
Что такое стиль пин-ап
Времена меняются, но в любом поколении подросткам и молодежи хочется быть «не такими, как все» — и при этом найти «своих», тоже особенных. Именно поэтому в юности многие принадлежат к какой-нибудь субкультуре. А иногда и не только в юности.
Готы — в черном, эмо — в черно-розовом. Рокеры — в коже и цепях, панки — с ирокезами. А вот эти, с цветными волосами, кто? А с кошачьими ушками?.. Даже если вы никогда не принадлежали ни к одной субкультуре, наверняка знаете хотя бы несколько — и можете отличить по внешнему виду, если встретите.
Общие элементы внешности, языка и одежды — характерная деталь для любой молодежной субкультуры. Но не единственная.
В наше время субкультуры возникают стремительно — и так же быстро отходят в тень: входят в моду новые увлечения, прежние перестают доставлять удовольствие. Порой появляются субкультуры, членов которых объединяет только желание быть «не как все», что они и демонстрируют необычным внешним видом: иной ключевой идеи нет. А подростковая мода меняется быстро, так что и век таких субкультур недолог.
С другой стороны, субкультуры, в основе которых лежала общая идея, увлечение или интерес, не пропадают бесследно. Их следы можно встретить в повседневном лексиконе, в моде, в привычках.
В конце концов, подростки и молодые люди, относившие себя к той или иной социальной группе, не исчезают: они становятся взрослыми, но память о юношеских увлечениях у них остается. А у некоторых и не только память: «увольняться» из субкультуры необязательно, принадлежать к ней можно хоть всю жизнь.
В СССР хиппи появились в конце 60-х годов XX века, во время хрущевской оттепели. Объединяла их идея внутренней свободы, отказ от насилия (многие хиппи были вегетарианцами), аполитичность или пацифизм, пренебрежение материальными ценностями.
Внешне хиппи выделялись длинными волосами, иногда со множеством косичек или вплетенными в волосы украшениями, налобными повязками — так называемыми хайратниками — и одеждой в стиле, который сейчас называют бохо: бахрома, орнаменты, необычные расцветки, демонстративная потертость.
Несмотря на безобидность и миролюбие, хиппи не вызывали симпатии у властей и обычных граждан: отказ от нормальной привычной жизни вызывал напряжение, хиппи обвиняли в тунеядстве и попрошайничестве.
Сейчас движение потеряло былую популярность, но существовать не перестало: мероприятия, которые называются «хиппятниками», проходят до сих пор (например, 1 июня — в День защиты детей: хиппи называют себя детьми цветов). Зачастую на них встречаются те, кто имел отношение к субкультуре десятилетия назад.
Еще одна субкультура из 1960-х: общей идеей стала рок-музыка. В СССР с середины 1970-х в котельных, подвалах и заштатных ДК потихоньку вырастал «русский рок»: заимствованный музыкальный стиль и уникальное смысловое наполнение.
Советские рокеры выступали против обыденности и стремились к переменам. Движение по-настоящему набрало силу во времена перестройки, а в конце XX века, когда мир изменился, его популярность стала снижаться.
Сейчас многие рокеры давно перешагнули планку зрелого возраста, перестали быть маргиналами и стали «мейнстримом», а рок остался просто одним из музыкальных направлений. Однако фразу «рок-н-ролл мертв, а мы еще нет» знают даже те, кто никогда такую музыку не слушал.
Панк-культура возникла в 1970-х годах в Британии и быстро распространилась по миру. Ее главная идея — противопоставление доминирующей культуре, пренебрежение к иерархии и общественным правилам.
В СССР панки появились в 80-х годах, а в 90-х на фоне переходного периода привлекали молодежь не только музыкой, но и возможностью превратить безденежье и неустроенность быта в концептуальную идею. Отказ от обывательских ценностей, вызывающий внешний вид — в 90-е панки были не столько бунтарями, сколько символом окружающего хаоса.
Со временем панк-движение сошло на нет как идеология, оставшись как стиль. Параллельно важнейшие фигуры русского панка — такие как Егор Летов — занимали почетное место в культуре. А в 2023 году, когда вышел сериал о группе «Король и Шут», панк как субкультура пережил короткий ренессанс.
«Дети» панк-культуры, любители пост-панка и готик-рока образовали собственную субкультуру — подчеркнуто мрачную, театрально-драматическую.
Мировоззрение готов привлекало людей, склонных к темной романтике: страдания, смерть, мистика, черная одежда, мрачный макияж, фотосессии на заброшенном кладбище… Чтобы стать готом, необязательно было слушать пост-панк: достаточно накрасить ногти черным лаком, а губы — черной помадой.
Движение, уделявшее много внимания внешнему виду, постепенно поделилось на несколько направлений: викторианские готы, кибер-готы, фетиш-готы и даже вампиры.
Субкультура существует до сих пор — и до сих пор подвергается осуждению: тематика смерти и страданий не вызывает симпатии. Порой готов даже путают с сатанистами, хотя врагу рода человеческого они не поклоняются.
В начале XXI века субкультура «эмо» распространилась по всему миру — благо интернет уже позволял молодым людям мгновенно узнавать, чем увлекаются их сверстники на другой стороне земного шара. Повсюду появились грустные подростки с длинными челками в черно-розовых нарядах.
Изначально причиной возникновения эмо стал один из подвидов рок-музыки — эмо-хардкор (эмокор). Эмо фокусировались на романтической тоске, душевных страданиях и ненависти к себе — в отличие от готов, которые предпочитали ненавидеть окружающий мир.
Те, кто причислял себя к субкультуре, одевались в черно-розовой гамме, носили полосатые митенки (перчатки с обрезанными пальцами), чокеры, кеды с яркими шнурками. Субкультура была совершенно безобидной, в нее вливались в основном подростки, которые тяготели к драматизации бытия. Однако в обществе к эмо относились либо пренебрежительно, либо с осторожностью: подростков подозревали в стремлении к саморазрушению.
К 2010-м годам субкультура постепенно утратила популярность и сейчас практически полностью ушла в прошлое.
Ролевые игры — увлечение десятков, а то и сотен тысяч людей во всем мире. Возникло оно в конце 80-х — начале 90-х годов XX века, выросло из клубов любителей фэнтези. Люди, объединенные любовью к одним и тем же волшебным историям, собирались вместе и отправлялись в лес, чтобы перевоплотиться в персонажей, разыграть сцены и эпизоды из любимых книг или направить сюжет совсем по другому пути.
Толкинисты — как очевидно из названия — начинали с игр по вселенной Дж. Р. Р. Толкина. С 1990 года в разных регионах РФ проводили «Хоббитские игры», на которые съезжались сотни ролевиков из разных клубов.
Со временем ролевое движение трансформировалось и разделилось на множество направлений. Среди ролевиков есть люди любого возраста и достатка. Далеко не любая ролевая игра — выезд в лес с палатками: для этого арендуют турбазы, пансионаты и даже исторические замки.
Игры, зародившиеся как романтическое и эскапистское развлечение, превратились в непростое и дорогостоящее хобби — которое, однако, по-прежнему имеет все признаки субкультуры: от собственного языка до прочных внутренних связей.
Параллельно существует движение реконструкторов, которые ролевиками себя не считают: историческая реконструкция — это тщательное и максимально достоверное воссоздание эстетики избранной эпохи.
Увлеченные поклонники жанра аниме — японской анимации — не просто смотрят мультфильмы: они становятся знатоками жанра, собирают «мерч» — сувениры, связанные с любимыми «тайтлами» (title — название; имеются в виду конкретные аниме-сериалы и полные метры), а то и занимаются косплеем: воспроизводят облик персонажей.
В России субкультура расцвела в нулевых, с развитием интернета. С тех пор прошло немало аниме-фестивалей в разных регионах, а косплееры, создававшие первые костюмы собственноручно, теперь зачастую заказывают их швеям и мастерам крафта.
Взрослых людей среди любителей аниме немало — этот жанр далеко не всегда адресован детям. Но свою принадлежность к субкультуре подчеркивают в основном подростки и молодежь.
Стильные и ухоженные молодые люди, обсуждающие артхаусное кино под лавандовый раф в модной кофейне, — обитатели большого города. Концептуальной идеологии у хипстеров нет: только стремление к стильному потреблению, уходу за собой и элегантной самопрезентации.
Субкультура хипстеров расцвела в начале 2010-х годов, а теперь перестала кого бы то ни было объединять: сейчас это мейнстрим, то есть основная, доминирующая линия молодежной культуры, а к субкультурам принадлежат те, кто в нее не вписывается.
Любителей видеоигр объединяет не идеология, а любовь к общему хобби: им просто нравятся компьютерные игры. У них нет узнаваемых элементов стиля — зато есть общий язык, зачастую совершенно непонятный непосвященным. Геймеры могут быть как предельно маргинальными — игроками, забывшими и про работу, и про личную жизнь, и даже про необходимость делать уборку в квартире, — так и киберспортсменами, прекрасно адаптированными к жизни.
Видеоигры — увлечение для всех возрастов, но для них нужны по-настоящему мощные гаджеты. Если старый компьютер уже не тянет новый релиз, пора обновлять «железо». Сделайте это в рассрочку по Халве — и играйте в свое удовольствие.
Копить или купить? Выбирайте Халву: в рассрочку и без переплат!
Оценивайте свои финансовые возможности и риски.
Изучите все условия в разделе «Карты»/«Карта Халва» на сайте банка sovcombank.ru
В геймерской среде зародилась и выделилась субкультура гиков — людей, которые любят гаджеты и интересуются современной поп-культурой, например комиксами. В сущности, гики — это «зонтичное» понятие, объединяющее множество более специализированных субкультур.
Название происходит от английского словосочетания dead inside — «мертвый внутри».
Идеологические наследники эмо ненадолго стали популярны в 2019 году. От своих предшественников грустные подростки, называвшие себя дед инсайдами, позаимствовали пессимизм, склонность к тоске и отстранению от обычных людей. Внешние признаки тоже были сходными: длинная челка, черная с белыми элементами одежда. Интересно, что такое течение существовало исключительно в России.
Никакой общей идеологии у приверженцев субкультуры нет — а в настоящее время она уже практически ушла в прошлое.
Термин «электронные дети» — e-kids — возник в 2009 году. Так называли блогеров, которые готовы были на все для увеличения числа подписчиков.
Число e-girls и e-boys — электронных девочек и мальчиков — выросло вместе с популярностью сервиса коротких видео TikTok. Сейчас пик интереса к этой субкультуре уже прошел, и ее место в мировой сети заняли альты.
Слово «альт» произошло от английского alternative — «альтернативный». К давно существующему музыкальному понятию «альтернативный рок» эти альты никакого отношения не имеют. Разобраться, кто такие альтушки, сложно, поскольку их главное стремление — подчеркнуть свою инаковость и «не быть как все». В остальном они могут принадлежать к любой другой субкультуре, увлекаться играми, аниме или сериалами.
В числе внешних признаков — одежда оверсайз, стрижки каре, яркий макияж и необычный цвет волос. Долго ли просуществует эта субкультура — и считать ли ее действительно субкультурой, а не просто модой — сказать сложно.
Ясно одно: рано или поздно ей на смену придет что-то еще: потому что желание «не быть как все», а заодно найти единомышленников свойственно молодежи во все времена.
Субкультура — это группа внутри общества, объединенная интересами, родом занятий, убеждениями или ценностями. Причем необязательно у субкультуры будет все это сразу. Иногда достаточно желания выделяться и нескольких элементов одежды, чтобы причислить себя к определенной группе, — но об этом ниже.
Ценности и интересы субкультурной группы могут заметно отличаться от общепринятых. Например, пока обычный представитель среднего класса откладывает деньги на автомобиль, фанат музыканта вместе с такими же увлеченными друзьями копит на билеты на концерт кумира, а автомобиль ему вовсе не нужен. Интересно, что при этом субкультура чаще всего не встает в оппозицию к общепринятой культуре, а дополняет и расширяет ее.
Если же члены группы демонстративно отрицают ценности той культуры, которую специалисты называют «родительской» или «доминантной», их объединение — это уже контркультура.
При этом одно может перетекать в другое. Хиппи, «дети цветов», появились в США в середине 60-х годов прошлого века как субкультура: они интересовались музыкой и искусством, стремились к личной свободе. Начав активно протестовать против войны во Вьетнаме и отвергать ценности общества потребления, они стали контркультурой.
Субкультуры изучают культурологи, социологи и антропологи. Впервые ученые заинтересовались этим явлением в прошлом веке: в 1920-х годах внимание специалистов привлекли чикагские гангстеры. Ученые задались вопросом: что объединило молодежь разных национальностей, вынудило их отказаться от общепринятых норм и предпочесть другие идеи.
Позднее внимание ученых сместилось с преступных сообществ на любые объединения, чьи убеждения или интересы не совпадают с доминантной для общества культурой.
Субкультур очень много — гораздо больше, чем возможно перечислить в одной статье. В середине прошлого века ученые утверждали, что в мире существует около 170 сообществ, объединенных культурными интересами. За следующие 70 лет их число значительно выросло.
Стоит отметить, что ученые до сих пор спорят даже о том, что такое субкультура в принципе и можно ли называть таким термином любые неформальные объединения.
У возникновения групп, объединенных идеей или увлечением, нет единой очевидной причины. На этот процесс влияют разные факторы — от политической ситуации или распространения технологий до культурных событий и явлений.
Объединяет эти процессы одно: к субкультурам примыкают люди, которым почему-либо недостаточно общепринятых ценностей. В первую очередь это подростки: ими движет стремление найти единомышленников и ощутить принадлежность к группе, провести черту между собой и родителями, выбрать собственные смыслы и идеи, получить эмоции, которых недостаточно в повседневной жизни.
Но желание быть причастным к сообществу испытывают не только подростки и молодежь, с возрастом «необычные» интересы вовсе не обязательно пропадают, и круг общения необходим людям не только в юности. Поэтому во многих субкультурах достаточно участников, которым больше тридцати, сорока или пятидесяти: увлечениям все возрасты покорны.
Любая субкультура отличается от «родительской» культуры — поэтому у нее есть свои значимые ценности: язык, идеи, интересы, традиции и цели. По мнению специалистов, важный признак, отличающий ее от других социальных объединений, например рабочих коллективов, — вовлеченность. Члены группы ощущают связь с единомышленниками, проводят четкую границу между «своими» и «чужими». И один из способов опознать «своих» — нетипичный внешний вид.
Поэтому для многих субкультур следование стилю — сходная одежда, одинаковые татуировки, украшения или прически — необходимый элемент.
Но в то же время он необязателен: можно принадлежать к субкультуре, ничем не отличаясь внешне от «обычных людей». Если, конечно, это не группа, которую объединяет только необычный внешний вид, — такие тоже бывают.
Еще одна особенность — у субкультур, в отличие от группировок любого рода, нет ни руководства, ни организации. Принадлежность к группе добровольная, участие в ней может не требовать ни усилий, ни вложений, достаточно самоосознания себя членом группы. Нет и ограничений на взаимодействие с «цивилами» или «нормисами» (это определения обычных людей из двух разных субкультурных сленгов).
Некоторые специалисты считают, что большая часть участников той или иной субкультуры — люди, которым не удалось вписаться в доминирующую культуру или найти в ней то, что их удовлетворяет.
Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи.
Узнавайте о новых статьях
Актуальные и самые интересные статьи будут приходить на вашу электронную почту
Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк».
Похожие статьи