Халва МедиаОформить карту

Меню

Мобильное меню навигации

Елена Зарипова
от Елена Зарипова
Время чтения8 минут Количество просмотров1 946 Опубликовано5 января Обновлено: 3 октября

Раннее развитие ребенка до трех лет: мнение экспертов, личный опыт, цена вопроса

Раннее развитие. Как много в этом словосочетании слилось всего — и для материнского сердца, и для детских психологов и педиатров, и даже для маркетологов, — а также сотен производителей всевозможных развивающих игрушек и организаторов не менее развивающих курсов. Об этом сегодня и поговорим.

В статье рассказывается:
  1. Как видят раннее развитие мамы и специалисты
  2. Занятия, игрушки, игры, пособия: что подразумевают, говоря о раннем развитии
  3. Сколько стоят топовые «развивашки», сколько трачу на развитие сына я и на чем можно сэкономить
  4. Развивать или не развивать — вот в чем вопрос
 Некоторые методики раннего развития предлагают покупать специальные карточки, как только младенец начнет фокусироваться на изображениях

Моему сыну Савелию три с половиной года. Как и многие мамы, ранним развитием я озаботилась еще до его рождения. А первую пирамидку и металлофон купила, когда ему был месяц. 

Но — привет из реальности — ни то ни другое, несмотря на мои старания, не заинтересовало Саву до сих пор. А еще он пока не любит лепить, рисовать и вырезать. И это не единственный мой педагогический провал.

Кто стремится и делает, у того провалы соседствуют с успехами. У сына пытливый ум, он хорошо разговаривает, любит пазлы и книги. И с каждым днем становится все самостоятельнее.

Сейчас мы стали уделять больше внимания развитию крупной моторики и физической активности, потому что я вижу, что упустила этот момент. Но обо всем по порядку.

Как видят раннее развитие мамы и специалисты

За три года мое отношение к «развивашкам» не раз менялось. Если ты ответственный родитель, волей-неволей будешь хоть одним глазом следить за тенденциями воспитания и методиками развития — если не в мире, то хотя бы вокруг себя. Кто-то смотрит и слушает блогеров, другие читают литературу по педагогике или подписаны на детских психологов.

Что же они говорят? По одну сторону баррикад те, кто уделяет раннему развитию много сил и считает, что без этих усилий ребенок не сможет раскрыть весь свой потенциал.

«После трех уже поздно»

Как мама могу сказать, что после рождения сына ощущала огромную ответственность за все его дальнейшее будущее. Кто не слышал, что активнее всего мозг развивается как раз в период от рождения до трехлетия малыша? 

Сам собой напрашивается вывод: если просто оставлять его с игрушками или кастрюлями, а не изучать вместе карточки Домана, досочки Сегена, квадраты Никитина, тактильные лото и бизиборды, миллион возможностей будет упущен навсегда.

Теперь, оглядываясь назад, могу сказать, что в этом есть часть правды. Если мамы часами изучали педагогические методики, читали книги по теме, составляли планы и регулярно проводили по ним увлекательные занятия, их дети более развиты, чем сверстники.

Но есть и нюансы. Часть из них видна сразу, другая менее очевидна, однако тоже важна.

Выделю то, что считаю надежным основанием для успеха:

  1. Развитие максимально эффективно при педантичном комплексном подходе. В него, в идеале, нужно включать все сферы жизни ребенка. Не только занятия по пособиям, но и режим дня, питание, сон. Чтобы у растущего организма были не только новые знания, но и энергия для того, чтобы их осваивать, а также качественный отдых, чтобы усваивать.
  2. Из первого вытекает второе. Эффективное раннее развитие — это огромный непрерывный труд родителей и близких малыша. Он не заканчивается ни в три года, ни в шесть, ни даже в десять лет.
  3. И самое важное — постоянный поиск баланса между обилием возможностей и тем, что действительно необходимо, чтобы помочь, а не навредить.
Этому последнему пункту уделили внимание и эксперты, к которым я обратилась за комментарием.
Светлана Берцец, семейный и детский психолог:

«Раннее развитие — это хорошо, если оно не вредит. Для ребенка в первую очередь важны физическая активность по возрасту, безопасность и хорошее состояние мамы.

Физическая активность — это не столько про спорт, сколько про возможность двигаться, бегать, прыгать, куда-то залезать, пробовать самостоятельно есть и одеваться, помогать взрослым. Ребенку нужна свобода, но под присмотром, конечно.

Безопасность — это про окружающую среду, в которой малыш может что-то сам изучать без вреда для себя. Про близких, с которыми ему спокойно и комфортно, про режим, который будет ему знаком и даст уверенность в том, что вокруг все хорошо и можно заниматься тем, что интересно и ничего не опасаться.

И при этом очень важно, чтобы мама была в ресурсе, хотела общаться с ребенком, делала это с удовольствием. А для этого она должна заботиться о себе. Для примера возьмем две разные ситуации. Первая мама на развивающие занятия водит ребенка с удовольствием. Пока он занимается, она отдыхает и общается. Вторая каждый раз преодолевает множество трудностей, от усталости и долгой дороги до нежелания ребенка одеваться и развиваться.

Естественно, в первом случае от «развивашек» будет куда больше пользы, чем во втором. Потому что помимо занятий нужно, чтобы близкие взрослые, и в первую очередь мама, много общались с малышом, разговаривали с ним о нем, обо всем, что его окружает. Трудно представить себе общение, если мама вымотана».

Действительно, в погоне за развитием часто бывает не до заботы о себе. Особенно если бюджет ограничен и большую часть времени мама справляется со всем в одиночку, так как больше никого рядом нет.

Но это не все опасности.

Навредить можно и нарушением баланса, когда в угоду развитию одних навыков страдают другие. 
Екатерина Тур, врач-педиатр, психосоматолог, нейропсихолог, автор книги «Психосоматика: тело говорит»:

«Раннее развитие детей – это тема, которая вызывает интерес и споры среди родителей, педагогов и психологов. Многие родители стремятся обеспечить своим детям максимально раннее развитие, считая это ключевым фактором для успешной будущей карьеры. Однако не всегда это приносит пользу.

Во-первых, обилие «развивашек» может привести к перегрузке. Вместо того чтобы играть и исследовать мир в своем темпе, ребенок оказывается запланирован до последней минуты. Это ведет к усталости и стрессу.

Во-вторых, раннее развитие может ограничить свободу и творческое мышление ребенка. Когда все занятия и игры направлены на развитие определенных навыков и умений, у ребенка может не остаться времени и свободы для самовыражения и творчества. 

В-третьих, это может привести к неравномерному развитию. Например, если ребенок слишком рано начинает заниматься математикой, его развитие в других областях, таких как социальные навыки или эмоциональный интеллект, может быть запущено.

Раннее развитие может привести и к потере радости и интереса к обучению. Когда ребенок вынужден жить в плотном расписании, занятия могут стать для него обязательством и обременением, а не источником радости и удовлетворения».
Ирина Богатырева, логопед со стажем 22 года:

«С точки зрения логопедии (а это наука о речевом развитии), раннее развитие может быть вредным. Дело в том, что дети должны усваивать и в дальнейшем применять навыки, которые им необходимы в соответствии с возрастом. Значительно важнее следить, чтобы не было отставания в развитии речи.

К сожалению, в последнее время я часто встречаю детей с дисгармоничным развитием. Например, приводят на консультацию малышей. Родители утверждают, что ребенок знает все все буквы — может показать пальцем. При этом не может сказать ни «мама», ни «дай», ни другие самые простые слова. Так зачем ему знание букв? Чем ему это поможет в 2,5 года?

Целесообразнее развивать навыки, которые необходимы в конкретном возрасте. Для малышей: расширять пассивный словарь (понимание речи), развивать навыки взаимодействия со взрослыми. В итоге эти действия приводят к появлению самостоятельного высказывания».
Хотите развивать ребенка с пользой — будьте готовы уделять этому время и силы, а не только выделять деньги на «развивашки». К слову, деньги немалые. Об этом поговорим чуть ниже. А пока разберемся, что же нужно развивать.

Лучше всего ребенка развивает общение с родителями, совместное изучение мира и занятия, которые приносят удовольствие обоим

Занятия, игрушки, игры, пособия: что подразумевают, говоря о раннем развитии

Как и что развивать — тема для отдельной статьи. Здесь же я хочу  поделиться своим опытом и знаниями. А также помочь тем, кто ищет баланс во всем этом прямо сейчас.

Глобально все «развивашки» можно разделить на занятия в организованных группах (курсы, мастер-классы, уроки в центрах раннего развития) и материальную базу для развития дома.

К сожалению, первое — преференция городских жителей, мне практически недоступная. Правда, у этой недоступности есть и плюсы. Самый очевидный — экономия. Стоимость одного такого занятия варьируется в среднем от 250 рублей в маленьких городах до 1500 рублей в областных центрах и Москве. Мы от таких городов живем достаточно далеко, поэтому и трат на такие «развивашки» в нашем семейном бюджете нет.

Второй плюс — меньше риска перегрузить малыша. Все же для ребенка до трех лет главная потребность — быть рядом с мамой и изучать мир в своем темпе. Организовать развивающую среду можно и дома.

Например, для крупной моторики мы выделили сыну часть комнаты под спортивный уголок и обустроили его в рассрочку с помощью Халвы. Купили шведскую стенку с навесным оборудованием и матом, несколько мячей, мягкий дартс, координационную лестницу, балансиры. Уложились в 25 000 рублей. Оформили рассрочку у одного из партнеров карты на 10 месяцев. Получилось по 2500 рублей в месяц.

Если вам тоже удобнее делить оплату крупных покупок на части, оформите карту «Халва» и такая возможность будет всегда под рукой.

Вкладываться в развитие ребенка приходится постоянно. Количество вопросов нарастает как снежный ком:

  • что и как покупать;
  • сколько на это тратить;
  • как найти время, чтобы использовать все купленное хотя бы несколько раз;
  • где и как все хранить.

Я ищу ответы в разных источниках. На данный момент самый полезный — ресурсы Екатерины Кузьминой с общим названием «Мама Зануда» (Mamazanuda): сайт, соцсети и форум в Телеграм (по-моему, одно из самых многогранных родительских сообществ в рунете).

Екатерина — не педагог и не психолог, а инженер-программист. Но она мама двоих детей с десятилетним опытом в теме раннего развития, и у нее есть чему поучиться. На форуме можно найти не только подборки книг, развивающих игр и пособий по возрастам, но и обсуждение, полезные советы, живое общение. Все это четко структурировано, постоянно анализируется, обновляется, улучшается.

Мои любимые темы — про книги. Я читаю сыну с тех пор, как он родился. 

Екатерину я также попросила кратко подытожить ее опыт в сфере развития детей.

«Когда я была совершенно неопытной мамой, тщательно подбирала самые передовые методики для развития своей малышки. Каждую рассматривала под микроскопом, находя во всех изъяны. На каком-то этапе разочаровалась, потому что поняла — идеальных методик не существует. В тот момент ко мне пришло решение — взять из каждой ее сильные стороны. Разве не классно? Тогда я составила следующий список:

* по Монтессори предоставлять различные материалы и инструменты для творческих поисков;
* по Шичиде «прокачать» фотопамять;
* по Водовозовой приучить к наблюдению за собой, за окружающим миром;
* по Железновой — логоритмика и так далее.

Но большое видится на расстоянии. Я оглянулась на развитие дочери и соотнесла ее сильные стороны с развивашками. 

Уже в третьем классе Яна демонстрировала игру на уровне третьего взрослого шахматного разряда. Но это вовсе не методики сделали. Это любовь мужа (папы Яны) к шахматам привела к таким достижениям. 

Дочка — любительница почитать книги. Но у нас в семье, можно сказать, культ книг. И муж, и я – заядлые книгоманы. 

Яна обожает проекты и челленджи. Это она взяла от меня.  

Сейчас я сравниваю развивающие методики с диетами: можно сколько угодно сидеть на диете, а фигура ваша все равно скорректируется по вашему образу жизни. Точно так же и с развитием по методикам. Они могут быть полезны для компенсации явных отставаний. Если же развитие идет в границах нормы, не надо тратить на них ресурсы. 

Самая сильная развивающая база для школьников — это общение и внимание родителей с высокой степенью личностной зрелости. Собственно, самое важное для развития детей — развиваться родителям. Дети обязательно скопируют ваши поведенческие шаблоны.

Так я сама занялась лыжами, роликами и рисованием. Также продолжаю читать классику. Я выбирала увлечения, которые приносят мне удовольствие, и одновременно делают меня глубже, сильнее и умнее. 

Самая сильная развивающая база для дошкольников — это: 

1. Благоприятные условия для физической активности. Уровень дошкольного развития сильно зависит от гармоничности физического развития. Поэтому я бы рекомендовала максимально насыщать будни физической активностью. Летом: велосипеды, беговелы, пешие прогулки; зимой: санки, ледянки, горки, лыжи; круглый год — батуты.

Для старших дошколят и младших школьников важна веселая компания по возрасту для активных игр во дворе: догонялки, прыгалки, скакалки, мячики. Какие-то специалисты могут посоветовать прокачать именно мелкую моторику к школе. Но это снова методики и современные тренды. Они упускают целый пласт знаний о последовательности плана развития — мелкая моторика начнет подтягиваться автоматически. Мелкую моторику практически невозможно подтянуть при слабой крупной. 

2. Социализация. Важно в 5-6 лет научить ребенка общаться с другими детьми. Нужно, чтобы у ребенка был друг, подруга для регулярного общения и игр. Это показатель личностной зрелости. Без этого навыка в школе ему будет сложно.

Если у ребенка в 5-6 лет нет общения, это повод поговорить с психологом о возможных проблемах, психологических зажимах и решить этот вопрос до школы. В то время как многие дети в школе адаптируются только к учебному процессу, некоторым приходится учиться первым коммуникациям.

3. Родительское общение и внимание. Вроде бы очевидный фактор. Но не все общение является полезным. Самое полезное – что-то творить, делать вместе, сообща, особенно то, что любят родители. Читать вслух книги по возрасту. Обсуждать чувства и эмоции свои, чужие, разные. Настроение, отношение к событиям, строить вместе планы. Это важно. Сейчас есть даже такие ежедневники и дневники с заготовками тем для бесед. По сути такое общение является  важной процедурой ухода за психикой ребенка для ее корректного формирования».  

Я пришла примерно к тем же выводам после своих попыток заниматься с ребенком по карточкам, строить для него сенсорные коробки и мастерить тактильное лото.

Например, сын с младенчества с удовольствием изучает что-то, погружаясь в это с головой. Буквально. Это могут быть сырые крупы или макароны, песок, таз с водой или ковш со снегом. Мне еще ни разу за три с половиной года не удалось остановить этот процесс на середине.

Выглядит это так. Мы садимся на пол, ставим перед собой песок, снег, крупы или воду в емкостях (ковшах, мисках, коробках или тазах) и начинаем изучать. Закапываем туда машины или животных, пересыпаем и перекладываем. Сначала все выходит очень аккуратно.

Но в процессе мы, конечно, увлекаемся. А стоит мне отвлечься — и содержимое емкостей вскоре оказывается на полу, а сын — в центре образовавшегося разгрома. Абсолютно счастливый. И, надеюсь, чуть более развитый.

Это, кстати, тоже экономически выгодные «развивашки», потому что практически бесплатные. А покупать пособия — дорогостоящее удовольствие. 

Свободное творчество — одно из самых развивающих и полезных занятий для дошкольника

Сколько стоят топовые «развивашки», сколько трачу на развитие сына я и на чем можно сэкономить

Я уже упоминала, что один из самых популярных источников знаний для современных родителей — каналы блогеров. И если вы из тех, кто ищет лучшие пособия и игры для занятий с малышом, то наверняка слышали о рекомендациях детского нейропсихолога, перинатального и клинического психолога Валентины Паевской.

Множество ее видео посвящены разборам «развивашек», рекомендациям, как выбрать и использовать. Списки по возрастам можно найти на многих сайтах и форумах родителей.

Отталкиваясь от этих списков, можно примерно представить, сколько стоит собрать дома хотя бы базовый набор пособий, игр и игрушек.

Вот один из таких списков со вспомогательными материалами для развития ребенка в возрасте от месяца примерно до двух лет (возраст условный, многие пособия актуальны значительно дольше):

  • сенсорное лото;
  • маленькие фигурки животных;
  • пирамидка «Геометрик»;
  • стаканчики (пирамидка);
  • головоломка-пирамидки «День и ночь»;
  • карточки с изображениями различных объектов на белом фоне;
  • тесто для лепки;
  • шестигранная мозаика с размером деталей до 1 см;
  • мягкая магнитная мозаика Magneticus;
  • Lego Classic;
  • деревянный пазл «Семья медведей»;
  • пазлы — половинки;
  • пазлы Ларсен 15 деталей;
  • квадраты Никитина 1 уровень;
  • кубики Никитина;
  • игры-Монтессори (цилиндры, досочки Сегена, рамки-вкладыши);
  • шнуровки;
  • рыбалка;
  • магнитный планшет для рисования.

Это не полный перечень материалов, а только базовая часть.

Валентина в своих видео часто называет конкретных производителей и аргументированно объясняет, почему им нужно отдать предпочтение. Мы сравним цены на оригиналы и бюджетные аналоги там, где это возможно, просто чтобы иметь несколько вариантов. Вот примерная стоимость на маркетплейсе Ozon:

  • сенсорное лото — от 500 до 1000₽;
  • маленькие фигурки животных — от 600 ₽ за бюджетный набор из 6–12 фигурок, или от 300 ₽ за фигурку бренда Derri Animals или Collecta;
  • пирамидка Геометрик — 555₽;
  • стаканчики (пирамидка) — от 250₽;
  • головоломка-пирамидки «День и ночь» — оригинал игры от Bondibon стоит 1865₽, аналоги — от 700₽;
  • карточки с изображениями различных объектов на белом фоне — от 150₽ за набор;
  • тесто для лепки — 311₽ за 400 гр теста от Genio Kids;
  • шестигранная мозаика с размером деталей до 1 см — от 250₽;
  • мягкая магнитная мозаика Magneticus — от 550 ₽ за набор;
  • Lego Classic — достаточно небольшого набора за 1500 ₽ и пластины за 1000 ₽;
  • деревянный пазл «Семья медведей» — 550₽;
  • пазлы-половинки — 400₽ за набор с животными;
  • пазлы Ларсен 15 деталей — от 500₽;
  • квадраты Никитина 1 уровень — от 450₽;
  • кубики Никитина — 900₽;
  • игры Монтессори — от 700₽ за цилиндры, от 350₽ за досочки, от 150₽ за рамку с вкладышами;
  • шнуровки — от 450₽;
  • рыбалка — от 350₽;
  • магнитный планшет для рисования — от 400₽.

Если покупать самые бюджетные товары, придется потратить от 11 561₽. И это только деньги. Дополнительно понадобятся часы времени, навыки психолога и аниматора, а также всякого рода поощрения для всех участников.

Допускаю, что есть усидчивые дети, которые с удовольствием готовы всем этим развиваться. И замечательные мамы, которые умеют увлечь ребенка даже самыми скучными занятиями так, чтобы он делал все радостно и с удовольствием.

Но нужно быть готовыми и к тому, что малыш предпочтет любимые машинки или куклы сидению над головоломками. И к тому, что у вас не всегда будет подходящий настрой, чтобы регулярно уделять занятиям положенное время с положенным энтузиазмом.

В первые два года жизни ребенка я пыталась искать баланс между экономией денег, собственных ресурсов, желанием ответственно развивать сына и его нежеланием этим заниматься.

Купила в итоге:

  • четыре разных пирамидки, которые он несколько раз собирал без удовольствия;
  • рыбалку-шнуровку, которую мы несколько раз использовали для игры в пиратов;
  • карточки, из которых сын предпочел две, с машиной и кошкой, а остальными не заинтересовался;
  • фигурки животных (потратила на них около 1500 ₽), одно из немногих, о чем не жалею, так как сейчас мы строим вместе фермы и зоопарки, а также разыгрываем сказки. Но лет до двух они также мало интересовали Савелия;
  • несколько конструкторов Lego Duplo, которыми мы играем с полутора лет и до сих пор;
  • пазлы, которых у нас уже много. Вот эти головоломки Саве нравятся. Первые появились у нас, когда сыну было полтора года. Сейчас он с удовольствием собирает картинки из 10–25 частей.
Сэкономила на том, что сделала собственное сенсорное лото из металлических крышек от детского питания (на нем мы изучали текстуры), давала сыну бутылки и банки, в которые он складывал мелкие камешки и бусины. Первые пазлы-половинки тоже рисовала для него сама, чтобы посмотреть, понравятся ему или нет.

В интернете множество бесплатных пособий для занятий с малышами и мастер-классов, по которым несложно делать развивающие игры из подручных средств. 

Однако по опыту могу сказать, что это экономит деньги, но отнимает немало времени и сил. И неизвестно, чего в итоге больше жаль, если ребенок играть откажется.
Иногда лучшее, что вы можете сделать для развития малыша — дать ему безопасные бытовые предметы и посмотреть на процесс со стороны
Тесто для лепки я покупала или делала сама. Вот мой любимый рецепт не липкой и приятной на ощупь массы, если позаниматься творчеством хочется прямо сейчас, а готового теста под рукой нет.
Рецепт заварного соленого теста для лепки

Два стакана муки, один стакан соли, две столовые ложки лимонной кислоты, два стакана воды и четыре столовые ложки растительного масла. Сначала нужно смешать в кастрюле все сыпучие ингредиенты, затем добавить жидкие и замесить тесто. Оно получится некрутым. Но загустеет на следующем шаге, когда кастрюлю с тестом вы поставите на медленный огонь и будете постоянно помешивать.

Через 3–5 минут, когда тесто перестанет липнуть к рукам и превратится в один большой комок, его нужно будет достать из кастрюли и вымесить на столе. Тесто можно разделить на части и каждую покрасить жидкими пищевыми красителями. Кусочки хранятся в холодильнике до трех недель.

Если же вы предпочитаете готовые решения и хотите больше времени оставить на само творчество и развитие, а не на подготовку к ним, воспользуйтесь Халвой, чтобы покупать «развивашки» в рассрочку или с выгодным кешбэком у партнеров карты.

Развивать или не развивать, вот в чем вопрос

Моему сыну сейчас только три с половиной года, так что выводы можно делать только промежуточные. Собственно, об этом и вся моя статья.

Родительство — это постоянный поиск себя, баланса, возможностей сделать ребенка более успешным и счастливым. Если вы знаете, что ему и вам в этом помогут «развивашки» — непременно пробуйте. Но помните, что переложить развитие малыша с себя на игрушки не получится, какими бы умными они ни были.

Куда больше, чем игрушки, ребенка развивает скучание и творчество. А без гаджетов и мультиков он вынужден будет скучать и творить. Лепить или рисовать, собирать конструкторы или придумывать сюжетные игры.

Елена Миронова, психолог, нейропсихолог:

«Я практикующий психолог и нейропсихолог, консультирую взрослых и детей, пишу учебные программы, веду социальные сети и очень часто слышу вопрос «Как вы относитесь к раннему развитию?». Он актуален и для опытных родителей, и для тех, кто делает первые шаги на родительском поприще.

«Плохо», — отвечу я, но не спешите обвинять меня в ретроградстве и косности.

Объясню свою позицию.

Понятие раннего развития в головах родителей очень часто искажено. 

На самом деле раннее развитие — это не карточки всех видов с пеленок, и не обучение словам и буквам до появления сформированной речи.

Существуют эволюционные законы развития. Нарушать их бессмысленно, глупо и преступно. Ребенок — не объект эксперимента. Когда про ребенка говорят, что он более развит, чем сверстники, это означает, что он развивается чуть быстрее, но точно в пределах возрастного периода развития и в следующий перейдет тогда, когда созреют высшие психические функции. 

Период до трех лет — время сенсомоторного интеллекта. Малыш познает окружающий мир через движения, ощущения, звуки, вкусы, познает свое тело, с удивлением обнаруживает, что ему становятся подвластны сложные движения, например, достать игрушки или собрать пирамидку. И задача родителей — создать ребенку обогащенную среду, где можно трогать, ползать, ломать и изучать мир.

В помощь сенсорные коробки, качели, мячи, домашние животные, разрешение играть в бытовые предметы, возможность проводить много времени на свежем воздухе, двигаться, узнавать мир. Если в раннем возрасте заложить сенсомоторную основу, работать над крупной моторикой, помочь ребёнку в освоении схемы тела и окружающего пространства, то осваивать буквы и цифры после четырех лет будет несложно.

Вот такое раннее развитие я приветствую!

Но при этом я не принимаю и не поощряю и веру в то, что все случится само, без вмешательства взрослых и специалистов. Существуют возрастные нормы развития. И родители даже самого уникального ребенка должны на них ориентироваться».

Будьте рядом со своим малышом, проводите с ним время, пусть он изучает мир, а вы изучайте его. Тогда вы точно будете знать его сильные и слабые стороны, сможете уделять внимание тому, что этого требует, и получите куда больше возможностей, чтобы вырастить гармонично развитого, успешного и счастливого человека.

Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи.
Действующие магазины-партнеры Халвы

Карта «Халва» 
с бесплатным обслуживанием
До 24 месяцев рассрочки без процентов
  • До 17% на остаток собственных средств
  • До 10% кешбэк с подпиской «Халва.Десятка»
  • Более 250 000 магазинов-партнёров
  • Снятие наличных в рассрочку
Заказать карту бесплатно

Хотите узнать, что действительно волнует авторов и редакторов Халва Медиа?

Подписывайтесь на наш телеграм-канал

tgПодписаться
Похожие статьи