![](https://halvamedia.sovcombank.ru/medialibrary/afb/ixvpqt6yykeqa50jtjpj1voo4um4hz6p-1694098276cJBxf.jpg)
Москва
Подписывайтесь на анонсы:
TelegramОтпуск на пляже уже не интересен многим россиянам: они исследуют отдаленные места в экстремальных условиях, изучают ближнее зарубежье и заброшенные города и поселки в РФ. Сделали подборку забытых городов-призраков для любителей путешествий с огоньком.
Заброшенные города России — памятники тяжелым, но неизбежным переменам, которые произошли из-за непредвиденных событий, стихийных бедствий, промышленных аварий, массовых трагедий и экономического спада. Некоторые города и поселки и вовсе были построены в местах, мало приспособленных для жизни людей.
Российские города и поселки приходили в запустение после остановки предприятий: люди уезжали в другие регионы ради стабильного заработка.
Население сокращалось, молодежь отрекалась от принципа «где родился — там и пригодился» и уезжала в крупные города, а стены зданий покрывались мхом.
Теперь такие населенные пункты привлекают туристов, интересующихся историей страны, руинами индустриальной архитектуры и экстремальным отдыхом в непредсказуемых условиях.
Рассчитать деньги на поездку в подобное место довольно сложно: туристу нужно потратить 60–80 тыс. рублей на одежду и мелкое снаряжение, найти единомышленников, оплатить участие в группе туристов-экстремалов, заплатить за авиабилеты в среднем 30 000 рублей (точная стоимость зависит от маршрута).
Дополнительно заложим деньги на продукты и питание в придорожных кафе. По приблизительным расчетам — около 40 000 на 7–10 дней (если большую часть потратить в заведениях общественного питания). Кроме того, нужно учесть неопределенную сумму на оплату транспорта, чтобы добраться до мест, отрезанных от «большой земли».
Поселок в Магаданской области неподалеку от трассы «Колыма» и в 700 километрах от Магадана. Строительство вокруг Аркагалинского месторождения угля началось 80 лет назад. Шахты и дома для горняков возводили заключенные ГУЛага по распоряжению властей.
Три волны строительства шахтерского поселка оставили след в местной топонимике. Поселение состояло из Старого, Нового и Новейшего Кадыкчана.
Подробное свидетельство о том, какой ценой был построен Кадыкчан, оставил в «Колымских рассказах» Варлам Шаламов. Он отбывал срок в Магаданской области и был одним из тысяч заключенных, которые строили город — и одним из немногих выживших.
Шахты обеспечивали углем Аркагалинскую ГРЭС, которая отапливала почти всю Магаданскую область. Но к началу 1990-х, когда запустили Колымскую гидроэлектростанцию, уголь оказался не нужен. Почти все мощности станции были остановлены, работы в Кадыкчане стало меньше. Одну из шахт забросили.
В 1996 году в одной из шахт произошел взрыв: по официальным данным, погибли шесть человек. Происшествие стало формальным поводом расселить и без того малолюдный поселок.
Через пять лет после трагедии Кадыкчан отключили от электрических сетей, окна и двери большинства строений заколотили досками и залили бетоном, а шахты перевели в нерабочий режим, но несколько сотен жителей не захотели уезжать.
Кадыкчан полностью опустел только к 2010 году. Но существует легенда, что еще в начале 2020-х туристы-экстремалы изредка встречали в поселке местных жителей, решивших остаться здесь, вдали от цивилизации.
В 2020 году художники из Якутии расписали граффити стены домов на центральной улице, изобразив местных жителей, занятых своими делами. Говорят, что ночью это выглядит пугающе.
Сегодня магаданский городок — точка на карте с заброшенными зданиями, привлекающая поклонников индустриального туризма.
Труднодоступное и малоизвестное село в Вологодской области, история которого началась в XIII веке. Когда-то Чаронда была оживленным торговым городом, частью Онежского торгового пути. Расцвета город достиг в XVII веке, но уже спустя столетие потерял свою ценность — торговый путь пошел по реке Сухоне с выходом на Северную Двину и к Архангельску.
Постепенно жизнь в Чаронде затухала. К середине 1930-х в селе жили чуть более 600 человек. К нулевым годам дома опустели, последний житель скончался в 2015-м. Впрочем, летом в нескольких домах до сих пор живут дачники.
Территория окружена болотами, и сегодня добраться до Чаронды можно только на лодке по озеру Воже или зимой на снегоходах.
Экстремалов привлекает труднодоступность и пострадавшие от времени каменные здания, а также полуразрушенная церковь Иоанна Златоуста, где сохранились остатки древних росписей.
Еще одно древнее поселение, от которого до наших дней сохранились только развалины, и те большую часть времени находятся под водой Рыбинского водохранилища.
Молога возникла в XII веке и развивалась как торговый городок. В отличие от соседей, местные жители нечасто уходили на сезонные работы в города — работы, а значит, и доходов, хватало и на месте.
К середине XIX века Молога стала тихим уездным городом, который, впрочем, заметно оживлялся во время судоходного сезона. Прибыль приносили и проходящие суда, и сезонная торговля.
Революцию Молога перенесла относительно спокойно, но в 1931 году на верхней Волге началась подготовка к строительству ГЭС.
В 1935 году СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли фатальное для города решение: развернуть строительство Рыбинского и Угличского гидроузлов. В этом же году рядом с Рыбинском создали трудовой лагерь ВолгоЛаг с 20 тысячами заключенных, которые должны были в каторжных условиях работать на стройке.
В конце октября 1936 года горожанам объявили, что им придется сняться с насиженных мест и уехать. Молога оказалась среди поселков и деревень, которые должны были исчезнуть под водой Рыбинского водохранилища. Переселение длилось с 1937 по 1941 год. Здания опустели, часть построек перенесли, а высокие церкви разрушили подрывники.
Молога навсегда ушла под воду в 1946 году. По одной из версий, в момент затопления в городе оставались 294 человека. Впрочем, в достоверности этих сообщений краеведы и историки не уверены.
Туристы едут за 120 км от Ярославля ради вида на выступающие из-под воды церковные купола. Но фактически от Мологи не осталось ничего — небольшой островок на открытой воде, добраться до которого можно на катере.
Когда водохранилище сильно мелеет, виднеющихся останков Мологи становится больше; это случается раз в несколько лет.
Поселок городского типа под Воркутой был основан в 1956 году и с нуля построен руками заключенных. Спустя три года там жили 3500 человек.
Градообразующим предприятием была шахта «Центральная», фундамент которой заложили в 1948 году. Вторая шахта — «Промышленная». Обе стали первыми в округе, где работали вольнонаемные шахтеры, а не только заключенные.
К 1977 году население выросло до 15 000 человек. Однако к концу советской эпохи поселок, как и многие подобные ему, начал приходить в упадок: ресторан, магазины и даже аптека закрылись. Денег на ремонт школы и дома культуры не было.
Массовый отток населения завершился после несчастного случая на «Центральной» шахте в начале 1998 года, когда взрыв унес жизни 27 горняков.
Оставшиеся предприятия закрыли, поселок расформировали и оставили разрушаться. Люди разъехались, и к 2010 году здесь уже никто не жил.
С миром город-призрак связан автомобильным мостом, но передвижение по нему очень опасно.
Поселок на Чукотке решили строить после открытия советских геологов, увидевших в 1937 году перспективы добычи и обработки найденных здесь залежей молибдена, олова и вольфрама. Первые фундаменты появились на территории будущего Иультина в 1953 году.
Строительство домов, дорог и мостов посреди вечной мерзлоты велось силами заключенных ЧукотстройЛага — в частности, 200-километровая автодорога Эгвекинот — Иультин с десятками мостов.
В 1959 году началось возведение Иультинского горно-обогатительного комбината. Поселок жил за счет его работы до середины 90-х годов. К 1989 году население Иультина, который стал центром одноименного района, составляло более 5 тысяч человек. Здесь были не только школа и детсад, но даже аэропорт.
1990-е годы поставили точку на истории города. В 1994 году ГОК закрылся, добыча руды прекратилась, а люди разъехались. Последние жители покинули поселок в начале нулевых.
Сохранились здания школы, комбината, жилых домов, магазинов и ангаров. Они и теперь в неплохом состоянии.
Иультин оторван от мира и труднодоступен. Но некоторые экстремалы, рискуя жизнью, все же добираются до памятника советской эпохе индустриализации.
Относительно крупный поселок нефтяников в северо-западной части Сахалина прожил короткую жизнь — от начала строительства в середине 1960-х до разрушительного землетрясения в мае 1995 года.
Строительство началось по инициативе управления «Востокнефти». За несколько лет в поселке возвели жилые дома, школу, четыре детсада, дом культуры.
Катастрофа случилась в ночь на 28 мая 1995 года. Произошло землетрясение: все 17 построенных в поселке пятиэтажек сложились как карточные домики. Люди не успевали покинуть разрушающиеся здания.
Годы спустя специалисты Геофизической службы РАН констатировали, что основная причина массовой гибели людей — низкое качество строительства. Сэкономили на планировке и фундаментах.
В 2020 году опубликовали уточненные данные о жертвах: 2096 человек погибли, 37 пропали без вести. Еще 720 пострадали.
Восстановление Нефтегорска признали нерентабельным. Сейчас там никто не живет — эвакуированных расселили в том же 1995 году. В центре поселка воздвигли мемориальный комплекс с именами погибших. Также в заброшенном поселении есть огромное кладбище, где похоронены жители поселка.
Имеет еще два названия: Финвал или Петропавловск-Камчатский-54. Засекреченный поселок основали военные в 1960 году на берегу Бечевинской бухты на Камчатке.
Предполагалось, что Финвал станет стратегическим объектом с базой подводных лодок для отражения возможной атаки на Петропавловск-Камчатский, который находится в 80 км отсюда.
Всего раз в неделю к поселку прибывало судно с продуктами и вещами из краевого центра, и иногда, в экстренных случаях, прилетал вертолет. Наземным транспортом добраться сюда было невозможно.
К середине 90-х стало ясно, что Финвал Министерству обороны больше не нужен. В 1996 году подлодки были перебазированы в поселок Завойко, гарнизон расформирован, а около 2 тыс. жителей вывезли в течение нескольких дней.
При переезде людям разрешили взять на борт лишь самое необходимое. Поэтому в заброшенных домах до сих пор остаются книги и вещи, которые жителям пришлось оставить. Приезжающие могут увидеть пустующие здания детсада, больницы, несколько жилых домов, торпедный бункер, овощехранилище и бомбоубежище.
На противоположном берегу небольшой бухты есть другой брошенный поселок — Шипунский.
В Финвал стекаются экстремальные туристы со всей страны. Добраться до бухты можно на катере, снегоходе или вертолетом. Однако полет обойдется в 70–150 тыс. рублей.
Можно сэкономить на дороге, объединившись не только с туристами, желающими осмотреть заброшенные гарнизоны, но и с любителями глубоководной рыбалки. Карта «Халва» скрасит отпуск и позволит разбить траты на части.
Поселок военных летчиков и строителей находился неподалеку от аэропорта Норильска.
Изначально, в 60-х годах, он создавался как место дислокации аэродромно-строительного полка. Военнослужащие были заняты на строительстве аэродрома, а позднее выстроили пятиэтажные дома для летчиков военной авиации. А вот новенькие девятиэтажки так и не были заселены.
Алыкель задумывался как отправная точка для строителей, которым Минобороны СССР поручило кроме аэропорта и воинских частей разместить инфраструктуру до островов Северного Ледовитого океана.
В поселке был дом офицеров, клуб, школа, котельная, магазины, баня, гостиница и так далее.
Но в начале 90-х строительство остановилось; часть и поселок расформировали, а военных отправили в другие города России. От Алыкеля остались заброшенные здания и действующий аэродром. Многоэтажки за сопками можно увидеть по дороге в Норильск из аэропорта в Дудинке.
Полностью заброшенными считаются всего несколько городов и поселков: Нефтегорск, Молога, Кадыкчан, Хальмер-Ю.
С уходом людей населенные пункты становятся опасными: туда приходят дикие животные, здания разрушаются. Чтобы избежать трагических последствий, подумайте, стоит ли действительно отправляться за острыми ощущениями? На всякий случай перед поездкой воспользуйтесь страховкой «Защита путешественника».
Зародился после выхода фильма Андрея Тарковского «Сталкер». Горожане загорелись идеей посещать заброшенные промышленные здания и многоэтажки — ради таинственной атмосферы и эффектных фотографий.
К началу 2000-х мода сошла на нет и о посещениях заброшенных городов задумывались единицы — туристы, желающие изучить отдаленные уголки России и увидеть то, что скрыто от взоров большинства.
Однако со временем интерес к поездкам по отдаленным и разрушающимся населенным пунктам снова возрос. Сейчас экстремалы и любители индустриальных исследований собирают туристические группы, приглашают на экскурсии и рассказывают ошеломляющие истории о судьбах людей, деревень и городов.
Подобные путешествия небезопасны и подойдут не каждому. Турист должен физически подготовиться, повысить выносливость. Перед поездками на заброшенные территории нужно освоить основы выживания и продумать действия в экстренных ситуациях.
Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи.
Действующие магазины-партнеры Халвы
Хотите узнать, что действительно волнует авторов и редакторов Халва Медиа?
Подписывайтесь на наш телеграм-канал