
Что такое стиль пин-ап
В этот день легко погрузиться в сказку: купаться в озерах и реках (а, возможно, даже встретить русалку), прыгать через костер, водить хороводы, плести венки и искать в лесу мифический цветок папоротника.
Рассказываем, когда празднуется Иван Купала, что еще можно делать в эту ночь, а также где в 2025 году ее провести так, чтобы сполна прочувствовать дух волшебства.
Истоки праздника уходят в первые века нашей эры, когда древние славяне отмечали день . С приходом христианства ему добавился новый смысл.
24 июня (7 июля по новому стилю) церковь отмечает Рождество Иоанна Крестителя. В народном сознании два праздника, находящиеся рядом, слились в один и получили название «день Ивана Купала».
Древние славяне считали, что в этот день мир предков сближается с миром людей. Граница становится настолько зыбкой, что духи природы, лесные и водные существа могут пройти сквозь нее.
С этим связаны разные поверья: например, водяные и русалки утянут на глубину, если полезть купаться, а счастливчики, которые отыщут в лесу , найдут клад.
Поскольку церковь приравнивает народные верования к языческим, она заменила традиционный смысл праздника новым. Этот день стал ассоциироваться с Иоанном Предтечей, который крестил — то есть буквально купал — людей в Иордане. Отсюда и его второе, народное имя — Иван Купала.
Существует версия, что у славян был бог по имени Купала и праздник посвящен ему, но весомых подтверждений этому нет.
Некоторые историки утверждают, что Купала — старое название праздника и, возможно, ритуальное чучело или фигура, которая в нем участвовала.
Также существует гипотеза, что один из летописцев ошибочно вписал это имя в документ как имя божества.
Следуя церковному календарю, верующие 7 июля посещают литургию и причащаются.
Важный аспект праздника Ивана Купалы — физическое и духовное очищение. Традиционно избавиться от скверны можно было с помощью огня и воды. Поэтому повсеместно в эту ночь прыгали через костры, сжигали старые вещи, купались или мылись в банях.
В южных регионах были свои шуточные традиции Ивана Купалы. Например, розыгрыши над соседями: им замазывали окна, воровали вещи или перекладывали их с места на место, уводили со двора и прятали скотину.
Кроме того, поскольку в эту ночь исчезала граница между мирами, можно было успешно гадать — например, на суженого.
Накануне праздника собирали дрова, хворост и ненужные деревянные вещи (в том числе жерди из чужого забора и утварь, которую утащили из дворов). Все это складывали и разжигали большой костер. Горючее просили у односельчан; если они не давали — воровали.
Главная праздничная забава — прыжки через костер. Считалось, что купальский огонь обладает магической силой, способной защитить от болезней и неудач. Это мнение сохраняется до сих пор.
Бесплодная женщина могла излечиться от недуга, а прыгнувший трижды мог полностью избавиться от болезней. Того, кто прыгал выше всех, ждала удача.
Если через костер прыгали влюбленные и не разжимали руки, брак будет крепким.
Считалось, что вода в ночь на Ивана Купалу обладает особыми свойствами. Люди в более теплых регионах купались в реках и озерах, чтобы физически и духовно очиститься.
Там, где в конце июня вода была слишком холодной, просто топили баню, а затем умывались росой.
Девушки вечером накануне праздника шли в поля, собирали травы и цветы и плели из них венки. Где-то было принято бросать их в воду и умываться через них, а где-то — забрасывать на дома или устанавливать на верхушку жерди — летнего дерева.
Но чаще всего сплетенные вечером и ночью венки носили на голове, а потом пускали по реке или ручью, гадая. Иногда в середине устанавливали свечу, у которой в обряде также было свое значение.
Считалось, что если венок:
Толкования в разных регионах немного различались. Где-то на венках гадали только девушки, а в других селах к ним присоединялись и парни.
Иногда пары опускали веночки в воду вместе и смотрели — разойдутся они или нет, быть молодым вместе или не судьба.
В дохристианские времена считали, что водные обряды призывают дождь — праздник приходится на пик лета, а влага в это время очень нужна посевам. С принятием православия этот культ стали соотносить с обычаем крещения водой.
В Сибири и некоторых других регионах традиция обливаться сохранилась до сих пор.
Если день выдается жаркий, люди обливают друг друга водой и приговаривают: «Иван Купала — обливай кого попало». 7 июля принято открывать купальный сезон.
По поверьям, ветви деревьев, срезанные в этот день, впитали всю мощь летнего солнца, а значит, могли защитить от болезней и негативной энергии.
Ветки для веников собирали утром, когда сошла роса, — так листья дольше хранились и не теряли первоначальную форму.
Пары́ таких веников считались целебными — люди верили, что они снимают усталость, улучшают общее состояние и восстанавливают энергетический баланс.
В этом мнении много рационального: во второй половине июня молодые ветви березы, дуба и других деревьев наполняются соком и эфирными маслами, которые обладают целебными свойствами.
Мытье в бане с березовыми вениками, например, улучшает кровообращение, очищает кожу и облегчает дыхание. А с дубовыми благодаря эфирным маслам — укрепляет нервную систему.
Не только ветки, но и травы к концу июня – началу июля набирают цвет и находятся на пике вегетации. Поэтому из них делали амулеты и обереги, готовили отвары.
Если хотите заготовить душицу или зверобой, смело отправляйтесь в поле или сад в день Ивана Купалы. Желательно утром, в сухую погоду, после того, как высохла роса.
Просушите травы в тени (на веранде или чердаке) и используйте для отваров или травяного чая.
Огонь и вода — два главных символа дня Ивана Купалы. С ними связано большинство традиций и символов праздника.
Считалось, что один раз в году, в ночь накануне Ивана Купалы, из водоемов выходят и гуляют по земле.
Люди верили, что это души утопленниц, погибших детей и девушек, умерших до замужества. Они, по легендам, охраняли воды, поля и леса и были связаны с культом плодородия.
Но водянихи могли заманить в воду и погубить неосторожного путника. А в преддверии купальской ночи, по поверьям, были особенно опасны.
Поэтому на Купалу их старались задобрить — приносили на берега рек и озер дары: ленты, вышивки, угощения.
«Русалками» порой становились в праздник незамужние девушки: распускали волосы, надевали белые одежды и пугали парней. Так они показывали, что «свои» для водных духов, чтобы те не утащили их на дно во время обрядового купания.
Поиски сказочного цветка папоротника, сияющего где-то во тьме лесной чащи, были одной из самых популярных забав на праздник. Нашедший его счастливчик получит магическую силу и найдет клад.
Папоротники — тайнобрачные растения. В эту группу входят, например, хвощи, мхи и водоросли, которые размножаются спорами. А значит, цветов у них быть не может.
Но сама идея поиска того, что не существует, символизировала стремление к счастью и веру в чудеса.
Свои традиции и обряды на Ивана Купалу есть во многих странах — не только в России.
В Белоруссии праздник известен как Купалье — люди устраивают массовые гуляния: поют, танцуют и, конечно же, прыгают через костры.
В Польше праздник известен как Ночь Святоянская; он включает религиозные и народные элементы, которые так же, как и у нас, связаны с хороводами вокруг костра и поисками цветка папоротника.
В Латвии Ligo, или Янов день, — официальный выходной. Многие выезжают на природу, гуляют, жгут костры, поют народные песни, плетут венки из дуба и полевых цветов.
В Литве незамужние женщины гадают, чтобы узнать, когда выйдут замуж. Для этого плетут венки из цветов и трав и бросают их через голову на ветки деревьев: сколько попыток — столько лет до свадьбы.
Также пускают венки по воде: если слиплись, уже в этом году зазвенят свадебные колокольчики.
В Швеции празднуют Мидсоммар — день летнего солнцестояния. Один из его знаковых символов — майское дерево, или «мидсоммарстонг».
Майский шест, украшенный листьями и цветами, устанавливают на возвышенности. Он служит символом плодородия, вокруг него водят хороводы, поют и танцуют. Главные угощения — традиционные сельдь, картофель и поспевающая к этому моменту клубника.
В соседних Финляндии и Эстонии тоже сохранилась традиция праздника.
В наше время традиции Ивана Купала изменились, но многие из них живы благодаря фестивалям в разных регионах страны. Участники наряжаются в живописные костюмы с вышивкой в славянском стиле, прыгают через костры, плетут венки, купаются в озерах и реках. В этот день устраивают концерты, ярмарки и театральные представления.
Этим летом гулять будут в нескольких регионах России. Собрали фестивали, на которых можно отметить день Ивана Купалы 2025.
Цена абонемента для взрослого на три дня — 4900 рублей, для ребенка от 7 до 16 лет — 2450 рублей. На сайте организаторов можно купить билет и на один любой день.
Цена взрослого билета — 1550 рублей, детского от 3 до 14 лет — 1000 рублей.
Цена взрослого билета — 5000 рублей, детского (до 14 лет) — 1000 рублей.
Мероприятие проводят для гостей отеля, но можно попасть и так — уточняйте в соцсетях гостиницы.
Цена — от 5000 рублей.
Цена — от 900 рублей.
Цена — 1000 рублей.
Цена — 1000 рублей.
Подробнее о стоимости можно узнать в соцсетях клуба.
Цена — 350 рублей.
День Ивана Купала с удовольствием празднуют до сих пор: людей привлекает возможность «поиграть» в традицию, повеселиться и узнать больше о славянской культуре, а кого-то — окунуться в сказку, прикоснуться к неведомому и, может, даже найти клад.
Узнавайте о новых статьях
Актуальные и самые интересные статьи будут приходить на вашу электронную почту
Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк».
Похожие статьи