Как выбрать моторное масло: полезные рекомендации
В этой статье:
- Минеральные, синтетические и полусинтетические масла
- Выбор типа моторного масла для автомобиля
- Выбор моторного масла в соответствии с допусками производителя
- Выбор моторного масла по классу вязкости
- Выбор моторного масла согласно международным стандартам
- Выбор моторного масла для двигателей на газу
- Выбор моторного масла в зависимости от компании-производителя
Как правильно выбрать моторное масло, обязан знать каждый автолюбитель, даже тот, кто только недавно приобрел машину. Слишком многое от этого зависит. Если ошибиться с выбором, то детали двигателя станут изнашиваться быстрее, и тот способен выйти из строя в самый неподходящий момент.
Минеральные, синтетические и полусинтетические масла
Перед тем, как научиться выбирать правильное моторное масло, разберемся с существующими категориями данных жидкостей. Их всего три: масла бывают синтетическими, полусинтетическими и минеральными.
Минеральными называют моторные масла, полученные путем рафинирования и дистилляции нефти. Минеральные масла, в свою очередь, делятся на парафиновые и нафтеновые. Смазывающие свойства они утрачивают очень быстро. В их составе множество присадок. Отличие между двумя видами заключается в строении углеводородов, из которых они состоят. Из минеральных моторных масел лучше выбирать базовые парафиновые: их характеристики по температуре и вязкости все-таки выше.
Синтетические масла изготавливают из синтетических химических соединений, подбираемых так, чтобы обеспечить необходимые эксплуатационные свойства продукту: сделать моторное масло максимально стойким термически и химически.
У “синтетики” много плюсов по сравнению с “минералкой”:
- Такие масла более текучи, поэтому трение уменьшают лучше, что позволяет сэкономить топливо и сделать двигатель немного более мощным.
- Прокачивание возможно при низких температурах. Поэтому можно не опасаться морозов: ДВС будет функционировать без перегрузок.
- Синтетические моторные масла химически более стабильны в течение практически всего срока службы, меньше парафинизируются и окисляются при работе двигателя.
Эти преимущества и повышенная сложность производства не могут не сказаться на цене.
Выбор типа моторного масла для автомобиля
У минеральных масел настолько плохие эксплуатационные характеристики и вязкость, что от их использования отказались уже практически везде. Такие масла применяют лишь для мягкой промывки и для старых машин, либо заливают в моторы устаревших конструкций, которые соответствуют им по техническим показателям и балансу “цена – качество”. Это, к примеру, “Москвичи”, ВАЗ-классика и другие советские авто, выпущенные до 1990 г. Для более новых машин лучше вообще не выбирать минеральные моторные масла.
Фото: Shutterstock
Чаще всего применяют полусинтетические смазочные материалы – этот тип масел наиболее популярен среди автовладельцев. Баланс характеристик, стоимости и пробега до очередной замены у подобных составов оптимален. Если инструкция к авто не предписывает явно, что нужно заливать только “синтетику”, смело выбирайте «полусинтеку» и не прогадаете.
У синтетических составов показатели наиболее прогрессивны. Это не только максимальная защита ДВС, но и долгие сроки пробега. Выбирая синтетическое моторное масло для автомобиля, обращайте внимание на требования своего двигателя и эксплуатационные характеристики самого масла. В любом случае, новая иномарка может потреблять только “синтетику”, ни с чем другим лучше не экспериментировать.
Выбор моторного масла в соответствии с допусками производителя
До того, как приобретать масло, внимательно прочтите мануал к своему автомобилю. В этой тонкой книжечке собраны все рекомендации от автопроизводителя. В том числе и касающиеся допустимых моторных масел для данной модели.
В оригинальных допусках от производителя всегда указано, какими маслами можно пользоваться, а какими – категорически нет. Информация о самом масле присутствует на его этикетке, так что можно быстро понять, подходит ли продукт для вашей машины, и выбрать правильное моторное масло.
Например, если у вас “Форд”, и в руководстве к вашей модели допускается использование только WCC-M2 °C-913-D, то, как легко догадаться, следует искать именно эту разновидность. При необходимости срочно долить моторное масло выбирайте продукт любого производителя, имеющий этот допуск (а он есть далеко не у всех, кс тати). Но обычно автовладельцы ориентируются и на другие критерии и классификации масел.
Выбор моторного масла по классу вязкости
Кроме химического состава, огромную роль играет вязкость масла. Класс вязкости всегда крупно написан на канистре буквой W и цифрами. Для классификации масел по вязкости применяют систему Американской ассоциации автомобильных инженеров (SAE), которая является основной и общепринятой.
Предположим, вы выбрали моторное масло SAE 5W-30. В этой аббревиатуре W обозначает зиму (winter). Из пятерки, стоящей перед ним, вычитаем число 35 и получаем -30 °С – это та температура, при которой возможна прокачка масла насосом. (Если бы вместо пятерки стояла десятка, то температура была бы равной -25 °С). По такой формуле всегда вычисляют температуру, хотя ни одна компания-изготовитель не может объяснить, откуда это пошло.
Следующее число, 30, характеризует изменение вязкости при нагреве масла с 40 °С до 100 °С. Этот индекс существенно различается у разных продуктов, поскольку во многих странах прогревать двигатель запрещено, и водители сразу начинают движение при включении мотора.
Если инструкция к авто содержит единственный вариант вязкости, то именно такое масло и следует искать. При наличии нескольких вариантов у вас есть выбор. Так, если производитель разрешает использовать составы со значениями 0w30, 0w40, 5w30, 5w40, 10w40, то вы можете выбирать моторное масло в соответствии со своими привычками вождения и климатом.
В мягком климате достаточно 10w, а автовладельцам в регионах, где столбик термометра падает до -35 °С, подойдут масла с 0w. Если вы водите в щадящем режиме, выбирайте масло с показателем вязкости 30, а если часто даете большую нагрузку и катаетесь на высоких оборотах, то с показателем 40.
Выбор моторного масла согласно международным стандартам
Выбирайте моторное масло по международных стандартам, указанным компанией-производителем в инструкции к автомобилю. Вот основные среди них:
SAE J300 – ст андарт по показателям вязкости, которым посвящен предыдущий раздел. Этот стандарт описывает вязкость как при высоких, так и при низких температурах.
API – стандарт по эксплуатационным свойствам продукта. Актуальным бензиновым категориям соответствуют SJ, SL, SM, SN. А если вы выбираете моторное масло для дизельного двигателя, то ищите на этикетках цифры CH-4, CI-4, CJ-4. Можно брать любые более современные категории, а вот более старые – нельзя. Многие современные масла, кстати, являются универсальным, и их можно заливать и в бензиновый, и в дизельный двигатель. Однако существуют и специализированные составы под конкретный тип мотора, и API отражает эту разницу.