04.10.2021
3227
1418
В этой статье:
Проблемы с вылетом не являются большой редкостью, и желание пассажира получить компенсацию за задержку рейса вполне оправданно. Однако довольно часто компании отказывают в этом, а суды встают на их сторону. Дело в том, что не каждая причина задержки является основанием для компенсации, и это нужно учитывать. Впрочем, получить деньги все-таки возможно.
Не менее важно знать и то, на что пассажир имеет право в случае проволочек с вылетом. В нашей статье мы расскажем, когда можно получить компенсацию за задержку, на какую сумму можно рассчитывать и что делать, чтобы обезопасить себя от финансовых потерь в такой ситуации.
На руках у пассажиров есть посадочные талоны, по- простому – билеты, именно их наличие крепко связывает обязательствами авиакомпанию и ее сотрудников с пассажирами-покупателями, а значит заботы о перемещении пассажиров из точки А в точку Б и вопросы о возврате или переносе билетов лягут на авиакомпанию. Паниковать из-за какой-либо непредвиденности не нужно, достаточно выполнить следующие действия:
Фото: Shutterstock
Вы имеете право потребовать компенсацию за задержку рейса, если из-за него вы понесли убытки, нужно лишь обязательно сохранить чеки и прочую документацию. Также, не стоит брать ваучеры или ставить подпись на документах (соглашениях) от представителей авиакомпании – это лишит вас возможности компенсировать траты.
Законы диктуют нам следующее: российские, европейские и азиатские авиакомпании готовы к компенсации за задержанные рейсы, за их отмену или овербукинг, в то время, как американские авиакомпании компенсируют только последнюю ситуацию.
Если происходят ситуации, которые авиакомпания не могла предугадать, то компенсация, чаще всего, не выплачивается. Но то, что именно такая причина помешала авиакомпании вовремя совершить полет, она должна сперва доказать, в противном случае – обязана будет выплатить компенсацию, организовать комфорт пассажиров во время задержки или вернуть деньги в полном объеме тем, кто не хочет ждать.
Мы перечислим обстоятельства, которые могут называться непредвиденными:
Неисправность воздушного судна не является непредвиденным обстоятельством (если, конечно, поломку не вызвало стихийное бедствие), поэтому, по такому случаю, вы можете получить денежную компенсацию.
Вопрос о забастовках достаточно щепетилен, потому как эта ситуация в различных странах по-разному воспринимается, и, если в Голландии забастовка сотрудников – вина авиакомпании, то в Англии – это то самое непредвиденное обстоятельство, за которую вам, с большей вероятностью, не вернут средства.
Один из актуальных вопросов: к какому обстоятельству относится ситуация с короновирусом?
В данном случае государство предопределило судьбу перелета, ради того, чтобы еще большего распространения вируса не произошло по миру, расписание рейсов претерпело изменения. Компенсацию вы не получите, однако, вернуть полную стоимость, потраченную на покупку билета, или обменять билет на другой рейс вы можете.
Моральный ущерб оценивается из расчета: 3% в час от полной цены билета за опоздание. Нехитрые математические вычисления гласят, что за 3 часа вы получите 9% от полной суммы, если билет стоил 5 тысяч рублей, то это всего лишь 450 рублей.
Также, предусматривается штраф, ценой в 25% от МРОТ (минимального размера оплаты труда — 11 тысяч 280 рублей в 2019 году) за каждый час задержки. Эти 25% умножаются на кол-во часов задержки. И даже тогда размер штрафа не должен достигать более половины суммы, которую вы отдали за билет.
Евросоюз предъявляет при задержке полета серьезные претензии авиакомпаниям, так, если самолет задерживается более, чем на 3 часа, то пассажиры должны получить от авиакомпании еду, напитки, телефонную связь с родственниками. Компенсация тоже серьезнее: 250€ если перелет до полутора тысяч километров, 400€ если в полете от полутора до 3 с половиной тысяч километров, 600€ если более 3 тысяч 500 километров. При задержке на 4 часа и больше – пассажиры получают по 600€ вне зависимости от километража перелета.
Конечно, тут тоже есть свои «подводные камни», которые дают возможность авиаперевозчикам избежать штрафа, к примеру, таким обстоятельством являются плохие погодные условия.
Очень важно осознание того, что данные правила рассчитаны и на рейсы от европейских авиакомпаний, и на любые другие, если вылетать или прилетать на территорию Европейского Союза.
Обеспечение связи с близкими людьми или коллегами (2 звонка по телефону, или 2 электронных письма или факса), получение чистой питьевой воды, доступ в комнату матери и ребенка (если малыш не достиг школьного возраста).
Все вышеперечисленное и обеспечение горячим питанием за счет авиакомпании. Если задержка долгая, то питание должно предоставляться каждые 6 часов в дневное время и каждые 8 часов в ночное время.
Все вышеперечисленное и размещение в отеле + трансфер от и до аэропорта, все за счет авиакомпании.
Фото: Shutterstock
Бывают случаи, когда работники просто не могут разместить в 20-30 имеющихся номерах около сотни людей, тогда преимущество расселения отдается более уязвимой категории граждан (детям, пожилым людям, беременным женщинам), другие вынуждены снимать жилье на свои средства, которые позже компания должна возместить.
Возможно всякое, так, одна европейская авиакомпания имеет условие: если рейс задерживается более, чем на 5 часов, то они возвращают денежные средства за билет, включая компенсацию, а также предоставляют все услуги, что мы описали выше.
Кроме вопроса о том, как получить компенсацию за задержку рейса, людей волнует также то, возможна ли в принципе страховка от такой неприятной ситуации? Ведь компенсации нужно еще добиться, а страхование, по идее, должно ускорить данный процесс, ведь тут уже в дело вступает страхования компания, она выполняет возврат средств.
Бывалые туристы знают, что довольно часто задержки вылета происходят, когда билеты куплены у небольших авиакомпаний и за небольшие деньги. При приобретении обязательно читайте отзывы об авиакомпании, удостоверьтесь, что они ответственные и честные, тогда доверяйте им свой полет.
Страховые полисы – очень удобная вещь, они действительно полезны в некоторых ситуациях, стоимость не такая большая, а при неприятной ситуации позволит существенно сэкономить деньги и время.
Если у человека имеется нужда регулярно совершать перелеты, то можно связать себя договором с одной страховой фирмой, которая будет обеспечивать его постоянной страховкой. Это дает гарантию безопасности и жизни, и денежных средств, и временного ресурса.
Мало надежды на компенсацию при каких-либо непредвиденных обстоятельствах, повлекших задержку рейса. Хотим осветить дело под номером 2-188 от 2017 года, когда пассажир требовал от авиакомпании «Сибирь» 32 тысячи рублей (сюда входили и ущерб, и компенсация морального труда, и штраф). В его арсенале были претензии по задержке рейса на срок, более чем 9 часов, что повлекло его опоздание на другой рейс, с помощью которого он должен был оказаться на отдыхе.
В отеле он оказался только в конце следующего дня, потерял один из семи запланированных дней отдыха. Авиакомпания сослалась на плохую погоду, как на причину задержки. Районный суд в Нижнем Новгороде признал, что отмена из-за погоды является непредвиденным обстоятельством, которые авиакомпания была не в силах преодолеть, а значит она не должна нести ответственность. Пассажир остался не удовлетворен, и даже апелляция была не на его стороне.
Фото: Shutterstock
Опытные люди ведут разговоры о том, что очень часто авиакомпания выставляет причиной задержки неисправность самолета, предоставляя подтверждающие документы, мол, именно поэтому произошла задержка вылета. Однако, является ли это справедливым? Ведь они могли попросту не оказывать воздушному борту своевременный нужный уход, должный ремонт, в конце концов. Поэтому мы советуем всем и каждому тщательно изучить доказательства и даже не брезговать привлечением экспертов по данным вопросам.
Был и другой случай, когда пассажир опоздал на рейс до французского города Бордо, поскольку в родном Омске задержали рейс до Москвы (откуда и был рейс во Францию). Конечно, он был вынужден приобрести другие билеты. Его иск был направлен компании «Уральские Авиалинии» (убытки, причинение морального вреда, штраф и неустойка).
Авиакомпания уверяла, что ситуация была непредвиденная, так как воздушный борт требовал снижения уровня гидрожидкости после предыдущего полета. Судья не принял во внимание данный факт, так как представители компании не смогли доказать, что данная проблема могла угрожать жизнях людей на борту. Итогом было взыскание в пользу пассажира 84 тысячи рублей, сюда входила и стоимость новых билетов (дело № 2-391/2020, решение вступило в силу).
Подобная ситуация произошла и в Татарстане (дело номер 33-6809/2015). Авиакомпания вновь не доказала, что самолет был неисправен в той мере, чтобы угрожать здоровью и жизни всех, кто пребывал бы на борту. А суд в Саратове (дело номер 33-8479/2015) и вовсе решил, что технические сбои в самолетах не относятся к форс-мажорным обстоятельствам.
Стоять на своем в вопросе судебных разбирательств не просто, поскольку не всегда можно быть уверенным в своем успехе. Нужно обладать достаточными сведениями, знаниями, опытом, чтобы грамотно составить претензию, оформить все документы, если потребуется – сделать качественный перевод документации на иностранный язык. Если говорить о разбирательствах в европейских судах, то там процессы идут годами, кроме того, судебная тяжба может быть весьма затратной. Гораздо разумнее воспользоваться услугами посредников, которые стоят на защите прав пассажиров, например Compensair или Airhelp.
Читайте также