моторных навыков

Также к классическим играм на развитие мелкой моторики относятся:

  • пазлы — например, набор деревянных картинок из двух половинок с домашними животными от Raduga Kids за 422 ₽ на Ozon;

  • кубики — набор из девяти пластиковых кубиков от ТМ «Крошка Я» на «Яндекс Маркете» от 250 ₽;

  • мозаики — 250 фишек на подложке фирмы Stellar — от 350 ₽;

  • сортеры — домик с геометрическими фигурами от бренда Fancy Baby — от 500 ₽;

  • конструкторы — Lego Classic от 1011 ₽ за набор на «Мегамаркете»;

  • рамки-вкладыши (для детей 1-2 лет) — «Продуктовый магазин. Фермерские продукты» от Smile Decor — от 300 ₽;

  • шнуровки — деревянный набор «Транспорт» бренда «Томик» — от 550 ₽;

  • пирамидки, особенно из квадратных стаканчиков — от 270 ₽;

  • «рыбалки» с удочками — деревянная магнитная со шнуровкой и рамкой-вкладышем — от 300 ₽;

  • настольные игры с мелкими элементами — например, «Земляничные тропинки» со шнуровками — от 1300 ₽.

Это далеко не полный перечень, но базу игры из списка составят хорошую.

Отдельно можно добавить так называемые бизиборды — доски или кубы, на которых закрепляют большое количество различных замкóв, застежек, подвижных элементов. Но многие из них встречаются в быту, поэтому бизиборд к обязательным игрушкам я не отношу. Зато они выручат, если в вашей повседневной жизни шнурков, крючков и шпингалетов мало.

На маркетплейсах огромный выбор развивающих пособий для детей любого возраста. А еще, на мой взгляд, там самые лояльные цены на них. Дорогие наборы беру в рассрочку по Халве ко дню рождения, а с обычного шопинга получаю неплохой кешбэк. Хотите также — оформите Халву.

Маркетплейсы выгоднее с Халвой

Беспроцентная рассрочка — отличная возможность сэкономить для фанатов онлайн-шопинга. Никаких скрытых комиссий, процентов и переплат

Узнать больше

Для годовалого малыша подойдет мозаика с элементами размером в три сантиметра, конструкторы вроде Lego Duplo и его аналогов, пазлы из двух-трех кусочков.

Четырехлетний ребенок уже справится с мелкой шестигранной мозаикой, простыми постройками из блоков классического Lego, пазлами из 15–30 деталей.

В 5-6 лет дети способны собирать фигурки из аквамозаики, конструкторы и пазлы с большим количеством мелких деталей.

У Савелия интерес к пазлам просыпается периодически. В два он охотно и с удовольствием собирал картинки из 20–25 частей, затем год практически не брал их с полки. Теперь иногда складывает магнитные и деревянные примерно того же размера по собственной инициативе. Так же относится к кубикам и конструкторам, но с каждым витком совершенствует навыки и закрепляет успехи.

«Долгоиграющие» тренажеры для развития мелкой моторики — мозаика, пазлы, конструкторы. Источник: личный архив Елены Зариповой

Спорт и спортивные игры

В первую очередь спорт и спортивные игры, конечно, развивают крупную моторику. Но некоторые виды влияют и на мелкую. Например, дартс с шариками на липучках, плавание с элементами игры для малышей, гимнастика; у младших школьников — шашки, шахматы, бильярд.

Татьяна Львова

спортивный педагог, с 2008 года развивает детский бильярдный спорт в рамках частной школы Poolschool в качестве ее основателя, директора и главного тренера

«Важно понимать, что развитие мелкой моторики актуально и для детей, и для взрослых. Занятия, которые требуют мелких и точных движений рук, развивают координацию, мышление. Это отличная профилактика таких заболеваний, как болезнь Альцгеймера и болезнь Паркинсона.
Многие виды спорта, требующие хорошей координации, в том числе и бильярд — отличный способ стимулировать мозг, развить моторику, научиться концентрироваться. Например, чтобы ударить по шару в бильярде, нужно скоординировать движения ног, корпуса, рук, сосредоточить внимание, точно рассчитать удар. Это помогает укрепить мышцы пальцев, синхронизировать работу обеих рук, улучшить координацию и натренировать внимание».

Мы с сыном пока не занимаемся каким-либо видом спорта целенаправленно. Ему, как и мне, интереснее книги. Но я активно поддерживаю любое его желание двигаться: мы установили дома шведскую стенку, берем на прогулки мяч, играем в подвижные игры.

Без усилий и пособий

Большая часть перечисленных выше игр и упражнений на развитие мелкой моторики требует усилий и времени. Заниматься сам способен мало какой дошкольник и в основном уже после четырех-пяти лет. До этого нужно знакомить малыша с материалами и техниками, учить азам и правилам, показывать примеры и всегда быть рядом, если он играет чем-то мелким.

Отлично, если для вас это не нагрузка, а удовольствие. Но бывает, что домашних дел много, а сил и времени не хватает. Тогда организованные занятия можно чередовать с бытовыми делами, которые также хорошо развивают моторные навыки.

Для этого, правда, придется кое-что разрешать ребенку и запрещать себе. Например, привлекайте малыша к уборке. Годовалому можно давать влажную тряпку, а двухлетке — ту же тряпку, но уже в тазу с водой — пусть учится отжимать.

Складывайте и сортируйте вместе игрушки, раскладывайте покупки, мойте пол. Пусть сминает и выбрасывает ненужные бумаги, помогает развешивать белье на прищепках, поливает цветы.

Каждое точное движение, правильно выполненное действие — это тоже развитие.

Кухня — море возможностей улучшить моторные навыки. Здесь можно перекладывать овощи из одной кастрюли в другую, помогать маме готовить, играть с крупами, нанизывать на шнурки сушки и макароны, подметать то, что рассыпалось в процессе.

На прогулках разрешайте ребенку изучать мир руками — трогать листья, камни, лужи, песок, снег. И также поощряйте его интерес и любознательность, подталкивайте к экспериментам и не препятствуйте им.

За прошедшее лето Савелий принес домой с полкилограмма мелких камней и булыжник весом почти в килограмм, несколько палок и веток, много листьев и цветов, небольшую кучку песка в обуви.

Но самое интересное взаимодействие получилось с крапивой. После моего предупреждения сыну хотелось проверить на себе, действительно ли растение может «укусить». Он долго собирался с духом и когда решился, я его не останавливала. Правда, потом пришлось почти всю дорогу домой слушать обиженный плач и причитания про то, что крапива на самом деле «кусается».

Зато теперь он виртуозно огибает кусты с зазубренными листочками везде, где их видит. Улучшил сразу и моторику, и координацию, и внимание. Абсолютно без усилий с моей стороны.

Игры в песке и снегу отлично развивают моторику и сенсорику (восприятие органами чувств). Источник: личный архив Елены Зариповой

Мелкая моторика: конспект для тех, кто спешит

Мелкая моторика — это комплекс умений и навыков, благодаря которому мы можем делать точные действия, от завязывания шнурков до каллиграфического написания букв. Она также влияет на мышление, стимулирует мозг, помогает развивать речь.

Моторика важна не только для детей, но и для взрослых. Потому что умение точно действовать руками нужно нам практически каждый день. А еще развитая моторика — один из способов профилактики деменции.

Развивать мелкую моторику у детей дошкольного возраста можно разными способами:

  • упражнениями для пальцев;

  • играми с мелкими элементами — пазлами, мозаикой, конструкторами;

  • творчеством — лепкой, рисованием, вырезанием, оригами, раскрашиванием, шитьем, вязанием;

  • бытовыми действиями, для которых нужна скоординированная работа рук и пальцев.

А еще мелкую моторику невозможно развить без крупной, потому что вторая — фундамент для первой. Так что без спорта и подвижных игр тоже не обойтись.

Эти старания нужны, чтобы у ребенка формировались правильная речь и красивый почерк, чтобы он легче осваивал навыки самообслуживания, был спокойнее и увереннее в себе. Если не прикладывать усилий, малышу будет трудно на занятиях в детском саду, а потом и в школе.

Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи.
Действующие магазины-партнеры Халвы

Хотите узнать, что действительно волнует авторов и редакторов Халва Медиа?

Подписывайтесь на наш телеграм-канал

tgПодписаться
Похожие статьи