Камила Мирзакаримова
от Камила Мирзакаримова
7 минут
....
13 января

Как выбрать объектив для фотоаппарата или Что такое «киты», «телевики» и «фиксы»

Сохранить статью:

Даже самая дешевая зеркальная фотокамера способна выдать приемлемое качество снимков, если поставить на аппарат нужный объектив. Разбираемся, как выбрать подходящее «стекло» и не переплачивать за результат. 

В статье рассказывается:

Какие объективы для чего предназначены

Одной из главных характеристик, по которым можно отличить один объектив от другого, является фокусное расстояние. Это значение указывается на объективе цифрами и бывает либо постоянным, например, 50mm, либо переменным — 18–55mm, 70–300mm и тому подобное.

В зависимости от этих значений вы получите разные изображения: у объектива с меньшим фокусным расстоянием объекты в кадре будут меньше, но угол зрения — шире. То есть, получится захватить в кадр большую часть снимаемого пространства. Поэтому для съемок интерьеров незаменимы широкоугольные объективы — 10–18mm, 10–22mm, 17–50mm и прочие. 

Объективы с длинным фокусным расстоянием позволяют «дотянуться» до очень далеких объектов. Например, если вы сфотографируете Луну на обычный смартфон, на снимке она будет похожа на крошечное светящееся пятно не больше горошины.

Для получения крупного плана ночного светила придется вооружится зеркальной фотокамерой и объективом 600mm, 1000mm и так далее. Чем выше значение фокусного расстояния, тем детализированней получится снимок, вплоть до того, что можно будет рассмотреть лунные кратеры. 

Иногда понятие «фокусное расстояние» путают с зумом (zoom на английском значит «увеличение изображения»). Зум-объектив с переменным фокусным расстояние позволяет приблизить или отдалить предмет съемки и за счет зумирования (изменения угла обзора) превращать один и тот же объектив в широкоугольный, портретный и теле- (макро-) объектив.

Итак, мы определили первый критерий, по которому отличаются объективы: это фокусное расстояние. Но кроме этого есть и другие важные параметры, о которых поговорим дальше. 

какие объективы для чего

Что такое светосила объектива

От светосилы зависит, какое количество света пропускает оптическая система фотокамеры — линзы. Отвечает за это диафрагма — пластиковые «лепестки», которые образуют круглое отверстие, когда вы крутите объектив.

Чем больше раскрываются пластинки, тем шире получается отверстие, через которое проникает больше света. Этот параметр и называется светосилой и обозначается на передней части объектива. Указывается максимальное значение для данной модели  — раскрыть диафрагму больше обозначенного числа не получится.

Допустим, у нас есть объективы с постоянной светосилой F4 и F1.2. Диафрагма последнего раскроется шире, чем у F4. Такой объектив пропустит большее количество света и снимок получится более светлым и качественным даже при низкой освещенности пространства. 

Объективы с переменной светосилой чаще всего встречаются на недорогих моделях. Например, у объектива с фокусным расстоянием 16–55mm указана светосила f/3.5–6.3. Это значит, что на минимальном фокусном расстоянии в 16mm максимальная светосила будет F3.5 (попадает больше света). На другом «конце» получится F6.3 (пучок света будет тоньше).

Также от значения диафрагмы зависит глубина резкости снимка. Чем более светосильный объектив, тем лучше размоется фон при сохранении четкости объекта в кадре — это называется эффектом боке. Снимок выйдет более художественным и объемным. 

Мы разобрались со второй важнейшей характеристикой объектива — светосилой. Но и это еще не все. Дело в том, что не каждый объектив подойдет к конкретной модели фотоаппарата. И зависит это от байонета, о котором поговорим далее. 

С картой «Халва» от Совкомбанка можно купить желаемый объектив с выгодой, получать кешбэк и проценты по остатку на карте.

Байонет и переходники 

Объектив фиксируется на фотоаппарате с помощью системы крепления — байонета. Выступающая деталь во время поворота входит в паз, «до щелчка»: это значит, что «стыковка» успешно произошла и объектив не выпадет из камеры. 

Для каждых камер есть свои байонеты: у камер Sony — это байонеты А, Е. У Canon — EF,  EF-S, у Nikon — F и так далее. Это значит, что поставить объектив с байонетом F получится только на фотокамеру с байонетом F.

Если кажется, что достаточно покупать «стекла» и камеру одного производителя, чтобы они на 100% подходили друг другу, поспешим предупредить. Техника от одной и той же компании меняется от модели к модели: часто к старым камерам не подойдут новые объективы и наоборот. 

Байонет — это не просто физический элемент соединения, он взаимодействует с камерой электрически, чтобы можно было фокусироваться, стабилизировать изображение и выставить диафрагму автоматически. 

В случае, когда на фотоаппарат устанавливается «не родной» объектив, скорее всего потребуется переходник — промежуточное звено крепежа, которое выглядит как кольцо. Электронное сопряжение объектива и камеры скорее всего будет потеряно, и все параметры придется выставлять вручную. Это далеко не всегда удобно: на высокой скорости будет сложно не ошибиться с фокусом.

светосила объектива

Совместимость объективов: полнокадровые и кропнутые матрицы

Чтобы разобраться в следующих отличиях между объективами, нужно сказать пару слов о матрице фотоаппарата. Это микросхема, состоящая из светочувствительных элементов. 

Линзы объектива пропускают свет, который проходит сквозь диафрагму и фиксируется, попадая на матрицу. После преобразования свет превращается в фотографическое изображение. 

Существуют полнокадровые фотоаппараты и кропнутые, у которых матрица как бы обрезана. Объективы, в свою очередь, рассчитаны либо на полный кадр (FF, Full Frame), либо на кроп. Установить полнокадровый объектив на камеру с кропнутой матрицей получится не всегда. Как и закрепить кропнутый объектив на полнокадровый фотоаппарат.

Если же получается установить полнокадровый объектив на кроп, то вы получите как будто увеличенное фокусное расстояние — сыграет роль кроп-фактор. Он показывает, во сколько раз матрица меньше в сравнении с полнокадровым устройством. 

Так как в кадр попадет только часть изображения, то камера с кропнутой матрицей 1.5 и объективом 50mm выдаст картинку с фокусным расстоянием 75mm (50 х 1.5 = 75).

Теперь поговорим о принципах, по которым стоит искать нужный объектив. 

Выбираем объектив 

При выборе объектива надо ответить себе на главный вопрос: для какой съемки требуется «стекло». Планируете ли вы снимать семейные праздники, выбираться на «фотоохоту» за дикими животными или хотите снять спортивное событие? 

В зависимости от задач вам потребуются объективы разной светосилы, фокусного расстояния, и, как следствие, цены. Существуют следующие виды фотообъективов: штатные (угол обзора совпадает с тем, какой имеет человеческий глаз; широкоугольные объективы (расстояние от 20 до 50mm); сверхширокоугольный объектив (от 14 до 20mm), длиннофокусные (200, 300, 400 mm) и сверхдлиннофокусный объектив (от 500 mm).

Лучшее решение для повседневной съемки без сложных задач —  универсальные объективы. Как правило, такие объективы идут в комплекте с камерой и называются китовыми (от английского kit — набор, комплект, штатный объектив) 18–55mm — типичный китовый объектив. Его возможностей хватит, чтобы поснимать домочадцев, запечатлеть прогулку по городу или сфотографировать питомцев. 

Для любителей съемки пейзажей и городской архитектуры тоже есть недорогие китовые объективы, например, 18–200mm. Светосила у таких вариантов будет не идеальная, но ее вполне хватит, чтобы сделать красивые кадры в хорошую погоду. 

Воробей, сфотографированный на фокусном расстоянии 200mm получится достаточно крупным, чтобы можно было рассмотреть его перышки. Конечно, при учете многих других факторов, включая физическое расстояние до птицы, размер матрицы в мегапикселях. Матрицы большего размера имеют более крупные пиксели, которые улавливают больше света. Как следствие — уровень помех и шумов — дефектов фотографии — заметно снижается. 

Если вы увлекаетесь макро-съемкой, то выбирайте макрообъективы (на них так и написано: macro) которые  могут снимать только вблизи. Нередко такие объективы будут с фиксированным фокусным расстоянием («фиксы»), так как это позволяет добиться высокой светосилы. 

Для съемки дикой природы потребуется длиннофокусный со значениями от 200mm и больше. Следует учитывать, что чем больше фокус, тем более громоздкая конструкция будет у объектива. 

Так, если портретный штатный объектив 50mm достаточно легкий — несколько десятков граммов и его длина составляет 3,5 сантиметров, то «телевик» значением 600mm в разложенном состоянии составит в длину около 30 сантиметров и будет весить около килограмма. В таком случае обойтись без особого штатива, —  монопода — который будет поддерживать тяжелый объектив, не получится. 

Кстати, неотъемлемым элементом для большинства объективов является бленда — особая насадка-козырек. Она устанавливается спереди объектива и защищает от попадания прямых солнечных лучей. Еще бленда позволяет уберечь стекла от образования царапин и повышает шансы на то, что объектив не разобьется при падении с небольшой высоты. Так что, покупая объектив, сразу подумайте, требуется ли докупить к нему дополнительные девайсы. 

какой объектив выбрать

Выводы

Качество объектива напрямую влияет на то, какие снимки вы получите в результате.  «Стекла» с наилучшими значениями параметров — светосилы, фокусного расстояния, — стоят недешево. Учитывая большое разнообразие объективов, кажется, что найти идеальный по соотношению цена/качество будет сложно. На самом деле, есть несколько правил, которые помогут подыскать компромиссный вариант.

Так как качество фотографии в первую очередь зависит от количества света, попадающего на матрицу, лучше приобрести один хороший объектив с высокой светосилой, скажем, 50mm f/1.8, чем купить один универсальный на 18–250mm и светосилой f/3.5–6.3/ Он, конечно, пригодится для повседневной съемки, но добиться профессионального качества фотографий на нем вряд ли получится.

В то же время, если вы впервые держите в руках профессиональный или полупрофессиональный фотоаппарат, нет смысла раскошеливаться на объективы, которые иногда стоят в два–три раза дороже, чем сама камера. Чтобы научиться выставлять все параметры вручную, понять, как выстраивать кадр, вполне сгодится недорогой китовый объектив. 

Перед покупкой объектива обязательно изучите все характеристики камеры, иначе вы можете приобрести «стекло», которое не подходит вашей модели. К счастью, в интернете в свободном доступе и на форумах, где собираются эксперты, достаточно подробной информации. Она же будет указана в руководстве пользователя. Это полезная книжка, с помощью которой можно научиться снимать не хуже, чем профи. Главное — постоянно практиковаться!


Вся информация о ценах и партнерах актуальна на момент публикации статьи. Действующие магазины-партнеры Халвы.

Карта «Халва» 
с бесплатным обслуживанием
До 24 месяцев рассрочки без процентов
  • До 15% на остаток собственных средств
  • До 10% кешбэк с подпиской «Халва.Десятка»
  • Более 250 000 магазинов-партнёров
  • Снятие наличных в рассрочку
Заказать карту бесплатно

Хотите узнать, что действительно волнует авторов и редакторов Халва Медиа?

Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Подписаться
Похожие статьи