
100 коротких поздравлений с днем рождения в прозе
22 августа 1920 года родился один из лучших писателей-фантастов Рэй Брэдбери. День рождения автора — отличный повод перечитать его лучшие произведения: «Вино из одуванчиков», «Марсианские хроники», «451° по Фаренгейту» и другие. Тем, кто не знаком с его творчеством, расскажем, как мальчик из самой обыкновенной американской семьи стал всемирно известным автором и что из предсказанного им сбылось.
Первые годы жизни Рэй Дуглас Брэдбери провел в небольшом американском городке штата Иллинойс. Его родители увлекались кинематографом и второе имя сыну дали в честь популярного тогда актера Дугласа Фэрбенкса.
Ребенок рос в большой любящей семье. Это ощущение счастья и семейной сплоченности в тихом зеленом Уокигане он перенесет в свои книги: городок Гринтаун в романе «Вино из одуванчиков» вырос из детских воспоминаний.
Как и многие дети, Рэй любил сказки и страшилки: «Волшебник из страны Оз» и рассказы Эдгара Аллана По будоражили воображение. В 1928 году в его руки попал журнал Amazing Stories Quarterly — сборник фантастических рассказов с ярко-желтой обложкой, на которой гигантские муравьи гнались за человеком. Позже, когда семья переехала в Аризону, мальчик перечитал всего Эдгара Райса Берроуза: и истории о Тарзане, и марсианские эпопеи.
В 1934 году Брэдбери обосновались в Лос-Анджелесе. Рэй был из тех, кого сейчас называют нердами, или ботанами: подростка не приглашали в компании и не брали в команды по бейсболу. Он оставался наедине с фантастическими журналами и собственными вымышленными историями до тех пор, пока его не позвали в местную Научно-фантастическую лигу.
Единомышленники выпускали журнал, и именно там Брэдбери впервые опубликовал свой рассказ. Он был неуклюж, как и сам автор, но с тех пор юный писатель рассылал свои работы во все печатные издания, которые попадались на глаза.
Закончив школу, Рэй задумался о будущем. Учиться в университете он не мог: у семьи не было на это денег. В писательстве же наступил новый период. Брэдбери хотел отойти от легких шутливых тем к более глубоким, но самиздатовские журналы неохотно брали такие произведения.
Юноша начал издавать собственный журнал — Futuria Fantasia — и регулярно печатать свои сочинения. Однажды свежеиспеченный издатель даже выпросил рассказ у Роберта Хайнлайна и опубликовал его в четвертом, последнем выпуске.
В 1939 году Рэй поехал в Нью-Йорк на WorldCon — первый съезд любителей фантастики. Здесь он нашел своего первого литературного агента — Джулиуса Шварца (в будущем — прославленного редактора комиксов о Супермене и Бэтмене). Пока Джулиус пытался пристроить в издательства его рукописи, Брэдбери вернулся в Лос-Анджелес и работал разносчиком газет, одновременно пытаясь расти как писатель.
Так прошло четыре года. Рассказы не публиковали, и 23-летний Брэдбери переехал в Нью-Йорк, поближе к крупным издательствам. Он усердно трудился за печатной машинкой, выдавая десятки страниц в день, и, наконец, добился результата: рассказы «Толпа» и «Ветер» появились на страницах журналов.
В это время Рэй искал свой голос, иногда писал ужастики в стиле Эдгара По, а временами в диалогах явно чувствовалось влияние Хемингуэя.
Прорыв наметился в 1947 году. Тогда талант писателя заинтересовал солидные издательства: New-Yorker и Harper’s. Критики стали называть его самым интересным начинающим автором.
Признание принесли «Марсианские хроники». Как вспоминал писатель, в 12 лет у него не было денег, чтобы купить продолжение историй Берроуза о приключениях на красной планете. Поэтому их пришлось придумывать самому.
Произведение называют романом, но на самом деле это сборник рассказов и новелл, которые объединяет одна тема: покорение и освоение Марса землянами.
Повествование похоже на калейдоскоп: при малейшем повороте открывается новая картинка, новый сюжет. Несмотря на экзотическую арену, люди остаются людьми, и проблемы все те же: любовь, долг, предательство, самопожертвование.
Книга сделала Рэя Брэдбери всемирно известным. Это роман-утопия о тоталитарном государстве, где запрещены книги. Главный герой Гай Монтэг — «пожарный», его работа сжигать дома, где есть печатные издания. Однажды он встречает соседскую девушку Клариссу, и его взгляд на мир начинает меняться.
12-летний Дуглас и 10-летний Том — братья из провинциального Гринтауна. Роман соткан из историй, которые происходят с ними и жителями городка за три летних месяца 1928 года. Книга автобиографична, прототип Гринтауна — тот самый Уокинг, в котором родился Брэдбери.
Дедушка мальчиков каждое лето делает вино из одуванчиков — пойманное и закупоренное в бутылки лето. Рецепт есть в книге, желающие могут повторить. Главное, набрать побольше счастливых воспоминаний.
Роман — вторая часть трилогии о жителях Гринтауна. Главные герои — друзья Джим и Вильям. Однажды ночью они убегают поглазеть на карнавал и подсматривают за 40-летним владельцем шоу Кугером — он катается на карусели и сходит с нее 12-летним ребенком.
Так начинается череда фантасмагорических событий.
Редактор Рэя Брэдбери безжалостно укоротил рукопись «Вина из одуванчиков». В результате вырезанные отрывки стали основой для заключительной части трилогии. Они зрели и обрастали новыми мыслями и сюжетами почти 50 лет.
Автор возвращает читателей в Гринтаун 1930 года. Повзрослевший Дуглас Сполдинг с друзьями начинает бой со временем: молодые отказываются сознавать, что оно превратит их в стариков. Главный антагонист — Келвин Квотермейн, инвалид, много лет передвигающийся в кресле-каталке, возглавляет отряд стариков, чтобы наказать бесшабашных юнцов.
В промежутке между 1962 и 2006 годами Брэдбери написал еще пять романов. А «Лето, прощай» стало его последним крупным произведением.
«Смерть — дело одинокое», 1985 год
Нуарный детектив, сюжет которого разворачивается в Калифорнии. Неудачливый молодой писатель обнаруживает в канале труп мужчины. Расследование ведет детектив Элмо Крамли. Оба понимают, что эта смерть не случайна, когда трупы появляются один за другим.
Роман стал первой частью трилогии о приключениях главного героя, которому Брэдбери не дал имени. Интересно почему…
«Кладбище для безумцев», 1990 год
Продолжение романа «Смерть — дело одинокое».
Золотое время Голливуда, 1954 год. Главный герой — писатель — пробует создавать сценарии, и его карьера постепенно идет в гору.
Однажды он приходит на вечеринку в канун Дня всех святых и встречает человека, погибшего двадцать лет назад. Так начинается мистическая карусель реальных и мнимых смертей и странных персонажей.
«Зеленые тени, Белый кит», 1992 год
Роман на основе ранних рассказов Брэдбери об Ирландии и ее жителях.
Рэй посещал остров во время работы над сценарием фильма «Моби Дик». Он влюбился в ирландцев и пейзажи острова.
В романе есть воспоминания о работе над лентой, а еще новеллы о злобных банши и грубоватых, но искренних людях, которых он встречал.
«Из праха восставшие», 2001 год
Роман о семейке Эллиот. Мальчик Тимоти — единственный человек, остальные — вампиры и призраки. А главная Тысячу-Раз-Пра-Прабабушка — древнеегипетская мумия, мать Нефертити. Каждый год все собираются отмечать Хеллоуин в Доме.
«Давайте все убьем Констанцию», 2002 год
Заключительная часть трилогии о безымянном авторе-писателе. На этот раз он и детектив Элмо Крамли разгадывают тайну книги Мертвых и записной книжки престарелой голливудской актрисы Констанции Раттиган.
Больше всего Брэдбери любил писать рассказы. Их около 400. Многие объединены в романы или циклы. Повестей — шесть, некоторые из них легли в основу более крупных произведений: например, «Пожарный» превратился в «451° по Фаренгейту».
Повести:
«Лед и пламя», 1946 год;
«Лорелея красной мглы», 1946 год;
«Пожарный», 1951 год;
«Канун всех святых, 1972 год;
«Где-то играет оркестр», 2007 год;
«Левиафан-99», 2007 год.
Неуемная натура Брэдбери не могла удержаться в рамках фантастики, он написал 28 сценариев для кинофильмов, 21 пьесу, выпустил несколько сборников стихотворений.
В произведениях он предсказал технические новшества, которые давно стали обыденностью: «телевизорные» стены, наушники-ракушки, автомобили без водителей. Но он же предостерегал, что искусственный интеллект может вытеснить человеческий, а книги начнут сжигать. Надеюсь, что его худшие опасения не сбудутся.
Узнавайте о новых статьях
Актуальные и самые интересные статьи будут приходить на вашу электронную почту
Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк»
Похожие статьи