Халва МедиаОформить карту

Меню

Мобильное меню навигации

Лейсан Латыйпова
от Лейсан Латыйпова
Время чтения6 минут Количество просмотров203 Опубликовано22 июля

Школы без домашнего задания: существуют ли такие

Как гласит пословица, повторение — мать учения. Но как же тяжело порой даются домашние задания детям: занятия в школе, кружки и секции, подготовка к экзаменам и вдобавок самостоятельные упражнения. Школа без домашки — миф или реальность? Поговорим об этом.

В этой статье:

Современные методики образования нацелены на то, чтобы дети получали удовольствие от учебы. Источник: Shutterstock

Особенности образования в современном мире

Мир стремительно меняется. Да, прочные, фундаментальные знания в гуманитарных и точных науках очень важны. Но прежде всего ценится умение учиться и подстраиваться под развивающийся мир.

В связи с этим переживают перемены и система преподавания, и взгляды на домашнюю работу как на неотъемлемую часть образовательного процесса.

Согласно статье 43 Конституции РФ, каждый гражданин имеет право на общее среднее образование. Но закон не определяет, в какой форме человек должен его получить: в государственной или частной школе или даже путем самообразования. Ребенок должен получить знания, которые соответствуют Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), и успешно сдать экзамены в 9-м и/или 11-м классах.

Существует множество частных школ, которые отказываются от обязательных домашек. Там считают, что дополнительные задания убивают познавательный интерес и выполняются на авось, поэтому не приносят пользы.

Виды альтернативных школ

Школы, которые опираются на новейшие методики преподавания и не вписываются в рамки традиционного образовательного процесса, называют альтернативными.

Расскажем про пять популярных направлений.

Вальдорфские школы

Главная идея — ребенок получает знания и развивает природные таланты в комфортной среде без лишнего давления, напряжения, страха неудачи. Здесь нет компьютеров и телефонов, дети много гуляют на улице, занимаются творчеством, ставят перформансы и спектакли.

Педагоги учитывают темперамент и тип восприятия каждого ребенка. Учитель в вальдорфской системе — авторитет для детей.

Родители активно участвуют в жизни ребенка: в школах часто проводят совместные праздники и творческие мастер-классы. Академические предметы преподают ближе к старшим классам.

Плюсы:

  • акцент на развитии творческих способностей ребенка;

  • нет критики и давления;

  • формируют самостоятельность и уверенность в себе;

  • развивают коммуникативные навыки и эмоциональный интеллект ребенка;

  • образовательные программы опираются на современные стандарты. Дети аттестуются в 4, 9 и 11-м классах.

Кому-то такая система может не подойти из-за большой доли «развлекательных» дисциплин (например, есть эвритмия — сочетание танца и пантомимы под чтение стихов) в ущерб академическим.

А еще эти школы опираются на антропософию — религиозно-мистическое учение, «науку о духе», основанную Рудольфом Штейнером в начале XX века.

Сторонники антропософии считают, что традиционные методы познания мира нужно дополнить новыми, более совершенными.

В России более 20 вальдорфских школ: в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Калуге, Владимире, Ярославле, Иркутске, Самаре, Никольске, Ростове-на-Дону, Смоленске, Сочи, Томске, Уфе.

Школы Монтессори

Мария Монтессори — врач и педагог. В XIX веке создала собственную образовательную систему.

Ключевой принцип — самостоятельность и свобода в освоении мира. Нет назидательности, дидактизма и доминирования взрослого в процессе получения знаний. Учителя и родители обеспечивают комфортную среду, поддерживают и направляют ребенка.

Монтессори акцентировала внимание на раннем развитии детей. В России много детских садов и центров, которые работают по ее системе. Но в старших и средних школах внедряют лишь некоторые методы и сочетают с традиционными и альтернативными.

Группы в школах разновозрастные: старшие помогают младшим и учатся быть лидерами; младшие заботятся друг о друге и взаимодействуют со старшими.

Обычно игровые комнаты состоят из нескольких зон: территория естествознания, лингвистики, математики, практической жизни. Много внимания уделяют развитию мелкой моторики, осязания, обоняния, визуальному и слуховому восприятию.

Плюсы:

  • развивается познавательный интерес малыша;

  • ребенок учится в комфортной среде без давления и критики;

  • дети взаимодействуют со сверстниками, старшими товарищами и педагогами на равных;

  • ребенок не боится ошибаться;

  • прививаются базовые понятия самоуважения, личных и чужих границ.

Но детям после Монтессори-групп тяжело адаптироваться в традиционной образовательной системе, где педагог играет ведущую роль, а ученики выполняют одинаковые задания.

Монтессори-школы работают в Москве, Санкт-Петербурге, Пскове, Самаре, Барнауле, Екатеринбурге, Липецке, Воронеже, Уфе.

Система Марии Монтессори уделяет много внимания развитию мелкой моторики и общению детей в группе. Источник: Shutterstock

Система развивающего обучения Эльконина и Давыдова

Вице-президент Российской академии образования Василий Давыдов усовершенствовал и внедрил идеи советского психолога и педагога Даниила Борисовича Эльконина.

На сегодняшний день программу исключили из ФГОС. Но она до сих пор остается одной из самых популярных во многих частных школах и на семейном образовании.

Система Эльконина и Давыдова рассчитана на учеников начальных классов. Главный принцип — гармоничное сочетание учебы и развития личности. Дети не получают готовых знаний. Они самостоятельно ставят цели, находят способы их достижения, методы решения проблем и анализируют результат.

Работа проходит в группах или парах. Главная форма деятельности — дискуссия и эксперимент, дидактические и ролевые игры.

Учитель как старший наставник создает условия для самостоятельного освоения темы, учит детей формулировать вопросы, стимулирует их познавательный интерес, укрепляет самоконтроль.

Нет традиционных оценок. Есть несколько критериев для разных типов заданий. Сначала ребенок оценивает себя сам, потом это делает учитель.

Плюсы:

  • дети учатся работать в команде;

  • развивают самостоятельность;

  • расширяют кругозор;

  • учатся мыслить креативно;

  • выстраивают адекватную самооценку;

  • становятся уверенными в себе.

По этой системе учатся только в начальной школе. Впоследствии детям бывает непросто перестроиться на «традиционные рельсы».

По системе Эльконина и Давыдова преподают в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Армавире.

Система ТРИЗ (теория решений изобретательских задач)

В середине прошлого века ученый Генрих Альтшуллер разработал методику, которая должна была помочь инженерам решать сложные задачи. Его теория стала настолько эффективной, что получила мировое признание.

В основе метода — стимуляция познавательного интереса и самостоятельное решение нестандартных задач.

Главная форма деятельности — опыты, эксперименты, исследования. Методика основана на множестве принципов: дробления, объединения, решения наоборот, опережения и других.

Особое внимание уделяют применению знаний в практической жизни. Как измерить что-то без линейки? Как забраться на абсолютно гладкое дерево? Как отвадить лису воровать куриц, но при этом не навредить хищнику? Нестандартные вопросы требуют оригинальных способов решений с опорой на знания.

Плюсов в этой системе очень много: развитие логики, критического мышления, памяти, формирование быстрой реакции, решительности, ответственности.

По методу ТРИЗ работают школы в Москве, Красноярске, Нижнем Ломове. Есть онлайн-школа в Санкт-Петербурге.

Система ТРРИЗ уделяет много внимания техническому развитию детей. Источник: Shutterstock

Принцип интерактивного обучения, или диалоговое обучение

Лежит в основе многих авторских программ. Существует три вида:

  • пассивный. Учитель играет ведущую роль, а ученики усваивают информацию. Яркий пример — лекции в университете;

  • активный. Предполагает тесное взаимодействие педагога и учеников;

  • интерактивный. Разновидность активного обучения. Дети на занятии общаются не только с педагогом, но и друг с другом.

В основе лежат эксперименты, дискуссии, активный диалог на равных всех участников образовательного процесса. На занятиях детей ждут брейн-штормы, поиск решений проблемных кейсов, голосования и опросы, микрофон (выступление одного участника), ротационные тройки, когда дети работают по трое с периодической сменой состава, и множество других интересных способов обучения.

Большое внимание уделяют визуальному восприятию информации. Используют интерактивные доски, стол, планшеты, лего, мобильный планетарий и даже интерактивную песочницу с проектором и специальным программным обеспечением, которые создают дополнительную реальность.

Плюсы:

  • это действительно интересно. Такой принцип обучения привлекает детей разных возрастов — от совсем маленьких, которым интересно собирать конструктор и делать первые шаги в освоении техники, до подростков и учеников старшей школы;

  • актуальные умения и навыки, которые понадобятся детям в будущем. Тесное «общение» с техникой — хороший старт во многих современных профессиях;

  • формирование самостоятельности, уверенности в себе, умения работать в коллективе.

Однако такая методика требует высокого уровня подготовки от педагогов. Учитель должен безупречно владеть материалом далеко за рамками программы, обладать хорошими организаторскими способностями.

Для родителей существенный минус — высокая стоимость обучения.

Оплатить занятия и сэкономить поможет карта «Халва» — с ней можно получить кешбэк или оформить рассрочку на любые покупки.

Халва — одна карта для всего

Переключайтесь между личными и заемными деньгами в один клик. Беспроцентная рассрочка, бесплатное обслуживание, высокий кешбэк и удобное приложение

Оформить карту
Обучение в частной школе с передовыми методиками — хороший старт для ребенка. Источник: Shutterstock

Плюсы и минусы домашних заданий

Методисты отмечают ряд достоинств самостоятельной отработки материала. Это позволяет закрепить пройденный материал, формирует навык самоорганизации у детей, служит инструментом дополнительного оценивания в школе и приобщает родителей к учебному процессу.

Однако на практике всплывают существенные минусы.

  • Служат дополнительным стресс-фактором — предстоящая домашка висит дамокловым мечом, не дает расслабиться. Если что-то не получается, дети расстраиваются еще больше, переживают за предстоящий день.

  • Отбивают желание учиться. Многочасовые домашние задания часто «глушат» познавательный интерес, формируют нелюбовь к школе.

  • Дети часто списывают друг у друга или из интернета. Оценки за «липовую» домашку могут уйти в журнал, тогда четвертная оценка не будет отражать реальные знания по предмету. К тому же это отнимает время у учителя, который проверяет работы.

  • Ухудшаются отношения между детьми и родителями. В средней и старшей школе дети делают задания самостоятельно. А вот младшим школьникам часто требуется помощь. В результате семейный вечер превращается в отработку домашнего задания «из-под палки».

Объем и сложность домашних заданий часто превышает установленную норму. По СанПиНу домашка должна занимать от 1,5 до 3,5 часов в день в зависимости от возраста. На самом деле дети, которые добросовестно делают все задания, тратят гораздо больше. В результате накапливается усталость, а время остается только на сон.

О неэффективности домашки говорят и некоторые исследователи. Например, в 2006 году увидела свет книга американского психолога Альфи Кона «Мифы о домашнем задании». В ней он доказывает, что успехи младших школьников не зависят от выполнения домашней работы.

Я учитель и репетитор с многолетним стажем, и могу сказать, что домашние задания полезны ученикам старшей и средней школы. В этом возрасте дети способны делать все последовательно, вдумчиво, записывать вопросы, фиксировать этапы, которые вызывают затруднения, а потом обращаться за дополнительными разъяснениями.

Не стоит бояться домашних заданий и традиционной системы преподавания. Каждый год ко мне приходят дети с превосходной базой знаний и уровнем самоорганизации. Просто такой формат обучения подходит не всем. Прекрасно, что есть множество образовательных учреждений. Задача родителей — выбрать формат обучения, подходящий именно их ребенку.

Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи.

Действующие магазины-партнеры Халвы

Карта «Халва» 
с бесплатным обслуживанием
До 24 месяцев рассрочки без процентов
  • До 17% на остаток собственных средств
  • До 10% кешбэк с подпиской «Халва.Десятка»
  • Более 250 000 магазинов-партнёров
  • Снятие наличных в рассрочку
Заказать карту бесплатно

Хотите узнать, что действительно волнует авторов и редакторов Халва Медиа?

Подписывайтесь на наш телеграм-канал

tgПодписаться
Похожие статьи