Екатерина Изотова
от Екатерина Изотова
2 минуты
....
6 октября

Что такое трейд-ин, как он работает и в чем подвох

«Сдай ведровер — получи лендровер!» — вот краткое описание трейд-ин. Но есть нюансы. Не каждый автомобиль возьмут на обмен. Не факт, что цена дилера устроит владельца. Есть и «серые» автосалоны, которые хитрят с документами. Как выгодно сдать машину в трейд-ин?

В статье рассказывается:

какую машину можно сдать по трейд-ин
С трейд-ин у автолюбителя есть шанс приехать в салон на старой машине и уехать на новенькой. Источник: unsplash.com

Трейд-ин — что это такое

Трейд-ин — это, говоря простыми словами, обмен подержанного автомобиля на другую машину, новую или тоже подержанную, с доплатой разницы в стоимости. Цена нового автомобиля для покупателя уменьшается на сумму, в которую оценили его старое авто.

Трейд-ин работает не только с автомобилями, но и с любыми другими видами имущества — например, с недвижимостью, бытовой техникой, гаджетами, даже с мебелью. Однако именно на автомобильном рынке программы трейд-ин используются чаще всего.

Никаких специальных законов, указов или постановлений, регулирующих, как работает трейд-ин, не существует. Все, что касается этой системы, относится к обычным сделкам купли-продажи с некоторыми дополнительными условиями. А вопросы торговли включены в зону ответственности Гражданского кодекса РФ.

Как работает трейд-ин: теория и практика

В теории все просто: автовладелец приезжает в автосалон на своей старенькой «ласточке». Там ее изучают и оценивают; говорят, сколько заплатят. Водитель оставляет авто в салоне, здесь же выбирает себе новую машину, доплачивает разницу — и радостно уезжает домой к жене, детям и любимой теще уже на новом автомобиле. «Ласточку» автосалон будет продавать сам, без участия бывшего владельца.

На практике дела обстоят, конечно же, несколько сложнее.

Начнем с того, что далеко не всякий подержанный автомобиль возьмут в трейд-ин. Некоторые автосалоны берут машины только определенного бренда. У других есть ограничения на возраст машины. К примеру, если автомобилю больше семи лет — его не возьмут.

Есть ограничения по пробегу и периоду, в течение которого машина находится в собственности одного человека (обычно должно быть не менее полугода).

Битую машину после серьезного ДТП или «утопленника» в трейд-ин не возьмут.

Кроме того, автомобиль должен быть «чист» с юридической точки зрения: не находиться в залоге, быть в собственности того, кто его продает, либо переданным по доверенности, все документы должны быть в полном порядке, VIN-номер должен легко читаться.

Так что, прежде чем отправляться в автосалон, надо выяснить, возьмут ли вообще этот автомобиль на обмен.

Второй немаловажный момент: оценка машины. В трейд-ин автомобиль оценят ощутимо ниже его рыночной цены. Насколько ниже? От десяти до тридцати процентов.

К этому надо быть готовым и понимать, что отдать машину в трейд-ин по той же цене, за какую вы бы продавали ее сами, не получится.

Третья не всегда приятная особенность трейд-ина — это выбор нового автомобиля. Если автовладелец хочет уехать из салона в тот же день на новой «тачке», то ему приходится выбирать из того, что есть прямо сейчас. 

Не факт, что в салоне будет машина нужной марки, подходящего цвета и в желаемой комплектации. К тому же нередки ситуации, когда дилер, пользуясь обстоятельствами, навязывает покупателю дополнительные и в целом ненужные услуги.

Если речь об обмене подержанной машины на другую, тоже подержанную, то все становится еще сложнее. Проверить состояние такого автомобиля и провести тщательную предпродажную диагностику не получится. 

Придется полагаться лишь на клятвенные заверения менеджеров, что с машиной все в полном порядке. Если в дальнейшем все-таки «полезут» какие-то проблемы, разбираться с ними автовладельцу придется самостоятельно. Либо будет ругаться с автосалоном, тратить время и нервы.

Наконец, автокредит. Если на доплату за новую машину денег не хватает, придется оформлять договор с банком. 

И здесь нужно быть внимательными и читать то, что написано мелким шрифтом. Чтобы не оказаться, например, в ситуации, когда навязанные недобросовестным дилером услуги обойдутся в кругленькую сумму, которая «сожрет» всю выгоду от трейд-ин.

А карта Халва от Совкомбанка — это никакого мелкого шрифта и условия, всегда выгодные для вашего бюджета. С Халвой вы можете оплачивать покупки, в том числе и автомобиль, в беспроцентную рассрочку, получать выгодный кешбэк или копить деньги за счет процентов на остаток. Халва — ваш надежный навигатор в мире шопинга! 

Требования и документы

Чтобы правильно сдать машину в трейд-ин, она должна соответствовать требованиям автосалона. Они могут немного отличаться в том, что касается возраста, марки и пробега, но общие правила всегда одни и те же.

Автомобиль, который можно сдать по трейд-ин, должен быть:

  • на ходу, полностью исправным;
  • без заметных повреждений в салоне и на кузове (мелкие царапины и прочие неизбежные следы эксплуатации не учитываются);
  • с читаемым VIN-номером;
  • приобретен легально;
  • оформлен на того, кто его привез — без совместного владения нескольких собственников;
  • без обременений — залога, ареста, ограничений на регистрацию.

Если машина импортная, она должна быть ввезена в страну официально и растаможена.

Дилер потребует у владельца документы, подтверждающие, что автомобиль «чист» и готов к продаже. 

Общий перечень примерно такой:

  • российский паспорт автовладельца;
  • ПТС;
  • свидетельство о регистрации автомобиля — СТС;
  • доверенность на машину, если водитель не является ее собственником.

Иногда автосалоны просят еще и документы, подтверждающие проведение сервисного обслуживания авто.

Если владелец автомобиля не присутствует при трейд-ин, тому, кто этим занимается вместо него, необходима нотариальная доверенность на действия с машиной.

Как в трейд-ин оценивают машину

Автосалону просто невыгодно брать подержанный автомобиль в трейд-ин по рыночной цене. Почему?

Да потому что машину потом будут продавать! И уже как раз по рыночной цене, а то и чуть дороже: чтобы отбить расходы на обслуживание, мелкий ремонт, мойку, чистку салона и диагностику. 

Так что при оценке машины в салоне ее стоимость будут занижать. И это вполне нормально, такова общая практика по всему миру.

Основные критерии оценки автомобиля для трейд-ин:

  • бренд и марка;
  • возраст и пробег;
  • внешний вид и комплектация;
  • исправность всех систем;
  • наличие необходимых документов.

Отдельный критерий — популярность автомобилей данного бренда, марки и года выпуска. «Модную» машину можно продать подороже, а непопулярную будет трудно сбыть с рук.

Проверить, сколько стоит ваш автомобиль на свободном рынке, сегодня очень просто: существует множество онлайн-калькуляторов, например, на сайте Auto.ru или на Авито. От полученной суммы сразу же «откусите» в среднем двадцать процентов. Если полученная цифра вас устроила, можно начинать процедуру трейд-ин.

Прежде чем ехать в какой-либо салон, зайдите на сайты сразу нескольких и проверьте, предлагают ли они эту услугу. Если да, то, скорее всего, на сайте будет форма, в которую вы внесете основные характеристики своего автомобиля для предварительной оценки. 

Полученная сумма всегда завышена: ведь дилеру нужно привлечь нового клиента. Но если в целом вы нашли салон, который вас устраивает и где есть желаемый новый автомобиль, то можно ехать на смотрины.

Специалисты салона проводят очный осмотр машины на предмет мелких дефектов, а затем и полную диагностику. Уже по итогам этих процедур будет определена реальная цена автомобиля, которую дилер готов заплатить.

как оценивают машину в трейд-ин
В салоне машину, предложенную для трейд-ин, осмотрят, послушают и простукают, причем очень внимательно. Источник: unsplash.com

Важный момент: иногда «хитренькие» автосалоны (а такие есть!) предлагают расширенную диагностику для более точной оценки. Прежде чем соглашаться, обязательно уточните, платная эта услуга или нет. Чаще всего — платная.

И если автовладелец, не зная об этом, отказывается сдать машину дилеру по названной цене, ему все равно придется оплатить диагностику, а это может быть и 15–20 тысяч рублей. Если же человек соглашается на трейд-ин, диагностику ему полностью компенсируют.

Уловка? Да. Законная? Абсолютно! И поэтому будьте внимательны: ваш кошелек — ваша «зона ответственности», а автосалон — не благотворительная организация.

Автовладельцу следует помнить и о том, что дилер часто называет первоначальную цену ниже той, которую реально готов предложить за машину. Если владелец согласится — отлично! Если нет — остается возможность торга, когда человеку предлагают чуть больше, но все равно меньше, чем если бы он продавал «тачку» сам.

Поэтому — не стесняйтесь торговаться, требовать скидки и бонусы! Особенно если вы приобретаете не новый автомобиль, а другой, тоже подержанный

«Имею возможность купить козу»…

Но, как известно, не имею желания. Так и с машинами: на новую не хватает, единственный вариант — трейд-ин подержанной «ласточки» на другую, менее подержанную.

Какие подводные камни ждут автовладельца в этом случае?

Во-первых, подержанный автомобиль дилер будет продавать по рыночной цене или чуть дороже — чтобы отбить свои расходы. Так что сильно сэкономить не получится. К тому же имеется во-вторых.

Это состояние подержанного автомобиля. Понятно, что в салоне проведут предпродажную подготовку, включая диагностику, чистку и мелкий ремонт. Но если у машины есть какие-то до времени скрытые серьезные дефекты, то не факт, что дилер их отследил. Особенно если это автомобиль другого бренда, не профильного для автосалона.

Когда эти проблемы проявятся — а они проявятся, на чудо надеяться не стоит, ремонт влетит в копеечку. Поэтому при трейд-ин «старого» автомобиля на другой «помоложе» нужно тщательно взвесить все риски.

Может быть, взять в кредит новую машину будет в итоге даже выгоднее.

Есть и еще один момент: это продажа подержанных машин недобросовестными дилерами. Такие салоны часто работают «в серую» и не брезгуют самыми разными относительно честными «по Остапу Бендеру» методами продаж. Сразу оговоримся, что речь идет именно о «наследниках турецкоподданного», а не о честных дилерах.

Кирилл Форманчук, руководитель Общественного комитета по защите автовладельцев:

«В основном недобросовестные дилеры продают автомобили со скрученным пробегом. Причем некоторые скручивают пробег сами.

Еще одна особенность их методов: не сообщать покупателям о неисправностях автомобиля, даже критических, и утаивать информацию о том, что машина побывала в ДТП с серьезными последствиями.

Конечно же, такие дилеры навязывают покупателям дополнительные услуги по неадекватным ценам и кредиты с невыгодными условиями».

Как не попасть в ситуацию, когда вам «впарили козу»? Тщательно проверить автосалон, почитать отзывы и форумы автовладельцев, в идеале — найти того, кто уже имел дело с этим дилером и убедиться, что все в порядке.

Договор: честный и не очень

Поскольку по ГК РФ трейд-ин — это торговая сделка, то между салоном и автовладельцем чаще всего оформляется договор купли-продажи.

Точнее, будет два договора: 

  • по первому автовладелец передает машину салону; 
  • по второму — приобретает новый автомобиль.

 Соответственно, актов приема-передачи автомобиля тоже будет два — на прежнюю машину и на новую.

После сделки на руках у водителя должно быть четыре документа: два договора и два акта.

Есть еще один, реже используемый вариант документально оформления трейд-ина — договор мены. В нем говорится о передаче в собственность автомобиля в обмен на другой, и, поскольку цены на них разные, тут же прописаны условия оплаты и сумма.

С документами в трейд-ин тоже есть свои подводные камни. Конечно, с честным дилером проблем не будет. Но, подписывая договор, сначала его вдумчиво прочитайте, обратив особое внимание на то, что речь идет именно о купле-продаже автомобиля.

«Серые» дилеры порой проворачивают такой формально законный фокус: дают автовладельцу на подпись договор об оказании услуг. По нему салон всего лишь берет на себя «обязанность» найти на автомобиль покупателя. При этом машина остается «на балансе» невнимательного владельца, так что он будет платить и транспортный налог, и все штрафы. А то еще окажется должен салону «за услуги», которые по факту никто ему оказывать даже не собирался.

Так что не торопитесь с подписанием бумаг! Все прочитайте, особенно сноски под звездочками и весь мелкий шрифт. Также проследите, чтобы в договоре купли-продажи покупателем значился дилер, а не были оставлены пробелы.

Если все хорошо, то старенькая «ласточка» остается в салоне ждать нового владельца, а ее прежний хозяин садится за руль новой машины.

Снятие с учета в ГИБДД

После того, как водитель обменял автомобиль по трейд-ин, ему следует провести еще одну процедуру: снять машину с регистрации в ГИБДД, чтобы уже не числиться по документам его владельцем.

Сделать это можно как в отделении ГИБДД, так и через госуслуги. К заявлению нужно приложить договор о продаже машины. В течение десяти дней после сделки ГИБДД должна «снять» с водителя уже не его автомобиль. Даже в том случае, если нового владельца у машины пока нет.

В идеале, с автосалоном имеет смысл подписать еще и договор о передаче ему по оформленной доверенности полномочий на снятие машины с учета. 

Это перекладывает на дилера ответственность за правильное переоформление автомобиля на нового владельца после продажи. В договор желательно включить и пункт о том, что салон обязан сообщить прежнему владельцу машины, что она продана.

Если автолюбитель забудет об этой формальности, то налоги и штрафы продолжат приходить ему как формальному владельцу машины.

В чем выгода трейд-ин для автовладельца

Основной плюс трейд-ин для водителя — это отсутствие необходимости продавать машину самостоятельно. Всю работу продавца берет на себя автосалон.

Любой, кто когда-нибудь продавал автомобиль, прекрасно понимает все «прелести» этого процесса. Предпродажная подготовка машины, размещение объявлений на разных площадках, бесконечное общение с покупателями… 

Когда забот и без того полон рот, дополнительно работать «менеджером ласточки» часто просто нет сил. И времени. И нервов.

С трейд-ин автовладелец избавлен от всего этого. Конечно, не бесплатно: в том числе и поэтому дилеры оценивают автомобили в трейд-ин ниже, чем рынок.

Нередки случаи, когда автовладелец, проведя оценку машины в трейд-ин, отказывался, считая цену заниженной, начинал продавать самостоятельно. И через несколько месяцев безуспешной «торговли» возвращался в салон.

Второй плюс трейд-ин для автолюбителя — это возможность чаще менять машину, особенно если человек предпочитает один и тот же бренд. Многие дилеры предлагают постоянным клиентам бонусы и скидки по трейд-ин. Выгоднее оказывается обменять еще не старый автомобиль на новый с небольшой доплатой, чем «ушатать» машину в хлам и продавать, условно, уже по цене самоката.

как правильно сдавать машину в трейд-ин
Автолюбитель в новой машине счастлив, наверное, так же, как барбос, которому еще и разрешили высунуть любопытный нос в окно! Источник: unsplash.com

Наконец, трейд-ин избавляет автолюбителя от периода «безлошадности», когда старую машину он уже продал, а новую еще не купил. При удачном раскладе обмен пройдет буквально за один день.

Кирилл Форманчук, руководитель Общественного комитета по защите автовладельцев:

«Трейд-ин в первую очередь выгоден тем, кто не хочет или не может продать машину самостоятельно. Ведь продажа машины — непростое занятие, связанное в том числе с потерей времени на показы, ответы на звонки и прочее.

Если сравнить все «за» и «против», то трейд-ин выгоден продавцу. Ведь покупатель — автосалон — не для себя берет машину, а для дальнейшей перепродажи».

В чем выгода трейд-ин для автодилера

В первую очередь в том, что стимулирует продажи. Сделка по трейд-ин часто бывает более привлекательна для покупателя, поскольку новая машина обходится ощутимо дешевле за счет сдачи старой.

Второй плюс для дилера — это парк подержанных автомобилей для продажи и того же трейд-ин. Не секрет, что многие не могут позволить себе новую машину, но охотно берут в салоне подержанную, поскольку это надежнее, чем покупать «кота в мешке» у неизвестного частника.

Третий плюс — привлечение постоянных лояльных клиентов. Если салон предлагает программу трейд-ин на автомобили своего бренда, высока вероятность, что человек будет возвращаться сюда снова и снова.

В целом трейд-ин — проверенная временем система «кругооборота машин в природе», она выгодна и автолюбителям, и автодилерам.

Удачи вам на дорогах!

Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи.
Действующие магазины-партнеры Халвы

Карта «Халва» 
с бесплатным обслуживанием
До 24 месяцев рассрочки без процентов
  • До 15% на остаток собственных средств
  • До 10% кешбэк с подпиской «Халва.Десятка»
  • Более 250 000 магазинов-партнёров
  • Снятие наличных в рассрочку
Заказать карту бесплатно

Хотите узнать, что действительно волнует авторов и редакторов Халва Медиа?

Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Подписаться
Похожие статьи