
Платёжный стикер Sovcom PAY
Полностью заменяет карту «Халва»
Индустриальный туризм: заброшенные города России
Отпуск на пляже уже не интересен многим россиянам: они исследуют отдаленные места в экстремальных условиях, изучают ближнее зарубежье и заброшенные города и поселки в РФ. Сделали подборку забытых городов-призраков для любителей путешествий с огоньком.
В статье рассказывается:
- Как появляются города-призраки
- Кадыкчан
- Чаронда
- Молога
- Промышленный
- Иультин
- Нефтегорск
- Бечевинка
- Алыкель
- Индустриальный туризм в России
Заброшенные города России — памятники тяжелым, но неизбежным переменам, которые произошли из-за непредвиденных событий, стихийных бедствий, промышленных аварий, массовых трагедий и экономического спада. Некоторые города и поселки и вовсе были построены в местах, мало приспособленных для жизни людей.
Как появляются города-призраки
Российские города и поселки приходили в запустение после остановки предприятий: люди уезжали в другие регионы ради стабильного заработка.
Население сокращалось, молодежь отрекалась от принципа «где родился — там и пригодился» и уезжала в крупные города, а стены зданий покрывались мхом.
Теперь такие населенные пункты привлекают туристов, интересующихся историей страны, руинами индустриальной архитектуры и экстремальным отдыхом в непредсказуемых условиях.
Рассчитать деньги на поездку в подобное место довольно сложно: туристу нужно потратить 60–80 тыс. рублей на одежду и мелкое снаряжение, найти единомышленников, оплатить участие в группе туристов-экстремалов, заплатить за авиабилеты в среднем 30 000 рублей (точная стоимость зависит от маршрута).
Дополнительно заложим деньги на продукты и питание в придорожных кафе. По приблизительным расчетам — около 40 000 на 7–10 дней (если большую часть потратить в заведениях общественного питания). Кроме того, нужно учесть неопределенную сумму на оплату транспорта, чтобы добраться до мест, отрезанных от «большой земли».
Кадыкчан
Поселок в Магаданской области неподалеку от трассы «Колыма» и в 700 километрах от Магадана. Строительство вокруг Аркагалинского месторождения угля началось 80 лет назад. Шахты и дома для горняков возводили заключенные ГУЛага по распоряжению властей.
Три волны строительства шахтерского поселка оставили след в местной топонимике. Поселение состояло из Старого, Нового и Новейшего Кадыкчана.
Подробное свидетельство о том, какой ценой был построен Кадыкчан, оставил в «Колымских рассказах» Варлам Шаламов. Он отбывал срок в Магаданской области и был одним из тысяч заключенных, которые строили город — и одним из немногих выживших.
Шахты обеспечивали углем Аркагалинскую ГРЭС, которая отапливала почти всю Магаданскую область. Но к началу 1990-х, когда запустили Колымскую гидроэлектростанцию, уголь оказался не нужен. Почти все мощности станции были остановлены, работы в Кадыкчане стало меньше. Одну из шахт забросили.
В 1996 году в одной из шахт произошел взрыв: по официальным данным, погибли шесть человек. Происшествие стало формальным поводом расселить и без того малолюдный поселок.
Через пять лет после трагедии Кадыкчан отключили от электрических сетей, окна и двери большинства строений заколотили досками и залили бетоном, а шахты перевели в нерабочий режим, но несколько сотен жителей не захотели уезжать.
Кадыкчан полностью опустел только к 2010 году. Но существует легенда, что еще в начале 2020-х туристы-экстремалы изредка встречали в поселке местных жителей, решивших остаться здесь, вдали от цивилизации.
В 2020 году художники из Якутии расписали граффити стены домов на центральной улице, изобразив местных жителей, занятых своими делами. Говорят, что ночью это выглядит пугающе.
Сегодня магаданский городок — точка на карте с заброшенными зданиями, привлекающая поклонников индустриального туризма.
Чаронда
Труднодоступное и малоизвестное село в Вологодской области, история которого началась в XIII веке. Когда-то Чаронда была оживленным торговым городом, частью Онежского торгового пути. Расцвета город достиг в XVII веке, но уже спустя столетие потерял свою ценность — торговый путь пошел по реке Сухоне с выходом на Северную Двину и к Архангельску.
Постепенно жизнь в Чаронде затухала. К середине 1930-х в селе жили чуть более 600 человек. К нулевым годам дома опустели, последний житель скончался в 2015-м. Впрочем, летом в нескольких домах до сих пор живут дачники.
Территория окружена болотами, и сегодня добраться до Чаронды можно только на лодке по озеру Воже или зимой на снегоходах.
Экстремалов привлекает труднодоступность и пострадавшие от времени каменные здания, а также полуразрушенная церковь Иоанна Златоуста, где сохранились остатки древних росписей.
Молога
Еще одно древнее поселение, от которого до наших дней сохранились только развалины, и те большую часть времени находятся под водой Рыбинского водохранилища.
Молога возникла в XII веке и развивалась как торговый городок. В отличие от соседей, местные жители нечасто уходили на сезонные работы в города — работы, а значит, и доходов, хватало и на месте.
К середине XIX века Молога стала тихим уездным городом, который, впрочем, заметно оживлялся во время судоходного сезона. Прибыль приносили и проходящие суда, и сезонная торговля.
Революцию Молога перенесла относительно спокойно, но в 1931 году на верхней Волге началась подготовка к строительству ГЭС.
В 1935 году СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли фатальное для города решение: развернуть строительство Рыбинского и Угличского гидроузлов. В этом же году рядом с Рыбинском создали трудовой лагерь ВолгоЛаг с 20 тысячами заключенных, которые должны были в каторжных условиях работать на стройке.
В конце октября 1936 года горожанам объявили, что им придется сняться с насиженных мест и уехать. Молога оказалась среди поселков и деревень, которые должны были исчезнуть под водой Рыбинского водохранилища. Переселение длилось с 1937 по 1941 год. Здания опустели, часть построек перенесли, а высокие церкви разрушили подрывники.
Молога навсегда ушла под воду в 1946 году. По одной из версий, в момент затопления в городе оставались 294 человека. Впрочем, в достоверности этих сообщений краеведы и историки не уверены.
Туристы едут за 120 км от Ярославля ради вида на выступающие из-под воды церковные купола. Но фактически от Мологи не осталось ничего — небольшой островок на открытой воде, добраться до которого можно на катере.
Когда водохранилище сильно мелеет, виднеющихся останков Мологи становится больше; это случается раз в несколько лет.
Промышленный
Поселок городского типа под Воркутой был основан в 1956 году и с нуля построен руками заключенных. Спустя три года там жили 3500 человек.
Градообразующим предприятием была шахта «Центральная», фундамент которой заложили в 1948 году. Вторая шахта — «Промышленная». Обе стали первыми в округе, где работали вольнонаемные шахтеры, а не только заключенные.
К 1977 году население выросло до 15 000 человек. Однако к концу советской эпохи поселок, как и многие подобные ему, начал приходить в упадок: ресторан, магазины и даже аптека закрылись. Денег на ремонт школы и дома культуры не было.
Массовый отток населения завершился после несчастного случая на «Центральной» шахте в начале 1998 года, когда взрыв унес жизни 27 горняков.
Оставшиеся предприятия закрыли, поселок расформировали и оставили разрушаться. Люди разъехались, и к 2010 году здесь уже никто не жил.
С миром город-призрак связан автомобильным мостом, но передвижение по нему очень опасно.
Иультин
Поселок на Чукотке решили строить после открытия советских геологов, увидевших в 1937 году перспективы добычи и обработки найденных здесь залежей молибдена, олова и вольфрама. Первые фундаменты появились на территории будущего Иультина в 1953 году.
Строительство домов, дорог и мостов посреди вечной мерзлоты велось силами заключенных ЧукотстройЛага — в частности, 200-километровая автодорога Эгвекинот — Иультин с десятками мостов.
В 1959 году началось возведение Иультинского горно-обогатительного комбината. Поселок жил за счет его работы до середины 90-х годов. К 1989 году население Иультина, который стал центром одноименного района, составляло более 5 тысяч человек. Здесь были не только школа и детсад, но даже аэропорт.
1990-е годы поставили точку на истории города. В 1994 году ГОК закрылся, добыча руды прекратилась, а люди разъехались. Последние жители покинули поселок в начале нулевых.
Сохранились здания школы, комбината, жилых домов, магазинов и ангаров. Они и теперь в неплохом состоянии.
Иультин оторван от мира и труднодоступен. Но некоторые экстремалы, рискуя жизнью, все же добираются до памятника советской эпохе индустриализации.
Нефтегорск
Относительно крупный поселок нефтяников в северо-западной части Сахалина прожил короткую жизнь — от начала строительства в середине 1960-х до разрушительного землетрясения в мае 1995 года.
Строительство началось по инициативе управления «Востокнефти». За несколько лет в поселке возвели жилые дома, школу, четыре детсада, дом культуры.
Катастрофа случилась в ночь на 28 мая 1995 года. Произошло землетрясение: все 17 построенных в поселке пятиэтажек сложились как карточные домики. Люди не успевали покинуть разрушающиеся здания.
Годы спустя специалисты Геофизической службы РАН констатировали, что основная причина массовой гибели людей — низкое качество строительства. Сэкономили на планировке и фундаментах.
В 2020 году опубликовали уточненные данные о жертвах: 2096 человек погибли, 37 пропали без вести. Еще 720 пострадали.
Восстановление Нефтегорска признали нерентабельным. Сейчас там никто не живет — эвакуированных расселили в том же 1995 году. В центре поселка воздвигли мемориальный комплекс с именами погибших. Также в заброшенном поселении есть огромное кладбище, где похоронены жители поселка.
Бечевинка
Имеет еще два названия: Финвал или Петропавловск-Камчатский-54. Засекреченный поселок основали военные в 1960 году на берегу Бечевинской бухты на Камчатке.
Предполагалось, что Финвал станет стратегическим объектом с базой подводных лодок для отражения возможной атаки на Петропавловск-Камчатский, который находится в 80 км отсюда.
Всего раз в неделю к поселку прибывало судно с продуктами и вещами из краевого центра, и иногда, в экстренных случаях, прилетал вертолет. Наземным транспортом добраться сюда было невозможно.
К середине 90-х стало ясно, что Финвал Министерству обороны больше не нужен. В 1996 году подлодки были перебазированы в поселок Завойко, гарнизон расформирован, а около 2 тыс. жителей вывезли в течение нескольких дней.
При переезде людям разрешили взять на борт лишь самое необходимое. Поэтому в заброшенных домах до сих пор остаются книги и вещи, которые жителям пришлось оставить. Приезжающие могут увидеть пустующие здания детсада, больницы, несколько жилых домов, торпедный бункер, овощехранилище и бомбоубежище.
На противоположном берегу небольшой бухты есть другой брошенный поселок — Шипунский.
В Финвал стекаются экстремальные туристы со всей страны. Добраться до бухты можно на катере, снегоходе или вертолетом. Однако полет обойдется в 70–150 тыс. рублей.
Можно сэкономить на дороге, объединившись не только с туристами, желающими осмотреть заброшенные гарнизоны, но и с любителями глубоководной рыбалки. Карта «Халва» скрасит отпуск и позволит разбить траты на части.
Алыкель
Поселок военных летчиков и строителей находился неподалеку от аэропорта Норильска.
Изначально, в 60-х годах, он создавался как место дислокации аэродромно-строительного полка. Военнослужащие были заняты на строительстве аэродрома, а позднее выстроили пятиэтажные дома для летчиков военной авиации. А вот новенькие девятиэтажки так и не были заселены.
Алыкель задумывался как отправная точка для строителей, которым Минобороны СССР поручило кроме аэропорта и воинских частей разместить инфраструктуру до островов Северного Ледовитого океана.
В поселке был дом офицеров, клуб, школа, котельная, магазины, баня, гостиница и так далее.
Но в начале 90-х строительство остановилось; часть и поселок расформировали, а военных отправили в другие города России. От Алыкеля остались заброшенные здания и действующий аэродром. Многоэтажки за сопками можно увидеть по дороге в Норильск из аэропорта в Дудинке.
Вымершие города
Полностью заброшенными считаются всего несколько городов и поселков: Нефтегорск, Молога, Кадыкчан, Хальмер-Ю.
С уходом людей населенные пункты становятся опасными: туда приходят дикие животные, здания разрушаются. Чтобы избежать трагических последствий, подумайте, стоит ли действительно отправляться за острыми ощущениями? На всякий случай перед поездкой воспользуйтесь страховкой «Защита путешественника».
Индустриальный туризм в России
Зародился после выхода фильма Андрея Тарковского «Сталкер». Горожане загорелись идеей посещать заброшенные промышленные здания и многоэтажки — ради таинственной атмосферы и эффектных фотографий.
К началу 2000-х мода сошла на нет и о посещениях заброшенных городов задумывались единицы — туристы, желающие изучить отдаленные уголки России и увидеть то, что скрыто от взоров большинства.
Однако со временем интерес к поездкам по отдаленным и разрушающимся населенным пунктам снова возрос. Сейчас экстремалы и любители индустриальных исследований собирают туристические группы, приглашают на экскурсии и рассказывают ошеломляющие истории о судьбах людей, деревень и городов.
Подобные путешествия небезопасны и подойдут не каждому. Турист должен физически подготовиться, повысить выносливость. Перед поездками на заброшенные территории нужно освоить основы выживания и продумать действия в экстренных ситуациях.
Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи.
Действующие магазины-партнеры Халвы
Узнавайте о новых статьях
Актуальные и самые интересные статьи будут приходить на вашу электронную почту
Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк».
Похожие статьи




