21.11.2021
2217
3630
В этой статье:
От правильного выбора лодки будет зависеть не только возможность использовать ее на тех водоемах, где вы проводите большую часть времени, но также комфорт и безопасность. Будет неприятно обнаружить, что в новое судно не помещаются все рыболовные снасти или оно слишком мало для семьи.
Помимо оценки технических характеристик, не менее важно проанализировать качество товара непосредственно перед покупкой. В статье мы расскажем, на какие критерии необходимо обращать самое пристальное внимание, и предложим наиболее популярные модели лодок.
Все приводимые в данном материале лодки условно делятся на гребные и моторные. Обе группы имеют свои преимущества и слабые стороны. Изучим их детально.
Гребные лодки отличаются малой вместимостью, однако в них удобно на небольшой глубине в малых водоемах с невысокой проходимостью. Управление осуществляется при помощи весел.
Преимущества гребных лодок:
Недостатки:
Моторные лодки бывают разных размеров, за счет чего можно подобрать такую модель, в которой уместятся все пассажиры. Устойчивость и плавучесть судну придают надувные баллоны, а при помощи устанавливаемого на транец двигателя увеличивается скорость.
Фото: Shutterstock
Моторная лодка – оптимальный вариант для организации мероприятий на открытой воде, когда планируется нахождение в большом водоеме или даже в море.
Достоинства:
Минусы:
Существует промежуточный вариант – моторно-гребные лодки, объединяющие в себе все лучшее от двух типов. Они имеют более округлую форму и выбор вариантов управления. При необходимости можно перейти на тихое перемещение при помощи весел или запустить двигатель, монтируемый на навесной транец, чтобы быстро добраться до нужного места. Являются комфортным вариантом для охотников и рыболовов.
Начнем обзор с серии малогабаритных лодок для рыбалки. Как правило, это небольшие варианты без двигателя. Если же мотор есть, то слабый, до 3 л.с., на электричестве или бензине. Рассматривать такие модели стоит в зависимости от типа привычных вам водоемов, поскольку они оптимальны на небыстрых реках и небольших озерах.
Диаметр надувного баллона в этих лодках увеличен до 31 см. Сами модели легкие, удобные и небольшие, подходят для рыбалок в малых водоемах.
Серию лодок с маломощными двигателями открывают модели с диаметром баллонов до 36 см. В них уже можно размещать от одного до трех пассажиров и заплывать в водохранилища. Лодки также оснащены веслами для гребли.
С диаметром баллона 36 см и подобным мотором также есть и одноместные модели.
Наиболее востребованы размеры двухместных вариантов на 240/260/280 см.
Однако габаритам лодки не нужно уделять много внимания. Выбор длины обусловливается количеством пассажиров. При одиночном плавании удобно перемещаться на лодке длиной 240 см.
Фото: Shutterstock
Если же вы регулярно берете пассажиров или рыбачите вдвоем, то больше подойдет модель на 260 см или даже 280 см. Рекомендуется выбирать большую длину, поскольку в цене разница небольшая, а удобство очевидно.
На троих и для большего комфорта отлично подойдет лодка длиной 3 м. У нее увеличенные баллоны - до 40 см, что позволяет с удобством как отдыхать, так и рыбачить.
Несмотря на то, что сами по себе надувные лодки достаточно компактны и удобны в транспортировке в сложенном состоянии, между собой они все равно разнятся по весу и габаритам. Это, в свою очередь, влияет на способ доставки их на место:
Об этом тоже стоит подумать перед тем, как выбрать лодку ПВХ:
Перейдем к рассмотрению такого немаловажного параметра, как днище:
Определяя, какую лодку лучше выбрать для совместной рыбалки и охоты, отдыха, стоит обратить внимание на тип сидений. Они бывают жесткими и надувными и в обязательном порядке входят в базовый комплект.
Наиболее удобны с точки зрения переноса и размещения надувные сидения. Стационарные закрепляются по бортам, а съемные размещаются по длине лодки по необходимости. И те, и другие наполняются воздухом.
Жесткие сидения устанавливаются в любом месте плавсредства и для надувных типов изготавливаются из дерева. Для удобства их оклеивают губчатым материалом или прорезиненной тканью.
На этот параметр влияет характер использования. Так, для редких прогулок подойдет любая форма. Для рыбной ловли можно обратить внимание на ту модель, у которой корма и нос одинаковы. В такой лодке можно удить с любой стороны, не разворачиваясь, и удобно сдавать назад, находясь в зарослях.
Дизайн зависит от целей использования. Для рыбалки и охоты уместны разные расцветки. Для максимального приближения к добыче подходят спокойные, песочные, зеленые тона, хаки и камуфляж.
В случае с рыбалкой имеется 2 варианта. Для мелких и спокойных водоемов подходят светлые цвета, белые или серые, серебристые. Причины:
Для рек с активным и даже бурным течением, крупных водоемов и моря уместно брать модель яркой расцветки, чтобы в случае непредвиденной ситуации она была заметна издалека. Красная, желтая, оранжевая лодка легче обнаруживается спасателями. Темную плохо видно, светлая и белая могут быть приняты за гребни волн.
Стоит обратить внимание на базовую комплектацию и возможности для ее расширения. Стандартно надувные лодки оснащаются ручками для их транспортировки (кормовые и носовые), леерами для удержания во время качки и шторма, защитной лентой, волноотбойником (располагается по периметру). Также с ними в комплекте обязательно идут защитные накладки на баллоны и киль (чтобы уберечь от царапин при перетаскивании).
В некоторых случаях для шкипера в районе весел предусмотрена дополнительная ручка, облегчающая управление мотором. Другие модели реализуются сразу с обвесом для рыбной ловли (пример – якорный рым).
Решая, какую лодку лучше выбрать, стоит уделить внимание транцу, а именно – его толщине. В норме она равна 2,8 см., однако в некоторых случаях может достигать 3,2–3,8 см. Это так называемые усиленные разновидности, более тяжелые и предназначенные для мощных двигателей.
От плотности, жесткости и прочности использованных материалов зависит надежность лодки. На воде самое главное – это безопасность. Чем больше ПВХ-слоев, тем плотнее, тяжелее, а также надежнее надувное плавсредство. В гребных лодках этот показатель варьируется в пределах 700–750 г/м², в моторных начинается от 1050 г/м².
Для современных плавсредств используют схожие по прочности и устойчивости к нагрузкам хипалон и поливинилхлорид. Количество автономных отделов определяет безопасность судна. В большинстве двух-, трехместных моделей делают до 3 таких отсеков.
Борта также имеют значение. Оптимально выбирать средний вариант, поскольку слишком широкие ухудшат передвижение лодки по воде, а очень узкие повышают риск попадания ее внутрь при качке или высоких волнах. Для простого судна на веслах оптимальна овальная форма, для скоростного и любого, к которому планируется поставить мотор, - U-образная.
Обращать внимание необходимо и на тип системы ДВС, и на производителя. Перед тем как выбрать мотор для лодки, следует внимательно изучить качества фирмы, ответственной за его изготовление. Известная компания отвечает за мощность и качество, обеспечивая устройство гарантией.
Двигатели бывают двух- и четырехтактными. Первые легче по весу и проще в устройстве. Для их заправки используют смесь специального двухтактного масла и бензина. Такие подвесные моторы проще вырабатывают энергию. Еще одним неоспоримым качеством двухтактных моторов является их долговечность. Грамотный уход и своевременное ТО продлевают срок службы до 10 лет и больше с учетом заложенного ресурса.
Фото: Shutterstock
Четырехтактные моторы тяжелее и сложнее в устройстве ДВС, однако не требуют специальной смеси для заправки. Они работают на бензине и эффективней вырабатывают энергию. Стоят они дороже двухтактных моделей и обладают более внушительными объемами. При выполнении ТО четырехтактным двигателям требуется больше внимания, а переносить их рекомендуется с осторожностью. Также они обладают рядом преимуществ:
Четырехтактный ПЛМ – оптимальный вариант для частых рыбалок. С ним комфортно выходить на троллинговый промысел: нет нужды в частом доливе смеси, как в ситуации с двухтактными. Бензин вырабатывается более качественно, что положительно сказывается на стоимости обслуживания мотора.
На легкие лодки с навесным транцем навешивают моторы небольшой мощности, до 3,6 л.с., поскольку большего им не требуется. Двигатели располагаются в кормовой части.
На лодки со стационарным транцем, сделанным из металла или фанеры, можно ставить более мощные двигатели: от 5 до 30 л.с. и выше. Определить, какой будет максимальным, можно по паспорту плавсредства и шильдику. Фирменная табличка с техническими характеристиками часто укрепляется на самом транце.
В зависимости от технических параметров лодки она может подпадать под необходимость регистрации или же нет. Легкие, рассчитанные на 1–2 человека надувные лодки общей массой до 200 кг и с мотором до 8 кВт, не требуют фиксации в российском реестре. Так избегает регистрации большинство надувных моделей для рыбалки. Таким образом, ввиду отсутствия необходимости документирования лодкой можно управлять без специального разрешения.
Отдельно необходимо отметить, что, все же, для исключения проблем следует иметь на руках все бумаги, удостоверяющие параметры плавсредства и нахождение его в собственности. Сюда входят чек, гарантийный талон, паспорт и сертификат. При вопросах со стороны правоохранительных органов именно эти документы помогут доказать легальность лодки и объяснить ее отсутствие среди зарегистрированных.
Выбирая плавсредство, обращайте внимание на его геометрию в надутом, то есть готовом к спуску на воду, состоянии. Для этого встаньте перед транцем и оцените симметричность расположения баллонов.
Они должны быть идеально расположены относительно друг друга. Особенно важно это при выборе пайольной лодки, в которой криво расположенные надувные отсеки приведут к быстрому протиранию материалов. Проще говоря, произойдет порча имущества.
Осмотрите места стыков между баллонами и днищем на предмет дефектов. Даже малый недостаток может стать причиной проблем на воде, поэтому о нем следует сразу сказать продавцу. В идеале соединения не вызовут вопросов. Транец по толщине должен соответствовать предполагаемым задачам. Для слабого мотора подойдет тонкий из фанеры, но для развития средних и высоких скоростей понадобится с большей толщиной.
Фото: Shutterstock
Швы должны быть ровными и аккуратными, без складок, а фурнитура – располагаться строго на своих местах, симметрично и плотно приклеенная. «Слегка отошедшая» является поводом для вопросов.
Различают сварные и клееные швы. Первые прочнее. Однако ПВХ-материалы для них дороже.
Клееные швы, сделанные по всем правилам, очень прочны. Слои материалов, соединенных таким методом, сложно разорвать. Поводом для сомнений является человеческий фактор. Дело в том, что в процессе склеивания большая часть работы выполняется людьми, поэтому высока вероятность ошибки или огрехов. В сварном методе сшивания материалов от человека зависит гораздо меньше.
Другим преимуществом второго типа швов является их устойчивость к высоким температурам. По сравнению с клееными, которые могут быть сделаны при помощи некачественного состава, сварные гарантированно «не потекут» в жару от нагрева.
В любом случае перед тем, как выбрать надувную лодку, проверьте качество соединений и креплений. Небрежность может сказаться при первом же спуске на воду. Для того чтобы деньги не были потрачены повторно – на ремонт или новое плавсредство – сразу уделяйте время осмотру лодки перед приобретением.
Ниже перечислен список наиболее часто возникающих проблемных ситуаций и их решение.
Перед выбором и приобретением рекомендуется заранее подумать о том, как именно она будет использоваться. Возможно, если у вас нет на нее времени и применение планируется лишь гипотетически, стоит до поры отложить покупку.
Желание самостоятельно протюнинговать собственное плавсредство не всегда оправдывается на практике. Хорошая доработка требует специальных познаний и опыта в некоторых областях. Иногда лучше заплатить чуть больше сразу, чем тратить время и силы.
Сразу следует определиться с тем, для чего нужна лодка. Спокойная рыбалка не требует серьезных денежных вложений, однако для быстрых и частых перемещений рекомендуется сразу брать соответствующей мощности мотор, чтобы не менять его потом.
Длинная и вместительная лодка позволяет взять на борт еще одного пассажира, перевезти больше груза и сделать все это безопасно. Редкие одиночные плавания не требуют внушительных габаритов, однако для частых и совместных стоит рассмотреть версию побольше.
Определяться с будущими задачами следует еще до покупки лодки. Где и как часто она будет использоваться, какой вес планируется перевозить – все это влияет на конструктивные особенности. Лучше взять лодку с запасом возможностей, чем потом высчитывать, сколько в нее влезет и насколько ее хватит.
Малогабаритное двухместное судно для спокойной рыбалки и морских прогулок неподалеку от берега. Имеется рым-кольцо и леерный трос безопасности по периметру. Диаметр баллонов по 36 см., в днище – вставка из влагостойкой фанеры, увеличивающей устойчивость и жесткость всей конструкции. Передвижение при помощи весел.
Следующим пунктом идет пятиместная надувная лодка, способная принять в себя до 455 кг груза. Пол из надувного материала имеет дополнительные виниловые перегородки для большей жесткости. Конструкция выполнена из трех независимых воздушных камер с запасной на случай непредвиденной ситуации.
Для изготовления использован трехслойный армированный ПВХ-материал марки Super-Tough, отличающийся прочностью и плотностью. Отличительной чертой данной модели является усиленный крепеж для транца с возможностью установки двигателя мощностью до 1.5 hp/1.1 kW. В комплекте идут надувные сидения, пара из которых имеет спинки.
Универсальная двухместная модель с жесткими переносными сидениями и хорошей устойчивостью. Имеет классическую овальную форму с заостренной передней частью для облегчения работы на веслах. Выполнена из пятислойного ПВХ-материала и имеет прочное усиленное дно (850 г/м2). В комплекте 2 сидения из фанеры, насос емкостью 5 л., пара весел, упаковочная сумка и комплект для ремонта.
На этой позиции находится компактная надувная лодка на одного человека из пятислойного ПВХ-материала плотностью 750 г/м2. Конструкция состоит из двух независимых воздушных отсеков и в сложенном состоянии весит 9,6 кг.
Отличается легкостью и мобильностью передвижения. Удобна в транспортировке, поскольку ее можно просто переносить в специальной сумке и возить в багажнике.
На последнем месте лодка от российского производителя. Предназначена для одиночной рыбалки и может брать на себя до 100 кг веса. На носу у нее есть рым-кольцо, по периметру – леерный пояс. Изготовлена из ПВХ, отличается легкостью и прочностью. Устойчива к высоким температурам и воздействию горючих веществ, солнца, механическим повреждениям.
Итак, вы поняли, как ваше плавсредство должно быть укомплектовано, определились с мотором и даже подумали, какой якорь выбрать для лодки. Осмотрели товар и произвели покупку. Что дальше? Осмотреть сливной клапан. Он должен быть установлен на герметик. Однако если этого не сделано, не беда – выполните процедуру самостоятельно.
Зимой лодку по возможности рекомендуется хранить в надутом виде, поскольку ПВХ-материал при промерзании становится хрупким и легко может треснуть. По этой причине сразу следует определить место, из которого ее не понадобится убирать, поднимать и двигать. В холодный период лучше воздержаться от любых манипуляций с лодкой.
При хранении в доступном для мышей и прочих грызунов помещении (в том числе гараже) рекомендуется предварительно вымывать плавсредство. Запах тины и рыбы привлекает мелких животных, чей интерес может привести к порче имущества. Рекомендуется хранить лодку в чистоте.
Читайте также