
Что такое стиль пин-ап
Фрида Кало — если не величайшая, то точно самая известная мексиканская художница. Самобытная, независимая, с идеями и характером. Ее маленькие картины покупают за миллионы долларов. Но какой была ее жизнь?
Авария в юности, которая навсегда оставит ее хромой и надолго привяжет к кровати. Три выкидыша, бесчисленные измены мужа, одна из которых — с родной сестрой. Ампутация ноги и годы физической боли. Все эти трагические события нашли отражение в ее картинах. Делимся главными фактами биографии Фриды Кало.
Фрида Кало (Frida Kahlo de Rivera) родилась в мексиканском Койоакане в 1907 году, но хотела ассоциироваться с началом мексиканской революции, поэтому говорила, что родилась в 1910 году. Отец зарабатывал на жизнь фотографией, мать была домохозяйкой, как и полагалось женщине в то время. Еще у нее было три родных и две сестры.
Любящие и прогрессивные родители, которые ее поддерживали и принимали, политический активизм, катастрофические и роковые события сделали Фриду независимой и сильной личностью.
В шесть лет Фрида заболела . Последствия заболевания были тяжелыми — Фрида сильно повредила ногу и стала заметно хромать. Травма надолго закрыла ее в четырех стенах — будущая художница сблизилась с отцом, который познакомил ее с миром искусства.
В 15 лет Фрида поступила в школу. На две тысячи мальчиков там было меньше полусотни девочек. Тогда Фрида мечтала стать врачом — и отголоски этой мечты будут видны в ее картинах.
Самое интересное в это время — участие Кало в группке подростков «Качучас». Это были интеллектуалы и хулиганы: они прогуливали уроки, курили, пили, часами обсуждали политику, искусство и философию. Фрида носила брюки и тоже курила — невообразимая дерзость для девушки того времени.
В «Качучас» девятнадцатилетняя Фрида встретилась с первой любовью и первым большим разочарованием — Алехандро Гомес Ариас бросит ее сразу после аварии.
Однажды автобус, в котором ехала Фрида, столкнулся с трамваем. Поручень прошил тело насквозь. Она получила смещение позвонков, перелом ребер, ключицы, ноги, раздробленный таз и многочисленные вывихи. Кало снова оказалась надолго прикована к кровати. О карьере врача можно было забыть. Фрида пережила десятки мучительных операций. Это изменило ее навсегда.
Фрида Кало
Из дневника
Два года Фрида не вставала с постели. Она попросила мольберт, краски и зеркало — чтобы написать автопортрет. Она рисовала все время; на холсты попадали гости и друзья, но главным предметом творчества Кало с этого момента становится она сама. Это был ее способ преодолеть страдания и превратить их в искусство.
Диего Ривера был признанным творцом, одним из самых высокооплачиваемых художников мира, а Фриду знать никто не знал — кто она такая на самом деле и что это за отчаянная юная женщина, в курсе были только близкие.
А в него влюбиться было несложно: тогда посоревноваться с Диего могли только Пикассо и Матисс.
Фрида Кало
Из дневника
Как положено молодой прогрессивной мексиканке, Фрида увлекалась коммунистическими идеями, а Диего был едва ли не главным левым художником в стране.
Фрида Кало
Из дневника
Фрида была бунтаркой и мыслила независимо, а вела себя еще более неприлично, чем Ривера: пила, курила, ругалась как сапожник — и высказывала очень яркие мысли. Так что влюбился и Диего. Меньше чем через год, в 1929-м, они поженились. Фриде было 22, Диего — 43.
На свадебном снимке она с сигаретой — это очередной непозволительный жест, но Фриде плевать на правила.
В первый год брака художница готовила, убирала, возила мужу обеды — старалась быть идеальной и покладистой женой (с ее взрывным и бунтарским характером патриархальный рай давался Фриде нелегко). Через год Диего уже крутил романы и изменял. Потом Фрида забеременела, но через месяц произошел первый выкидыш. Рай обветшал и поблек.
Диего был огромным — это подчеркивало его властный и сильный характер. Большой живот, растрепанные волосы — за глаза его называли «Художник-Жаба» и «Великий сеньор Жаба». Когда он говорил, все замолкали и слушали — это качество и привлекло Фриду. Бунтарство, политика и любовь к искусству — основа их отношений.
Они были разными — внешне и внутреннее. Она — самоучка, он выпускник престижной академии. Фрида изучала живопись по книгам, а Диего объездил всю Европу. Художница на полотнах вела интимный «живописный дневник», ее муж рисовал «пропагандистские прокламации».
Внук Диего Риверы
Из интервью
В 1930-е годы супруги переехали в Америку — богатая семья Рокфеллеров предложила Диего написать почти в 100 квадратных метров на небоскребе Рокфеллер-центра. Заказ коммунист Ривера выполнил великолепно, но на мурале от себя добавил одну важную деталь — изобразил Ленина.
Рокфеллеры были шокированы, настоятельно просили Диего убрать с мурала Ленина, но он категорически отказался. В результате ему выплатили только часть гонорара, а творение уничтожили.
Люди относились к Ривере как к герою, а его фрондерские жесты были впечатляющими.
Фрида Кало
Из дневника
Фрида Кало в США посещала светские вечеринки — и приюты бедных, проводила много времени в музеях и рисовала картины. В 1932 году написала акварельный пейзаж Центрального парка Нью-Йорка. Но счастлива, судя по всему, не была.
Фрида Кало
Из дневника
Одна из ключевых работ художницы, после которой Фриду заметили. Это свадебный портрет, написанный спустя два года.
На картине супруги, голубь держит ленту с надписью: «Здесь вы видите нас, меня — Фриду Кало и моего дражайшего мужа Диего Риверу. Я написала эту картину в восхитительном Сан-Франциско, Калифорния. Для нашего компаньона мистера Альберта Бендера, и это было в апреле 1931 года».
Эта картина — сон, мечта об идеальном браке. В одной руке у Риверы — палитра и кисти, в другой — ладонь Кало. Впрочем, когда она писала этот портрет, муж изменял ей с теннисисткой Хелен Уиллс.
Фрида Кало
Из дневника
Автор посвятила ее Альберту Бендеру — покровителю мужа. Он и взял картину на выставку во дворец Почетного легиона.
Супруги переехали в Нью-Йорк в 1931 году — на пике . Катастрофически ощущался разрыв между бедными и богатыми.
Ривера пишет фреску «Замороженные активы» — откровенную критику американского капитализма. Чудом обошлось без грандиозного скандала и юридических последствий.
В 1932 году супруги переехали в . В этот период работники завода «Форд-Руж» провели акцию протеста против плохих условий труда и массовых сокращений. Полиция и служба безопасности расстреляли мирную демонстрацию.
Диего, вспомнив о своих социалистических убеждениях, создал мурал «Промышленность Детройта». Его главные герои — заводские рабочие, и любому зрителю было кристально ясно, на чьей стороне симпатии Риверы. Это была пощечина автомобильному магнату Генри Форду, и тот ее стерпел.
Фрида не теряла надежду стать матерью. Она забеременела во второй раз, но через четыре месяца снова произошел выкидыш. Диего больше детей не хотел и говорил, что легко оставит ее с ребенком, если его позовут в другую страну. Следом за потерей ребенка новый удар — смерть матери Фриды.
Сначала она называлась «Потерянное желание». Далеко на заднем плане — здание завода, где работал Диего. На переднем — космически одинокая обнаженная женщина в больничной кровати, вокруг — плод, тазовая кость, фиолетовая орхидея и несколько других элементов. Они соединены с героиней полотна пуповинами.
Остро ощущается одиночество. Фрида в этот момент одна переживает утрату. Это личная работа, в которой передан ужас и боль от репродуктивной потери, горечь разочарованной предательством женщины.
После того как Ривера изобразил Ленина на мурале Рокфеллер-центра, в Штатах ему больше были не рады. Жена уговорила его наконец вернуться домой.
Вскоре после возвращения на родину к Фриде с Диего переехала Кристина — ее младшая сестра. Кончилось это плохо — муж с нею переспал. Фрида ощутила тяжкое двойное предательство близких людей и, чтобы выразить гнев и отвращение, импульсивно состригла свои длинные волосы.
Эта работа — квинтэссенция гнева художницы, который обуревал ее после всех измен мужа. На полной боли картине женщина — сексуализированный объект, который использовали и выбросили.
Незадолго до написания работы Фрида была на суде мужчины, обвиняемого в убийстве супруги. Две истории сплелись в одной картине.
Подсудимый
Убил жену
В конце 1930-х у Фриды был роман со Львом Троцким — опальным российским революцонером, который был вынужден бежать из СССР. Ривера поселил Троцкого, политического кумира и наставника, в своем доме — и Кало от души и с удовольствием отомстила мужу-предателю.
Была от этой связи и практическая польза. Фрида убедила Троцкого повесить ее автопортрет в кабинете, чтобы художник-сюрреалист Андре Бретон точно его не пропустил.
Французский сюрреалист побывал в Мексике и остался в восторге от картин Кало. Он организовал ей выставки в Нью-Йорке и Париже 1938 и 1939 года, однако Фрида, по рассказам, не была очарована Бретоном. Называла его старым тараканом. Впрочем, после выставки во Франции музей Лувра купил ее первую работу в коллекцию, так что ставка была верной.
Фрида расчетлива в своем искусстве. Она отлично впитывает стили, но при этом остается оригинальной. Есть художники, узнаваемые моментально. Их можно не любить, не понимать, но их нельзя спутать с кем-то. Такой была Кало. А еще в ее работах есть мистика и загадочность. Желание разгадать смысл заставляет зрителей подолгу стоять напротив ее картин.
1938 год — первая личная выставка в галерее Джулиена Леви (ее как раз организовал Бретон). Художница показала 25 работ, и часть из них купили. Для мира она все еще просто жена Диего Риверы, но внутри нее растет уверенность и опора на свои силы.
Диего гордился женой и поддерживал ее, но по возвращении Фриды домой их отношения окончательно испортились. Развод, инициированный Риверой, был ужасным ударом — несмотря на то, что иллюзий Кало давно не питала, с мужем не жила и романы заводила регулярно.
Бывшая супруга не берет денег мужа и продолжает писать.
На картине — две женщины, очень похожие на Кало. Слева — европейка, справа — мексиканка. Первую женщину встретил Ривера. В ее жизни Диего был главным. Но эта Фрида к моменту развода если не умерла, то отошла в тень. А той, что осталась, придется быть сильной.
У каждой по половинке сердца, обе кровоточат. Фрида и после развода держит маленький портрет Риверы. Его роль в ее жизни съежилась, но не исчезла без следа.
Наступил период автопортретов. Их выставляют на продажу. Первый покупатель — Ривера. Болезненный укол: при жизни Кало ее картины не пользовались большой популярностью. Кроме него их почти никто не покупал.
Фрида болеет все тяжелее. Диего уговаривает ее приехать в США. В Штатах они расписались второй раз, но с условиями — между ними больше нет интимной близости и есть финансовая независимость.
К 1944 году боль становится постоянной. Кало чувствовала себя так, словно лежала на постели из битого стекла.
Работы этого периода — «Сломанная колонна» и «Без надежды» — кричали о боли, страхе и близком дыхании смерти.
Немногим позже ей ампутировали ногу. В июле 1954 года Фрида умерла от пневмонии. Диего ушел спустя три года от рака.
Фрида Кало
Из дневника
Узнавайте о новых статьях
Актуальные и самые интересные статьи будут приходить на вашу электронную почту
Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк».
Похожие статьи