Подписывайтесь на анонсы:
TelegramТимбилдинг: секреты эффективной командной работы
Почему соревнования на природе — не обязательно тимбилдинг, а совместный поход в бар как раз может им стать. Как руководителю компании не потратить деньги зря, преследуя благородную цель сплотить коллектив. Разбираемся, что такое тимбилдинг и чем полезен бизнесу.
В статье рассказывается:
Тимбилдинг не равно корпоратив на природе
Что такое тимбилдинг? Во многих компаниях он ассоциируется прежде все с этакими «веселыми стартами» на природе. Все собрались, затарились мясом для шашлыка и вином, поиграли в спортивные игры, искупались, пожарили мясо, потанцевали и легли спать. Компания при этом потратила на мероприятие шестизначную сумму. А какого ждать результата — не понятно.
Возможно, организуя такие корпоративы на природе, руководство надеется на то, что:
- сотрудники подружатся, и у них улучшатся отношения между собой;
- они станут больше помогать друг другу в рабочих ситуациях, уйдут проблемы с коммуникацией;
- коллектив станет лояльнее к руководству, расценив отдых как приятный подарок;
- работники будут охотнее рекомендовать компанию своим друзьям, находящимся в поиске работы, начнут приводить хороших новых работников.
Увы, этим надеждам далеко не всегда суждено оправдаться. Подпившие на жаре коллеги могут наоборот поссориться и даже подраться после веселых прыжков через веревки. Если это выезд на природу с ночевкой, кому-то на утро может стать так стыдно, что он решит уволиться.
«Подарок» от начальника в виде BBQ-вечеринки забудется в первые пару недель, как только придет время очередного среза, отчета, релиза и так далее. Память у людей короткая. Да и вообще, в качестве поощрения большинство сотрудников предпочтет квартальную премию.
Вдобавок, в любом коллективе есть интроверты, неспортивные люди и те, кто не переносит жару, — для них добровольно-обязательный формат праздника на природе обернется адскими муками, а не удовольствием.
Добавим сюда и предубеждение многих людей о спортивных корпоративах в принципе. Частая претензия к ним — стандартизированный формат и утомительные конкурсы, в которых сложно уловить смысл.
Тут и подходит время задать главный вопрос. Что такое тимбилдинг? Является ли им любое совместное мероприятие? Пожалуй, нет. Если команда встретилась с целью поесть мяса и поиграть в спортивные состязания, это обычный корпоратив на свежем воздухе. В лучшем случае такой праздник позволит людям просто хорошо отдохнуть.
А что же такое тимбилдинг? Давайте разбираться.
Один из способов сплотить коллектив — вместе отмечать дни рождения в офисе. В качестве презентов можно выбирать подарочные карты «Халва». Они дадут виновнику торжества возможность самому решить, в каком из 250 000 магазинов-партнеров выбрать подарок. Карты бывают мужские, женские и спортивные. Что еще приятно — банк подарит 500 дополнительных баллов, если именинник оформит свою первую полноценную Халву.
Для чего нужен тимбилдинг
Обратимся к самому смыслу слова. Team building с английского переводится дословно как построение команды. Простыми словами тимбилдинг — это мероприятие, которое помогает сотрудникам стать одной командой. Ключевые отличия тимбилдинга от любых других корпоративных мероприятий:
- наличие четкой командной цели;
- возможность развить конкретные софт скиллс;
- добровольный характер;
- регулярность.
Одной единственной вылазкой на природу команды не построишь. Поэтому на четвертый пункт менеджерам по персоналу и руководству стоит обратить особое внимание. Качественный тимбилдинг — это постоянный процесс.
И вот вопрос, помогают ли стандартизированные конкурсы — как то перетягивания канатов, квесты и прочие прыжки через костер в действительности построить команду? Маловероятно. А что поможет? Все то же, что лежит в основе решения любых бизнес-задач. Видение, стратегия, план и сценарий.
Если руководитель или эйчар только задумались о проведении тимбилдинга, вот с чего стоит начать:
- определить конкретные проблемы, которые существуют в коллективе;
- разработать цели и задачи мероприятия;
- подумать, как можно смоделировать и проработать в игровой форме существующие проблемы;
- определить круг участников (отдел, департамент, все сотрудники и т. д.);
- посчитать затратность с точки зрения ресурсов (время, деньги, материальная база);
- выбрать формат;
- обратиться к профессионалам, которые все организуют.
Как видите, нужна большая подготовительная работа.
Тимбилдинг может сыграть терапевтическую роль в самых разных случаях. Например, в ситуации «лебедь, рак и щука», когда разные департаменты не слышат друг друга или руководство и тянут одеяло в разные стороны. Когда сотрудники часто ссорятся и перекладывают ответственность за неудачи на других. Или если не хватает коммуникации и хочется получить обратную связь, чтобы эффективнее выстроить рабочие процессы.
Виды тимбилдинга
С точки зрения формы тимбилдинги бывают:
Спортивные. Суть в том, чтобы поделиться на команды, сплотиться и достичь конкретной цели в конкретные сроки, грамотно разделив роли и помогая друг другу. Как может быть реализовано: пейнтбол, лазертаг, спортивные игры, квесты с прохождением маршрутов на лыжах, велосипедах, квадроциклах, джипах, лодках или пешком по лесу.
Творческие. Моделируют процесс работы над одним проектом всей командой. Сюда относятся мастер-классы по кулинарии, керамике, рисованию, лепке, изготовлению различных поделок и т. д. Цель: прокачать умение эффективно и позитивно взаимодействовать с другими. И, будем честны, выложить красивые «заряженные» фотографии на сайт и в соцсети компании, чтобы продемонстрировать всему миру, как чудесно в компании работать.
Экологические. Здесь цели шире, чем просто сплотить команду. На первый план выходит приобщение к социально значимому труду. Формат, с одной стороны, дает моральное удовлетворение сотрудникам, помогает развивать партнерские связи, а с другой — хорошо сказывается на репутации компании. Форматы: посадка деревьев, сбор мусора в лесу или парке, заселение прудов рыбой и так далее.
Коучинговые. Помогает не столько развлечься и сплотиться, сколько проработать тонкие места во взаимодействии сотрудников и их личных софт скиллс. Могут проводиться в различных игровых форматах. Достаточно часто не задействуют коллектив целиком, а направлены на отдельных сотрудников или подразделения. Важно, что это не разовая акция, а постоянный процесс. На разных его этапах участники получают задания от коуча. Он сам вместе с командой двигается в том направлении, в котором нужно идти, чтобы привести команду к нужному результату.
Психологические. Суть их в том, чтобы помочь сотрудникам лучше понять себя, свои профессиональные и личные цели, природную предрасположенность, глубинные мотивы. Эта категория тимбилдингов довольно часто метит мимо цели. Ведь все сотрудники уже работают на своих местах и выполняют конкретные функции. Стоит ли пересматривать их роль в коллективе? Да, наверно многие дизайнеры — неудавшиеся художники, а многие копирайтеры — несостоявшиеся писатели, которым надо как-то зарабатывать. Но по поводу самореализации и удовольствия в трудовом договоре ничего нет. В большинстве случаев люди ходят на работу, чтобы продавать свои знания, умения и навыки и получать за это деньги. А для души есть, в конце концов, хобби.
На руководителя и эйчара надейся, а сам не плошай! Повысить градус позитива в коллективе можно, если устраивать приятные сюрпризы для коллег. Один сотрудник может взять на себя инициативу и собрать деньги от остальных. Подарок коллеге можно сделать в честь дня рождения, свадьбы, рождения ребенка или другого события. Такая инициатива поощряется! Ведь если оплатить подарок в магазине-партнере карты «Халва», можно получить приятный кешбэк.
Идеи для тимбилдинга
Чтобы было понятно, как именно тимбилдинг решает конкретные проблемы и задачи в коллективе, приведем несколько примеров.
Игра 1. «Игра-знакомство»
Когда подходит:
Отличный способ знакомства сотрудников, если команда большая и новая. Игру удобно проводить в неформальной обстановке: за чаепитием с тортом или пиццей, на встрече в кофейне или в баре.
Как играть: участники усаживаются за один большой стол. Каждый по очереди сообщает два правдивых и один ложный факт о себе. Затем все остальные пытаются угадать, где коллега пытался их обмануть. Параллельно сотрудники узнают о хобби, предпочтениях, образе жизни друг друга.
Игра 2. «Мои эмоции»
Когда подходит:
Когда в коллективе напряженная обстановка, все работают молча, мало общаются, закрыты, нет доверия или департаменты тихо друг друга ненавидят.
Реквизит:
Набор картинок, который будет изображать объекты одного рода с разной атмосферой. Например: пейзажи, города мира в разное время суток, людей за различными занятиями, животных, предметы.
Как играть:
Ведущий предлагает представить рабочую ситуацию. Например, впереди выход нового релиза, существует ряд таких-то проблем и, скорее всего, нужно будет выйти в выходные. Каждый игрок выбирает картинку, отражающую его эмоции по этому поводу и проговаривает их.
Игра «Проблема — решение»
Когда подходит: в ситуациях типа «лебедь, рак и щука». Помогает сотрудникам научиться слышать других, уважать отличное от собственного мнение, аргументировать свою позицию, а также договариваться, искать консенсус в спорных ситуациях, чтобы эффективно приходить к общему результату.
Реквизит:
Карточки, на которых сотрудники предварительно описывают спорные рабочие ситуации, которые хотят обсудить.
Как играть:
Один из участников выбирает карточку с типичной ситуацией, которую хочет обсудить. Например, автор присылает редактору статью низкого качества или срывает дедлайн. Участники рассказывают свое видение ситуации и предлагают решение. Как должен действовать редактор: отредактировать сам, передать другому автору или отправить этому же на доработку?
Никита Колмацкий, основатель и тренер сообщества Global Games Group, 12 лет в организации тимбилдингов:
«От обычного корпоратива на природе тимбилдинг отличается тем, что в его основе всегда коллективно выполненная задача. Даже подъем в горы может стать тимбилдингом и хорошо сработать на сплочение команды, если в его процессе люди помогают друг другу, подают руки и так далее.
Также для эффективности тимбилдинга важно, чтобы каждый чувствовал себя в своей тарелке. Люди не любят кривляться и делать что-то несвойственное им в обычной жизни.
Зато многие с удовольствием примеряют нестандартные роли с четкой зоной ответственности — например, когда моделируется ситуация катастрофы, в которой надо действовать быстро и слаженно.
Сейчас руководители ждут от тренеров немедленных результатов. Потому на пике популярности не спортивные мероприятия, а короткие тренинговые игры, позволяющие быстро выработать определенный профессиональный навык. Например, научиться противостоять манипуляциям со стороны клиентов или работать с большим объемами новой информации.
И все равно одного мероприятия никогда не будет достаточно. Чтобы увидеть результаты, тимбилдинги нужно проводить регулярно».
Итак, теперь вы точно знаете, для чего нужен тимбилдинг, и значит, не ошибетесь в постановке целей и задач. А это первый и важнейший шаг к тому, чтобы сделать командообразующее мероприятие по-настоящему эффективным и полезным для коллектива.
Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи.
Действующие магазины-партнеры Халвы
с бесплатным обслуживанием
- До 15% на остаток собственных средств
- До 10% кешбэк с подпиской «Халва.Десятка»
- Более 250 000 магазинов-партнёров
- Снятие наличных в рассрочку
Хотите узнать, что действительно волнует авторов и редакторов Халва Медиа?
Подписывайтесь на наш телеграм-канал