31.01.2022
4618
1513
В статье рассказывается:
Достопримечательности Вероны окутаны романтикой и любовью, несмотря на то, что город несколько веков был лакомым кусочком для династий, желающих им править. Каждый из правителей оставил свой след в истории небольшого итальянского городка. Большую роль в судьбе Вероны сыграли и посещавшие ее знаменитости.
Именно этот город Шекспир сделал домом Ромео и Джульетты. Сегодня можно посетить здания, где жили возлюбленные, и даже гробницу, в которой, по преданию, молодые приняли яд и покончили с собой. Помимо этого есть и другие старинные достопримечательности Вероны, которые стоит посетить. Список самых популярных представлен ниже в статье.
В Венеции туристов привлекают уникальные каналы и мосты, в Риме можно с головой погрузиться в античную историю. А что интересного в Вероне, помимо того, что именно в этом городе разворачиваются события знаменитой трагедии Вильяма Шекспира? Поверьте, здесь немало мест, которые стоит увидеть своими глазами.
Благодатный климат Средиземноморья поспособствовал освоению этих территорий задолго до начала нашей эры. Древние люди издавна устраивали поселения на реке Адидже, но настоящая история Вероны ведет отсчет с 89 года до нашей эры, когда эта местность стала одной из многочисленных колоний могущественной Римской империи.
Фото: Shutterstock
Расположение города объясняло его использование в качестве защитной крепости: здесь не раз отражались атаки варваров, пытавшихся проникнуть на благодатные земли Апеннинского полуострова с севера. Чтобы противостоять нападениям готов и других племен, римляне укрепили Верону, выстроив монументальные здания и стены.
Город постоянно находился в центре событий: был захвачен готами, перешел в руки византийцев, а затем стал добычей лангобардов, чье правление завершилось в 774 году после победы Карла Великого.
Великий завоеватель Наполеон взял город в 1796 году, но уже спустя год был заключен Кампоформийский мир, и Верона стала принадлежать Австрии. В 1801 году было подписано соглашение в Люневиле, которым город разделили по реке Адидже на две части: австрийскую и французскую. В 1805 году Верона была возвращена Франции, но в 1815 Венский конгресс снова передал ее Австрии, и такое положение сохранялось вплоть до 1866 года, когда область Венеция была окончательно захвачена Италией.
История Вероны насыщена событиями, город много раз переходил из рук в руки. Каждый этап ее богатого прошлого нашел отражение во внешнем облике. И сегодня туристы со всего мира могут наблюдать отголоски разных эпох и стилей в находящихся здесь уникальных зданиях, сооружениях и парках.
В северной части города, у подножия холма Сан Пьетро, находится выстроенная в 16 веке роскошная вилла. Владели поместьем разные люди, но сегодня оно известно по имени последних хозяев – семьи Франческатти. Архитектурный памятник мог быть утрачен, если бы не вмешательство властей Вероны. В 1978 году здание было отреставрировано, а уникальный сад площадью более пяти тысяч квадратных метров приведен в порядок. Здесь собраны редкие деревья и кустарники, выстроены оранжереи, еще в 1 веке нашей эры устроены террасы.
Здание выстроено в 14 веке, сочетает черты готического и романского стилей. Стена с характерными зубцами скрывает внутренний дворик с арочной галереей. Особняк создавался для семьи Ногарола, в период правления делла Скала был конфискован, но затем возвращен настоящим владельцам. В 15 веке комплекс построек был продан с разделением между несколькими хозяевами. Считается, что именно здесь жил герой трагедии Шекспира юный Ромео, поэтому поток туристов, желающих своими глазами увидеть это место, не иссякает. Попасть внутрь ограды нельзя, приходится довольствоваться видом с улицы.
Фото: Shutterstock
На высоком берегу реки Адидже, известном как холм Святого Петра, находится одноименная крепость. Поскольку это место находится на возвышении, с него открывается прекрасный вид на окрестности. Этим объясняется выбор холма в качестве площадки для возведения здесь в 15 веке укрепленного замка, который во времена Венецианской республики использовался как резиденция военного коменданта. Ранее на этом месте был храм Святого Петра, впоследствии разрушенный.
Несмотря на долгое запустение, крепость неплохо сохранилась, и по завершении реставрационных работ в ней планируется открыть музей. Внутрь пока попасть нельзя, но туристов привлекает площадь перед замком, откуда можно полюбоваться панорамой Вероны. На склонах холма разбит парк, прекрасно подходящий для прогулок.
Фото: Shutterstock
Раньше для удобства туристов действовал фуникулер, но он давно заброшен и сам уже стал музейным экспонатом. Оценить грандиозный масштаб замкового комплекса можно с противоположного берега реки, в районе моста Понте Пьетра.
Династия Скалигеров, которая правила Вероной в 13–14 веках, оставила в наследство городу этот памятник архитектуры, строительство которого завершилось к 1376 году. В сооружении, представляющем собой образец фортификации Средних веков, находилась резиденция могущественного клана.
Фундаментом для замка Скалигеров послужило основание древнеримского форта. Рядом расположен мост через реку Адидже, по которому обитатели резиденции могли скрыться от восставших жителей Вероны на северном берегу. Именно такой сценарий был реализован в 1387 году, когда Скалигеры были вынуждены бежать в родной Тироль, спасаясь от разгневанных горожан.
Великий драматург сделал Верону местом действия своей знаменитой трагедии. Выдуманная история любви зовет почитателей Шекспира побывать в городе, где якобы жили его герои. Муниципальные власти охотно поддерживают легенду, поэтому отвели роль дома Джульетты одному из старинных зданий, которых немало на улицах Вероны. В 13 веке оно было возведено для семьи Даль Каппелло, над входом во внутренний дворик и сейчас можно увидеть герб этого рода в форме шляпы. В свое время в этом доме размещались гостиница и постоялый двор, а к 1907 году он сильно обветшал и был выставлен на продажу. Купил это здание муниципалитет, чтобы создать в нем тематический музей.
Фото: Shutterstock
В 1936 году началась реставрация, призванная преобразить этот уголок Вероны и придать ему налет романтичности. Был сооружен балкон, на котором Джульетта выслушивала признания Ромео. В 1972 году во дворике появилась бронзовая статуя героини пьесы, и все поклонники считают своим долгом прикоснуться к ее груди, чтобы обрести счастье в любви. Это одна из главных достопримечательностей Вероны и Италии в целом для романтиков со всего мира.
Еще одним местом притяжения для людей, свято верящих в описанную Шекспиром трагическую историю, является монастырь капуцинов Сан-Франческо Аль Корсо. Именно здесь находится саркофаг из красного мрамора, датируемый 13–14 веками. Интерес к нему как к месту упокоения Джульетты был вызван упоминаниями в литературных источниках: в новелле Луиджи де Порто, в романе Жермены де Сталь «Коринна, или Италия» и в «Очерках об Италии» Чарльза Диккенса.
Фото: Shutterstock
В 1910 году недалеко от портика с саркофагом был установлен бюст Шекспира. В 1936 году вышел в свет знаменитый фильм Дж. Кьюкора, после чего гробницу поместили в крипту церкви, чтобы создать подобие склепа. Это место паломничества всех влюбленных, которые клянутся друг другу в верности, заключив брак в этом храме.
Богатые семьи Вероны стремились обзавестись высокими домами, чтобы подчеркнуть свою значимость и обеспечить собственную безопасность. В 1172 году к возведению такой 37-метровой башни-крепости рядом с площадью Эрбе приступил Бозено ди Ламберто. Через несколько десятков лет она стала частью выстроенного вокруг нее общественного здания – Дома коммуны.
В 1295 году на вершину башню Ламберти поместили два колокола, которые стали задавать ритм городской жизни. После удара молнии, повредившего колокольню, было принято решение надстроить башню и заменить колокола. К 1463 году высота достигла 84 метров и стала венчаться восьмиугольной капителью.
Фото: Shutterstock
На смотровую площадку башни Ламберти ведут 368 ступеней, но желающих насладиться панорамой Вероны это не останавливает, тем более, что на высоту 243 ступеней можно доехать на лифте.
Обретением этого памятника античной культуры жители Вероны обязаны своему земляку Андреа Монга. Коммерсант, приобретя участок на холме Святого Петра, случайно обнаружил, что под толстым слоем земли скрываются каменные ступени. Более ста лет продолжались масштабные археологические раскопки, в результате которых увидел свет амфитеатр, выстроенный римлянами в конце 1 века нашей эры. Сегодня он используется по прямому назначению: летом здесь играют спектакли по пьесам Шекспира и Карла Гольдони.
Фото: Shutterstock
В 1923 году в недействующем монастыре Сан Джероламо неподалеку от Римского театра был открыт музей археологии. Экспонатами стали древнеримские мозаики, античные статуи, стеклянные сосуды, поступившие в качестве пожертвований из частных собраний. На территории музея можно посетить церковь Святого Иеронима 1508 года, расписанную фресками Карото, и увидеть триптих работы неизвестного мастера из Вероны, на котором изображены Мадонна и святые.
Фото: Shutterstock
Примечательно, что многие экспонаты, относящиеся к быту древних римлян, были найдены в ходе продолжительных раскопок амфитеатра.
Если Римский театр был сооружен на склоне холма, то Арена ди Верона представляет собой отдельно стоящее сооружение, типичное для архитектуры Древнего Рима. Этот амфитеатр (четвертый по величине среди находящихся на территории современной Италии) был построен в 30-х годах нашей эры для гладиаторских боев и цирковых представлений.
Фото: Shutterstock
Находится Арена ди Верона на Пьяцца Бра – главной площади города. Летом здесь почти ежедневно проходят оперные спектакли, которыми одновременно могут наслаждаться 15 тысяч зрителей. Уникальная акустика сооружения делает его местом, где стремятся блеснуть мировые звезды оперного искусства. В 2012 году два вечера подряд на Арена ди Верона со своими хитами выступал любимец итальянцев Адриано Челентано.
В середине 20 века архитектором Пеллегрино было отреставрировано палаццо Эмилеи-Форти, возведенное двумя столетиями ранее. В нем в 1982 году была открыта галерея современного искусства.
Фото: Shutterstock
Почитатели шедевров, созданных в период с конца 19 века по настоящее время, могут ознакомиться почти с полутора тысячами экспонатов. Начиная с 2014 года собрание картин размещается в палаццо делла Регионе, недалеко от башни Ламберти.
Строительством дворца для именитого семейства Бевилаква на бульваре Кавур в 16 веке руководил архитектор Микеле Санмикели. Это не единственный палаццо с таким именем, второй находится в исторической части Вероны и менее известен. Здание на Corso Cavour примечательно тем, что при его проектировании Санмикели использовал приемы, которые впоследствии нашли применение во многих образцах европейской архитектуры. Это рустованные стены, окна в виде античных арок, колонны с бюстами воинов.
Один из владельцев дворца, граф Марко Бевилаква, коллекционировал предметы искусства. На протяжении многих лет они выставлялись в палаццо, но затем разошлись по частным собраниям и музеям. Последняя хозяйка дворца из рода Бевилаква подарила здание Вероне. Сейчас в нем находится Технологический институт.
Фото: Shutterstock
Это дворец, который Микеле Санмикели проектировал для еще одного знатного семейства – Левеццола. Здание в 1579 году приобрели представители рода Помпеи, а в 1833 подарили его городу. Высокие арочные окна, дорические колонны и отделка первого этажа грубым камнем делают строение типичным образцом ренессансной архитектуры.
Муниципалитет занялся реставрацией палаццо, возведенного в середине 16 века, чтобы затем открыть в нем самый крупный в Европе Музей природоведения.
Здание построено в первой половине 19 века и носит имя архитектора Джузеппе Барбьери. В это время Верона принадлежала Австрии, дворец использовался как место размещения командования войск Габсбургов. С 1874 года в палаццо располагались различные учреждения, а сегодня здесь находится муниципалитет.
Фото: Shutterstock
Неоклассический стиль дворца подчеркнут коринфскими колоннами, а оценить все его великолепие можно, посетив внутренние залы. Стены украшают фрески и картины, в том числе огромный холст работы Феличе Брусасорци, датированный 16 веком.
На восточной окраине города раскинулся на холмах дворцово-парковый комплекс, носящий имя семейства Джусти из Тосканы, переселившегося в Верону в 15 веке. Возведение дворца и работы по созданию сада, который признан одной из жемчужин европейского паркового искусства, началось в конце 16 века.
Фото: Shutterstock
Парк потрясает воображение туриста благодаря размаху фантазии неизвестного архитектора, который спроектировал множество террас и бельведеров. Правильные геометрические формы аллей и клумб, устремляющиеся ввысь кипарисы, лабиринты из кустарника, фонтан с фигурами дельфинов, античные статуи – все это создает неповторимый облик знаменитого сада Джусти.
В 15 веке на Пьяцца делле Эрбе был возведен дворец по заказу семьи Маффеи. Фасад выполнен в стиле барокко, первый этаж украшают пять арочных сводов, внутри которых прячутся окна с балкончиками. Третий этаж надстроен в 1668 году, на балюстраде крыши появились статуи римских божеств. Одна из них, изображающая Геркулеса, раньше стояла в античном храме, располагавшемся на этом месте.
Фото: Shutterstock
«Врата ристалищ» были возведены по проекту Санмикели в середине 16 века, заказчиком выступала Венецианская республика. Это сооружение являлось частью городского оборонительного укрепления, а сегодня служит свидетельством древней истории и достопримечательностью Вероны.
Фото: Shutterstock
Архитектурной изюминкой ворот считается оформление двух фасадов в различных стилях. Сторона, обращенная к городу, имеет облицовку рустовым камнем и одну арку, а фасад, выходящий на дорогу, представляет собой классическую арочную галерею.
Спроектированы тем же автором – Микеле Санмикели, также выполняли оборонительную функцию. Венецианские гербы, украшавшие фасады, были удалены во время нашествия Наполеона. Габсбурги в 19 веке провели собственную реставрацию, определившую современный облик сооружения.
Фото: Shutterstock
В первоначальном виде до нас дошла центральная часть ворот, над которыми возвышается голова Юпитера. Одноименная улица ведет от этого сооружения к Пьяцца Бра – центральной площади Вероны.
Военная застава, защищавшая город с юга, была возведена в 1 веке нашей эры. Сохранился только фасад здания, скорее всего служившего казармой. Нынешнее название ворота получили в Средневековье от латинского слова «бурсарии» – «пошлина». За проход в город солдаты взимали своеобразную дань. Первый ярус образуют два арочных проема, еще два уровня представляют собой череду шести проемов, обрамленных полуколоннами с коринфскими капителями.
Фото: Shutterstock
«Львиные ворота» названы так по фигурам животных, украшавших гробницу, которая располагалась неподалеку от этой части античных оборонительных сооружений, возведенных в 1 веке нашей эры. Сохранилась лишь правая половина внутреннего фасада, отделанного белым камнем.
Арочный каменный мост через реку Адидже соорудили в конце 1 века до нашей эры. Его длина около 100 метров, ширина – 4 метра. На правом берегу мост упирается в сторожевую башню.
Фото: Shutterstock
Этому сооружению, простоявшему несколько веков, сильно досталось от отступающих немецких войск. Понте Пьетро был взорван, а в ходе восстановления в 1959 году со дна реки удалось достать не все фрагменты. Недостающие детали заменили красным кирпичом. Сегодня это единственный мост в Вероне, в котором сохранились подлинные части времен античности.
Был задуман как часть замка Кастальвеккьо – резиденции рода делла Скала и возведен в 1355 году. Главной функцией этого моста было обеспечение возможности отхода из замка в случае восстания горожан.
Фото: Shutterstock
Первоначальный облик сохранялся до конца 18 века, пока солдаты французской армии не разрушили башню на левом берегу Адидже. В 1945 году мост был взорван, но сразу после войны его восстановили, используя фрагменты, собранные на дне реки.
Возведенная во второй половине 1 века нашей эры, в Средние века арка служила воротами в городской стене. Названа по фамилии знатного семейства Гавиа. Для удобства французской армии Наполеона в 1805 году сооружение было разобрано, но в 1932 году арку полностью восстановили.
Фото: Shutterstock
Представители рода делла Скала удостоились сооружения надгробий в готическом стиле. У входа в церковь Санта Мария Антика стоит копия арки Канграде I (оригинал сооружения хранится в музее Кастельвеккьо). Арку Мастино II начали возводить, когда правитель был еще жив. Арка Кансиньорио имеет витые колонны, грани надгробия украшены барельефами и скульптурами, а статуя самого Кансиньорио венчает сооружение.
Фото: Shutterstock
Монахи-бенедиктинцы возвели это здание в 7–8 веках, когда этой территорией правили остготы и лангобарды. Изначально церковь задумывалась как романская базилика, но в ходе более поздних реконструкций обрела готические черты. Руку к этому сооружению приложил и знаменитый Санмикели, который в конце 16 века придал фасаду классический вид, добавив три портала из белого мрамора.
Фото: Shutterstock
Внутри церковь украшают фрески работы Джольфино и Карото. Колокольню спроектировал Фра Джованни да Верона, он же вырезал из дерева хоры и кресла для ризницы.
Выстроена в конце 12 века на месте более раннего сооружения, разрушенного землетрясением 1117 года. В Средние века служила дворовой капеллой Скалигеров. Аскетичный вид внутри и снаружи, отсутствие изобилия декоративных элементов – вот характерные черты этой старой веронской церкви.
Строительство этой крупнейшей в Вероне церкви, принадлежащей ордену доминиканцев, началось в 1290 году и продолжалось почти 150 лет. Находится базилика в наиболее древней части города, рядом с Понте Пьетра.
Снаружи сооружение выглядит строго, но внутренние интерьеры отличаются роскошью. Пол украшен мозаикой работы Пьетро да Порлецца из мрамора трех цветов. Дюжина мраморных колонн поддерживают свод с растительным орнаментом. На центральной колонне можно увидеть барельефы святых – Доминика, Петра Веронского и Томаса.
Фото: Shutterstock
К строительству этого храма в романском стиле приступили во второй половине 12 века, освящение состоялось в 1187 году. Входной портал с портиком, на котором изображены крылатые грифоны, остался от первоначального облика. В 15 веке собор расширили, придав зданию позднеготические черты. В 17 веке были добавлены элементы фасада в стиле барокко. Росписью внутренних стен храма занимались Джольфино, Тициан и Либерале да Верона.
Возведением этой церкви увековечено место погребения Зинона Веронийского, первого епископа, умершего в конце 4 века. Здание было построено во второй половине 10 века, а после землетрясения 1117 года его восстановили спустя 20 лет.
Фото: Shutterstock
Для строительства использовался местный вулканический туф, декорированы стены барельефами работы Бриолото. Готический портал на месте входа в храм создан мастером Николо в 12 веке. Для украшения портика выбрали скульптуры Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. Возраст отдельных бронзовых панно на воротах базилики превышает 900 лет.
Храм построен на месте, где были обезглавлены христиане Ферм и Рустик. Основан в 8 веке, но в 11–12 веках бенедиктинцы соорудили комплекс из двух зданий в романском стиле – верхней и нижней церкви. В 1350 году верхняя часть была перестроена францисканцами, поэтому приобрела готические черты.
Фото: Shutterstock
Фрески 14 века в верхней церкви и более древние в нижней производят потрясающее впечатление, позволяя погрузиться в атмосферу раннего Средневековья.
Главное украшение этой камерной площади – памятник Данте Алигьери. Великий поэт жил в Вероне после изгнания из Флоренции, монумент был установлен к 600-летию со дня его рождения, в 1865 году.
Фото: Shutterstock
В античности на этом месте располагался форум, а своим названием эта площадь обязана торговцам фруктами и зеленью (erbe – «трава»). Центральный элемент пространства – фонтан Мадонны ди Верона, для которого была использована римская статуя. Окружающие площадь здания уникальны, причем каждое по-своему, ведь они относятся к разным эпохам и стилям.
Фото: Shutterstock
Площадь представляет собой большое пространство, на котором сосредоточено множество административных учреждений и коммерческих объектов: ресторанов, магазинов. Центр Пьяцца Бра занят сквером с соснами и кедрами, где расположены памятник итальянским партизанам, статуя первого короля Италии Эммануила II и фонтан Альп.
Фото: Shutterstock
На площадь выходят фасады Палаццо Барбьери, в котором расположен муниципалитет, и Палаццо делла Гран Гуардия. Римский тетра и церковь Сан Николь аль Арена, ворота Портони делла Бра, башня Торре Пентагона – здесь действительно есть что посмотреть.
За пределами города тоже найдется немало интересных для туристов мест.
Любителям вина понравится поездка на одну из вилл. Из местных сортов винограда Корвина, Рондинелла и Молинара изготавливают отличные красные вина. Удивительные по красоте пейзажи, чистейший воздух, экскурсии на виноградники и дегустации произведений виноделов – что еще надо для запоминающегося отдыха?
Фото: Shutterstock
Главный город носит такое же название и знаменит тем, что там родился древнеримский поэт Вергилий, а также как место правления семейства Гонзага с 1328 по 1707 год.
Дворец дожей впечатляет масштабом и внутренним убранством. Сегодня это место хранения ценнейших коллекций живописи, античных скульптур, гобеленов.
Внимания туристов заслуживают такие значимые сооружения, как замок Святого Георгия и Палаццо дель Те. К гастрономическим достопримечательностям Мантуи относятся сыры Грана Падано и Пармиджано Риджано, а также местные сорта салями.
Самый большой пресноводный водоем в Италии находится у подножья Альп. Все берега озера плотно застроены небольшими городками, где есть все необходимое для туристов: архитектурные памятники, заповедники и ботанические сады, театры и музеи, пляжные зоны и семейные ресторанчики.
Фото: Shutterstock
На восточном берегу озера находится третий по популярности парк развлечений в Европе. К услугам гостей более 30 аттракционов, магазины, кафе, отели. День, проведенный в Гардаленде, запомнится надолго, особенно детям.
Читайте также