Оксана Есарева
от Оксана Есарева
7 минут
....
13 апреля

Студия Ghibli представляет: какие аниме Хаяо Миядзаки стоит посмотреть

«Нужно смотреть на мир глазами, не затуманенными ненавистью. Замечать плохое в хорошем и хорошее в плохом, стремясь к балансу», — в этих словах Миядзаки выразил свой творческий метод. Рассказываю, почему его мультфильмы нужны как воздух абсолютно каждому жителю Земли.

мультфильмы хаяо миядзаки
Сусуватари или «черные чернушки» — один из культовых персонажей Миядзаки — впервые появляются в «Тоторо» и помогают главной героине в «Унесенных призраками».
Все фото: личный архив Оксаны Есаревой

Один из известных российских кинокритиков сказал, что нам повезло жить в эпоху двух гениев: Дэвида Линча и Хаяо Миядзаки. Я не кинокритик, но много лет горячая поклонница обоих художников. А потому могу говорить о них исключительно как зритель — пусть и искушенный.

Линч и Миядзаки удивительно разные. Первый опускает нас в самые темные глубины человеческого естества, чтобы очистить через катарсис — похлеще, чем в античном театре. Второй в прямом и переносном смысле возносит в небеса. Миядзаки способен исцелять даже те частички нашей души, о травмировании которых мы и не подозревали. Его произведения для ребенка — волшебство, а для взрослого — терапия.

Попробую разобраться, из чего складывается магия мультфильмов Хаяо Миядзаки и расскажу о его лучших произведениях.

Как устроена Вселенная мультфильмов Хаяо Миядзаки 

Миядзаки — настоящий волшебник. Включив любую его картину, уже через 10–15 минут вы забываете, что смотрите мультфильм. Кажется, что это кино или даже явление какого-то совершенно иного порядка. Чудесный мир, населенный обаятельными персонажами, продуман до мельчайших деталей.

Техника рисунка и цветовая палитра Миядзаки узнаются с первого кадра. Включая очередное произведение мастера, вы каждый раз попадаете в уже знакомую вселенную. Да и герои выглядят так, словно приходятся друг другу родственниками.  

И хотя многое относительно сюжета можно разложить по Проппу — деятельный герой, переход границы, мир профанный и мир сакральный, трикстеры и волшебные помощники — все, что вы увидите на экране, будет новым и непредсказуемым. Например, у художника практически никогда не появится абсолютных злодеев. Все его отрицательные персонажи — скорее сломлены и травмированы и нуждаются в любви и тепле, чем злодействуют для удовольствия.

Главные герои — дети  

Миядзаки часто говорит, что всегда хотел создать картину, которая объяснила бы детям, как же хорошо быть живым. Но каждое его произведение именно таково — по определению. Он снимает не для того, чтобы развлечь, а чтобы показать, что действительно важно.

Главные герои — практически всегда дети, и чаще всего девочки. Героиня Миядзаки активна, умна, смела, скромна, решительна, немного эксцентрична и, скорее всего, не красавица. Она проживает непростой момент жизни, действует на пределе возможностей, терпеливо преодолевает сложнейшие преграды. Бывает, что ей нужен помощник — но точно не спаситель. 

Практически всегда одна из главных линий — романтическая влюбленность. Причем такая, которая обладает преображающей силой. Любовь главной героини исцеляет все вокруг: ее саму, объект ее любви, а также людей и существ, которые встречаются по пути. 

Волшебные существа японской мифологии 

Интересно, что культовыми у Миядзаки становятся не главные, а второстепенные герои: волшебные существа. Вдохновение мультипликатор черпает в образах ёкаев — монстров, духов, божеств и оборотней синтоистского пантеона. Из японского фольклора заимствуется только идея. А визуальный образ, сюжеты и характеры — ноу-хау Миядзаки. 

Образы Тоторо, Безликого, котобуса, черных чернушек, Кальцифера глубоко укоренились в поп-культуре. Их знают, наверное, все, кто хотя бы поверхностно знаком с аниме Хаяо Миядзаки.

  • Тоторо — обаятельный и немногословный дух леса и воплощение природных сил — происходит от искаженного слова «Тороро», то есть, «тролль». Именно он в качестве маскота красуется на логотипе Studio Ghibli.
  • Сусуватари или «блуждающая сажа» — забавные черные комочки, которые обитают в заброшенных домах, — придумка самого аниматора. 
  • Котобус впитал черты японских кошек-оборотней бакэнэко и улыбающегося Чеширского кота Льюиса Кэрролла.
  • Сделка Хаула с Кальцифером основана на распространенном в японской манге сюжете сделки героя с демоном. 
  • А Безликий бог Каонаси — это, пожалуй, все мы. Потеря лица как потеря сущности и маска как ее утаивание — традиционный фольклорный мотив. Кто из нас в мучительных поисках своей идентичности не пытался заполнить внутреннюю пустоту буквально чем угодно?
аниме Хаяо Миядзаки
Каонаси или Безликий — это, возможно, каждый из нас. Те, кто не имеет идентичности, цели в жизни и пытается заполнить внутреннюю пустоту всем, что встречается по пути

Продукцию, посвященную аниме Хаяо Миядзаки, можно купить на всех популярных маркетплейсах. Например, на «Озоне» есть подушки, сумки, футболки, брелоки, значки, нашивки и блокнотики с изображением персонажей японской анимации. Особенно приятно, что с покупок можно получать кэшбэк, оплачивая их картой «Халва».

Противостояние природы и техники

Природа — еще одна ключевая героиня Миядзаки. Погода, время суток, мир животных и растений, вода, ветер — все это живое, дышит и взаимодействует с персонажами на равных.

Природа по Миядзаки — это далеко не всегда идеалистические пейзажи. Это еще и могучая сила: штормовое море, дождь и грозы, сильный ветер. Правда, темные проявления природы — это зачастую реакция на негативное влияние человека.

Особенно много внимания экологии уделяется в ранних фильмах студии. В «Навсикае из долины ветров» показан мир через столетия после ядерной войны. Мутировавшие леса источают яд, люди ютятся в городах. Одинокая девочка с помощью гигантских насекомых пытается отстоять последние живые уголки природы на планете.

В «Принцессе Мононоке» экологическая тематика продолжает развиваться. Пред нами предстает мифическая Япония прошлого. И снова мы видим противостояние дикого и необузданного духа природы и техники. В главном шедевре Миядзаки «Унесенные призраками» та же проблема показывается с иной стороны. Река настолько загрязнена мусором, что герои уже ее не узнают.

Тема полета 

В каждом мультфильме Миядзаки кто-то летает. Кики на волшебной метле, Хаку и замок Лапута — благодаря магии, Тоторо с помощью причудливого приспособления, напоминающего волчок, Порко Россо на гидроплане, а авиаинженер Дзиро Хорикоси — в мечтах, потому что летать по-настоящему он не может из-за плохого зрения.

Полет для Миядзаки, конечно, не только про самолеты. Речь о романтике, развитом воображении, мечтах, больших целях и огромной смелости, которую нужно иметь, чтобы позволить себе оторваться от земли. Если ты летаешь — ты не такой, как все: будь готов остаться непонятым. 

«Мы все здесь летаем», — это о способности сохранять незамутненный взгляд на вещи, первозданную чистоту, которая, возможно, спасет мир. Потому что войны, экологические катастрофы, мировое зло — это что-то из мира взрослых, но точно не детей. 

Традиционная техника анимации: карандаш и акварели

«Для работы мне нужны только бумага и карандаш», — говорит Миядзаки. И действительно, к компьютерной анимации он прибегает лишь единожды, во время работы над фильмом «Ходячий замок Хаула».

Все, что мы видим на экране, похоже на ожившие акварели. Технику акварели художник использует для эскизов, набросков и раскадровок. А фоны пишет плакатной краской. Для каждого мультфильма Хаяо Миядзаки создает десятки тысяч изображений, прорисовывая их на полупрозрачных листах целлюлозы. 

Несколько листов с движущимися персонажами, объектами и фоном накладываются друг на друга. Так получаются многослойные детальные картины со статичным фоном: проплывающие с разной скоростью облака, штормящее море, играющее сотней оттенков, скачущие по лесу животные, едущие по городу машины. 

Удивительная особенность Миядзаки — он никогда не работает по готовым сценариям и мыслит скорее мини-сюжетами. Его персонажи сами творят свои истории. Разве это не магия? 

Музыка Дзё Хисаиши

Миядзаки невероятно повезло встретить в своей жизни еще одного гения — композитора Дзё Хисаиши. Первый саундтрек он написал для «Навсикаи из долины ветров». С этого момента художники больше не расставались. Благодаря этому мы сегодня можем напевать «Тоторо — То-то-ро», когда у нас хорошее настроение, купать ребенка в ванной с большим количеством пены под опенинг из «Рыбки Поньо» и грустить под меланхоличную Marry-go-round из «Ходячего замка», когда скучаем по любимым.

Особенность музыки Дзё Хисаиши — комбинация академического звучания с традиционным и современным. Сложно охарактеризовать эту музыку. Винтажные симфонические переливы могут соседствовать с этнической перкуссией, минималистичными японскими сантином и кото. И вдруг — откуда ни возьмись — темпераментное испанское танго! 

Лично я, засиживаясь допоздна за работой или учебой, часто включаю Хисаиши, чтобы одновременно взбодриться, успокоиться и упорядочить мысли. Хисаиши — самая прекрасная музыка на свете.

Список аниме Хаяо Миядзаки 

На вопрос, какие аниме Миядзаки посмотреть, я отвечу: однозначно все! Каждая его работа — шедевр, который доставит массу положительных эмоций и запомнится надолго. 

Но если вы только знакомитесь с его творчеством, начните с самых простых, которые принесли художнику главные мировые премии. 

Мой сосед Тоторо 

Идеалистическая сказка с терапевтическим эффектом для всей семьи.

Смотреть можно с детьми от 5 лет. У мультфильма простой и незамысловатый сюжет. Две сестры вместе с отцом переезжают в старый дом в деревне. Их мама в больнице, девочкам скучно и грустно, и они открывают для себя мир живой природы. Знакомятся с духами леса и отправляются в приключения.

На самом деле, сказка представляет собой изложение ключевых идей синтоизма в доступной детям форме. Даже одну из героинь зовут Мэй, а май — главный месяц для японцев, когда совершаются ритуалы, чтобы будущий урожай получился богатым.

студия гибли мультфильмы
Один из самых известных персонажей Миядзаки — добродушное воплощение сил природы Тоторо. Его прообраз в мифологии — лесной тролль

В мультфильме много пасхалок для тех, кому интересно разбираться в символике.

Но и не вникая в эти подробности, можно получить много удовольствия от просмотра.

Чудесная веселая песенка «Тоторо-То-то-ро» еще долго будет играть у вас в голове, а ребенок (в том числе великовозрастный) точно будет знать, какую плюшевую игрушку захочет следующей.  

Рыбка Поньо на утесе

Героям сказки по 5 лет, но это настоящая красивая история любви, которая побеждает все преграды. Родители не в восторге, что их дети подружились с кем-то из другого мира.

По сюжету сказка напоминает «Русалочку» (или лайт-версию «Ромео и Джульетты»), но, в отличие от Андерсена — и тем более Шекспира — здесь не будет разбивающего сердце финала, после которого придется крепко задуматься об антидепрессантах. 

Зато будет много прекрасного бурного моря, разливающегося в сотне оттенков синего, легкой музыки и будничных сюжетов из обычной жизни рыбацкой деревушки в Японии. Каждый из главных персонажей — Поньо, Сосуке, морской царь Фудзимото и Морская богиня — невероятно харизматичные и не полюбить их всем сердце просто невозможно. Обязательно смотреть на большом экране!

студия гибли мультфильмы
Мультфильм «Рыбка Поньо на утесе» можно рассматривать как позитивную версию андерсеновской «Русалочки»

Унесенные призраками

Фильм, который принес Миядзаки оглушительный всемирный успех. Он подарил нам Безликого и черных чернушек. В аниме ставится много серьезных вопросов. О жадности, которая в буквальном смысле превращает людей в свиней. О трудолюбии и верности выбранному пути — главных добродетелях японца. О влиянии западного общества на японскую культуру. Об экологических проблемах современности. О бесконечных поисках где-то и когда-то потерянного самого себя. 

Действие происходит в красивых декорациях традиционных японских бань, где главной героине Тихиро придется работать, не покладая рук, чтобы освободить родителей от колдовства. Картина буквально нашпигована фольклорными образами и мотивами. После нее захочется изучать дополнительные материалы, читать интервью аниматора и глубже погружаться в японскую культуру. 

Мультфильм получил «Оскар» в номинации «Лучший анимационный полнометражный фильм» и «Золотого медведя» на Берлинском кинофестивале.

Еще больше погрузиться в миры Хаяо Миядзаки вы сможете, посетив музей студии Гибли в Токио. Из Москвы и Петербурга организуют вполне бюджетные рейсы в азиатском направлении: В Шанхай, Пекин, Гонконг, Токио, Сеул. Если покупать туры по России и за рубеж от агентств — партнеров карты «Халва», платить можно в рассрочку.

Ходячий замок Хаула

«Сердце — тяжелая ноша», — говорит одна из героинь легендарного мультфильма. Но перед добротой и обаянием Софи не устоит ни демон огня, ни злая колдунья, ни загадочный оборотень-дракон Хаул, ни огородное пугало, ни Безликий. Злая колдунья превратила девушку в старуху. Но благодаря любви чары разрушаются.  

Прообразом ходячего замка, по словам самого мастера, стала избушка на курьих ножках из русских сказок. Хотя он скорее представляет собой великолепный образец изобретения из вселенной стимпанка. Еще одна демонстрация уважения Миядзаки к инженерам-конструкторам и изобретателям. 

«Ходячий замок Хаула» — единственное аниме, где художник прибегнул к компьютерной анимации, которую очень не жаловал. В 2006 году это аниме было номинировано на «Оскар» в категории «Лучший анимационный полнометражный фильм».

список аниме Хаяо Миядзаки
Персонаж Кальцифера вдохновлен образом демона огня из японского фольклора, но в сказке «Ходячий замок Хаула» он скорее дружелюбный дух домашнего очага

Порко Россо

Этот фильм сам автор назвал «промашкой» в том смысле, что он совсем-совсем не для детей. В основе короткая манга авторства Миядзаки. По жанру это практически нуар, отсылающий к классике Голливуда вроде «Касабланки». И это даже несмотря на абсурдный (на первый взгляд) сюжет.

Разочаровавшись в человечестве, главный герой-пилот загадочным образом превращается в самую что ни на есть свинью. В новом облике со свиным рылом он летает на гидроплане, противостоя воздушным пиратам, которые грабят ни в чем не повинных граждан. 

Действие происходит между двумя мировыми войнами, итальянский фашизм как раз в стадии становления, но герой решает для себя: «Я лучше буду свиньей, чем фашистом». В то время как государство ищет повод посадить его за измену Родине и упаднические настроения.

Основной месседж: неважно, как ты выглядишь и кем тебя считает общество, куда важнее, кто ты и куда идешь. 

Принцесса Мононоке

Чтобы изобразить природу такой, какой Миядзаки хотел ее видеть, мастер обошел все горы на севере Японии и нарисовал вместе с помощниками не менее 100 000 эскизов.

Ключевой конфликт — в столкновении природы и цивилизации. Она апеллирует к 1970-м годам, когда в Японии активно строились промышленные предприятия и массово вырубались леса. Миру техники вновь противостоит сильная героиня — приемная дочь волчицы. Жесткий и прохладный стиль этого аниме отсылает к скандинавскому эпосу. 

«Принцесса Мононоке» принесла Миядзаки популярность в США. Правда, картина попала к продюсеру Харви Вайнштейну, и он хотел значительно ее отредактировать. В частности, сократить хронометраж — у Миядзаки это всегда около полутора часов — убрав некоторые сцены. 

Автор ответил как настоящий японец. Прислал Вайнштейну катану с подписью: «Ничего не резать!» И, конечно, победил.

Ветер крепчает

Как многие яркие художники, Миядзаки не раз и не два пытался завершить карьеру, но все равно возвращался к главной страсти своей жизни. Передать бразды правления студией (сооснователь Ghibli Исао Такахата в последние годы жизни боролся с тяжелой болезнью) он мог бы сыну Горо. Но тот то ли не справился, то ли сам не захотел взять на себя такую ответственность. 

«Ветер крепчает» — это история взросления и попытка найти компромисс с миром. Главный герой Дзиро Хорикоси страдает от близорукости и не может осуществить мечту и стать пилотом. Но он находит альтернативу и становится авиаконструктором. 

«Все, чем я хотел заниматься в жизни — это создавать что-то красивое», — говорит он. И становится разработчиком самых смертоносных истребителей Второй Мировой. В этой истории (вдохновленной реальной биографией инженера) автор снова ставит неудобные вопросы.

Найдет ли человечество ответ? Как и любое настоящее искусство, работы Миядзаки — это зеркало. Будьте готовы увидеть в нем и самих себя и сегодняшний день со всеми его противоречиями. 

Как ты живешь? (Мальчик и птица)

«Дедушки скоро не станет, но он оставляет этот фильм, потому что любит тебя», — так Миядзаки прокомментировал возвращение к работе после очередного прощания с аудиторией.

Фильм стал его завещанием и посвящением внуку. Мастер готовил это масштабное полотно целых 7 лет. 60 аниматоров под его руководством производили по одной минуте анимации в месяц. 

Последний мультфильм Миядзаки вдохновлен классикой японской литературы — романом «Как ты живешь?» Ёсино Гэндзабуро, который вышел в свет в 1937 году. В ней через призму юношеского взгляда исследуются «вечные вопросы» о добре, зле и историческом опыте человечества.

Миядзаки взял лишь ключевые идеи, а сюжет перенес в Токио 1943 года. Мать 12-летнего Махито погибает во время бомбардировки. Мальчик после удара головой начинает разговаривать с цаплей, которая обещает привести его к маме.

С этого начинаются странствия по альтернативной Вселенной. История получилась довольно мрачной, сложной и личной, если сравнивать ее со всем остальным наследием мастера. Но вроде бы мультипликатор уже работает над новым произведением. 

Будем с замиранием сердца ждать новых мультфильмов, поблагодарим Миядзаки за то, сколько радости он нам подарил, и пожелаем долгих лет жизни главному волшебнику нашего времени! 

Как появилась студия Ghibli

Хаяо Миядзаки родился в Токио, в 1941 году, в семье директора авиационного завода. Отец пророчил ему судьбу инженера-авиаконструктора, но с детства мальчик увлекался рисованием. У отца он перенял страсть к небу, полетам и летательным аппаратам, которую мы видим практически в каждом мультфильме. А эпоха — это было время после поражения Японии во Второй мировой — повлияла на его взгляды. 

Противостояние природы и техники, острая антивоенная позиция, вечный вопрос: «Как можно всем сердцем ненавидеть войну и разрушение, но любить самолеты?», — вот что во-многом определило содержание его произведений. Их даже сложно назвать мультфильмами — это несомненно авторское анимационное кино. Причем абсолютно для всех — от детей дошкольного возраста до пожилых людей. 

Ключевым событием в карьере Хаяо Миядзаки стала встреча с единомышленником Исао Такахатой. Это произошло еще в 1960-х. Вместе они поработали в нескольких студиях анимации, создавая мультсериалы. Постепенно им стало тесно в этих рамках, и в 1984 году Миядзаки и Такахата вместе открыли легендарную студию Ghibli. 

Спустя пару десятилетий слава Хаяо будет греметь на весь мир. А вот о Такахате за пределами Японии широкая аудитория по сей день знает куда меньше. Он — менее «народная» и более арт-хаусная фигура. 

Если Миядзаки всю жизнь сам занимался прорисовкой и оттачивал однажды найденный им стиль, то творчество Такахаты всегда оставалось экспериментальным. Потому у последнего и армия поклонников за рубежом не такая огромная, как у его коллеги. Выступая преимущественно в качестве продюсера, режиссера и идейного вдохновителя, Исао постоянно находился в поисках новых визуальных форм. 

И хотя круг вопросов, волновавших художников, был схожим, решали они их по-разному. Возможно, на это повлиял и тот факт, что Исао Такахата на шесть лет старше Миядзаки. В уже осознанном возрасте мог наблюдать ковровые бомбардировки, когда в огне войны сжигались целые кварталы. Это, конечно, не могло не повлиять на его мировоззрение.

Все это впоследствии сможем увидеть и мы в одном из самых пронзительных его произведений — мультфильме «Могила светлячков», которое, в отличие, от большинства киносказок Миядзаки, заканчивается отнюдь не утешительно. В этой статье мы не будем подробно останавливаться на работах Исао Такахаты — они заслуживают отдельного подробного разговора. 

История студии «Гибли» началась с анимационного фильма «Навсикая в долине ветров», который вышел в 1984 году. В основу легла манга, написанная самим Миядзаки и издававшаяся в Японии в 1982-1984 годах. Постапокалиптический мир. Экологическая катастрофа уничтожила все живое на планете. Храбрая девочка общается с насекомыми-мутантами, пытаясь защитить от опасных соседей последние островки живой природы. 

Этот мультфильм Хаяо Миядзаки принес своему создателю мировую славу. И на гребне успеха единомышленники открывают студию Ghibli. Название ее отсылает к знаменитой модели итальянского самолета. Это и дань уважения Хаяо его отцу-авиаинженеру, и признание в любви небу, и постановка себе высочайшей планки. Ее мультипликаторы потом превзойдут не один раз. 

Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи.
Действующие магазины-партнеры Халвы

Карта «Халва» 
с бесплатным обслуживанием
До 24 месяцев рассрочки без процентов
  • До 15% на остаток собственных средств
  • До 10% кешбэк с подпиской «Халва.Десятка»
  • Более 250 000 магазинов-партнёров
  • Снятие наличных в рассрочку
Заказать карту бесплатно

Хотите узнать, что действительно волнует авторов и редакторов Халва Медиа?

Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Подписаться
Похожие статьи