
100 коротких поздравлений с днем рождения в прозе
Доля россиян, осознанно покупающих подделки известных брендов, выросла примерно в полтора раза за последние годы. Об этом говорится в исследовании Высшей школы экономики.
Согласно опросам, в 2021 году сознательно покупали фейки 22,1% опрошенных. В 2022-23 годах их стало около 30%.
Тех, кто купил подделку в результате обмана продавца, в 2021 году было 52,6%, к 2023 году стало 42,7%, пишет Forbes.
Людей, которые сомневаются в оригинальности купленного товара, также стало меньше: в 2021 году об этом говорили 42,2% респондентов, в 2022 году — 35,8%, в 2023 году — 33,7%.
Авторы отмечают, что отношение к контрафакту изменилось. Если в 2021 году те, кому важен престиж бренда, хотели купить оригинальный товар и при прочих равных редко приобретали подделки, то уже год спустя была заметна обратная тенденция.
Четкой связи между ориентацией на низкие цены и предпочтением контрафакта исследование не показало. Вероятно, важна не дешевизна, а разница в цене между оригиналом и фейком. Подделки могут быть достаточно дорогими, но их цена должна быть заметно ниже, чем у настоящего товара. Тогда они будут привлекательнее для покупателя, особенно если качество сопоставимо.
Среди россиян сильно убеждение, что бренд не только придает товару символическую ценность, но и служит гарантией качества, отмечают исследователи. Оно сдерживает распространение фейковых товаров.
Некоторые люди более лояльны к подделкам. Например, покупатели маркетплейсов относятся к репликам спокойнее.
Самые покупаемые подделки — одежда и обувь. В 2023 году их приобретали почти 40% опрошенных. Также в число лидеров входят косметика и парфюмерия (28,3%), еда и безалкогольные напитки (21,7%). Доля подделок на рынке автозапчастей выросла в три раза: в 2022 году речь шла менее, чем о 5%, в 2023 — уже о 15%.
Психологи утверждают, что люди, которые сознательно покупают подделки известных брендов, пытаются этим что-то прикрыть.
«Человек пытается скомпенсировать ту свою часть, которая кажется ему дефектной. Предъявить не себя, а свой нарядный костюм. Это происходит из-за сильной неуверенности в себе», — считает клинический психолог Владимир Крупин.
Для некоторых людей приобретение подделок под дорогие вещи — своего рода карго-культ.
«За этим стоит такое убеждение: если я буду повторять образ жизни богатых людей, то и сам стану богатым. Безусловно, это когнитивное искажение и ничего подобного в реальности не происходит, кроме бессмысленной траты денег», — говорит психолог Дарья Якушева.
В последние несколько лет эксперты все чаще говорят о своего рода «фейкомании» среди определенных слоев населения. Люди покупают подделки не затем, чтобы выдать их за настоящую брендовую продукцию и не от незнания, а вполне осознанно.
Подделки называют дьюпами (производное от английского duplicate). В соцсетях вирусятся ролики с обзорами на дьюпы под тэгами #dupe. #doop и другими похожими по звучанию, но причудливыми по написанию (раз это не оригинал, то и соблюдать орфографию вроде бы незачем).
В это вкладывают разные смыслы: от простого «если нет разницы, зачем платить больше?» до метаиронии над миром сверхпотребления.
Дьюпы особенно часто встречаются среди косметики и парфюма, а также в одежде.
Многие бренды «оседлали» эту тенденцию и используют для скрытой (или не очень) рекламы.
Если вы не поклонник дьюп-культуры, читайте, как отличить оригинальные кроссовки Adidas от подделки в нашем гайде.
Узнавайте о новых статьях
Актуальные и самые интересные статьи будут приходить на вашу электронную почту
Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк»
Похожие статьи