Халва МедиаОформить карту

Меню

Мобильное меню навигации

Время чтения5 минутКоличество просмотров1 044Опубликовано2 февраля 2025Обновлено: 5 февраля

Как я наняла репетитора, который не любит детей

Учитель не обязан любить ученика, он должен его научить — всё так. Но при этом учитель может уважительно общаться с ребенком? Особенно если речь о репетиторе, который занимается с подопечным один на один. Я считаю, что может и должен.

Должны ли учителя корректно общаться с детьми? Или главное — донести знания? Источник: нейросеть
Это голоса и истории наших читателей и авторов. Мы публикуем их анонимно и можем относиться к предмету обсуждения по-разному — но в любом случае с интересом и уважением.

Проблема отношений ученик-учитель не нова. В школе, если попадется увлеченный знающий педагог, ребенок будет знать предмет и, возможно, даже полюбит его. Не повезет — попадется скучный учитель и на уроках дети будут просто отбывать повинность.

Но есть еще один важный момент — отношение педагога к ученикам. В школе (как и в семье) дети находятся в зависимом положении. Они не могут уволиться, если им не нравится, как с ними обращаются. Не могут ответить, как могли бы, будь они в равном положении со взрослыми. Не все могут даже попросить защиты дома.

Мы много говорим об уважении к учителю, и оно, безусловно, необходимо. Но уважение должно быть взаимным, и относиться корректно надо ко всем людям любого возраста. Иначе ребенок, который вырастет в системе, где с ним обращались плохо «просто потому что могли», будет транслировать такое отношение к людям дальше.

Как и почему мы наняли репетитора

В прошлом году мой сын получил серьезную травму при падении и с сентября по март был на домашнем обучении. Все это время с ним занимались школьные учителя. Но фокус в этот период был на здоровье: мы ходили на физиотерапию, в бассейн, занимались гимнастикой. В итоге без дополнительных уроков и контроля с моей стороны по сложным для сына предметам — математике и английскому — накопились пробелы. Он забыл даже многое из того, что знал.

После летних каникул ребенок перешел в новую школу, требования к знанию языка там гораздо выше. В дневнике появились плохие оценки, и я решила пригласить репетитора. Нашла преподавателя по рекомендации, и сын начал заниматься.

Обычно репетитор спрашивает родителя, что именно требуется: делать с ребенком домашку или заниматься сверх программы. В моем представлении, главная задача была — закрепить материал прошлого года и помочь не провалиться на новых темах, подтянуть грамматику и потренироваться читать после летнего перерыва. Но педагог предпочла, чтобы сын делал домашнюю работу сам, а они занимались другим материалом.

С первого же урока это было некомфортное взаимодействие. Учительница все время нагнетала темп, подгоняла сына, а после надиктовала мне с десяток голосовых. Ее не устраивало все: качество связи, громкость голоса ребенка, расположение экрана, как сын читает, сколько слов знает, насколько не владеет грамматикой, как плохо с ним занимались в прошлой школе.

Понятно, что проблемы были, в противном случае мы бы не искали педагога. И можно было бы обсудить их спокойно и конструктивно, мол, есть зоны для роста, будем работать.

Было неприятно, но я решила поначалу не обращать внимания на токсичные замечания и начать заниматься, потому что этого преподавателя рекомендовали как очень сильного и результативного. Стоимость уроков в сентябре у нее была 1200 рублей в час.

Репетитор — это помощник родителя или еще один источник тревог? Источник: нейросеть

Как проходили занятия

Каждый урок с репетитором становился испытанием для всех: ребенок заранее страдал, я в напряжении ждала сообщений с комментариями и требованиями. Перед уроком я по сто раз проверяла уровень заряда на технике, фотографировала все нужные страницы учебника и рабочей тетради и отправляла учительнице — это было ее требование. И нужно было выполнять его незамедлительно, невзирая на рабочее время и другие дела. Если ей было плохо видно, она делала замечания и просила переснять.

После каждого урока она жаловалась мне, как мало они успевают, потому что ребенок медленно выполняет задания. Высказывала она все это и ему. А еще рассказывала о своих талантливых и трудолюбивых учениках, которые занимались с ней даже летом из Турции, выигрывали конкурсы и учились на одни пятерки.

Я в самом начале объяснила, что сын не умеет делать сразу быстро и много, а когда устает, уже не схватывает информацию. Но при этом он любознательный, хорошо учится, просто в своем темпе. Там, где он легко усваивает, получает пятерки, а где нужно позаниматься дополнительно, выходим на четверки. При этом ребенок не отказывается учиться, не саботирует, выполняет домашние задания. Он не полиглот, не получит высокий балл на ЕГЭ по английскому, да и не выберет его.

В свою очередь, сын после каждого урока снова и снова говорил, что учительница «ужасная», а он чувствует себя на ее уроках «дебилом» и каждый раз идет на занятие, как на казнь. Я думала, проблема в том, что он сильно отстал по предмету и немного драматизирует.

Справедливости ради скажу, что результаты занятий появились уже через две недели, а через месяц даже удивляли. Тройки понемногу исчезли, появились отдельные пятерки. Сын признавал, что педагог помогла ему, в классе он чувствовал себя гораздо увереннее, выполнял задания, понимал формулировки учителя. Это вдохновляло и несколько компенсировало неприятный осадок от занятий.

Прошло три месяца. Мне удалось свести общение с репетитором к минимуму: пару раз ответила, что не могу слушать голосовые на работе и что ребенок может сам отправить сканы заданий. Я спрашивала сына, как дела, он отвечал сдержанно: все нормально (на самом деле это может значить что угодно). Постепенно репетитор перестала высказывать недовольство, ситуация стабилизировалась, и я ненадолго переключила внимание на другие дела. Но, как оказалось, напрасно.

Почему я решила отказаться от занятий

Как-то мне пришлось остаться в той же комнате, где сын занимался английским. Я работала дома, сидела в наушниках и сначала старалась не отвлекаться на урок. Но напряжение росло, и я начала прислушиваться.

Все занятие учительница делала ребенку замечания за любую оплошность. Оне не просто поправляла ошибки, это как раз нормально, а выговаривала ему. Это звучало примерно так: «Ты что, не можешь быстрее писать?» Через минуту: «Ты закончил уже?» Еще минута: «Ладно, оставь, допиши потом и скинь мне».

Атмосфера во время урока была нервной, порция замечаний следовала после каждого задания.

Я просто перечислю, что услышала на одном уроке:

  • какой ты медленный;
  • сколько можно писать;
  • это все сто раз повторяли;
  • ты что, не можешь запомнить;
  • что тут непонятного, я устала объяснять.

Мне в этот момент было так жалко сына! Во-первых, это несправедливо, потому что я видела: он старался и работал в полную силу. Во-вторых, такое поведение можно было бы простить уставшему учителю с 30 детьми в классе или родителю, объясняющему домашку после работы, но не человеку, который сидит у себя дома, работает онлайн в данный момент с одним ребенком за весьма достойную почасовую оплату. В месяц за уроки учительница получала от нас около восьми тысяч рублей.

После занятия я попросила прощения у сына за то, что не прислушалась к нему сразу, и предложила завершить эти уроки. К моему удивлению, он отказался немедленно все бросать. Ответил, что результат есть, он его видит, и хотя репетитора он почти ненавидит, хочет заниматься с ней до конца четверти. Так мы дозанимались до конца декабря и в новом году нашли другого педагога.

Какие выводы я сделала для себя:

  • Надо четко понимать, чего я хочу, и ставить исполнителю конкретную задачу. Если учитель настроен на занятия с сильными детьми и готовит призеров олимпиад, а мне нужно, чтобы ребенку подтянули грамматику и научили получше читать, стоит поискать другого педагога.
  • Прислушиваться к ребенку. Если есть жалобы, если ему некомфортно, попытаться понять причину. Это тот случай, когда что-то изменить в моих силах, и оплачивать плохую работу точно не стоит.
  • Не бояться менять ситуацию.

Вернусь к вопросу, которым я задаюсь в начале. Должен ли учитель сдерживать себя — даже если ученик ему не очень нравится, не так хорошо справляется, как хотелось бы? Уверена, что да.

Работа педагога не только в том, чтобы научить и передать знания. Навык строить уважительные и комфортные отношения важен не меньше.

В условиях, когда вы работаете с ребенком один на один, это вполне достижимо. А если не получается, надо спокойно обсудить ситуацию с родителем и отказаться от ученика. В итоге все будут в выигрыше.

 

Узнавайте о новых статьях

Актуальные и самые интересные статьи будут приходить на вашу электронную почту

Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк».

Подписывайтесь на соцсети Халва Медиа

Читайте статьи в удобном формате. Лайфхаки и мемы на любой вкус!

Соц сети

Похожие статьи

Личные финансы
Опубликовано18 января 2025
Как стать репетитором: качества действительно хорошего преподавателяКак стать репетитором: качества действительно хорошего преподавателя
Время чтения7 минутКоличество просмотров6 405
Умный шопинг
Опубликовано18 января 2025
Лучшие приложения для изучения английского языкаЛучшие приложения для изучения английского языка
Время чтения7 минутКоличество просмотров4 193
Семья и дети
Опубликовано8 февраля 2025
Что лучше: репетитор или онлайн-школаЧто лучше: репетитор или онлайн-школа
Время чтения7 минутКоличество просмотров1 817