Редакция Халва Медиа
от Редакция Халва Медиа
5 минут
....
29 января

Каким получился фильм «Мастер и Маргарита»: Актеры, интерпретация, отличия

25 января 2024 года прошла российская премьера фильма Михаила Локшина по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». По данным стриминговой платформы Okko, за четыре дня проката картина собрала 430 млн рублей.

Возможны спойлеры! Разумеется, «Мастер и Маргарита» — классический роман, который многие знают едва ли не наизусть, но экранизация 2024 года отличается от традиционных прочтений. 

Сюжет в сюжете

Новая экранизация не стала бувальным прочтением великой книги — это режиссерская интерпретация, добавлен еще один пласт.

Роман М. Булгакова — изначально метатекст, книга о книге и роман в романе. Мастер пишет роман об Иешуа и Пилате. В сценарии Кантора и Локшина появляется третья рамка: Мастер остается без постановки и работы, пишет роман о самом себе и жизни вокруг — в его книге герой в свою очередь пишет роман об Иешуа и Пилате.

Для чего режиссеру такая матрешка?

Возможно, она нужна ему, чтобы более выпукло показать исторический контекст.

История, которая убивает Мастера

Исторический контекст 1930-х годов показан очень подробно. Если у Булгакова роман громят только критики в прессе, у Локшина роман превращается в пьесу и громят его на собрании. Здесь и традиционные публичное шельмование, и публичное покаяние. Есть и эпизод с другом-доносчиком Алоизием Могарычом (Александр Яценко), который пишет сценарий для будущего фильма «Свинарка и пастух». Интересно, что в фильме Алоизий не просто хочет въехать в апартаменты Мастера: его поступок имеет четкую психологическую мотивировку.

Москва 1930-х из книги Мастера — это хорошо известные по роману события: встреча с Берлиозом на Патриарших прудах и представление Воланда. Добавляет бурлескной комедийности сцена на вечере у Лиходеева. Это тоже своеобразный бал, но не Сатаны, а новой элиты: партийных шишек, директоров, известных писателей и критиков.

Москва в экранизации — мрачный город, где Мастера допрашивают в НКВД, отправляют на принудительное лечение в страшную психиатрическую лечебницу, где спокойная и счастливая жизнь для героев невозможна.

А вот история Иешуа скукожилась до трех-четырех эпизодов (зато на арамейском и латыни). Как будто создатели фильма рассчитывают, что мы хорошо знаем исходный текст и все сами развернем в голове (что ж, мы и правда знаем).

Про любовь

Главной темой фильма остается любовь — за нее отвечают красивая и нежная пара Евгения Цыганова и Юлии Снигирь. Всем, кто в школе пролистывал главы про Ершалаим, чтобы узнать, как там развивается история любви главных героев, фильм понравится.

Источник: кадр из фильма "Мастер и Маргарата"/АМЕДИА



Мы видим, как зарождается чувство героев в в весенней Москве и становится все глубже к — казалось бы — счастливому финалу в домике у моря. Экранизация ничуть не потеряла в комедийности, но обрела в драматизме — тем разительнее контраст.

«Мастер и Маргарита»: актеры

Любителям российского кино есть чему порадоваться: от Ярмольника до Колокольникова лучшие российские актеры — даже в самых незначительных эпизодах — добавляют фильму искрящегося и праздничного настроения капустника.

Юра Борисов, Евгений Князев, Игорь Верник, Алексей Гуськов, Яна Сексте и Дмитрий Лысенков — каждый рассказывает историю более глубокую, чем показано на экране.

Насыщенный отечественный каст дополняют немец Аугуст Диль в роли Воланда и датчанин Клас Банг в роли Пилата. 

Воланд в исполнении Аугуста Диля («Бесславные ублюдки») как будто занимает в экранизации более значительное место, чем в книге. Диалоги Мастера с Воландом становятся одними из самых значимых в этой истории. Именно они, давние знакомцы — творец и Мефистофель — обсуждают текущую политическую ситуацию, говорят об искусстве, людях и философии.

Воланд в этих беседах не выглядит дьяволом и не искушает Мастера, это просто умный собеседник, которому искренне интересен литератор. Впрочем, это не мешает дьяволу оставаться дьяволом, с легкостью отрубать головы и с удовольствием пить кровь из черепа Берлиоза.

Поклонникам Воланда в исполнении Олега Басилашвили в сериале Бортко приготовиться к совершенно другому прочтению персонажа. Игра Диля вносит дополнительное напряжение в повествование.

Источник: кадр из фильма "Мастер и Маргарата"/АМЕДИА



Еще один яркий и, кажется, придуманный сценаристом, образ — медсестра в психиатрической лечебнице в исполнении Яны Сексте. Она сочувствует пациентам, помогает Мастеру передать роман Маргарите и при этом ничтоже сумняшеся ведет главного героя на «процедурочки». Под этим милым словом скрывается шоковая терапия, которой «лечат» Мастера, отправленного на принудительное лечение. 

Из запоминающихся лиц — Полина Ауг, играющая Галлу или Геллу. В романе у нее нет полноценной сюжетной линии, а в фильме это узнаваемый образ старлетки, ищущей счастья и славы в театральной Москве.

Наш вердикт — сходите и составьте собственное мнение. 2 часа 37 минут пролетают незаметно, темп у фильма бешеный, но несмотря на существенное отличие от исходного текста, режиссер сохранил баланс между комедией и фарсом, любовной историей, серьезной драмой и фантастикой.

Карта «Халва» 
с бесплатным обслуживанием
До 24 месяцев рассрочки без процентов
  • До 15% на остаток собственных средств
  • До 10% кешбэк с подпиской «Халва.Десятка»
  • Более 250 000 магазинов-партнёров
  • Снятие наличных в рассрочку
Заказать карту бесплатно

Хотите узнать, что действительно волнует авторов и редакторов Халва Медиа?

Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Подписаться
Похожие статьи