Артем Выгодин
от Артем Выгодин
6 минут
....
1 февраля

Что такое AWD: как работает эта система и кому подойдет

Полноприводный автомобиль — мечта многих. Ведь четыре ведущих колеса — это не только повышенная проходимость, но и лучшая управляемость. Однако полный привод бывает разным. Разберемся, что значит AWD на машине и в чем отличие AWD от 4WD.

В статье рассказывается:

awd привод что это
Узнаем расшифровку этих таинственных букв на багажнике вашего авто

На багажнике многих кроссоверов красуются буквы AWD. Классическая расшифровка этой аббревиатуры означает All-Wheel Drive. Дословно — «привод на все колеса». Однако такая трактовка на сегодняшний день устарела.

Что значит AWD на машине

Раньше, приблизительно до конца прошлого века, шильдики AWD и 4WD означали одно и то же — полный привод. Теперь под литерой «А» скрывается слово Automatic. То есть аббревиатуру правильнее расшифровать как «автоматический привод».

Другими словами, это полный привод, которым управляет компьютер. В противовес системе AWD есть Full-time 4WD и Part-time 4WD. Все три означают колесную формулу 4×4, но есть нюансы.

Чтобы понять, в чем преимущества и недостатки AWD, нужно разобраться, как работают другие системы.

Постоянный полный привод (Full-time 4WD)

Это самая продвинутая система, которую устанавливают на настоящие внедорожники вроде Toyota Land Cruiser или Land Rover. В отечественном автопроме 4WD могут похвастаться некоторые модели «Нивы» (например, Lada Niva Legend).

Full-time 4WD предполагает, что крутящий момент всегда распределяется на все четыре колеса. Другими словами — речь о полноценном полном приводе. Он одинаково хорош и для бездорожья, и для езды по асфальту. В последнем случае полный привод обеспечивает более уверенный вход в повороты. Поэтому систему 4WD устанавливают не только на внедорожники, но и на гоночные автомобили. Например, хетчбэки Subaru Impreza WRX или Volkswagen Golf.

Во избежание пробуксовки колес на разных типа покрытия (асфальт и лед, снежная каша, грязь) такую трансмиссию в обязательном порядке оборудуют межосевым дифференциалом. Он позволяет распределить крутящий момент между осями. При этом ведущая (как правило, передняя) всегда получает большее усилие. Обычно соотношение составляет 60:40, однако в зависимости от условий может быть и 95:5 и 70:30.

Так же работают и межколесные дифференциалы, которые установлены на каждой оси.

При движении по бездорожью бортовой компьютер машины блокирует дифференциал, и все колеса получают одинаковый крутящий момент. Это приводит к тому, что общее толкающее усилие автомобиля максимально увеличивается.

как работает полный привод
Полный привод устанавливают не только на внедорожники, но и на гоночные автомобили

Однако 4WD имеет и недостатки. Главная причина, почему его не устанавливают на любые легковые машины, — стоимость. Система значительно повышает ценник авто, хотя для езды по городу и загородным трассам особенности Full-time 4WD, как правило, особо не нужны.

Кроме того, дифференциалы с механизмами блокировки увеличивают вес машины и расходы на топливо. Чтобы постоянно принудительно вращать все четыре колеса, двигателю нужно больше мощи.

Обслуживание и ремонт такой трансмиссии при долгой эксплуатации также обходится «в копеечку».

Но для владельцев Халвы это не проблема. Ведь среди наших магазинов-партнеров несколько десятков брендов автосервисов. А значит, приобретать запчасти и услуги по обслуживанию и ремонту авто можно с комфортной рассрочкой или кешбэком при оплате своими средствами.

Подключаемый полный привод (Part-time 4WD)

Наиболее простая система, в которой крутящий момент по умолчанию распределяется только на одну ведущую ось (переднюю либо заднюю). Но при необходимости водитель может включить полный привод сам.

Для этого в трансмиссию установлена раздаточная коробка. При нажатии кнопки «4WD» она напрямую жестко соединит обе оси. Можно также выбрать пониженную передачу. При этом скорость машины упадет, зато резко вырастет крутящий момент, а с ним и тяговое усилие колес.

У такой трансмиссии нет межосевого дифференциала, и в этом главный минус системы Part-time 4WD. Жесткое соединение осей не позволяет изменять соотношение крутящего момента — оно всегда составляет 50:50.

При движении с небольшой скоростью по мягким (сыпучим) поверхностям это не имеет значения. Но если часто «давать газу» на асфальте, трансмиссия может быстро выйти из строя из-за разных нагрузок на шестерни. Чтобы понять, какие разнонаправленные процессы возникают при этом в различных узлах системы, придется глубоко погрузиться в такие разделы физики, как кинематика и сопромат.

Если вы выбрали Part-time 4WD, нужно хорошо понимать, в каких случаях можно пользоваться полным приводом, а в каких нежелательно. Иначе расходы на ремонт машины могут перекрыть все плюсы внедорожника.

Имейте в виду, что на большинстве машин с такой системой нельзя включать режим 4WD на ходу. Такие авто популярны среди водителей, которые часто целенаправленно съезжают с асфальтированных дорог на грунтовки — охотников, рыболовов, жителей загородной глубинки.

Все больше автопроизводителей отказываются от Part-time 4WD в пользу AWD. Ведь эта система в значительной степени нивелировала минусы подключаемого полного привода.

Автоматический полный привод (AWD)

Эта система — современный компромисс между Full-time 4WD и Part-time 4WD. По сравнению с первой, AWD дешевле в производстве, экономичнее и легче, по сравнению со второй — удобнее и безопаснее в эксплуатации.

Поэтому такую систему ставят на большинство современных кроссоверов. Она хорошо зарекомендовала себя в условиях российских снежных зим и умеренного загородного бездорожья.

Система AWD не зависит от типа двигателя. Ее могут устанавливать как на автомобили с бензиновым мотором, так и на «дизель», «гибрид» и электромобиль.

Как работает полный привод на AWD

У автомобилей с трансмиссией AWD, так же как и у Part-time 4WD, нет межосевого дифференциала. Но его роль играет не ручная «раздатка», а специальная муфта, которой управляет бортовой компьютер машины.

Во время езды по хорошей дороге крутящий момент от двигателя передается только на одну ось (как правило, переднюю). Но как только хотя бы одно колесо начнет пробуксовывать (например, попав на лед), компьютер моментально включит муфту и привод пойдет на те колеса, которые держат уверенное сцепление с дорогой.

Таким образом, автомобиль становится полноприводным именно в тот момент, когда это необходимо, а все остальное время экономично расходует мощность двигателя.

Трансмиссия AWD позволяет распределять разный крутящий момент на оси. А значит, у такого кроссовера не будет проблем с движением по любым видам покрытия.

Некоторые водители критикуют AWD за то, что эта система не имеет межколесных блокировок и демультипликатора — специального узла «раздатки», который включает пониженную передачу. Это действительно так. Но дело в том, что продвинутые автоматические трансмиссии научились имитировать работу этих «внедорожных» узлов при помощи тормозной системы и электронного управления коробкой передач.

Разумеется, эффект не всегда стопроцентный, но близок к работе реальных агрегатов.

Преимущества и недостатки AWD

Перечислим еще раз основные плюсы и минусы автомобилей с таким типом трансмиссии.

Преимущества

  1. Проходимость намного выше, чем у моноприводных машин. В абсолютном большинстве ситуаций на дороге ее будет достаточно.

  2. AWD дешевле в производстве и меньше весит по сравнению с Full-time 4WD. Система проще, а значит, дешевле в обслуживании.

  3. Немного меньший расход топлива, чем у других видов «внедорожных» трансмиссий.

  4. От водителя не требуется каких-то особых навыков для управления автомобилем с такой трансмиссией — все берет на себя компьютер.

Недостатки

  1. Серьезное бездорожье может оказаться такому автомобилю не по силам. Впрочем, не факт, что с ним справится и настоящий джип. Ведь многое зависит не только от машины, но и от навыков водителя.

  2. На бюджетных трансмиссиях AWD межосевая муфта не предназначена для продолжительной работы в заблокированном состоянии. То есть долгое движение по грязи машина может не выдержать.

  3. На хорошей дороге автомобиль превращается в моноприводный, а значит, его управляемость ниже, чем у машины с Full-time 4WD.

  4. То, насколько успешно кроссовер справится с бездорожьем, зависит от правильных настроек программного обеспечения компьютера. От сбоев в работе электронных систем не застрахован никто.

что значит awd на машине
AWD не предназначена для настоящего бездорожья. Если вы собрались в лес или форсировать водную преграду, лучше сделать выбор в пользу Full-time 4WD

Коротко об AWD

Говорить о трансмиссиях вообще и о системе AWD в частности можно часами — столько нюансов таит в себе процесс передачи крутящего момента от коленвала двигателя к колесам.

Но обычному автолюбителю достаточно взять на вооружение следующие знания:

  1. Система AWD означает «автоматический полный привод». То есть момент, когда нужно подключить ведомую ось и соотношение нагрузки на колеса определяет компьютер.

  2. Полный привод бывает постоянным и подключаемым. К первому типу (настоящий «внедорожный» привод) относится трансмиссия Full-time 4WD, ко второму — Part-time 4WD и AWD.

  3. На машинах с такой трансмиссией лучше не лезть в настоящее бездорожье.

Удачи на дорогах!

Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи.

Действующие магазины-партнеры Халвы

Карта «Халва» 
с бесплатным обслуживанием
До 24 месяцев рассрочки без процентов
  • До 15% на остаток собственных средств
  • До 10% кешбэк с подпиской «Халва.Десятка»
  • Более 250 000 магазинов-партнёров
  • Снятие наличных в рассрочку
Заказать карту бесплатно

Хотите узнать, что действительно волнует авторов и редакторов Халва Медиа?

Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Подписаться
Похожие статьи