Халва МедиаОформить карту

Меню

Мобильное меню навигации

Евгения Проценко
от Евгения Проценко
8 минут 81 22 августа Обновлено: 31 августа

Сталинские высотки в Москве: история создания, высота знаковых зданий сталинской эпохи

Их называют «семь сестер», но не все знают, что их могло быть восемь. Они украшают Москву и привлекают взгляды и объективы туристов. Символ нового общественного строя, государства и столицы — сталинские высотки: как появились эти монументальные памятники архитектуры? Рассказываем в статье.

В этой статье:

Всего в Москве семь высоток. Источник: Shutterstock

Предыстория: от Дворца Советов

Москва, 1931 год. В столице началась масштабная разработка генерального плана ее реконструкции. С одной стороны, Сталин был против урбанизации по примеру европейских капиталистических стран, с другой — не хотел делать из Москвы «большую деревню» и отказаться от городской застройки, вместо этого построив небольшие домики. Задумки были громадные — озеленение Москвы, новый стадион в Измайлово, расширение города на юго-запад, строительство метрополитена и реорганизация транспортной системы. Но одной из приоритетных, идеологически важных построек должен был стать Дворец Советов.

Первый советский небоскреб и самое высокое здание во всем мире — амбициозная задумка. Главный «соперник» — недавно построенный новенький Эмпайр-стейт-билдинг — достигал рекордных 380 метров. Но девиз и стремление «быстрее, выше, сильнее» проявлялось во всем. И СССР взяли выше — 415 метров.

Высота — не единственное желаемое качество Дворца Советов. Здание должно было стать символом величия страны, отражать ценности социализма. Архитекторы искали лучшие решения, чтобы сочетать монументальность, изящество и цельность архитектурного строения. Непохожесть на другие дворцы, что-то принципиально новое и масштабное — вот чего хотели от небоскреба. А на вершину водрузить огромный памятник Ленину.

Война нарушила творческие, архитектурные и идейные планы: в 1941 году работа над Дворцом Советов приостановилась, как потом оказалось — навсегда. Этот проект так и остался в истории как один из самых масштабных, но не реализованных.

Несмотря на войну, в столице не прекращалось строительство метро. А после Великой Победы оставался открытым вопрос — завершать ли проект Дворца Советов. Однако Сталин к тому времени загорелся новой идеей — застроить Москву высотными зданиями. Им предстояло стать знамениями победы и показывать величие государства.

А что Дворец Советов? Его строительство отодвигалось на неопределенное время, которое так и не настало.

Высотки — новый силуэт столицы

Через два года после окончания войны, в день, когда Москве исполнилось 800 лет, заложили фундаменты будущих высоток. Планировалась грандиозная работа! В том числе технического характера: поставить быстрые бесшумные лифты, организовать вентиляцию и коммуникации. Такие задачи именно в больших зданиях были новы для советских инженеров, но именно этот опыт положил начало индустриальному методу строительства высотных объектов.

В этот же период в СССР закрепился архитектурный стиль — так называемый сталинский ампир. Это смешение ампира, ренессанса, неоготики, классицизма, ар-деко, барокко. Для наружного оформления архитекторы выбирают барельефы, карнизы и другие декоративные элементы, в том числе с советской атрибутикой.

Советский сталинский ампир — это масштаб и симметрия: гигантские лестницы из мрамора, колонны, широкие вестибюли и высокие потолки. Помпезность и монументальность, парадная репрезентативность — вот что отличает этот архитектурный стиль от остальных.

Если говорить о внутренней отделке, то для сталинского ампира характерно обилие лепнины, бронзовые светильники и люстры, массивная и резная мебель из дерева. Люстры — это характерная черта направления. Они огромные, как правило, бронзовые и с хрустальными подвесками.

В строительстве используются дорогие материалы: мрамор, камень, хрусталь и керамика.

Сталинские небоскребы, в отличие от нью-йоркских гигантов, градостроители не хотели концентрировать в одном месте. Наоборот — монументы стали архитектурными и высотными доминантами Москвы, сформировали ее новый облик и силуэт.

В проекте было восемь высоток, но в реальности столицу украшают семь. Сейчас мы познакомимся с каждой из построек поближе, потому что, несмотря на общий стиль, у каждого здания своя история, особенности и назначение. И найдем потерянный восьмой небоскреб.

Главное здание Московского государственного университета

  • Высота: 236 метров

  • Адрес: Ленинские горы, 1

  • Годы постройки: 1949—1953

  • Над проектом работали: Борис Иофан, Сергей Чернышев, Лев Руднев, Павел Абросимов, Александр Хоряков, Всеволод Насонов, мастерская Веры Мухиной и другие

Вплоть до 1990-х главный корпус МГУ оставлял за собой звание самой высокой постройки в Европе. Вместе со шпилем ее высота составляет 240 метров.

Строительство такого важного объекта стало отправной точкой развития всего юго-запада Москвы. Изначально проект отдали именитому Борису Иофану (именно он трудился над Дворцом Советов), но через некоторое время из-за разногласий со Сталиным его отстранили от работы.

Сейчас здание МГУ — обитель талантливых студентов и педагогов. Хотя изначально высотка задумывалась как жилой дом на 750 квартир и 520 рабочих комнат. Однако позже Сталин принял решение выделить этот небоскреб под учебные цели. В конце 40-х годов вождь поделился с заведующим отделом науки ЦК КПСС своими мыслями разделить действующий Московский университет на два здания. Это должно было улучшить уровень образования. В новом строящемся здании решили обучать естественным наукам и расположить физический, математический, биологический, физико-технический факультеты.

Высотка МГУ воплотила в себе идею «государства в государстве»: внутри здания есть не только учебные аудитории, но и общежитие, административные помещения, бассейн, актовый зал, столовая, квартиры преподавателей.

Считается, что возвышаться над небоскребом должна была статуя основателя университета Ломоносова. Но в итоге выбор пал на звезду со шпилем — эти элементы стали символом МГУ. С земли шпиль кажется легким, а на самом деле вес его — около 12 тонн!

Главный корпус МГУ торжественно открылся 1 сентября 1953 года в честь Дня знаний — спустя 6 лет с момента закладки фундамента.

Прекрасное место для прогулок. Источник: Shutterstock

Министерство иностранных дел Российской Федерации

  • Высота: 172 метра

  • Адрес: Смоленская-Сенная площадь, 32/34

  • Годы постройки: 1948—1953

  • Над проектом работали: Владимир Гельфрейх, Михаил Минкус, Григорий Лимановский и другие

По задумке дом МИД должен был стать масштабным памятником советской архитектуры на въезде в центр со стороны Бородинского моста.

Из всей семерки это здание считается наиболее сдержанным по оформлению, хотя тоже украшено лепниной, обелисками и советской символикой.

Изначально это была единственная из семи высоток постройка, которую не задумывали украшать шпилем. Но в процессе внесли корректировки. По одной из версий, Иосиф Сталин изучал чертежи небоскреба, приложил огрызок карандаша к его крыше и решил, что шпиль все-таки нужен. Но так как конструкция здания не предполагала дополнительного утяжеления, шпиль решили изготовить из легкой металлоконструкции и не декорировать звездой — из-за ее большого веса. По другим данным, шпиль установили позже по указу Берии.

Этот самый шпиль в 2017 году демонтировали и распилили на сувениры — получилось 900 маленьких кусочков. Кстати, его смогли заменить только после переезда семьи соколов сапсанов, которые прекрасно себя чувствовали на крыше здания МИД.

Гостиница «Рэдиссон Коллекшн»

  • Высота: 206 метров

  • Адрес: Кутузовский проспект, 2/1

  • Годы постройки: 1953—1957

  • Над проектом работали: Аркадий Мордвинов, Вячеслав Олтаржевский, Павел Красильников и другие

В 2010 году после реконструкции гостиница получила имя «Рэдиссон Коллекшн», но название «Украина» прочно закрепилось за этой сталинской высоткой.

Гостиница стала последней из семи построенных московских высоток. Она занимает второе почетное место по своей масштабности — после здания МГУ.

Изначально в гостинице располагался не только номерной фонд, но и жилые квартиры, несколько магазинов, отделение почты, телеграф и сберегательная касса. Внутри, как и полагается сталинскому ампиру — дорого и шикарно: интерьеры украшают картины советских художников, живописные плафоны и роскошные скульптуры. Главный вход здания отделан мрамором, а само оно декорировано обелисками и вазами в виде столпов пшеницы.

В корпусах небоскреба жили писатели Константин Ваншенкин и Инна Гофф, Леонид Соболев, Анатолий Рыбаков. В своих воспоминаниях Константин Яковлевич восхищается не только люстрами и богатым оформлением, а такими уже привычными для нас вещами, как горячая вода, централизованное отопление и мусоропровод.

Кстати, погулять по одной из семи высоток, окунуться в ее роскошную атмосферу и историю, полюбоваться полотнами художников и сделать несколько кадров на память может любой желающий. Или подняться в бар, расположенный на 31-м этаже, и посмотреть на город сверху.

Здание до сих пор называют гостиницей «Украина». Источник: личный архив Евгении Проценко

Гостиница «Ленинградская»

  • Высота: 136 метров

  • Каланчевская улица, 21/40

  • Годы постройки: 1949—1954

  • Над проектом работали: Леонид Поляков, Александр Борецкий и другие

Со временем и эта гостиница обрела новое название: «Хилтон Москва Ленинградская». Самая низкая из сестер-высоток — 136 метров со шпилем.

Интересно, что при Хрущеве за обильное «украшательство и излишество» главные архитекторы лишились Сталинской премии. А украшено здание правда по-королевски! При строительстве использовали красное дерево, мрамор, бронзу, шокшинский кварцит — один из самых дорогих материалов. Внутри много резного дерева, расписные потолки и позолота, панно и лепнина. А люстра-гирлянда даже попала в Книгу рекордов Гиннесса: роскошная, бронзовая — и целых 15,5 метров в длину!

С 2004 по 2008 год здание отреставрировали — это была очень масштабная и комплексная работа. Восстановили элементы отделки, фасады очистили при помощи сжатого воздуха, на стены нанесли специальное защитное покрытие, заменили инженерные конструкции. Модернизировали номера, в том числе отреставрировали пять номеров класса люкс. Историческую обстановку воспроизвели благодаря винтажной мебели и декору.

Реставрация — это долго и дорого. Да и небольшой ремонт требует затрат. С картой «Халва» он пройдет так, как вы хотите, — качественно и в короткие сроки!

Начинайте ремонт смело и заканчивайте вовремя

Беспроцентная рассрочка с Халвой на строительные и отделочные материалы позволит купить все нужное и распределить расходы на комфортный срок

Узнать больше

Высотка у Красных Ворот

  • Высота: 138 метров

  • Адрес: Садовая-Спасская, 21

  • Годы постройки: 1948—1953

  • Над проектом работали: Алексей Душкин, Борис Мезенцев, Виктор Абрамов и другие

Отличительная черта постройки — здесь находится вестибюль станции метро «Красные ворота».

Работая над высоткой, архитекторы и проектировщики решились на беспрецедентный риск — из-за близости к котловану специалисты провели много дополнительной работы по укреплению строительной площадки. Инженеры возводили здание с наклоном по вертикальной оси — в расчете что грунт усядется и небоскреб выровняется. Задача со звездочками, но их задумка удалась.

Высотка облицована известняком, а первые этажи — красным гранитом. Этот архитектурный памятник намного скромнее остальных высоток — здесь нет дорогих материалов или живописных панно.

Дом на Котельнической набережной

  • Высота: 176 метров

  • Адрес: Котельническая набережная, 1/15

  • Годы постройки: 1938—1952

  • Над проектом работали: Дмитрий Чечулин, Андрей Ростковский, Лев Гохман и другие

Чтобы скорее закончить масштабное строительство, к работе привлекали заключенных ГУЛАГа. Это была достаточно распространенная практика. Есть легенды, что заключенные позировали для барельефов, а некоторые даже пытались сбежать с высоких этажей — с помощью крыльев из фанеры. Высотка получила статус элитного дома, и квартиры дали значимым для государства людям.

Что, кроме творческих профессий, объединяет Нонну Мордюкову, Фаину Раневскую, Галину Уланову, Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко и Роберта Рождественского? Эти и многие другие деятели культуры и искусства жили в высотке на Котельнической набережной.

А с 2004 года каждый желающий может посетить квартиру Галины Улановой — сейчас это мемориальный музей.

Холл дома украшен как всегда богато: люстры из хрусталя, барельефы из фарфора, бронзовые элементы декора.

Высотка на Котельнической. Источник: Shutterstock

Дом на Кудринской площади

  • Высота: 160 метров

  • Адрес: Кудринская площадь, 1

  • Годы постройки: 1948—1954

  • Над проектом работали: Михаил Посохин, Ашот Мндоянц, Михаил Вохомский и другие

Высотка обрела статус дома — квартиры в нем получили высокопоставленные и уважаемые работники страны: военные, летчики-испытатели, ученые, труженики авиационной и ракетно-космической промышленности. Поэтому у здания было второе, неофициальное имя: «Дом авиаторов».

Газовая или электрическая плита, автоматическое регулирование температуры в квартирах, приточная и вытяжная вентиляция, мусородробилки под мойками — небывалый уровень комфорта для советского человека того времени!

В вестибюле выделялось отдельное место для детских колясок и велосипедов. Мусоропроводы, городские телефоны и даже подземная парковка — этот дом был действительно элитный.

Украшена и оформлена высотка на Кудринской все в том же стиле сталинского ампира: мраморные колонны, светильники-канделябры, витражи.

Высотка появилась в фильме «Москва слезам не верит» — героини Ирины Муравьевой и Веры Алентовой въезжают в квартиру именно в этом доме.

Так сколько же в столице сталинских высоток?

Из восьми проектов только один так и не удалось воплотить. Именно ему уготован был статус самой высокой постройки — 275 метров. Однако задумку не удалось воплотить при жизни Сталина, а Хрущев поменял градостроительную политику, и небоскреб остался только проектом. Хотя уже и проводились большие работы — был почти доделан стилобат.

В 60-х годах на фундаменте построена гостиница «Россия», а сейчас эту большую территорию занимает парк «Зарядье».

Такие они, эти семь сталинских высоток, которые стали памятниками архитектуры и советской эпохи и в наше время формируют облик столицы.

Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи.

Действующие магазины-партнеры Халвы

Карта «Халва» 
с бесплатным обслуживанием
До 24 месяцев рассрочки без процентов
  • До 24 месяцев рассрочки без процентов
  • До 24 месяцев рассрочки без процентов
  • До 24 месяцев рассрочки без процентов
  • До 24 месяцев рассрочки без процентов
Заказать карту бесплатно

Хотите узнать, что действительно волнует авторов и редакторов Халва Медиа?

Подписывайтесь на наш телеграм-канал

tgПодписаться