Халва МедиаОформить карту

Меню

Мобильное меню навигации

Время чтения5 минутКоличество просмотров49Опубликовано3 декабря 2025

Буксировка автомобиля: что это, виды, правила и отличие гибкой сцепки от жесткой

Автомобилисты нередко сталкиваются с ситуацией, когда их машина отказывается ехать своим ходом. Завестись не получается, а до сервиса или гаража как-то нужно добраться. В этот момент на помощь приходит буксировка. Здесь важно, во-первых, знать правила, во-вторых, слаженно действовать — обоим водителям.

В этой статье:

  1. 3 способа доставить до места сломавшийся автомобиль
  2. Общие правила буксировки
  3. Как буксировать на гибкой сцепке: пошаговый план
  4. Советы от опытных водителей
  5. Частые вопросы
Буксировочный трос можно крепить только за специальный крюк, нельзя для этого использовать элементы подвески, рычаги и стабилизатор под днищем кузова. Источник: Voyagerix / Shutterstock / FOTODOM

Буксировка — это удобный способ доставить заглохшую машину к месту ремонта с помощью другого автомобиля. 

Кажется, все просто: есть два авто и трос. Но Правила дорожного движения (ПДД) уделяют буксировке особое внимание. Два автомобиля, связанные друг с другом, — это не отдельные ТС, а целый «поезд». И его передвижение по дороге требует от водителей слаженности, а от окружающих — повышенной бдительности.

3 способа доставить до места сломавшийся автомобиль

Есть три способа буксировки: на гибкой сцепке, на жесткой сцепке и методом частичной погрузки. Какой подойдет вам, зависит от поломки и оборудования, которое у вас при себе.

Буксировка на тросе: гибкая сцепка

В роли связующего звена выступает трос — синтетический, металлический или тканевый. Он легкий, помещается в багажнике, его довольно просто использовать. 

Гибкую сцепку автолюбители используют чаще всего. Но у нее есть минус — автомобиль не едет строго по траектории буксировщика, а «живет своей жизнью», слегка виляя.

В соответствии с ПДД гибкую сцепку можно применять при соблюдении нескольких условий:

  • За рулем буксируемого автомобиля сидит водитель.
  • У машины, которую тянут на тросе, исправны тормоза и рулевое управление. Без тормозов водитель (который, как мы помним, находится за рулем) не сможет вовремя замедлиться, а без руля — повернуть за буксировщиком.
  • Длина троса — от 4 до 6 метров. Слишком короткий увеличивает риск столкновения привязанных друг к другу машин, слишком длинный сделает второй автомобиль плохо управляемым.
  • Трос не только прочный, но и заметный. На него нужно повесить как минимум два сигнальных флажка или две световозвращающие таблички размером 20х20 см с красно-белыми полосками.
  • На улице нет гололеда. На скользкой дороге машина сзади легко может изменить траекторию — тогда оба автомобиля занесет.

Жесткая сцепка

В этом случае машины соединяет не трос, а металлическая конструкция — балка или треугольник. Жесткая сцепка не дает второму автомобилю вилять и сохраняет постоянную дистанцию. Так часто буксируют грузовики или автобусы, реже — легковушки.

Жесткая сцепка не дает машинам столкнуться друг с другом. Источник: Natalia Kokhanova / Shutterstock / FOTODOM

Когда машины соединены жесткой балкой, рисков меньше, но правила для этого вида буксировки тоже есть:

  • Расстояние между автомобилями не должно превышать четырех метров.
  • Рулевое управление у задней машины должно быть исправным. А вот с тормозами есть послабление: если они не работают, то жесткая сцепка разрешена, но только при условии, что масса буксировщика как минимум в два раза больше массы автомобиля на буксире.
  • В большинстве случаев за рулем буксируемого автомобиля должен сидеть водитель. Исключение — специальные конструкции жесткой сцепки, которые гарантируют, что ведомая машина будет точно повторять траекторию ведущей.

Частичная погрузка

Передняя или задняя ось машины заезжает на специальную платформу буксировщика, а оставшиеся колеса катятся по дороге. Чаще всего так транспортируют машины с неисправным рулевым управлением.

В ПДД есть несколько важных требований в отношении частичной погрузки:

  • В буксируемом автомобиле не должно быть никого — ни в салоне, ни в кузове.
  • Правило про исправность тормозов и соотношение масс — такое же, как и при жесткой сцепке.
Буксировка методом частичной погрузки подходит для машин с неисправной рулевой или тормозной системой. Источник: folyphoto / Shutterstock / FOTODOM

Общие правила буксировки

Есть свод правил, обязательных для всех способов буксировки — им посвящен раздел 20 ПДД.

  • Скорость. ПДД строго ограничивают скорость движения при буксировке — не более 50 км/ч (п. 10.4 ПДД). Это связано с тем, что управление связкой автомобилей на высокой скорости становится непредсказуемым.
  • Опыт водителя. Садиться за руль буксировщика может только человек с водительским стажем не менее двух лет.
  • Световые сигналы. Здесь часто возникает путаница. На буксируемом (том, что сзади) автомобиле должна быть включена аварийная сигнализация (п. 7.1 ПДД). Если она не работает, на задней части машины крепится знак аварийной остановки. А вот на буксировщике (том, что спереди) аварийку включать нельзя. Потому что он должен иметь возможность подавать сигналы поворота, чтобы другие водители понимали его маневры. Ведущая машина должна ехать с ближним светом фар.
  • Количество машин. Запрещено буксировать сразу несколько автомобилей. В сцепке может быть только два участника.
  • Запрет для мотоциклов. Буксировка на мотоцикле — крайне опасная затея. Правила запрещают участвовать в ней двухколесным транспортным средствам как в роли тягача, так и в роли «ведомого». Исключение — мотоциклы с коляской, они считаются более устойчивыми.
  • Люди внутри. Нельзя перевозить пассажиров в буксируемом автобусе, троллейбусе или в кузове грузовика. В салоне легкового автомобиля пассажирам находиться не запрещено (исключение — буксировка методом частичной погрузки), но это не самое безопасное место.
  • Маневры. При буксировке нельзя двигаться задним ходом и разворачиваться на перекрестках.

Как буксировать на гибкой сцепке: пошаговый план

Сверьтесь с руководством по эксплуатации обоих автомобилей. Некоторые машины не предназначены для буксировки в определенных режимах. Например, для многих автоматов буксировка с неработающим двигателем — верная смерть для трансмиссии.

В инструкции вы также узнаете, где в машине штатные места для крюка троса — часто они скрыты под декоративными заглушками в бамперах. Дальше действуйте по порядку:

  1. Проверьте оборудование. Осмотрите трос на предмет потертостей и разрывов. Проверьте, исправны ли крюки и карабины. Грузоподъемность троса должна быть в 1,5–2 раза больше массы буксируемой машины.
  2. Договорись о сигналах. Перед началом движения обсудите со вторым водителем маршрут — лучше, чтобы на пути не было резких поворотов и сложных развязок. Определите условные сигналы — например, как водитель неисправной машины подаст знак, что нужно остановиться.
  3. Правильно прицепитесь. Надежно закрепите трос или сцепку на обоих автомобилях. Не цепляйтесь за элементы подвески или бампер — только за штатные проушины. Повесьте сигнальные флажки.
  4. Подготовьте ведомую машину. Включите зажигание, чтобы разблокировался руль. Поставьте коробку передач в нейтральное положение. Включите аварийную сигнализацию.
  5. Аккуратно начинайте движение. Трогаться надо максимально плавно, без рывков, чтобы трос не оборвался.
  6. Будьте внимательны в пути. Двигайтесь плавно, тормозите заранее и мягко. Водитель сзади должен постоянно следить за натяжением троса и траекторией движения. Длинные и резкие повороты — главный враг буксировки на тросе.
  7. Делайте контрольные остановки. В дальней дороге периодически останавливайтесь, чтобы проверить крепления и состояние автомобилей.

Серьезная поломка — это всегда неожиданные траты. Не откладывайте ремонт, оплачивайте запчасти и услуги автосервисов картой «Халва» в рассрочку без переплат.

Ремонт авто — в рассрочку и без переплат

Автосервис без головной боли! Халва: рассрочка на ремонт и копилка — на новые запчасти!

Оценивайте свои финансовые возможности и риски.
Изучите все условия в разделе «Карты»/«Карта Халва» на сайте банка sovcombank.ru

Узнать больше

Советы от опытных водителей

Помимо правил есть житейские хитрости, которые помогают избежать проблем.

  • Чем проще, тем надежнее. Сложные тросы-рулетки с механизмом сматывания могут подвести. Обычный качественный тканый трос часто надежнее.
  • Груз на трос. Чтобы при обрыве трос не отлетел и не разбил лобовое стекло, привяжите к середине что-то тяжелое и мягкое — например, связку тряпок. Это погасит энергию.
  • Два в одном. В багажнике стоит возить не один, а два троса: обычный для буксировки и специальный рывковый (строп), чтобы вытащить себя или соседа из сугроба или грязи.
  • Следите за видимостью. В буксируемом автомобиле зимой или в дождь будет холодно, а стекла могут быстро запотеть или покрыться льдом изнутри. Держите наготове сухую тряпку и скребок.
От правильной буксировки зависит не только сохранность автомобиля, но и безопасность всех участников движения. Источник: KONSTANTIN_SHISHKIN / Shutterstock / FOTODOM

Частые вопросы

Собрали для вас ответы на самые распространенные вопросы о буксировке.

Можно ли буксировать автомобиль с автоматической коробкой передач, если его двигатель не работает?

Для большинства классических автоматов буксировка на гибкой или жесткой сцепке с заглушенным двигателем запрещена на большие расстояния и со скоростью выше 30–40 км/ч.

Двигатель обеспечивает работу масляного насоса. При его остановке коробка останется без смазки и охлаждения и быстро выйдет из строя. Всегда сверяйтесь с инструкцией. Чаще всего для таких машин подходит только метод полной или частичной погрузки.

Можно ли использовать в качестве троса альпинистскую стропу или канат из хозяйственного магазина?

Нет. Буксировочный трос — это специальное оборудование, которое прошло сертификацию, имеет маркировку о предельной нагрузке (она должна минимум вдвое превышать массу буксируемого авто) и оборудовано надежными карабинами или крюками правильной формы. 

У хозяйственных тросов и строп нет нужного запаса прочности, они могут порваться.

Кто виноват в ДТП, если авария произошла во время буксировки?

ГАИ будет учитывать соблюдение всех правил (стаж, скорость, обозначение) и техническое состояние сцепки. Вину могут разделить оба водителя, но каждая ситуация разбирается индивидуально.

Что делать, если во время буксировки на гибкой сцепке порвался трос?

Водитель буксируемого автомобиля должен немедленно начать тормозить. Водителю буксировщика тоже надо плавно остановиться, когда он почувствовал «потерю веса».

Чтобы у всех участников сцепки было достаточно времени затормозить в случае обрыва, важно держать дистанцию и не ехать вплотную.

Какая ответственность грозит за нарушение правил буксировки?

Нарушение правил буксировки подпадает под ч. 1 ст. 12.21 КоАП РФ и влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей.

Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи.

Действующие магазины-партнеры Халвы

Узнавайте о новых статьях

Актуальные и самые интересные статьи будут приходить на вашу электронную почту

Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк».

Подписывайтесь на соцсети Халва Медиа

Читайте статьи в удобном формате. Лайфхаки и мемы на любой вкус!

Соц сети

Похожие статьи

Строительство и ремонт
Опубликовано15 августа 2025
Ремонт без забот с картой рассрочки «Халва»Ремонт без забот с картой рассрочки «Халва»
Время чтения5 минутКоличество просмотров195
Строительство и ремонт
Опубликовано18 января 2025
Как выбрать преобразователь напряженияКак выбрать преобразователь напряжения
Время чтения5 минутКоличество просмотров261
Автомобилистам
Опубликовано22 сентября 2025
Какой компрессор нужен для покраски авто: рейтинг лучшихКакой компрессор нужен для покраски авто: рейтинг лучших
Время чтения5 минутКоличество просмотров299