Находка для блогера: самые фотогеничные двери парадных Петербурга
Открываем Петербург с новой стороны. Нет, мы не полезем на крыши и не пойдем на экскурсию по закрытым парадным. Вместо этого мы отправимся гулять по городу в поисках старинных дверей с интересной историей. Приготовьте удобную обувь и в путь!
В статье рассказывается:
О том, что во всей России подъезды, а в Петербурге — парадные, не шутит только ленивый. Но, чтобы попасть внутрь любого дома — неважно парадные там или подъезды, — нужно пройти через дверь.
Часто ли вы обращаете внимание на двери? А мы — да. И благодаря этому у нас собралась подборка с адресами, которой мы с радостью поделимся в статье.
Локаций немного. С остановками на фото и на кофе все можно неспешно пройти всего за пару часов. Сразу уточним, что внутрь домов попасть не получится, да и такой задачи в рамках нашей прогулки нет.
Вторая важная ремарка: мы не ориентировались исключительно на красивые двери — таких много среди новоделов. Наша задача — собрать фотогеничные образцы, которые гордо носят звание памятника старины.
Отправляясь в путешествие или просто на прогулку, захватите с собой карту «Халва» от Совкомба нка. Расплачивайтесь ею в магазинах, ресторанах и музеях и получайте кешбэк.
Доходный дом Рот, ул. Пушкинская, 18
Этот дом на Пушкинской улице не раз менял владельца, но всегда оставался доходным. Баронесса Анна Петровна Рот — его первая владелица.
Особняк в эклектичном стиле построили в 1876 году по проекту архитектора Александра Иванова — автора нескольких десятков жилых домов и торговых зданий в Москве и Петербурге.
Источник: личный архив автора
Свойственное эклектике смешение стилей отразилось не только в отделке фасада, но и в оформлении парадных дверей. Тут неоренессанс переплетается с неороманским и русским стилями. Не пугайтесь сложных терминов — сейчас расшифруем.
Неоренессанс — это симметрия и деление целого на части — отсюда четыре прямоугольные секции полотна двери. Скругленные арки — признак неороманского стиля, а завершают композицию миниатюрные колонны в форме кубышек и кокошники вырезанные из дерева, как в традиционной избе, — атрибут «русскости».
Сегодня эти роскошные двери ведут в детский сад. А когда-то на первом этаже дома были малярная и сапожная мастерские, прачечная, посудный магазин и даже библиотека. Наверху располагались меблированные комнаты для сдачи внаем.
Доходный дом Никонова, ул. Колокольная, д. 11
Местные жители называют это здание не иначе как «пряничным домиком». От красочной мозаики, которой обильно украшен фасад, рябит в глазах, но она буквально завораживает — хочется рассматривать и рассматривать каждую деталь. Но мы остановимся только на оформлении парадного входа.
Дом в неорусском стиле построили в 1900 году по проекту архитектора Николая Никонова — он и стал его владельцем. За основу зодчий взял двухэтажный купеческий особняк, который был здесь изначально, и перестроил его в пятиэтажное здание, похожее на сказочный русский терем.
Входную группу обрамляет высокая арка, отделанная керамическими плитками всевозможных цветов — все они гармонично сочетаются. В общую картину вписываются неоштукатуренные кирпичные стены.
Источник: личный архив автора
Кажется, что дверь вот-вот распахнется и выйдет кто-нибудь из героев русских народных сказок — но нет. Сегодня здесь обычный жилой дом с традиционными для Петербурга коммуналками и гостиница.
Еще одна необычная фишка дома Никонова в том, что стены, выходящие во двор, не оштукатурены желтой краской (как в других дворах-колодцах Петербурга) — там открытая кирпичная кладка. И в целом внутренний двор выглядит нарядно — для архитектора было важно, чтобы дом привлекательно выглядел не только снаружи, но и внутри.
Собственный доходный дом Бубыря, ул. Стремянная, д. 11
Этот дом — классика северного модерна. Второго такого здания в Петербурге просто не найти. Его построили в 1907 году архитекторы Николай Васильев и Алексей Бубырь — он позднее выкупил дом для себя. Он жил в самой большой квартире на шестом этаже, а остальные сдавал.
Опустим описание фасада (просто при случае поищите в отделке изображения сказочных рыб, мухоморов, растений, солнца и даже змей) и сразу перейдем к главной теме статьи — убранству парадной двери.
Венчает входную группу массивная треугольная арка из огромных булыжников. По бокам от двери вход охраняют неведомые стражники, вырезанные в камне, — их так и называют в архитектурных справочниках — «непонятные существа». То ли древнеегипетское божество, то ли огромный попугай, то ли нечто, похожее на кита, — что увидите вы?
Источник: личный архив автора
Сама дверь выполнена из дерева теплого светло-коричневого цвета. Центральную часть украшает необычной формы зеркало, в котором отражается улица. На двери традиционно висит объявление жильцов, уставших от нашествия экскурсионных групп, мечтающих проникнуть внутрь, — увы, вход закрыт.
Зато по соседству, на первом этаже, работает уютный ресторанчик — там всегда рады гостям. В 60-е годы прошлого века здесь находилось кафе «Эльф», где тусовались Виктор Цой, Олег Гаркуша и другие звезды ленинградского рок-клуба.
Чуть раньше, в 50-е годы, в этом доме жил Эдуард Хиль. А еще дом Бубыря «снялся» в фильме «Осенний марафон» — правда, не парадная его сторона, а внутренняя — со двора.
Доходный дом Палкина, ул. Рубинштейна, 4
Улица Рубинштейна — рай для любителей вкусно поесть. Количество ресторанов на квадратный метр зашкаливает. Совпадение ли, что именно здесь находится один из домов главных трактирщиков и рестораторов XIX века — династии Палкиных? Семья не жила в этом доме, его построили как доходный, чтобы сдавать квартиры в аренду и получать прибыль.
У Палкиных было несколько трактиров в Петербурге. Самый знаменитый работает и сегодня — ресторан «Палкин» на Невском проспекте. В путеводителях XIX века о нем писали как о роскошном месте с первоклассной кухней и идеальной сервировкой. Те, кто бывал в «Палкине» в наши дни, подтверждают это описание.
Но вернемся на улицу Рубинштейна. Доходный дом Палкина построили в 1904 году по проекту самого модного архитектора того времени, Александра Хренова. Пятиэтажное здание в стиле модерн стало украшением улицы. Первый этаж традиционно отдали под коммерцию. Выше располагались меблированные квартиры арендаторов.
Источник: личный архив автора
Входом в парадно е служит деревянная дверь, которую венчает витраж — он подлинный. Только представьте, этому тюльпану из стекла больше ста лет. Чего он только не повидал на своем веку.
Резные элементы двери с традиционным для модерна растительным орнаментом также сохранились с начала прошлого столетия — настоящая находка для Петербурга, где в 70-е годы XX века под натиском капитальных ремонтов многие памятники старины канули в Лету.
Доходный дом, Соляной пер., д. 14
Трехэтажный особняк в Соляном переулке построили в 1844 году под руководством архитектора Николая Гребенки.
До этого здесь находился небольшой деревянный дом, в котором Александр Сергеевич Пушкин, будучи еще ребенком, жил некоторое время с семьей.
Впоследствии особняк перестроили, о его владельцах и жителях мало что известно. Сегодня это один из памятников архитектуры города. На первом этаже работают кафе и салон красоты.