Все статьи

×

21.11.2021

Умный шопинг
Глаз

2217

Время чтения: 16 минут

Как выбрать лодку: важные характеристики и полезные рекомендации

Глаз

153

Время чтения: 16 минут
Сохранить статью Сохранить статью:
Сохранить статью:

От правильного выбора лодки будет зависеть не только возможность использовать ее на тех водоемах, где вы проводите большую часть времени, но также комфорт и безопасность. Будет неприятно обнаружить, что в новое судно не помещаются все рыболовные снасти или оно слишком мало для семьи.

Помимо оценки технических характеристик, не менее важно проанализировать качество товара непосредственно перед покупкой. В статье мы расскажем, на какие критерии необходимо обращать самое пристальное внимание, и предложим наиболее популярные модели лодок.

Разновидности лодок

Все приводимые в данном материале лодки условно делятся на гребные и моторные. Обе группы имеют свои преимущества и слабые стороны. Изучим их детально.

Гребные лодки отличаются малой вместимостью, однако в них удобно на небольшой глубине в малых водоемах с невысокой проходимостью. Управление осуществляется при помощи весел.

Преимущества гребных лодок:

  • Ценовая доступность.
  • Легкость в транспортировке.
  • Возможность доукомплектации.
  • Небольшой вес.
  • Удобство при спуске на воду.

Недостатки:

  • Небольшая грузоподъемность.
  • Отсутствие транца и киля.
  • Невысокая устойчивость.

Моторные лодки бывают разных размеров, за счет чего можно подобрать такую модель, в которой уместятся все пассажиры. Устойчивость и плавучесть судну придают надувные баллоны, а при помощи устанавливаемого на транец двигателя увеличивается скорость.

Разновидности лодок Фото: Shutterstock

Моторная лодка – оптимальный вариант для организации мероприятий на открытой воде, когда планируется нахождение в большом водоеме или даже в море.

Достоинства:

  • Большая скорость перемещения.
  • Жесткость и устойчивость конструкции.
  • Прочное дно с килем.
  • Каркас из независимых надувных отсеков.
  • Возможность установки двигателя желаемой мощности.

Минусы:

  • Высокая цена.
  • Большой вес.
  • Сложность сборки.

Существует промежуточный вариант – моторно-гребные лодки, объединяющие в себе все лучшее от двух типов. Они имеют более округлую форму и выбор вариантов управления. При необходимости можно перейти на тихое перемещение при помощи весел или запустить двигатель, монтируемый на навесной транец, чтобы быстро добраться до нужного места. Являются комфортным вариантом для охотников и рыболовов.

Выбор лодки по количеству пассажиров

Начнем обзор с серии малогабаритных лодок для рыбалки. Как правило, это небольшие варианты без двигателя. Если же мотор есть, то слабый, до 3 л.с., на электричестве или бензине. Рассматривать такие модели стоит в зависимости от типа привычных вам водоемов, поскольку они оптимальны на небыстрых реках и небольших озерах.

Диаметр надувного баллона в этих лодках увеличен до 31 см. Сами модели легкие, удобные и небольшие, подходят для рыбалок в малых водоемах.

Серию лодок с маломощными двигателями открывают модели с диаметром баллонов до 36 см. В них уже можно размещать от одного до трех пассажиров и заплывать в водохранилища. Лодки также оснащены веслами для гребли.

Перед тем, как выбрать такую лодку, убедитесь, что у нее есть транец - крепление для навесного двигателя.

С диаметром баллона 36 см и подобным мотором также есть и одноместные модели.

Наиболее востребованы размеры двухместных вариантов на 240/260/280 см.

Однако габаритам лодки не нужно уделять много внимания. Выбор длины обусловливается количеством пассажиров. При одиночном плавании удобно перемещаться на лодке длиной 240 см.

Разновидности лодок Фото: Shutterstock

Если же вы регулярно берете пассажиров или рыбачите вдвоем, то больше подойдет модель на 260 см или даже 280 см. Рекомендуется выбирать большую длину, поскольку в цене разница небольшая, а удобство очевидно.

На троих и для большего комфорта отлично подойдет лодка длиной 3 м. У нее увеличенные баллоны - до 40 см, что позволяет с удобством как отдыхать, так и рыбачить.

Вес, размеры и грузоподъемность лодки

Несмотря на то, что сами по себе надувные лодки достаточно компактны и удобны в транспортировке в сложенном состоянии, между собой они все равно разнятся по весу и габаритам. Это, в свою очередь, влияет на способ доставки их на место:

  • ПВХ-изделия общим весом до 15 кг и размерами 100*45*35 см можно переносить в руках.
  • Лодки весом до 36 кг и размерами 130*55*30 см пригодны для перевозки в багажнике седана.
  • Габаритные модели весом до 80 кг и больше, а также размерами 170*55*45 см рекомендуется перевозить внутри, только если у вас есть универсал с убирающимися сидениями, либо закреплять их на крыше машины.
Имеет значение и общая грузоподъемность. В этот параметр входит любой вес, помещаемый в лодку, за исключением ее собственного. Сюда входят инвентарь, оружие, снасти, сумки с вещами и перекусом, а также сами пассажиры. В зависимости от модели судно может принимать от 110 до 700 кг максимального веса.

Об этом тоже стоит подумать перед тем, как выбрать лодку ПВХ:

  • Малогабаритные варианты с грузоподъемностью до 220 кг оптимальны для рыболовства на речках и ставках. Легко выдержат двоих, включая вещи и улов.
  • Модели 250–300 кг используются для полноценной охоты на дичь (утки и пр.) в течение дня.
  • Лодки с грузовой вместимостью до 400 кг и больше рассчитаны на частые плавания с большим количеством вещей.

Тип днища лодки

Перейдем к рассмотрению такого немаловажного параметра, как днище:

  • Мягкое. И лодка, и дно выполнены из одного материала. Такой формат применим к гребным сериям, в которых важны небольшая цена и удобство транспортировки. При желании на дне можно закрепить фанерный лист, чтобы рыбачить стоя.
  • Надувное. Удобно для рыбалки на мелководье. Благодаря ему лодка имеет минимальную осадку и не пропускает холод водоема.
  • Жестко-плоское. Используется в безкилевых сериях с моторами мощностью до 3,6 л.с. Дно представляет собой плоский фанерный настил, двухсторонняя гладкость которого позволяет ровно скользить по воде и без проблем удерживаться на ногах. Обеспечивает твердость всему каркасу.
  • Жесткое с надувным килем. Необходимо в лодках с моторами мощностью от 5 л.с. для придания им маневренности во время движения и уменьшения сопротивления, что сказывается на скорости. Киль помогает лодке не «рыскать» и поворачивать более аккуратно.
  • НДНД или надувное дно низкого давления. Используется на лодках с двигателем на жестком транце. Надувается так же, как и баллоны, до достижения нужного давления воздуха внутри. Обладает амортизирующим свойством (смягчает удар о волну) и способно выдержать большой вес.

2 вида сидений в лодке

Определяя, какую лодку лучше выбрать для совместной рыбалки и охоты, отдыха, стоит обратить внимание на тип сидений. Они бывают жесткими и надувными и в обязательном порядке входят в базовый комплект.

Наиболее удобны с точки зрения переноса и размещения надувные сидения. Стационарные закрепляются по бортам, а съемные размещаются по длине лодки по необходимости. И те, и другие наполняются воздухом.

Жесткие сидения устанавливаются в любом месте плавсредства и для надувных типов изготавливаются из дерева. Для удобства их оклеивают губчатым материалом или прорезиненной тканью.

Выбор лодки по ее форме

На этот параметр влияет характер использования. Так, для редких прогулок подойдет любая форма. Для рыбной ловли можно обратить внимание на ту модель, у которой корма и нос одинаковы. В такой лодке можно удить с любой стороны, не разворачиваясь, и удобно сдавать назад, находясь в зарослях.

Форма носа важна только для килевых лодок. Плоскодонные модели нетребовательны в этом плане, поскольку имеют малую осадку. В данном случае форма носа никак не влияет на их передвижение и площадь соприкосновения с водой.

Влияние цвета лодки на выбор

Дизайн зависит от целей использования. Для рыбалки и охоты уместны разные расцветки. Для максимального приближения к добыче подходят спокойные, песочные, зеленые тона, хаки и камуфляж.

В случае с рыбалкой имеется 2 варианта. Для мелких и спокойных водоемов подходят светлые цвета, белые или серые, серебристые. Причины:

  • Лодка меньше греется на солнце.
  • Рыба хуже видит светлые объекты.

Для рек с активным и даже бурным течением, крупных водоемов и моря уместно брать модель яркой расцветки, чтобы в случае непредвиденной ситуации она была заметна издалека. Красная, желтая, оранжевая лодка легче обнаруживается спасателями. Темную плохо видно, светлая и белая могут быть приняты за гребни волн.

Дополнительное оснащение лодки

Стоит обратить внимание на базовую комплектацию и возможности для ее расширения. Стандартно надувные лодки оснащаются ручками для их транспортировки (кормовые и носовые), леерами для удержания во время качки и шторма, защитной лентой, волноотбойником (располагается по периметру). Также с ними в комплекте обязательно идут защитные накладки на баллоны и киль (чтобы уберечь от царапин при перетаскивании).

В некоторых случаях для шкипера в районе весел предусмотрена дополнительная ручка, облегчающая управление мотором. Другие модели реализуются сразу с обвесом для рыбной ловли (пример – якорный рым).

Однако какое-либо конструктивное изменение может быть вызвано как благими намерениями, так и желанием повысить спрос без трудозатрат. Например, ручки вместо резины изготовят из ПВХ, за счет чего вес лодки будет уменьшен, как и ее безопасность. Так же сказывается и экономия на качественных материалах, из-за чего изделие может стать дешевле.

Решая, какую лодку лучше выбрать, стоит уделить внимание транцу, а именно – его толщине. В норме она равна 2,8 см., однако в некоторых случаях может достигать 3,2–3,8 см. Это так называемые усиленные разновидности, более тяжелые и предназначенные для мощных двигателей.

Элементы безопасности лодки

От плотности, жесткости и прочности использованных материалов зависит надежность лодки. На воде самое главное – это безопасность. Чем больше ПВХ-слоев, тем плотнее, тяжелее, а также надежнее надувное плавсредство. В гребных лодках этот показатель варьируется в пределах 700–750 г/м², в моторных начинается от 1050 г/м².

Для современных плавсредств используют схожие по прочности и устойчивости к нагрузкам хипалон и поливинилхлорид. Количество автономных отделов определяет безопасность судна. В большинстве двух-, трехместных моделей делают до 3 таких отсеков.

Борта также имеют значение. Оптимально выбирать средний вариант, поскольку слишком широкие ухудшат передвижение лодки по воде, а очень узкие повышают риск попадания ее внутрь при качке или высоких волнах. Для простого судна на веслах оптимальна овальная форма, для скоростного и любого, к которому планируется поставить мотор, - U-образная.

Важно и техническое оснащение. Так, некоторые модели лодок имеют автовыравнивание давления и клапан для сброса натекшей внутрь воды. Эти опции позволяют избежать лишних действий и упростить обращение с плавсредством.

Подходы к выбору мотора для лодки

Обращать внимание необходимо и на тип системы ДВС, и на производителя. Перед тем как выбрать мотор для лодки, следует внимательно изучить качества фирмы, ответственной за его изготовление. Известная компания отвечает за мощность и качество, обеспечивая устройство гарантией.

Двигатели бывают двух- и четырехтактными. Первые легче по весу и проще в устройстве. Для их заправки используют смесь специального двухтактного масла и бензина. Такие подвесные моторы проще вырабатывают энергию. Еще одним неоспоримым качеством двухтактных моторов является их долговечность. Грамотный уход и своевременное ТО продлевают срок службы до 10 лет и больше с учетом заложенного ресурса.

Разновидности лодок Фото: Shutterstock

Четырехтактные моторы тяжелее и сложнее в устройстве ДВС, однако не требуют специальной смеси для заправки. Они работают на бензине и эффективней вырабатывают энергию. Стоят они дороже двухтактных моделей и обладают более внушительными объемами. При выполнении ТО четырехтактным двигателям требуется больше внимания, а переносить их рекомендуется с осторожностью. Также они обладают рядом преимуществ:

  • Позволяют экономить на топливе за счет низкого потребления бензина при частой эксплуатации (это в основном касается подвесных лодочных моторов от известных производителей).
  • Работают тише двухтактных и стабильны на малых оборотах (удобно при рыбалке троллингом).
  • Более экологичны за счет выделения вредных выхлопов в меньших количествах.

Четырехтактный ПЛМ – оптимальный вариант для частых рыбалок. С ним комфортно выходить на троллинговый промысел: нет нужды в частом доливе смеси, как в ситуации с двухтактными. Бензин вырабатывается более качественно, что положительно сказывается на стоимости обслуживания мотора.

На легкие лодки с навесным транцем навешивают моторы небольшой мощности, до 3,6 л.с., поскольку большего им не требуется. Двигатели располагаются в кормовой части.

Также на небольшие лодки с 1–2 пассажирами на борту могут устанавливаться электромоторы, которые не дадут большой скорости, но обеспечат тягу для хорошего троллинга. Подобные комплекты помогают перемещаться на малой и средней скорости и экономить силы при переходах между забросами.

На лодки со стационарным транцем, сделанным из металла или фанеры, можно ставить более мощные двигатели: от 5 до 30 л.с. и выше. Определить, какой будет максимальным, можно по паспорту плавсредства и шильдику. Фирменная табличка с техническими характеристиками часто укрепляется на самом транце.

Нужна ли регистрация лодки

В зависимости от технических параметров лодки она может подпадать под необходимость регистрации или же нет. Легкие, рассчитанные на 1–2 человека надувные лодки общей массой до 200 кг и с мотором до 8 кВт, не требуют фиксации в российском реестре. Так избегает регистрации большинство надувных моделей для рыбалки. Таким образом, ввиду отсутствия необходимости документирования лодкой можно управлять без специального разрешения.

Отдельно необходимо отметить, что, все же, для исключения проблем следует иметь на руках все бумаги, удостоверяющие параметры плавсредства и нахождение его в собственности. Сюда входят чек, гарантийный талон, паспорт и сертификат. При вопросах со стороны правоохранительных органов именно эти документы помогут доказать легальность лодки и объяснить ее отсутствие среди зарегистрированных.

Проверка лодки перед покупкой

Выбирая плавсредство, обращайте внимание на его геометрию в надутом, то есть готовом к спуску на воду, состоянии. Для этого встаньте перед транцем и оцените симметричность расположения баллонов.

Они должны быть идеально расположены относительно друг друга. Особенно важно это при выборе пайольной лодки, в которой криво расположенные надувные отсеки приведут к быстрому протиранию материалов. Проще говоря, произойдет порча имущества.

Осмотрите места стыков между баллонами и днищем на предмет дефектов. Даже малый недостаток может стать причиной проблем на воде, поэтому о нем следует сразу сказать продавцу. В идеале соединения не вызовут вопросов. Транец по толщине должен соответствовать предполагаемым задачам. Для слабого мотора подойдет тонкий из фанеры, но для развития средних и высоких скоростей понадобится с большей толщиной.

Проверка лодки перед покупкой Фото: Shutterstock

Швы должны быть ровными и аккуратными, без складок, а фурнитура – располагаться строго на своих местах, симметрично и плотно приклеенная. «Слегка отошедшая» является поводом для вопросов.

Различают сварные и клееные швы. Первые прочнее. Однако ПВХ-материалы для них дороже.

Клееные швы, сделанные по всем правилам, очень прочны. Слои материалов, соединенных таким методом, сложно разорвать. Поводом для сомнений является человеческий фактор. Дело в том, что в процессе склеивания большая часть работы выполняется людьми, поэтому высока вероятность ошибки или огрехов. В сварном методе сшивания материалов от человека зависит гораздо меньше.

Другим преимуществом второго типа швов является их устойчивость к высоким температурам. По сравнению с клееными, которые могут быть сделаны при помощи некачественного состава, сварные гарантированно «не потекут» в жару от нагрева.

Однако технологиями для сварки швов располагают далеко не все производители. Именно поэтому до поры на рынке лодок еще будет много моделей, склеенных руками.

В любом случае перед тем, как выбрать надувную лодку, проверьте качество соединений и креплений. Небрежность может сказаться при первом же спуске на воду. Для того чтобы деньги не были потрачены повторно – на ремонт или новое плавсредство – сразу уделяйте время осмотру лодки перед приобретением.

5 наиболее частых ошибок при выборе лодки

Ниже перечислен список наиболее часто возникающих проблемных ситуаций и их решение.

  • Ошибка 1. Покупать лодку было совсем не обязательно.

Перед выбором и приобретением рекомендуется заранее подумать о том, как именно она будет использоваться. Возможно, если у вас нет на нее времени и применение планируется лишь гипотетически, стоит до поры отложить покупку.

  • Ошибка 2. Экономить на комплектации не следовало.

Желание самостоятельно протюнинговать собственное плавсредство не всегда оправдывается на практике. Хорошая доработка требует специальных познаний и опыта в некоторых областях. Иногда лучше заплатить чуть больше сразу, чем тратить время и силы.

  • Ошибка 3. На моторе тоже не экономят.

Сразу следует определиться с тем, для чего нужна лодка. Спокойная рыбалка не требует серьезных денежных вложений, однако для быстрых и частых перемещений рекомендуется сразу брать соответствующей мощности мотор, чтобы не менять его потом.

  • Ошибка 4. Размеры имеют значение.

Длинная и вместительная лодка позволяет взять на борт еще одного пассажира, перевезти больше груза и сделать все это безопасно. Редкие одиночные плавания не требуют внушительных габаритов, однако для частых и совместных стоит рассмотреть версию побольше.

  • Ошибка 5. Не бывает «лишних» возможностей.

Определяться с будущими задачами следует еще до покупки лодки. Где и как часто она будет использоваться, какой вес планируется перевозить – все это влияет на конструктивные особенности. Лучше взять лодку с запасом возможностей, чем потом высчитывать, сколько в нее влезет и насколько ее хватит.

Топ-5 популярных моделей лодок

  • «Феникс 250».

Малогабаритное двухместное судно для спокойной рыбалки и морских прогулок неподалеку от берега. Имеется рым-кольцо и леерный трос безопасности по периметру. Диаметр баллонов по 36 см., в днище – вставка из влагостойкой фанеры, увеличивающей устойчивость и жесткость всей конструкции. Передвижение при помощи весел.

Цена: от 16 тысяч 499 рублей.
  • Intex Excursion-5 Set.

Следующим пунктом идет пятиместная надувная лодка, способная принять в себя до 455 кг груза. Пол из надувного материала имеет дополнительные виниловые перегородки для большей жесткости. Конструкция выполнена из трех независимых воздушных камер с запасной на случай непредвиденной ситуации.

Для изготовления использован трехслойный армированный ПВХ-материал марки Super-Tough, отличающийся прочностью и плотностью. Отличительной чертой данной модели является усиленный крепеж для транца с возможностью установки двигателя мощностью до 1.5 hp/1.1 kW. В комплекте идут надувные сидения, пара из которых имеет спинки.

Цена: от 13 тысяч 470 рублей.
  • «Лоцман С-280-М».

Универсальная двухместная модель с жесткими переносными сидениями и хорошей устойчивостью. Имеет классическую овальную форму с заостренной передней частью для облегчения работы на веслах. Выполнена из пятислойного ПВХ-материала и имеет прочное усиленное дно (850 г/м2). В комплекте 2 сидения из фанеры, насос емкостью 5 л., пара весел, упаковочная сумка и комплект для ремонта.

Цена: от 14 тысяч 490 рублей.
  • Leader Компакт 220.

На этой позиции находится компактная надувная лодка на одного человека из пятислойного ПВХ-материала плотностью 750 г/м2. Конструкция состоит из двух независимых воздушных отсеков и в сложенном состоянии весит 9,6 кг.

Отличается легкостью и мобильностью передвижения. Удобна в транспортировке, поскольку ее можно просто переносить в специальной сумке и возить в багажнике.

Цена: от 11 тысяч 874 рублей.
  • «Румб Р-200 ГР».

На последнем месте лодка от российского производителя. Предназначена для одиночной рыбалки и может брать на себя до 100 кг веса. На носу у нее есть рым-кольцо, по периметру – леерный пояс. Изготовлена из ПВХ, отличается легкостью и прочностью. Устойчива к высоким температурам и воздействию горючих веществ, солнца, механическим повреждениям.

Цена: от 7 тысяч 290 рублей.

Что обязательно сделать после покупки лодки

Итак, вы поняли, как ваше плавсредство должно быть укомплектовано, определились с мотором и даже подумали, какой якорь выбрать для лодки. Осмотрели товар и произвели покупку. Что дальше? Осмотреть сливной клапан. Он должен быть установлен на герметик. Однако если этого не сделано, не беда – выполните процедуру самостоятельно.

Также стоит помнить, что, как и любое другое средство, лодка нуждается в уходе. И это не только очистка ее от тины и налипшего мусора. В уход входят сезонное ТО, проверка плотности швов и клееной фурнитуры. Отдельно следует проверять сливной клапан, очищая его, освобождая от старого герметика и заливая в просушенное отверстие новый.

Зимой лодку по возможности рекомендуется хранить в надутом виде, поскольку ПВХ-материал при промерзании становится хрупким и легко может треснуть. По этой причине сразу следует определить место, из которого ее не понадобится убирать, поднимать и двигать. В холодный период лучше воздержаться от любых манипуляций с лодкой.

При хранении в доступном для мышей и прочих грызунов помещении (в том числе гараже) рекомендуется предварительно вымывать плавсредство. Запах тины и рыбы привлекает мелких животных, чей интерес может привести к порче имущества. Рекомендуется хранить лодку в чистоте.