Халва МедиаОформить карту

Меню

Мобильное меню навигации

Анна Субботина
от Анна Субботина
Время чтения11 минут Количество просмотров108 Опубликовано21 октября

В каких городах России есть метро: рекорды, факты, байки о подземке

Метро — не просто удобный транспорт. Под землей скрываются жемчужины архитектуры, а о тоннелях рассказывают легенды. Собрали яркие факты о «подземке» в российских городах.

Метро в России есть не только в Москве и Петербурге. Источник: Unsplash

Нельзя просто так взять и построить метрополитен. Для этого город должен быть миллионником и получить одобрение и финансирование Москвы. Если получит — обзаведется быстрым транспортом без пробок и новой достопримечательностью.

В каких городах России есть метро

Подземка есть в семи городах России: Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Казани, Самаре, Москве и Санкт-Петербурге. Не каждая поражает роскошью и размахом, но у всех интересная история.

Самое восточное: Новосибирск

Новосибирское метро — первое и пока единственное в Сибири. Оно работает в суровых условиях: среднегодовая температура порой опускается ниже нуля.

  • линий — две;

  • общая длина путей — 16 км;

  • станций — тринадцать;

  • максимальная глубина — 16 метров («Сибирская»);

  • работает — с 5:45 до полуночи;

  • стоимость проезда — 35 рублей.

Каждый день под землю спускается 230 тысяч пассажиров. Новосибирск — третий по населению город России, метрополитеном здесь пользуются активно.

В ближайшие годы список, в каких городах России есть метро, обещает пополнить Красноярск. После этого новосибирский метрополитен перестанет быть самым восточным. Но у него останутся другие неофициальные титулы.

Самое тихое

Большинство станций — в центре. Метро запустили в 1986 году, когда город стремительно рос, и многие станции оказались на месте новой застройки. Переносить их было некуда, поэтому вход в метро часто расположен в обычных жилых домах. Но поездов почти не слышно: инженеры установили на путях особые резиновые уплотнители, которые гасят шум и вибрацию.

Проложить двухкилометровый тоннель в граните — слишком дорогое и сложное инженерное решение, поэтому поезда пересекают Обь по мосту. Источник: Unsplash

Самый длинный метромост

Прежде чем разработать проект, инженеры изучали московский опыт. Однако им пришлось решать уникальную задачу — построить метромост через реку Обь.

Новосибирский метромост — самый длинный в мире. Его длина — 2 км 145 м, из них 896 м проходят над водой. Высота — 25 м.

Сначала хотели вести тоннель под рекой, но прорубать гранитную породу было слишком трудно и дорого. Многое в проекте делали с нуля — никто в мире не строил настолько длинных метромостов. Строительство заняло пять лет.

Из-за сурового климата летом метромост на 50 см длиннее, чем зимой. Колебания длины компенсирует специальный роликовый механизм.

Красивые станции: «Заельцовская», «Гагаринская», «Речной вокзал».

Самое загадочное: Нижний Новгород

Среди городов России, где есть метро, Нижний Новгород, пожалуй, боролся за «подземку» дольше всех: не хватало финансирования. Как и в Новосибирске, здесь есть метромост через реку Оку и две линии, которых растущему городу катастрофически не хватает.

  • линий — две;

  • общая длина путей — 22 км;

  • станций — пятнадцать;

  • максимальная глубина — 20 метров («Горьковская»)

  • работает — с 5:15 до 0:10;

  • стоимость проезда — 40 рублей.

Два берега

В нулевые нижегородцы почти не пользовались «подземкой», так как все станции находились на одном берегу. Чтобы попасть в другую часть города, пересаживались на наземный транспорт.

Когда построили мост, метро снова стало популярным. Правда, в исторической части города только одна станция «Горьковская».

Легенды

Кто бывал в Нижнем, наверняка слышали жуткую историю о том, как в 1984 году на станции «Московская» рухнула стена, похоронив двух студентов из стройотряда. С тех пор впечатлительные люди видят на станции призрака в каске.

Недалеко от «Московской» есть станция-призрак. Проезжая в сторону «Стрелки», видно, как тоннель расширяется. Но строить там не будут: из-за близости реки станцию может затопить.

Когда строили «Заречную», нашли 250-килограммовую фугасную бомбу времен Великой Отечественной. К счастью, обошлось без трагедии — саперы увезли страшную находку на полигон и обезвредили.

Красивые станции: «Московская», «Комсомольская», «Заречная», «Ленинская», «Парк Культуры».

Самое короткое: Самара

Самарское метро можно пройти пешком за два-три часа. Его протяженность — чуть меньше 12 км. Поезд проезжает между конечными станциями за 22 минуты.

На «подземку» в Самаре долго не давали денег: город небольшой, а финансов всегда мало. Но в России положено строить метро в городах-миллионниках, и получить одобрение Москвы в конце концов удалось.

Станции неглубокие. Эскалаторы есть на четырех, одна надземная.

  • линий — одна;

  • общая длина путей — 12 км;

  • станций — десять;

  • максимальная глубина — 18 метров («Гагаринская»);

  • работает — с 6:00 до полуночи;

  • стоимость проезда — 35 рублей.

В планах построить вторую линию, а затем третью с метромостом через реку Самару. Вторую линию сейчас проектируют, там будет четыре станции.

Вдохновляет на творчество

Подземка легко обрастает легендами, но самарской особенно повезло. Она вдохновила писателя Сергея Палия на роман «Безымянка». Это книга об одноименной станции в антураже постапокалипсиса. Книга вышла в серии «Метро 2033».

В том же 2011 году в Самаре сняли фильм-катастрофу «Метро». По сюжету действие происходит в столице: в тоннеле прорываются воды Москвы-реки, герои пытаются спастись, попутно решая любовную драму.

Самарское метро вдохновляет на творчество. Источник: Unsplash

Космическая столица

В Самаре выпускают космические аппараты и восстанавливаются после полетов космонавты. Потому жители гордятся таким статусом города.

В Самаре проходил реабилитацию Юрий Гагарин. Об этом напоминает станция метро «Гагаринская». Колонны сделаны в форме хвоста ракеты, а темно-синяя мозаика изображает небо.

Другие красивые станции: «Алабинская», «Победа», «Российская».

Самое маленькое: Екатеринбург

Екатеринбургское метро может поспорить с самарским за звание самого маленького. Оно почти на километр длиннее, но станций меньше.

  • линий — одна;

  • общая длина путей — 13 км;

  • станций — девять;

  • максимальная глубина — 42 метра («Уральская»);

  • работает — с 6:00 до полуночи;

  • стоимость проезда — 33 рубля

Метро для Уралмаша

Проект метрополитена в Москве защищал Борис Ельцин — в 1980-х он был первым секретарем Свердловского обкома. Выбор маршрута от площади 1905 года до Уралмаша объяснили просто: чтобы работники быстрее и с удобством возвращались с первомайских демонстраций.

Уралмаш был мощным предприятием, где выпускали экскаваторы, сталеплавильное оборудование и другую тяжелую технику, жизненно важную для промышленности. Вокруг завода быстро вырос район, и неудивительно, что именно оттуда вели первую и единственную ветку.

Пятилетка в четыре года

Метро начали строить в восьмидесятые, когда хватало денег и материалов. Подвели соцобязательства: чтобы перевыполнить план, решили строить несколько станций одновременно. Стройка забуксовала — было мало рабочих.

Метро открыли только в 1990 году. На тот момент оно было самым молодым в России. В планах были новые станции и вторая ветка. Теперь хватало рабочих рук, но не денег, и стройка снова встала. Многие планы не удалось воплотить до сих пор.

Станция-призрак

Станция «Бажовская» должна была находиться рядом с домом-музеем писателя. Ради нее подвинули трамвайные пути и снесли бизнес-центр, но стройку заморозили. Сейчас станция почти готова, но выходы на поверхность не построят, пока не сдадут другие участки — то есть еще долго.

Столица русского рока

Футуристичные зеркальные колонны на станции «Проспект Космонавтов» символизируют корпуса ракет. Их проектировал Вячеслав Бутусов — выпускник Свердловского архитектурного института. В то время он уже пел в рок-группе «Наутилус Помпилиус», которая вскоре стала одной из известнейших в СССР и визитной карточкой свердловского рока.

Красивые станции: «Проспект Космонавтов», «Геологическая», «Машиностроительная», «Уралмаш».

Самое молодое: Казань

Казанский метрополитен открыли в 2005 году, в тысячелетний юбилей города. Сегодня трудно представить столицу Татарстана без метро. Единственная линия связывает исторический центр с окраинами, облегчая жизнь жителям и туристам.

  • линий — одна;

  • общая длина путей — 17 км;

  • станций — одиннадцать;

  • максимальная глубина — 17,5 метра («Дубравная»);

  • работает — с 6:00 до полуночи;

  • стоимость проезда — 42 рубля.

Тоннели на раскопках

В центре Казани где ни копни — везде культурный слой. Тоннели прокладывали, сверяясь со старинными картами. Без находок не обошлось: щит упирался то в бревенчатую стену древнего сруба, то в кирпичную кладку.

Национальные мотивы в казанском метро. Источник: личный архив Анны Субботиной

Самое интернациональное

В казанской «подземке» объявления делают на трех языках: татарском, русском и английском. Информирование на английском здесь запустили раньше всех в России. Для сравнения, петербургское метро «заговорило» для иностранцев только в 2011 году, московское — в 2017.

Станции в Казани неглубокие. На двух из них («Кремлевская» и «Северный вокзал») — естественное освещение, это уникальное решение для подземных вестибюлей.

Красивые станции: «Кремлевская», «Авиастроительная», «Площадь Тукая».

«Площадь Тукая» названа в честь татарского поэта Габдуллы Тукая. Панно на стенах — иллюстрации к его произведениям. Источник: личный архив Анны Субботиной

Самое глубокое: Санкт-Петербург

Жители северной столицы уверены: их метро самое красивое. Но полированным гранитом и классической архитектурой может похвастаться любое российское метро. А вот соперничать с петербургским по глубине — нет.

  • линий — пять;

  • общая длина путей — 125 км;

  • станций — 72;

  • максимальная глубина — 86 метров («Адмиралтейская»);

  • работает — с 5:30 до 0:30, летом и в праздники круглосуточно;

  • стоимость проезда — 70 рублей.

61 из 72 станций в Петербурге — глубокого заложения, 50–60 м от поверхности земли. Это связано с вязкими болотистыми грунтами и множеством рек: в центре города тоннели проходят под Невой, ее рукавами и притоками.

ФОТО метро спб 1  Описание=На «Адмиралтейской» два эскалатора: 15 и 69 метров. Источник: личный архив Анны Субботиной

Станция-призрак

«Адмиралтейская» — самая глубокая станция метро в России. Она же — одна из самых долго строящихся. От закладки до открытия прошло 14 лет (с 1997 по 2011).

«Адмиралтейская» расположена ближе всего к Дворцовой площади, историческому центру города.

Самое северное

Метро Петербурга — самое северное в России. А до открытия метрополитена в Хельсинки (Финляндия) было самым северным в мире.

Еще одна визитная карточка петербургского метро — станции закрытого типа, где пути отделены от платформы раздвижными дверями. Первая в мире закрытая станция — «Парк Победы». Строить их быстрее и дешевле, чем открытые.

Есть у Петербурга и антирекорды. «Проспект Ветеранов» регулярно получает звание самой загруженной в России, споря с московской «Выхино». А летом 2024 в Петербурге был самый дорогой проезд — 70 рублей: дороже, чем в Москве, и в два раза больше, чем в среднем по стране.

Не гранитом единым: в Петербурге есть вестибюли, стилизованные под цеха, выложенные мозаикой и даже имитирующие чешуйчатый доспех. Источник: личный архив Анны Субботиной

Красивые станции: «Автово», «Кировский завод», «Адмиралтейская», «Спортивная», «Маяковская».

В российских городах метро — памятник архитектуры. Оно не зря притягивает туристов. Не упустите случай привезти домой фото подземных достопримечательностей и пару жетонов в качестве сувениров.

Чтобы ни в чем себе не отказывать, возьмите в путешествие карту «Халва». Платите в рассрочку или получайте приятный кешбэк по всей стране.

Открывайте города и страны с Халвой

Путешествовать дикарем или купить готовый тур — что бы вы ни выбрали, выгоднее с Халвой. Платите частями без процентов и переплат — копите впечатления

Узнать больше

Самое старое и большое: Москва

Москва стала первым городом в России, где появилось метро. Не удивительно — столица. Прокладывать тоннели начали еще до Великой Отечественной, как и в Петербурге. Но там не успели — в блокаду было не до того. А в столице новые станции открывались даже в годы войны.

Сначала работали кирками и лопатами. Рабочим-метростроевцам помогали простые жители на массовых субботниках. Потом заказали проходческий щит.

  • линий — пятнадцать;

  • общая длина путей — 466 км;

  • станций: 268;

  • максимальная глубина — 73 метров («Парк Победы»);

  • работает — с 5:30 до 1:00;

  • стоимость проезда — 76 рублей.

Во время войны, когда враг подходил к городу, все метро хотели взорвать. Но закрытые станции вызвали панику, жители решили, что столицу сдают, и приказ отменили.

Интересные станции

Москва бьет сразу несколько рекордов. Здесь есть станции:

  • с самой маленькой глубиной заложения — 5 метров («Печатники»);

  • с самой узкой платформой — 4 метра («Волгоградский проспект»);

  • самая долгостроящаяся — 40 лет («Спартак», но 30+ лет стройки она значилась как «Волоколамская»). Ее успели засыпать землей, спустя десятилетия откопали и достроили;

  • самая длинная — 284 метра («Воробьевы горы»).

Раньше здесь была и самая короткая линия — Каховская. На ней было всего три станции, длина — 3,3 км. Сейчас это участок самой большой кольцевой линии метро в мире (БКЛ) — 57,5 км.

Неформально линией метрополитена считается и МЦК — городская электричка. Маршрут запустили по кольцевой Московской железной дороге. Источник: Unsplash

Вокруг московского метрополитена много легенд о секретных тоннелях и бункерах. «Метро-2» — недосягаемая мечта сталкеров и любителей индустриального туризма со всей России.

Информацию о бункере не подтвердили, а построить втайне тоннель реально. Так восстановили «Арбатскую» и «Смоленскую» после войны: проложили тоннель под разрушенным. Когда станции открыли, москвичи удивились, ведь о строительстве никто не знал. Есть теория, что на самом деле это была часть секретной линии метро для советских партийных лидеров.

Интересно, что потом разрушенный участок восстановили на прежней глубине. Теперь в столице две «Арбатских» и «Смоленских» на разных линиях, но перехода между ними нет.

Старые станции отделаны гранитом и мрамором. Источник: Unsplash

Красивые станции: «Авиамоторная», «Арбатская», «Достоевская», «Комсомольская», «Новослободская», «Киевская».

В будущем список городов, где в России есть метро, могут пополнить Красноярск и Челябинск. Ждут «подземки» жители Перми, Омска, Краснодара, Ростова-на-Дону, но там все работы заморожены.

Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи. 
Действующие магазины-партнеры Халвы

Хотите узнать, что действительно волнует авторов и редакторов Халва Медиа?

Подписывайтесь на наш телеграм-канал

tgПодписаться
Похожие статьи