
100 коротких поздравлений с днем рождения в прозе
Учитель не обязан любить ученика, он должен его научить — всё так. Но при этом учитель может уважительно общаться с ребенком? Особенно если речь о репетиторе, который занимается с подопечным один на один. Я считаю, что может и должен.
Проблема отношений ученик-учитель не нова. В школе, если попадется увлеченный знающий педагог, ребенок будет знать предмет и, возможно, даже полюбит его. Не повезет — попадется скучный учитель и на уроках дети будут просто отбывать повинность.
Но есть еще один важный момент — отношение педагога к ученикам. В школе (как и в семье) дети находятся в зависимом положении. Они не могут уволиться, если им не нравится, как с ними обращаются. Не могут ответить, как могли бы, будь они в равном положении со взрослыми. Не все могут даже попросить защиты дома.
В прошлом году мой сын получил серьезную травму при падении и с сентября по март был на домашнем обучении. Все это время с ним занимались школьные учителя. Но фокус в этот период был на здоровье: мы ходили на физиотерапию, в бассейн, занимались гимнастикой. В итоге без дополнительных уроков и контроля с моей стороны по сложным для сына предметам — математике и английскому — накопились пробелы. Он забыл даже многое из того, что знал.
После летних каникул ребенок перешел в новую школу, требования к знанию языка там гораздо выше. В дневнике появились плохие оценки, и я решила пригласить репетитора. Нашла преподавателя по рекомендации, и сын начал заниматься.
Обычно репетитор спрашивает родителя, что именно требуется: делать с ребенком домашку или заниматься сверх программы. В моем представлении, главная задача была — закрепить материал прошлого года и помочь не провалиться на новых темах, подтянуть грамматику и потренироваться читать после летнего перерыва. Но педагог предпочла, чтобы сын делал домашнюю работу сам, а они занимались другим материалом.
С первого же урока это было некомфортное взаимодействие. Учительница все время нагнетала темп, подгоняла сына, а после надиктовала мне с десяток голосовых. Ее не устраивало все: качество связи, громкость голоса ребенка, расположение экрана, как сын читает, сколько слов знает, насколько не владеет грамматикой, как плохо с ним занимались в прошлой школе.
Было неприятно, но я решила поначалу не обращать внимания на токсичные замечания и начать заниматься, потому что этого преподавателя рекомендовали как очень сильного и результативного. Стоимость уроков в сентябре у нее была 1200 рублей в час.
Каждый урок с репетитором становился испытанием для всех: ребенок заранее страдал, я в напряжении ждала сообщений с комментариями и требованиями. Перед уроком я по сто раз проверяла уровень заряда на технике, фотографировала все нужные страницы учебника и рабочей тетради и отправляла учительнице — это было ее требование. И нужно было выполнять его незамедлительно, невзирая на рабочее время и другие дела. Если ей было плохо видно, она делала замечания и просила переснять.
После каждого урока она жаловалась мне, как мало они успевают, потому что ребенок медленно выполняет задания. Высказывала она все это и ему. А еще рассказывала о своих талантливых и трудолюбивых учениках, которые занимались с ней даже летом из Турции, выигрывали конкурсы и учились на одни пятерки.
Я в самом начале объяснила, что сын не умеет делать сразу быстро и много, а когда устает, уже не схватывает информацию. Но при этом он любознательный, хорошо учится, просто в своем темпе. Там, где он легко усваивает, получает пятерки, а где нужно позаниматься дополнительно, выходим на четверки. При этом ребенок не отказывается учиться, не саботирует, выполняет домашние задания. Он не полиглот, не получит высокий балл на ЕГЭ по английскому, да и не выберет его.
В свою очередь, сын после каждого урока снова и снова говорил, что учительница «ужасная», а он чувствует себя на ее уроках «дебилом» и каждый раз идет на занятие, как на казнь. Я думала, проблема в том, что он сильно отстал по предмету и немного драматизирует.
Справедливости ради скажу, что результаты занятий появились уже через две недели, а через месяц даже удивляли. Тройки понемногу исчезли, появились отдельные пятерки. Сын признавал, что педагог помогла ему, в классе он чувствовал себя гораздо увереннее, выполнял задания, понимал формулировки учителя. Это вдохновляло и несколько компенсировало неприятный осадок от занятий.
Прошло три месяца. Мне удалось свести общение с репетитором к минимуму: пару раз ответила, что не могу слушать голосовые на работе и что ребенок может сам отправить сканы заданий. Я спрашивала сына, как дела, он отвечал сдержанно: все нормально (на самом деле это может значить что угодно). Постепенно репетитор перестала высказывать недовольство, ситуация стабилизировалась, и я ненадолго переключила внимание на другие дела. Но, как оказалось, напрасно.
Как-то мне пришлось остаться в той же комнате, где сын занимался английским. Я работала дома, сидела в наушниках и сначала старалась не отвлекаться на урок. Но напряжение росло, и я начала прислушиваться.
Все занятие учительница делала ребенку замечания за любую оплошность. Оне не просто поправляла ошибки, это как раз нормально, а выговаривала ему. Это звучало примерно так: «Ты что, не можешь быстрее писать?» Через минуту: «Ты закончил уже?» Еще минута: «Ладно, оставь, допиши потом и скинь мне».
Я просто перечислю, что услышала на одном уроке:
Мне в этот момент было так жалко сына! Во-первых, это несправедливо, потому что я видела: он старался и работал в полную силу. Во-вторых, такое поведение можно было бы простить уставшему учителю с 30 детьми в классе или родителю, объясняющему домашку после работы, но не человеку, который сидит у себя дома, работает онлайн в данный момент с одним ребенком за весьма достойную почасовую оплату. В месяц за уроки учительница получала от нас около восьми тысяч рублей.
После занятия я попросила прощения у сына за то, что не прислушалась к нему сразу, и предложила завершить эти уроки. К моему удивлению, он отказался немедленно все бросать. Ответил, что результат есть, он его видит, и хотя репетитора он почти ненавидит, хочет заниматься с ней до конца четверти. Так мы дозанимались до конца декабря и в новом году нашли другого педагога.
Какие выводы я сделала для себя:
Вернусь к вопросу, которым я задаюсь в начале. Должен ли учитель сдерживать себя — даже если ученик ему не очень нравится, не так хорошо справляется, как хотелось бы? Уверена, что да.
В условиях, когда вы работаете с ребенком один на один, это вполне достижимо. А если не получается, надо спокойно обсудить ситуацию с родителем и отказаться от ученика. В итоге все будут в выигрыше.
Узнавайте о новых статьях
Актуальные и самые интересные статьи будут приходить на вашу электронную почту
Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк»
Похожие статьи