Халва МедиаОформить карту

Меню

Мобильное меню навигации

Анна Субботина
от Анна Субботина
Время чтения6 минут Количество просмотров25 994 Опубликовано15 декабря Обновлено: 20 сентября

Сверху вниз, наискосок: чем обезжирить кузов автомобиля перед покраской

Вы задумали подкрасить автомобиль или обновить забор на даче. Выбрали цвет, купили краску и отмыли краскопульт после прошлого раза. Дело за малым — подготовить поверхность.

В статье рассказывается:

Зачем обезжиривать поверхность

Качество окраски зависит от того, ровно ли ложится красящий слой. Долговечность — от сцепления краски с окрашиваемой поверхностью (на языке профессионалов это называется адгезия). Если на поверхности есть посторонние вещества, они плохо влияют как на равномерность слоя, так и на адгезию.

Первый этап подготовки поверхности — механическая очистка. Жесткой щеткой или губкой удаляют непрочные участки старого покрытия, ржавчину и другие дефекты. Если их не убрать, они рано или поздно отвалятся вместе с новой краской, а до этого испортят вид: кузов будет трескаться, пузыриться, пойдет ржавыми пятнами.

Второй этап — химическая обработка. Она нужна, чтобы растворить жиры, масла, силикон, которые попадают на кузов с дорожной грязью, восковыми полиролями и даже с прикосновением рук.

На обезжиренную поверхность краска ровно ложится и прочно держится

На вид кузов может быть чистым, но микроскопические следы жира помешают краске лечь нормально. Этого можно избежать, если обезжирить металл перед покраской.

Механический этап обычно не игнорируют. А вот обезжириванием иногда пренебрегают или делают его неправильно.

Обезжиривать металл нужно перед любыми процессами, связанными с нанесением нового слоя:

  • шпаклеванием;
  • грунтовкой;
  • полировкой.

Порядок такой: удалили старое покрытие — очистили от пыли — обработали от жира.

Обычный шампунь не годится, средства для мытья посуды — тем более. Даже те, что отмывают от жира огромные противни в рекламе. Автомобильные загрязнения имеют иной химический состав, чем пищевые, и бороться с ними нужно специальными средствами.

Итак, чем обезжирить кузов автомобиля, чтобы краска легла идеально?

Какие средства использовать

Для обезжиривания кузова нужны составы, которые разрушают отложения, но не сам кузов. Начнем с профессиональных решений.

Антисиликон

Когда на автофорумах обсуждают, чем обезжирить поверхность перед покраской, участники разбегаются на два лагеря: «всю жизнь бензином протирал и нормально было» и «прекратите этот колхоз, работайте только с антисиликоном». Антисиликоны используют профессиональные маляры, и одно это — аргумент, чтобы примкнуть ко второму лагерю.

Преимущество антисиликоновых средств в том, что они убирают не только масляную пленку, но и собственно силикон, который неспециализированные обезжириватели «пропускают». Силикон попадает на кузов с аэрозолями и не смывается обычными шампунями. Он образует стойкий упругий слой, на который не ложатся ни краска, ни грунтовка, ни шпаклевка.

Если вы пробовали красить шов, обработанный силиконовым герметиком, или рыболовную приманку, то знаете, как плохо держится на них краска, — точнее, совсем не держится. Рыболовы могут намудрить с йодом и разными термоядерными составами, но для автомобилистов это верный способ угробить кузов.

В общем, остатки силикона на кузове — это так же плохо, как следы масла. 

Антисиликоновые средства имеют сбалансированный состав, чтобы разрушать отложения, не повреждая металл.

Антисиликоны бывают химические (на основе нефтепродуктов) и водно-спиртовые. Оба эффективны, легко наносятся и примерно одинаково дорого стоят. Спиртовой чуть мощнее и быстрее сохнет (1–2 часа против 3–4 у химического). Спиртовые хороши перед полировкой, нефтяные — перед покраской.

Посчитаем, сколько нужно антисиликона, чтобы обезжирить автомобиль целиком.

Примерный расход — 200–250 г/м².

Вид автомобиляПримерная площадь кузоваОбъем антисиликона
Малолитражка7–8 м²1400–2000 г
Седан20–22 м²4000–5500 г
Малотоннажный грузовик30–31 м²6000–7750 г

Единственный недостаток антисиликона — расходуется в два раза быстрее и стоит в два раза дороже альтернатив. Поэтому многие мастера, прикинув бюджет, грустно закрывают форумы и идут за более дешевыми аналогами.

Впрочем, аналоги бывают разные. Среди них есть рабочие решения, которые совершенно незаслуженно клеймят «колхозом».

Уайт-спирит

Уайт-спирит (нефрас-С4) — универсальный обезжириватель. При ремонте им разводят олифу, краски и лаки на масляной основе. Очищает поверхности от битума, мастик, клея, хорош для смывки масляных красок.

Уайт-спирит растворяет жировой налет даже на неровных и потрескавшихся поверхностях. Не разъедает металл, а у пластика еще и усиливает адгезию. Ответ на вопрос, можно ли обезжиривать кузов уайт-спиритом перед покраской, однозначно положительный.

Единственный материал в автомобиле, для которого уайт-спирит не годится, — стекло. На нем остаются разводы, которые трудно смыть. При очистке защищайте окна и зеркала пленкой или широким скотчем.

Вещество быстро испаряется, поэтому смывать или стирать его не нужно. Сушка кузова после обработки уайт-спиритом занимает до часа. Если переборщить со средством, сохнуть может и три часа, и четыре — тогда подсушите поверхность строительным феном и в следующий раз наносите экономнее.

Посчитаем, сколько нужно уайт-спирита на весь автомобиль.

Примерный расход — 110–160 г/м².

Вид автомобиляПримерная площадь кузоваОбъем уайт-спирита
Малолитражка7–8 м²770–1300 г
Седан20–22 м²2200–3500 г
Малотоннажный грузовик30–31 м²3300–5000 г

Лайфхак: используйте уайт-спирит после зимы, чтобы смыть реагенты и жирную дорожную грязь. Кузов становится чистым и гладким, грязь на нем не задерживается. Главное — наносить средство по чуть-чуть (0,5 л на машину хватит) и потом заехать на мойку. Иначе, когда уайт-спирит закончит растворять грязь, он примется за лакокрасочное покрытие автомобиля.

Спирт 

Спирт справляется с жиром и не вредит лакокрасочному покрытию. Но опасен для пластиковых деталей: фары и фонари после обработки могут пойти мелкими трещинами.

Если спирт плохо очищен, после него останется белый налет.

При обработке спиртом старая краска не растворяется, поэтому сначала проведите механическую очистку кузова.

В списке средств, которыми можно обезжирить поверхность перед покраской автомобиля, — этиловый и изопропиловый спирты. О вреде метилового знают, кажется, все, но на всякий случай напомним: этиловый и метиловый спирты очень похожи по виду и запаху, но первый относительно безвреден, а второй — сильный яд. Покупайте спирт только у проверенных продавцов.

Главный аргумент против спирта — это дорогой обезжириватель: в два раза дороже уайт-спирита. За такие деньги проще купить спирто-водный антисиликон со всеми необходимыми присадками и добавками.

Лайфхак: протирайте спиртом хромированные и стеклянные детали, чтобы придать блеск, убрав жирный налет и следы насекомых.

Заботясь о кузове, не забывайте о себе: всегда используйте как минимум респиратор и перчатки

Ацетон

Ацетон — сильный обезжириватель. Популярен для разбавления эмалей, шпаклевок, красок. Обрабатывать металл им тоже можно, но результат будет слабее, чем от уайт-спирита.

Ацетон отлично растворяет краски, но не очень хорошо справляется с битумами, восками и автомобильными маслами. Это прочные, вязкие загрязнения, а ацетон очень летуч и испаряется раньше, чем успевает их растворить.

Еще ацетон ускоряет коррозию железа и легированных сталей. Ненамного — всего на 0,1 мм в год, но зачем рисковать. Размягчает он и пластик ABS — из него делают корпуса фар и зеркал заднего вида, бамперы, радиаторные решетки, колпаки колес.

Ацетоном лучше всего обрабатывать отдельные детали под шпаклевание, и то если под рукой не оказалось уайт-спирита. Уайт-спирит чистит лучше, безопасен для металла, а разницы в цене почти нет.

Лайфхак: Используйте ацетон для удаления мелких царапин. Он слегка растворит лакокрасочный слой и быстро улетучится, то есть краска почти сразу высохнет. Смочите салфетку или губку и затирайте поверхность, пока царапина не исчезнет.

Обезжиривайте кузов перед полировкой, это усилит эффект

Что еще понадобится

Выбрать обезжириватель — полдела. Нужно правильно его нанести. Вот что для этого понадобится:

  • Строительный фен для сушки — пригодится, если случайно переборщили с уайт-спиритом или в гараже прохладно.

  • Одноразовые салфетки из микрофибры. Обезжиривают двумя салфетками — одной наносят средство, второй, чистой, убирают грязь. Очень важно брать именно микрофибру — тогда под краской не останется пыли и ворсинок.

  • Распылитель — наносить средство будет удобнее и экономнее.

  • Масловлагоуловитель на распылитель, чтобы случайно не добавить новых загрязнений.

Для механической очистки пригодится пескоструй — мощный инструмент, безжалостный к старой краске и ржавчине. Его можно собрать самому из газового баллона и сантехнических фитингов. Работает пескоструй от компрессора, который обязательно найдется в вашем гараже: ведь без интенсивной подачи воздуха машину не покрасить.

С авторемонтом часто бывает так — пошли за бутылкой уйат-спирита, а вернулись с канистрой антисиликона, крутыми салфетками и чем-нибудь совсем внезапным вроде пескоструйного аппарата. Тратить деньги будет проще и приятнее, если часть из них вернется к вам с кешбэком. Платите Халвой и получайте кешбэк, а крупные покупки делайте в рассрочку.
Чтобы автомобиль не подвел

Обслуживание авто требует внимания и расходов, но они окупаются сторицей. Халва — это беспроцентная рассрочка на запчасти и услуги автосервисов

Узнать больше

«Черный список» обезжиривателей

На автофорумах нередки советы не тратить деньги на «новомодную ерунду» и вспомнить о народных рецептах. Например, обезжирить кузов керосином — дешево и сердито. Следовать таким советам не надо.

Лет 30–40 назад ремонт и обслуживание авто выполняли сами владельцы. Сегодня можно годами быть за рулем и не уметь сменить колесо. Раньше автосервисов было мало, а хороших мастеров — еще меньше, да и за запчастями стояли очереди.

Методы ремонта были просты — что нашлось под рукой, тем и чиним. Что можно использовать в качестве обезжиривателя — да все, что есть в гараже.

Сегодня реалии изменились. Во-первых, «дешевые народные» средства менее доступны. Раньше тот же керосин всегда был дома, особенно в сельской местности: им заправляли лампы и примусы. Сегодня его нужно специально закупать, стоит он как уайт-спирит, а хорошо очищенный даже дороже.

Во-вторых, изменились материалы и краски. Кузов современного авто требует иного подхода, чем винтажный «москвич» или жигулевская «классика».

В-третьих, изменились стандарты. Раньше на неровности краски и звездочки ржавчины не обращали внимания. Сегодня нам нравятся сияющие и безупречно гладкие поверхности автомобилей — а они требуют профессиональных решений.

Итак, чем не надо обрабатывать кузов:

  • Керосин — в его составе много примесей масляного типа, которые остаются на кузове и портят краску. Да и пахнет он прескверно. Сейчас керосином не заправляют даже одноименные лампы: есть аналоги, которые почти не пахнут и меньше коптят.

  • Бензин — в нем много присадок, которые вредят кузову. Бензином можно оттереть кисти, застирать испачканную краской одежду, промыть детали. Но лучше используйте его по прямому назначению — лейте в бак.

  • Растворители 646 и 647 — они быстро испаряются и не успеют обезжирить кузов. Их тоже используйте по назначению: для разведения лаков и красок, отмывания кистей и валиков.

  • Уксус — разъедает металл, ужасно пахнет и дорого стоит. Используйте его в эко-рецептах для дома и в кулинарии.

Большинство из тех, кто красит машину сам, ищут решения подешевле — иначе они бы поручили эту задачу профессионалам. Но ошибки при подготовке поверхности обернутся двойными расходами: деталь придется перекрашивать. Поэтому прежде чем приступать к работе, внимательно изучите технологии и не экономьте там, где экономить нельзя.

Бывает и так: в процессе покраски вы вдруг понимаете, что проще купить новую машину, чем довести до ума эту. С одной стороны — дорого. С другой — если сложить все расходы на обслуживание и ремонт старого авто, включая ваше время и амортизацию инструментов, то на то и выйдет.

Попробуйте посмотреть условия автокредитов — быть может, это ваш шанс забыть о часах, проведенных в гараже над очередной неразрешимой задачей. Или оформите Халву, подключите онлайн-копилку и понемногу откладывайте на новую машину.

Техника безопасности 

Качественные обезжириватели относятся к слаботоксичным веществам. Если работать с ними на открытом воздухе (например, красить забор или качели), шанс отравиться минимален. Но в покрасочной камере или гараже можно получить как минимум головную боль, как максимум — серьезное отравление. Поэтому:

  • Всегда используйте средства индивидуальной защиты: респиратор и резиновые перчатки.
  • Надевайте прочный фартук (не тканевый) или костюм химзащиты (жарко, зато надежно).
  • Позаботьтесь об удобной одежде, чтобы работать было комфортно.
  • Проветривайте помещение, но так, чтобы на кузов не попала пыль.
  • Всегда читайте инструкции на этикетках обезжиривателей и следуйте им. Соблюдайте условия хранения: средства на спиртовой и нефтяной основе легко загораются. Их нужно беречь от открытого огня и перегрева. Не держите их на солнце или у обогревателя.

Автомобиль, правильно покрашенный своими руками, — не только финансовая экономия, но и предмет гордости. Соблюдайте технологию, используйте правильные средства и инструменты — и результат оправдает ожидания.

Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи. 
Действующие магазины-партнеры Халвы
Карта «Халва» 
с бесплатным обслуживанием
До 24 месяцев рассрочки без процентов
  • До 17% на остаток собственных средств
  • До 10% кешбэк с подпиской «Халва.Десятка»
  • Более 250 000 магазинов-партнёров
  • Снятие наличных в рассрочку
Заказать карту бесплатно

Хотите узнать, что действительно волнует авторов и редакторов Халва Медиа?

Подписывайтесь на наш телеграм-канал

tgПодписаться
Похожие статьи