Фрида Кало: биография художницы, знаковые картины и история любви
Фрида Кало — если не величайшая, то точно самая известная мексиканская художница. Самобытная, независимая, с идеями и характером. Ее маленькие картины покупают за миллионы долларов. Но какой была ее жизнь?
Авария в юности, которая навсегда оставит ее хромой и надолго привяжет к кровати. Три выкидыша, бесчисленные измены мужа, одна из которых — с родной сестрой. Ампутация ноги и годы физической боли. Все эти трагические события нашли отражение в ее картинах. Делимся главными фактами биографии Фриды Кало.
В этой статье:
- Детство и юношество
- Первая авария
- Знакомство с Диего
- Жизнь в Штатах и становление творчества
- Возвращение в Мексику, расцвет карьеры
- Снова Штаты — первые выставки
- Вторая глава брака, болезнь и уход
Детство и юношество
Фрида Кало (Frida Kahlo de Rivera) родилась в мексиканском Койоакане в 1907 году, но хотела ассоциироваться с началом мексиканской революции, поэтому говорила, что родилась в 1910 году. Отец зарабатывал на жизнь фотографией, мать была домохозяйкой, как и полагалось женщине в то время. Еще у нее было три родных и две сестры.
Любящие и прогрессивные родители, которые ее поддерживали и принимали, политический активизм, катастрофические и роковые события сделали Фриду независимой и сильной личностью.
В шесть лет Фрида заболела . Последствия заболевания были тяжелыми — Фрида сильно повредила ногу и стала заметно хромать. Травма надолго закрыла ее в четырех стенах — будущая художница сблизилась с отцом, который познакомил ее с миром искусства.
В 15 лет Фрида поступила в школу. На две тысячи мальчиков там было меньше полусотни девочек. Тогда Фрида мечтала стать врачом — и отголоски этой мечты будут видны в ее картинах.
Самое интересное в это время — участие Кало в группке подростков «Качучас». Это были интеллектуалы и хулиганы: они прогуливали уроки, курили, пили, часами обсуждали политику, искусство и философию. Фрида носила брюки и тоже курила — невообразимая дерзость для девушки того времени.
В «Качучас» девятнадцатилетняя Фрида встретилась с первой любовью и первым большим разочарованием — Алехандро Гомес Ариас бросит ее сразу после аварии.
Первая авария
Однажды автобус, в котором ехала Фрида, столкнулся с трамваем. Поручень прошил тело насквозь. Она получила смещение позвонков, перелом ребер, ключицы, ноги, раздробленный таз и многочисленные вывихи. Кало снова оказалась надолго прикована к кровати. О карьере врача можно было забыть. Фрида пережила десятки мучительных операций. Это изменило ее навсегда.
Фрида Кало
Из дневника
Два года Фрида не вставала с постели. Она попросила мольберт, краски и зеркало — чтобы написать автопортрет. Она рисовала все время; на холсты попадали гости и друзья, но главным предметом творчества Кало с этого момента становится она сама. Это был ее способ преодолеть страдания и превратить их в искусство.
Знакомство с Диего
Диего Ривера был признанным творцом, одним из самых высокооплачиваемых художников мира, а Фриду знать никто не знал — кто она такая на самом деле и что это за отчаянная юная женщина, в курсе были только близкие.
А в него влюбиться было несложно: тогда посоревноваться с Диего могли только Пикассо и Матисс.
Фрида Кало
Из дневника
Как положено молодой прогрессивной мексиканке, Фрида увлекалась коммунистическими идеями, а Диего был едва ли не главным левым художником в стране.
Фрида Кало
Из дневника
Фрида была бунтаркой и мыслила независимо, а вела себя еще более неприлично, чем Ривера: пила, курила, ругалась как сапожник — и высказывала очень яркие мысли. Так что влюбился и Диего. Меньше чем через год, в 1929-м, они поженились. Фриде было 22, Диего — 43.
На свадебном снимке она с сигаретой — это очередной непозволительный жест, но Фриде плевать на правила.
В первый год брака художница готовила, убирала, возила мужу обеды — старалась быть идеальной и покладистой женой (с ее взрывным и бунтарским характером патриархальный рай давался Фриде нелегко). Через год Диего уже крутил романы и изменял. Потом Фрида забеременела, но через месяц произошел первый выкидыш. Рай обветшал и поблек.
Диего Ривера в жизни и на картинах Фриды
Диего был огромным — это подчеркивало его властный и сильный характер. Большой живот, растрепанные волосы — за глаза его называли «Художник-Жаба» и «Великий сеньор Жаба». Когда он говорил, все замолкали и слушали — это качество и привлекло Фриду. Бунтарство, политика и любовь к искусству — основа их отношений.
Они были разными — внешне и внутреннее. Она — самоучка, он выпускник престижной академии. Фрида изучала живопись по книгам, а Диего объездил всю Европу. Художница на полотнах вела интимный «живописный дневник», ее муж рисовал «пропагандистские прокламации».
Внук Диего Риверы
Из интервью
Жизнь в Штатах и становление творчества
В 1930-е годы супруги переехали в Америку — богатая семья Рокфеллеров предложила Диего написать почти в 100 квадратных метров на небоскребе Рокфеллер-центра. Заказ коммунист Ривера выполнил великолепно, но на мурале от себя добавил одну важную деталь — изобразил Ленина.
Рокфеллеры были шокированы, настоятельно просили Диего убрать с мурала Ленина, но он категорически отказался. В результате ему выплатили только часть гонорара, а творение уничтожили.
Люди относились к Ривере как к герою, а его фрондерские жесты были впечатляющими.
Фрида Кало
Из дневника
Фрида Кало в США посещала светские вечеринки — и приюты бедных, проводила много времени в музеях и рисовала картины. В 1932 году написала акварельный пейзаж Центрального парка Нью-Йорка. Но счастлива, судя по всему, не была.
Фрида Кало
Из дневника
Картина «Фрида и Диего Ривера»
Одна из ключевых работ художницы, после которой Фриду заметили. Это свадебный портрет, написанный спустя два года.
На картине супруги, голубь держит ленту с надписью: «Здесь вы видите нас, меня — Фриду Кало и моего дражайшего мужа Диего Риверу. Я написала эту картину в восхитительном Сан-Франциско, Калифорния. Для нашего компаньона мистера Альберта Бендера, и это было в апреле 1931 года».
Эта картина — сон, мечта об идеальном браке. В одной руке у Риверы — палитра и кисти, в другой — ладонь Кало. Впрочем, когда она писала этот портрет, муж изменял ей с теннисисткой Хелен Уиллс.
Фрида Кало
Из дневника
Автор посвятила ее Альберту Бендеру — покровителю мужа. Он и взял картину на выставку во дворец Почетного легиона.
Последняя глава в Штатах
Супруги переехали в Нью-Йорк в 1931 году — на пике . Катастрофически ощущался разрыв между бедными и богатыми.
Ривера пишет фреску «Замороженные активы» — откровенную критику американского капитализма. Чудом обошлось без грандиозного скандала и юридических последствий.
В 1932 году супруги переехали в . В этот период работники завода «Форд-Руж» провели акцию протеста против плохих условий труда и массовых сокращений. Полиция и служба безопасности расстреляли мирную демонстрацию.
Диего, вспомнив о своих социалистических убеждениях, создал мурал «Промышленность Детройта». Его главные герои — заводские рабочие, и любому зрителю было кристально ясно, на чьей стороне симпатии Риверы. Это была пощечина автомобильному магнату Генри Форду, и тот ее стерпел.
Фрида не теряла надежду стать матерью. Она забеременела во второй раз, но через четыре месяца снова произошел выкидыш. Диего больше детей не хотел и говорил, что легко оставит ее с ребенком, если его позовут в другую страну. Следом за потерей ребенка новый удар — смерть матери Фриды.
Картина «Госпиталь Генри Форда» («Летающая кровать»)
Сначала она называлась «Потерянное желание». Далеко на заднем плане — здание завода, где работал Диего. На переднем — космически одинокая обнаженная женщина в больничной кровати, вокруг — плод, тазовая кость, фиолетовая орхидея и несколько других элементов. Они соединены с героиней полотна пуповинами.
Остро ощущается одиночество. Фрида в этот момент одна переживает утрату. Это личная работа, в которой передан ужас и боль от репродуктивной потери, горечь разочарованной предательством женщины.
Возвращение в Мексику, расцвет карьеры
После того как Ривера изобразил Ленина на мурале Рокфеллер-центра, в Штатах ему больше были не рады. Жена уговорила его наконец вернуться домой.
Вскоре после возвращения на родину к Фриде с Диего переехала Кристина — ее младшая сестра. Кончилось это плохо — муж с нею переспал. Фрида ощутила тяжкое двойное предательство близких людей и, чтобы выразить гнев и отвращение, импульсивно состригла свои длинные волосы.
Картина «Немного маленьких уколов» («Всего несколько царапин!»)
Эта работа — квинтэссенция гнева художницы, который обуревал ее после всех измен мужа. На полной боли картине женщина — сексуализированный объект, который использовали и выбросили.
Незадолго до написания работы Фрида была на суде мужчины, обвиняемого в убийстве супруги. Две истории сплелись в одной картине.
Подсудимый
Убил жену
Фрида — сама по себе
В конце 1930-х у Фриды был роман со Львом Троцким — опальным российским революцонером, который был вынужден бежать из СССР. Ривера поселил Троцкого, политического кумира и наставника, в своем доме — и Кало от души и с удовольствием отомстила мужу-предателю.
Была от этой связи и практическая польза. Фрида убедила Троцкого повесить ее автопортрет в кабинете, чтобы художник-сюрреалист Андре Бретон точно его не пропустил.
Французский сюрреалист побывал в Мексике и остался в восторге от картин Кало. Он организовал ей выставки в Нью-Йорке и Париже 1938 и 1939 года, однако Фрида, по рассказам, не была очарована Бретоном. Называла его старым тараканом. Впрочем, после выставки во Франции музей Лувра купил ее первую работу в коллекцию, так что ставка была верной.
Фрида расчетлива в своем искусстве. Она отлично впитывает стили, но при этом остается оригинальной. Есть художники, узнаваемые моментально. Их можно не любить, не понимать, но их нельзя спутать с кем-то. Такой была Кало. А еще в ее работах есть мистика и загадочность. Желание разгадать смысл заставляет зрителей подолгу стоять напротив ее картин.
Снова Штаты — первые выставки
1938 год — первая личная выставка в галерее Джулиена Леви (ее как раз организовал Бретон). Художница показала 25 работ, и часть из них купили. Для мира она все еще просто жена Диего Риверы, но внутри нее растет уверенность и опора на свои силы.
Диего гордился женой и поддерживал ее, но по возвращении Фриды домой их отношения окончательно испортились. Развод, инициированный Риверой, был ужасным ударом — несмотря на то, что иллюзий Кало давно не питала, с мужем не жила и романы заводила регулярно.
Вторая глава брака, болезнь и уход
Бывшая супруга не берет денег мужа и продолжает писать.
Картина «Две Фриды»
На картине — две женщины, очень похожие на Кало. Слева — европейка, справа — мексиканка. Первую женщину встретил Ривера. В ее жизни Диего был главным. Но эта Фрида к моменту развода если не умерла, то отошла в тень. А той, что осталась, придется быть сильной.
У каждой по половинке сердца, обе кровоточат. Фрида и после развода держит маленький портрет Риверы. Его роль в ее жизни съежилась, но не исчезла без следа.
Финал
Наступил период автопортретов. Их выставляют на продажу. Первый покупатель — Ривера. Болезненный укол: при жизни Кало ее картины не пользовались большой популярностью. Кроме него их почти никто не покупал.
Фрида болеет все тяжелее. Диего уговаривает ее приехать в США. В Штатах они расписались второй раз, но с условиями — между ними больше нет интимной близости и есть финансовая независимость.
К 1944 году боль становится постоянной. Кало чувствовала себя так, словно лежала на постели из битого стекла.
Работы этого периода — «Сломанная колонна» и «Без надежды» — кричали о боли, страхе и близком дыхании смерти.
Немногим позже ей ампутировали ногу. В июле 1954 года Фрида умерла от пневмонии. Диего ушел спустя три года от рака.
Фрида Кало
Из дневника
Лучшие статьи за неделю
Актуальные и самые интересные тексты будут приходить вам на e-mail
Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк».
Похожие статьи




