Какую тормозную жидкость заливать: лучшие варианты
Тормозная жидкость обеспечивает исправную работу тормозной системы и безопасность всех участников движения. В статье поговорим, как выбрать оптимальную жидкость для вашего автомобиля.
В статье рассказывается:
Как устроена система торможения:
- Внутри колеса есть диски или барабаны, на каждый установлены тормозные колодки.
- Тормозную жидкость заливают в тормозную систему — цилиндры и трубки.
- Она передает давление к тормозным цилиндрам, приводит в действие поршни, которые прижимают колодки к дискам или барабанам.
- Водитель нажимает на тормоза, колодки сжимаются, сила трения увеличивается, колесо останавливается.
Чтобы выполнять свои задачи, рабочий раствор должен сохранять свойства: не должен становиться слишком вязким даже зимой, закипать при высоких температурах, впитывать влагу слишком быстро, иначе показатели вязкости и кипения ухудшатся.
Когда и зачем менять тормозную жидкость
Обслуживание автомобиля вызывает у автовладельца много беспокойств: как часто менять и можно ли смешивать разные бренды и типы жидкости; как понять, пора ли ее менять, если вы не первый пользователь и купили машину с уже поработавшей тормозной.
На некоторые вопросы ответим:
- в теории тормозную смесь меняют каждые 40 тысяч километров пробега, но эксперты советуют делать это вдвое чаще;
- жидкость должна быть прозрачной, без накипи и посторонних запахов — проверить это можно самостоятельно, заглянув в резервуар или набрав жидкость в шприц без иглы;
- уровень тормозной жидкости должен находиться между отметками max и min;
- если уровень ниже нормы, доливать раствор нельзя — надо узнать причину, по которой его стало меньше; это делают на станции технического обслуживания.
Как понять, что жидкость пора менять:
- педаль мягкая, ее легко нажать, сопротивления не возникает — это значит, что в тормозные пути попал воздух или уровень жидкости мал;
- под машиной остались пятна где-то посередине — это может быть утечка из системы торможения (а может быть вода из кондиционера, так что лучше потрогать пятно или понюхать);
- тряска или сильная вибрация во время торможения говорят о проблемах с тормозной системой; проверка жидкости позволит выявить проблему.
Как самостоятельно протестировать жидкость
Если у вас есть мультиметр, вы можете проверить качество жидкости самостоятельно:
- Подключите металлический щуп с красным проводом (плюс) к плюсовой клемме аккумулятора.
- Щуп с черным проводом (минус) опустите в бачок с тормозной жидкостью.
- Установите на приборе режим измерения напряжения (сектор со значком «Вольт» — В, V).
- Запустите процесс измерения — в норме должно быть не больше трех вольт.
Существует также специальный тестер тормозной жидкости — визуально напоминает ручку в прорезиненном корпусе, работает от батарейки. Работать с ним просто: снимаете колпачок, опускаете в жидкость, получаете результат. Если жидкость в норме, загорится зелёный светодиод.
Проверить и поменять тормозную жидкость поможет Халва. Оформите карту, делайте покупки и пользуйтесь услугами более 250 тысяч партнеров в рассрочку до 10 месяцев.
Топ-5 тормозных жидкостей DOT 4 в 2024 году
Предлагаем рейтинг растворов, которые хорошо зарекомендовали себя среди пользователей и экспертов. В обзоре мы остановились на DOT 4, так как это одна из самых популярных и универсальных разновидностей. DOT 4 совместима с DOT 3.
Castrol React DOT 4 Low Temp
Castrol превосходит по параметрам DOT 4: свежий раствор закипает только при температуре 265°C, а после работы, в увлажненном состоянии — при 175°C. Если менять расходник каждые два года, как рекомендует производитель, он подходит для спортивной езды.
Преимущества:
- Low Temp — пониженная вязкость до 650 кв. мм/сек., идеальная для холодных регионов;
- стойкость к закипанию даже при попадании влаги во время использования;
- практическое соответствие DOT 5.
Недостатки:
- упаковки только по пол-литра, этого недостаточно для полной замены.
Цена на Ozon — от 840 рублей.
VOLKSWAGEN DOT 4 B000750M3
Немецкое качество по высокой цене. Раствор соответствует заявленным стандартам и параметрам. Оригинальный продукт маркируют уникальным кодом — можно удостовериться, что вы не купили подделку.
Преимущества:
- четкое соответствие параметрам;
- одной упаковки хватает на полную замену раствора в системе.
Недостатки:
- высокая цена.
Цена — от 2100 рублей за литр у АвтоРусь.
Bosch DOT 4
Немецкий бренд популярен и производит множество недорогих расходников для авто, а масла и тормозные жидкости этой марки хорошо зарекомендовали себя среди владельцев европейских авто.
Если вашей машине нужен продукт с сертификацией по стандартам SAE J704, ISO 4925 Class 4, выбирайте Bosch DOT 4.
Температура: не менее 230°С для свежего раствора, около 155°С — для влажного.
Вязкость средства стабильная, подходит для зимних условий в средней полосе России.
Преимущества:
- много вариантов фасовки — можно купить, например, небольшой объем для долива;
- четкое соответствие стандартам;
- можно не перезаливать два-три года.
Недостатки:
- цена без акций может быть высокой.
Стоимость — от 540 рублей у Яндекс.Маркет за пол-литра.
Liqui Moly Bremsenflussigkeit DOT 4
Параметры, заявленные производителем, соответствуют стандартам:
- раствор закипает при 230°C в свежем виде, и при 155°C — после года использования.
- вязкость зимой — 1800 мм2/с.
Liqui Moly Bremsenflussigkeit стоит относительно недорого и хорошо смазывает детали. Производитель особенно отмечает антикоррозийные свойства. Подходит для жителей средней полосы, в северных регионах вязкость будет увеличиваться, что ухудшает проходимость системы торможения.
Преимущества:
- не разрушает резиновые детали и уплотнители;
- обладает антикоррозийными свойствами.
Недостатки:
- увеличение вязкости при понижении температуры.
Цена у LIQUI MOLY — от 600 рублей за 0,5 литра.
RosDOT 4
Отечественный завод работает уже более 25 лет. На российских автозаводах в новые машины заливают продукты этой марки.
Продукт соответствует стандартам DOT 4:
- «сухой» раствор закипает при 255°C, и при 160°C — через год езды;
- вязкость соответствует параметру 1600 мм2/с, даже если температура падает.
Преимущества:
- доступность;
- хорошая вязкость;
- отличные показатели кипения в свежем и увлажненном состоянии.
Недостатки:
- не подходит для автомобилей с АБС.
Пользователи отмечают оптимальное сочетание цены и качества.
Цена у партнеров Халвы — от 430 рублей за 500 мл.
Как выбрать тормозную жидкость по составу
Начните выбор с чтения инструкции — производитель указывает, какую жидкость нужно выбрать по составу и группе для конкретной модели.
По составу можно выделить три вида жидкостей.
Масляно-спиртовая
Масляно-спиртовая жидкость соединяет бутиловый спирт и касторовое масло. Благодаря маслу все части системы идеально смазаны, состав не повреждает металлические и резиновые детали, не разрушает лакокрасочное покрытие.
Из минусов — плохо переносит низкие температуры, педаль тормоза на морозе становится тугой. Температура кипения — всего 100°С; для современных автомобилей этого недостаточно: тормоза нагреваются сильнее.
Гликолевая
Соединения борной кислоты — полиэтиленгликоли — позволили создать смесь, которая не боится зимних морозов и высоких температур. Это один из самых распространенных типов жидкостей, их используют в большинстве автомобилей.
К недостаткам относится способность впитывать влагу. Максимальная насыщенность водой, при которой можно использовать продукт — 3%. Полиэтиленгликоль впитывает влагу из воздуха, она попадает в резервуар даже через закрытую крышку. Состав не такой безопасный, как масляно-спиртовой, он не должен соприкасаться с металлическими частями машины и краской на кузове.
Силиконовая
Органические соединения кремния, из которых ее делают, не замерзают и не закипают, не гигроскопичны, но и смазывающая способность ниже, чем у других.
Нельзя использовать для ABS-систем: силиконовые растворы быстро засоряют высокоточные клапаны.
Какие параметры учесть при выборе
Два главных показателя, важных для тормозной жидкости, — вязкость и температура кипения. Они взаимосвязаны.
Вязкость
Вязкость — способность раствора циркулировать по трубам внутри системы торможения при обычных и высоких температурах.
В зависимости от уровня вязкости выделяют два показателя температуры кипения:
- только что залитый раствор, не успевший набрать влаги, называют «сухим», процент воды в идеале равен нулю, дает лучшие показатели;
- «увлажненный» раствор уже использовали некоторое время, успевает впитать влагу из воздуха. За 2-3 года набирается около 3,5% жидкости, и вязкость такого средства уменьшается.
Чем больше влаги в составе, тем хуже вязкость и ниже способность циркулировать внутри тормозной системы при высоких температурах.
При повышении температуры вязкость снижается, может образоваться течь; это приведет к отказу системы торможения. При понижении «влажный» раствор густеет, система медленнее реагирует на нажатие педали.
Избежать таких неприятностей поможет регулярная диагностика машины и замена расходников. С картой «Халва» вы можете выбрать надежную компанию среди партнеров и проходить ежегодное ТО со скидками или в рассрочку.
Температура
На упаковке продукта указан температурный показатель — чем он выше, тем лучше: не будут образовываться паровые пробки, педаль будет легче отзываться на давление и быстрее передавать усилие к колодкам.
Производители выпускают четыре типа жидкостей:
- DOT 3 — 205°С и 150°С;
- DOT 4 — 230°С и 155°С;
- DOT 5 — работоспособны при температуре от 100°С до 350°С;
- DOT 5.1/ABS — 260°С и 155°С.
Точки кипения в свежей жидкости («сухой») и набравшей влагу за время работы различаются. Для нового состава показатель будет выше, для отработанного — ниже.
Гигроскопичность
Гигроскопичность хороша для белья, когда хорошая впитываемость позволяет сохранить сухой кожу. А вот для тормозной жидкости она не нужна: чем медленнее рабочий раствор впитывает воду, тем лучше, и тем дольше можно его не менять.
При постоянном закипании и охлаждении, которое происходит при работе автомобиля, раствор впитывает влагу из воздуха. Если воды в составе больше 3,5%, жидкость начинает закипать при температуре в полтора раза ниже той, которая требуется для закипания свежей.
Какие группы тормозных жидкостей бывают
Производители используют международную классификацию для маркировки тормозных жидкостей.
DOT 3
Самая недорогая, но подходит не всем. К недостаткам относится высокая гигроскопичность, а высокая влажность состава губительно влияет на детали. Использовать DOT 3 можно в автомобилях, которые развивают скорость не более 160 км/ч и не нагреваются.
DOT 4
Оптимальные «средние» показатели в среднем ценовом сегменте. Небольшая гигроскопичность позволяет раствору долго сохранять рабочие показатели. Это значит, что его не надо часто менять. Подходит автомобилям, дисковые тормоза которых развивают скорость до 220 км/час.
DOT 5
Единственный раствор на основе силикона: высокие температурные показатели, бережное взаимодействие с резиновыми деталями, мягкое нажатие педали. Состав химически инертен и не портит детали, но из-за высокой способности к аэрации он плохо смазывает систему торможения.
DOT 5.1
Раствор сохраняет высокие технические характеристики при высоких температурах. Подходит даже для использования в гоночных болидах. Стоит дорого.
Производители добавляют в разные классы тормозной жидкости краситель, чтобы можно было понять «на глаз», какой раствор залили в резервуар раньше.
DOT 3, DOT 4 окрашивают желтым цветом, а DOT 5 — красным.
Качественный раствор справляется со своими задачами примерно два года без замены. Эксперты не советуют ездить долго с одной и той же жидкостью, даже если у вас маленький пробег: влага накапливается просто от соприкосновения с окружающей средой, и качество работы системы торможения падает.
Надеемся, наш обзор поможет разобраться в требованиях к тормозной жидкости и выбрать оптимальный вариант.
Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи.
Узнавайте о новых статьях
Актуальные и самые интересные статьи будут приходить на вашу электронную почту
Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк».
Похожие статьи





