09.02.2022
3190
5287
В статье рассказывается:
Многие люди, решившие отправиться в свободное от работодателя «плавание», интересуются тем, как оформить самозанятость через Госуслуги и насколько это вообще реально. Ответим сразу: ничего сложного в данном способе регистрации нет, все делается очень быстро.
Разумеется, определенные нюансы тут имеются, как и в использовании этого налогового режима на практике. А потому давайте сперва поговорим об особенностях работы самозанятым и только потом перейдем к конкретным вариантам регистрации.
В 2019 году пробно был введен новый налоговый режим для самозанятых граждан. Формально он получил название «налог на профессиональный доход», коротко – НПД. В 2022 году статус самозанятого имеют шанс получить не только россияне, но и граждане, проживающие в странах СНГ (Армении, Киргизии, Казахстана, Белоруссии).
Индивидуальные предприниматели, желающие принять новый налоговый режим, могут пройти регистрацию в роли самозанятых, затем в пределах месяца отказаться от упрощенной системы налогообложения или, если использовали, от единого сельскохозяйственного налога. Если ИП работал по патенту, то необходимо дождаться, когда завершится срок его действия, и только тогда подавать заявление о переходе на НПД.
Фото: Shutterstock
Не все желающие могут стать самозанятыми. Для получения этого особого статуса необходимо соблюсти ряд требований. А именно: доход не может быть более 2,4 миллиона рублей за год, работать без использования труда нанятых людей, вид деятельности должен соответствовать режиму самозанятости.
Самозанятым гражданам разрешено оказывать различные услуги, заниматься арендой жилья, реализовывать продукцию собственного производства. Такая налоговая система подойдет для различных профессиональных сфер и специальностей. Например:
Одному человеку допускается заниматься различными видами деятельности. По этой причине разрешенные профессии можно перебирать очень долго. Лучше ознакомиться с теми видами деятельности, которыми самозанятым запрещено заниматься. Их перечень есть в Федеральном законе от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход"». Самозанятым не допускается:
Одним из главных достоинств этого режима является то, что можно работать легально, не боясь штрафов за незаконную деятельность. Приятным бонусом является низкая налоговая ставка в 4% или 6%. Дополнительно никакие налоги не оплачиваются.
Еще в число преимуществ можно добавить то, что:
Недостатки у режима самозанятых также имеются:
Самозанятые могут работать с физическими, юридическими лицами и ИП. Налог платится только на доход. При этом на полученный от физического лица ставка составляет 4%, а от ИП и юридических лиц – 6%.
Фото: Shutterstock
Если дохода за отчетный период не было, налог не начисляется. Денежные подарки, заработная плата с основного места работы, возвращенные долги налогом не облагаются. Но когда будет проверка налоговой инспекции, нужно будет объяснить, как именно к вам попали эти денежные средства, представить соответствующие документы.
Например: Самозанятый диетолог за октябрь провел 20 лекций по правильному питанию. Плата составила 40 тысяч рублей. Из них половину докладов он провел физическим лицам, т. е. обычным людям. Расчет налога происходит со ставкой 4% и составляет 800 рублей за месяц. И 10 докладов были проведены корпоративным клиентам (фитнес-клубам), т. е. юридическим лицам, в этом случае налоговая ставка будет 6% и составит 1 200 рублей. То есть до 12 ноября в приложении можно увидеть кнопку «Оплатить налог» с суммой 2 000 рублей. Платеж нужно произвести до 25 ноября.
При регистрации каждому самозанятому начисляется налоговый вычет в 10 тысяч рублей. Его можно использовать только в одном случае, для того чтобы снизить налоговую ставку. Этот вычет дается только единожды и имеет неограниченный срок. Самозанятый использует его, когда сочтет это нужным. При работе с физическими лицами ставка снижается на 1% и составляет 3%, а с ИП и юридическими лицами снижается до 4%. Если рассмотреть применение этого вычета на примере диетолога, получается, что он бы заплатил налог не 2 000 рублей, а только 1 400. Хорошая экономия!
Это единственный налог, который обязаны оплачивать самозанятые граждане. Из него 37% автоматически пойдет на обязательное медицинское страхование, т. е. полис ОМС. Это означает, что на бесплатную медицинскую помощь самозанятый может рассчитывать.
Взносы в Пенсионный фонд можно делать на добровольной основе. Так самозанятые могут нарабатывать стаж и свою будущую пенсию. В противном случае эта работа не войдет в общий срок этого страхования. Для тех, кто совмещает основную работу и самозанятость, все проще: работодатель делает за него обязательные выплаты в ПФР.
Перечисления в Фонд социального страхования имеют возможность делать только самозанятые ИП. Они могут получать выплаты по случаю болезни, декрета или потери кормильца. Для остальных самозанятых эта функция пока не доступна.
Для получения статуса самозанятого нужно пройти регистрацию. Для этого на свой смартфон удобным для вас способом необходимо скачать приложение «Мой налог». После открытия программы нужно согласиться на обработку данных, информации и принять правила. Затем перед вами всплывет окошко, на котором нужно будет выбрать способ регистрации. Чаще всего выбирают «по паспорту»:
После этих действий инспекция автоматически получает уведомление о постановке вас на учет.
Такая регистрация очень удобна, она занимает мало времени и не нужно вашего личного присутствия в налоговой инспекции, все делается онлайн.
Фото: Shutterstock
Впоследствии благодаря этой программе инспекция будет контролировать вашу деятельность.
В личном кабинете «Мой налог» есть доступ для прохождения регистрации через портал «Госуслуги». Для того чтобы оформить самозанятость через «Госуслуги» нужно сначала подтвердить свою учетную запись; если вы ранее это делали, повторно не нужно. С помощью этого аккаунта всегда легко войдете в личный кабинет.
Как правильно оформить самозанятость через «Госуслуги». Пошаговая инструкция:
Можно оформить самозанятость с помощью личного кабинета налогоплательщика через приложение «Госуслуги». Для этого нужно:
Программа автоматически поставит вас на учет в качестве самозанятого. Т. е. все налогоплательщики, которые вошли в личный кабинет через ЕСИА автоматически ставятся на учет как самозанятые после того как они подтвердили все данные и согласились с условиями регистрации.
Если понадобится бумажное уведомление о статусе самозанятого, вам не нужно будет обращаться в налоговую инспекцию. Его легко можно распечатать самому из приложения «Мой налог». Такой документ подписан электронной подписью и имеет все юридические права, как и привычная для нас бумажная справка с печатью и подписью.
Для регистрации в качестве самозанятого нужно минимум времени и документов. Можно даже не выходя из дома, онлайн, оформить самозанятость через «Госуслуги». Условия созданы простые, и любой желающий с подходящим для этого статуса видом деятельности может узаконить свои доходы.
Читайте также