Дорога жизни: как работал главный блокадный маршрут
Блокада Ленинграда во время Великой Отечественной войны длилась долгих 872 дня. Город выжил благодаря мужеству своих жителей и узкой автомобильной трассе, проложенной по льду Ладожского озера.
В статье рассказывается:
- Последний «мостик» из блокадного кольца. Что такое Дорога жизни
- Почему маршрут несколько раз меняли
- Кто поехал первым
- Как лед диктовал условия
- Кто такие «полуторки» и «Захар Иванович»
- Почему водители ездили стоя и с открытыми дверями
- Не только продовольствие. Эвакуация по льду Ладоги
- Больше чем трасса. Как работала Дорога жизни
- Главный блокадный маршрут в цифрах
Официально маршрут, который проходил по льду Ладоги для снабжения блокадного Ленинграда, обозначили как «военно-автомобильную дорогу № 101» (ВАД).
Название «Дорога жизни», навсегда вошедшее в историю, придумали жители города. Для ленинградцев эта трасса стала надеждой и возможностью выстоять.
Последний «мостик» из блокадного кольца. Что такое Дорога жизни
Блокада Ленинграда 8 сентября 1941 года отрезала город от остальной части страны. Транспортное сообщение оборвалось, и сотни тысяч людей оказались на грани выживания.
Обеспечить большой город продовольствием по воздуху было невозможно. Единственным путем, по которому Ленинград мог получать ресурсы и эвакуировать мирное население, оставалось Ладожское озеро.
До морозов людей и грузы перевозили по воде. Но с приходом холодов поставили новую задачу — проложить дорогу по льду.
Почему маршрут несколько раз менял и
Сначала план начертили на бумаге, еще до того, как замерзла вода на Ладоге. Опирались на информацию о ледовом режиме озера, которую собирали из разных источников и исследований.
В первой версии со стороны Ленинграда трасса начиналась от мыса Осиновец на юго-западном берегу озера. Этому месту ленинградцы тоже дали свое, символичное название — «мыс Надежды». Заканчивался маршрут у маяка Кареджи на восточном берегу, со стороны деревни Леднево.
Когда лед стал, по ледовой дороге первыми отправили специалистов. Группы обнаружили, что не все участки замерзли, и маршрут скорректировали.
Новый путь пролегал от мыса Осиновец, через острова Зеленцы, а дальше дорога разветвлялась и шла до одной из деревень, Кобона или Лаврово. Растянулась трасса на 30 километров.
После запуска маршрут приходилось периодически менять из-за состояния льда — только за первый месяц работы Дороги жизни это делали четыре раза.
Кто поехал первым
Перевозки через Ладогу планировали начать в двадцатых числах ноября 1941 года. Замеры льда показали, что толщина слоя еще критически мала — всего 10 сантиметров. Безопасным для грузовых машин считался показатель как минимум в два раза больше.
Но Ленинград ждать не мог, город почти три месяца он находился в осаде, а жители уже голодали.
Первыми 20 ноября за продуктами отправили обозы с лошадьми — 350 упряжек с санями. Утром следующего дня они привезли ленинградцам 60 тонн муки.
22 ноября по льду, который все еще не набрал нужную толщину, с небольшой скоростью выдвинулась первая автомобильная колонна — 60 грузовых машин.
Какие грузы доставляли по ледяной трассе в Ленинград:
- продукты, например муку и хлеб;
- медикаменты;
- мыло и свечи;
- боеприпасы для солдат, защищавших город;
- уголь и нефтепродукты;
- лошадей, скот и корм для них;
- горючее.
Из города на фронт везли оружие и технику. Даже в тяжелые времена ленинградцы продолжали снабжать советскую армию.
Как лед диктовал условия
Изначально через Ладогу планировали проложить двухполосную трассу шириной десять метров. По задумке машины с грузом должны были курсировать одновременно по обоим направлениям — из Ленинграда и от большой земли.
Но лед снова установил свои правила. От идеи отказались и проложили две отдельные трассы — первую от блокадного города, вторую в обратном направлении. Дороги разместили не рядом, а на расстоянии 100–150 метров друг от друга. Так уменьшили риск того, что лед треснет под тяжестью машин.
Чем сильнее промерзало озеро, тем чаще и в больших объемах доставляли грузы. В январе 1942 года за сутки перевозили уже в десять раз больше, чем в ноябре, когда маршрут только открыли.
Правда, толстый лед не гарантировал безопасность. Иногда тяжелые машины проезжали спокойно, а легкий транспорт проваливался под воду. Почему так происходит, поняли не сразу.
Оказалось, дело в резонансе, кот орый возникал, если скорость автомобиля и скорость подледной волны совпадали.
Проблему решили ученые. Советский физик-конструктор Наум Рейнов изобрел специальный прибор — прогибограф. Устройство автоматически фиксировало колебания льда.
В итоге ученые вычислили безопасную скорость — не выше 35 км/час. Дистанция тоже имела значение. Если двигаться колоннами или подъехать к другой машине ближе чем на 70 метров, риск «ледовых» аварий растет.
Кто такие «полуторки» и «Захар Иванович»
Доставляли продовольствие в блокадный город в основном «полуторки» — грузовики ГАЗ-АА с 40-сильным мотором и их «братья-близнецы» ГАЗ-ММ с более мощным, 50-сильным двигателем.
Такое прозвище машины получили из-за грузоподъемности — по нормам перевозить в них можно было не больше полутора тонн. Второе народное название грузовика — «полундра».
Легкость, неприхотливость и выносливость — три характеристики, которые сделали «полуторки» настоящим спасением в условиях ледяной трассы.
Машины регулярно перегружали, но они справлялись. Сзади к ГАЗ-АА или ГАЗ-ММ прицепляли сани-волокуши, в которые дополнительно укладывали продукты и лекарства. В итоге автомобили отвозили до двух тонн грузов за ходку.
Топлива наливали ровно на дорогу, чтобы не утяжелять машину и не терять горючее, если грузовик провалится под лед.
В военное время выпускали ГАЗ-ММ-В. Это более простая модификация грузовика — с одной фарой, без передних тормозов, с деревянными дверями или брезентовыми занавесками вместо них.
Обслуживала дорогу еще одна машина с примечательным прозвищем — ЗИС-5, или «Захар Иванович». Внешне грузовик мало отличался от «полуторки», но вмещал больше — до трех тонн.
Кстати, «полуторке» даже установили памятник. Чтобы его увидеть и отдать дань подвигу советских водителей, приезжайте во Всеволожск, на десятый километр Дороги жизни. Во время блокады на этом участке машины, которые везли спасительный груз в Ленинград, фашисты обстреливали особенно яростно.
Теперь на Румболовской горе вы увидите полномасштабную копию знаменитого грузовика с табличкой «Памяти машине-солдату».
Посетить все мемориалы Дороги жизни и узнать больше о героизме защитников и жителей блокадного Ленинграда можно в рамках индивидуального тура. А организовать его выгоднее с картой «Халва». Платите за путешествие частями и без процентов и отправляйтесь в любые уголки страны.
Путешествовать дикарем или купить готовый тур — что бы вы ни выбрали, выгоднее с Халвой. Платите частями без процентов и переплат — копите впечатления
Почему водители ездили стоя и с открытыми дверями
Шоферы, которые трудились на блокадном маршруте, каждый раз рисковали жизнью. Если повезет и лед выдержит, машина могла попасть под обстрел. Водители часто заболевали пневмонией.
Дело в том, что «полуторках» не было обогревателей. Водители не закрывали двери во время поездки, другие модели грузовиков выпускали в принципе без них. В кабину задувал ледяной ветер.
Управляли машиной стоя. Если лед треснет и автомобиль пойдет под воду, есть шанс успеть выпрыгнуть и спастись.
Немцы были совсем близко — Дорога жизни проходила всего в 15–20 километрах от позиций противника. Враг знал, по какому маршруту везут продовольствие в Ленинград, и регулярно бомбил этот участок озера с воздуха, пробивая лед.
Ехали с выключенными фарами даже ночью, чтобы не привлекать внимание вражеской армии. Единственным ориентиром на трассе были телефонные провода, которые с трудом различали в темноте.
Во вторую блокадную зиму прикрытие со стороны фронта усилилось, и машины стали освещать себе путь. Если проваливались под лед, фары гасли не сразу — такие грузовики водители называли «светляками».
Не только продовольствие. Эвакуация по льду Ладоги
В блокадный город везли еду, из него — людей. Как только ледяная трасса стабильно заработала, начали массовую эвакуацию жителей.
В первую очередь вывозили тех, кто сильнее страдал от голода, — детей, стариков и ослабленных взрослых, которые уже не могли работать по состоянию здоровья. Таких горожан называли «иждивенцами».
До Ладоги из Ленинграда людей эвакуировали поезда с Финляндского вокзала. Трамваи не работали. Жители города шли к станции пешком, несли тюки с вещами и чемоданы.
Раненых солдат ленинградского фронта тоже доставляли в госпитали вглубь страны по Дороге жи зни.
Из Ленинграда на фронт отправляли мины и снаряды, которые производили на Кировском заводе, несмотря на налеты и бомбежки. В цехах ремонтировали военную технику.
После ремонта тяжелые танки сами двигались по льду озера назад на боевые позиции. Башни с них снимали и везли отдельно на санях, которые цепляли к танкам. Так снижали давление на лед.
Больше чем трасса. Как работала Дорога жизни
Дорога жизни не просто соединяла два берега замерзшего озера. Ленинградцы и защитники города построили целую инфраструктуру. В каждой ее части самоотверженно работали люди:
- Трассу обслуживали регулировщики и путевики. Они корректировали маршруты, помогали ориентироваться шоферам и расчищали дорогу от снега.
- По всему пути установили палатки и ледяные укрытия. На ближайших островах оборудовали теплые землянки. В этих пунктах можно было поесть, укрыться от непогоды и согреться после работы на морозе.
- На обоих берегах озера развернули сортировочные центры, которые распределяли грузы. Дальше до Ленинграда или на большую землю их везли автомобили или поезда.
- Толщину льда регулярно измеряли и контролировали специалисты. Три раза в месяц составляли прогноз по его состоянию на ближайшие недели.
- Чтобы поддерживать связь на маршруте, в лед вморозили телеграфные столбы и протянули между ними провода.
- От атак врага дорогу защищали системы ПВО, стрелковые дивизии на обоих берегах озера и летчики.
Трасса работала даже в сильные метели и в напряженной боевой обстановке.
Главный блокадный маршрут в цифрах
Ледовую переправу через Ладогу по праву называют «автомобильным подвигом» Великой Отечественной войны. Дорога жизни в цифрах:
- С 22 января по 14 апреля 1942 года по Ладоге эвакуировали 554 463 человек.
- С 22 ноября 1941 года до конца апреля 1942 года в осажденный город доставили более 300 тысяч тонн грузов, за весь период работы трассы — более 500 тысяч тонн.
- В апреле 1942 года трассу обслуживали почти 3000 грузовиков.
- За все время на Дороге жизни работали 960 лошадей.
- Благодаря поставкам через Ладогу нормы питания по продуктовым карточкам в блокадном Ленинграде выросли больше чем в два раза: для детей и иждивенц ев со 125 грамм хлеба до 300, для служащих — с 200 до 400, для рабочих — с 200 до 500.
- За работой трассы следили 350 регулировщиков, а на Ладоге развернули 75 регулировочных постов.
- За первую блокадную зиму толщину льда измеряли больше 3500 раз.
- Около 400 машин провалилось под лед по пути до конечной точки маршрута.
В январе 1943 года советская армия разорвала блокадное кольцо. Ледовая Дорога жизни перестала функционировать в марте 1943 года. Благодаря трассе и мужеству людей, которые на ней работали, осажденный Ленинград выжил под беспрерывными бомбежками и продержался даже в условиях суровой зимы с сильнейшими морозами.
Действующие магазины-партнеры Халвы
Хотите узнать, что действительно волнует авторов и редакторов Халва Медиа?
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Подписывайтесь на анонсы:
Telegram