
Каникулы 2025-2026: как отдыхают школьники по четвертям и триместрам
Мостов в Петербурге больше, чем солнечных дней — почти 450. Выбрали десять из них, ради которых стоит надеть удобную обувь, зарядить телефон и отправится гулять. Расскажем самые интересные факты и поделимся лучшими точками съемки.
Эрмитажный — старейший каменный мост Петербурга. Он перекинут через Зимнюю канавку и соединяет два здания музея — Большой (Старый) Эрмитаж и Эрмитажный театр. Длина — всего 25 метров, но архитектура и расположение делают его одним из самых узнаваемых в городе.
Наиболее выразительно выглядит с воды — если плыть по канавке от Мойки в сторону Невы. В низкой арке постепенно раскрывается панорама удивительной красоты: слева над широкой гладью Невы возвышаются стрелка Васильевского острова с Ростральными колоннами, справа — золотой шпиль Петропавловской крепости.
Смотреть и фотографировать лучше с соседнего Второго Зимнего моста — или с прогулочного кораблика. Еще один удачный ракурс открывается с берега под каменной галереей, которая как бы накрывает собой гладь воды.
Совсем рядом с камерным Эрмитажным мостом находится Дворцовый — один из главных символов Петербурга, соединяющий берега Большой Невы между Адмиралтейским и Васильевским островами. Это одновременно и загруженная транспортная магистраль, и абсолютный лидер по популярности у туристов.
Разводка стала городской традицией: летом у Дворцового каждую ночь собираются тысячи человек, чтобы увидеть, как пролеты медленно поднимаются под музыку — обычно играет классика, но в 2020 году включали, например, песни Виктора Цоя.
До постоянного каменного моста в этом месте с середины XIX века располагался наплавной, который устанавливали на летний сезон. Строительство нынешнего началось в 1911 году и завершилось в 1916-м. Из-за Первой мировой войны декоративное оформление упростили, часть замысла реализовали позднее. После революции он носил название Республиканский, а позже вернул историческое имя.
Лучшие виды с берегов — с Дворцовой и Адмиралтейской набережных — и с воды: мост разводится величественно, красиво, на фоне подсвеченных исторических зданий. Ночью, когда пролеты разведены, выезда с Васильевского острова нет: в этом есть и городская романтика, и логистическая сложность.
Расположен в Коломне — историческом районе Санкт-Петербурга, который мало изменился с XIX века. Мост построили в 1783 году как часть типовой серии каменных арочных переправ в центре города. Он небольшой, с одним пролетом, гранитными устоями и чугунной решеткой. Архитектура лаконичная, но в этом случае локация важнее, чем архитектурный силуэт.
С Пикалова открывается необычная панорама — в хорошую погоду отсюда видно сразу семь других мостов — редкое зрелище даже для Петербурга. В одной перспективе собираются Никольский собор, Исидорская церковь и фасад Никольских рядов. Все вместе — живая открытка из старой Коломны, без туристической суеты, но с ощущением настоящего города.
Место тихое, хотя рядом проезжая часть. Лучше всего приходить сюда утром или в будний день, когда вода спокойная, а линии каналов читаются особенно четко. Это не главный мост города, но один из тех, где Петербург неожиданно показывает свою геометрию — и становится особенно фотогеничным.
Большой Обуховский — единственный неразводной мост через Неву, часть кольцевой автодороги, по которой идет поток в объезд города, в аэропорт и на федеральные трассы.
До строительства платного Западного скоростного диаметра Большой Обуховский мост был единственным способом пересечь Неву в сезон навигации.
Большой Обуховский строили в две очереди (2004 и 2007 годы), он стал первым вантовым мостом в Петербурге. Конструкция держится на 48 вантах, закрепленных на двух пилонах высотой 120 метров. Просвет между пролетами 30 метров по высоте и 120 по ширине, морские и речные суда спокойно проходят.
Лучшие точки обзора — с набережных Невы или на подъезде по КАД. Отсюда видны и пилоны, и характерные тросы, а на фоне — Нева, широкая, прямая и мощная. Вечером, когда зажигается подсветка, мост становится похож на схему — четкую, холодную, почти математическую.
Вантовый не разводят, но до него далеко — поездка займет больше времени и обойдется дороже.
График разводки мостов в сезон навигации.
У петербуржцев есть особый талант — окружать утилитарные технические конструкции городскими легендами. Банковский мост — один из таких случаев. На карте он почти незаметен: короткий, всего 25 метров, перекинут через канал Грибоедова. Но достаточно один раз пройти по нему, чтобы его образ остался в сердце навсегда.
Это одна из четырех сохранившихся висячих цепных переправ XIX века. Пролетная часть представляет собой чугунную конструкцию, подвешенную на металлических цепях.
Главная инженерная особенность — якорные крепления внутри четырех скульптур львов по обе стороны моста. Они сделаны из чугуна, крылья — позолочены. Скульптуры Павла Соколова отливали на Александровском чугунолитейном заводе.
Несмотря на компактные размеры, Банковский — одна из самых известных малых переправ Петербурга. По городу ходит легенда: если загадать больше денег и дотронуться до лапы льва — станешь богаче.
Но все-таки львов лучше не трогать: город просит сохранить мост таким, каким он простоял почти два века — спокойным, красивым и без следов чужих желаний.
Переносимся из тихого центра на индустриальную окраину Петербурга. Монументальный двухъярусный мост через Морской канал — часть Западного скоростного диаметра и самое высокое мостовое сооружение Петербурга.
Его построили в 2016 году, чтобы связать юг и север города в обход центра и при этом пересечь главный судоходный путь — Морской канал, соединяющий Неву с Финским заливом.
Отсюда, с берега Морского канала на Канонерском острове, и стоит на него посмотреть. Повезет, если во время вашей прогулки по каналу из акватории Невы будет выходить грузовое судно или круизный лайнер. Их высота достигает пятидесяти метров — на фоне моста выглядит величественно.
Этот мост вы не увидите на открытке, он не вписан в исторический центр, а часть логистики порта и скоростной магистрали. Именно поэтому его часто сравнивают с промышленной скульптурой — строгой, функциональной и эффектной.
Аничков мост — один из самых известных памятников Петербурга и часть Невского проспекта. Он пересекает Фонтанку в самом оживленном месте центра, где в XVIII веке проходила граница города.
Первый мост на этом месте появился в 1715 году по указу Петра I. Он был деревянным, но важным — по нему шла дорога в сторону Новгорода и Москвы. Современная каменно-гранитная конструкция с чугунными пролетами и широким проезжим полотном появилась в 1841 году.
Самое красивое в нем — скульптуры «Укротители коней» работы Петра Клодта. Четыре бронзовые группы по обеим сторонам изображают разные стадии покорения человеком коня. Композиции отлили в середине XIX века, тогда они стали одним из символов Петербурга. Во время Великой Отечественной войны их демонтировали и эвакуировали, чтобы сохранить, — сегодня на месте стоят отреставрированные оригиналы.
С Аничкова удобно наблюдать за навигацией по Фонтанке, особенно летом, когда по воде идут экскурсионные катера. А вечером включается подсветка и мост — особенно в сочетании со скульптурами — становится полноценной городской декорацией.
Пантелеймоновский мост соединяет улицу Пестеля с Михайловской — недлинный, но важный в транспортной и историко-градостроительной структуре центра Петербурга. Расположен в точке, где Фонтанка впадает в Мойку, в окружении сразу нескольких ключевых городских объектов: Летнего сада, Михайловского замка и площади Белинского.
С моста открываются виды на набережные и слияние двух рек. Рядом с ним стоит церковь святого Пантелеймона, отсюда и название.
Первые переправы на этом месте появились еще в XVIII веке, а в 1820-х здесь построили первый в России висячий цепной мост для проезда экипажей, который просуществовал до начала XX века.
Современный Пантелеймоновский построили в 1907 году по проекту инженера Александра Пшеницкого. Это металлический арочный однопролетный мост с гранитной облицовкой. Он оформлен чугунными перилами с воинскими трофеями, фонарями на торшерах и элементами, покрытыми сусальным золотом. В советское время носил имя декабриста Пестеля, а в 1991 году сооружению вернули историческое имя.
Пешеходно-велосипедный мост соединяет Крестовский остров с южной частью Приморского района. Его построили в 2016 году к открытию стадиона «Газпром Арена» и Кубку конфедераций. В то время в районе благоустраивали набережную, строили новые жилые комплексы и инфраструктуру ЗСД. Мост стал логичным продолжением набережной и связующим звеном между парковой зоной и жилыми кварталами.
С него видно Финский залив, северный фасад стадиона, Западный скоростной диаметр и панораму намывных территорий. Самый выигрышный ракурс — с южной стороны: при хорошем освещении мост выстраивается в единую композицию с башней «Лахта Центра», полосой воды и инфраструктурой вокруг.
От станции метро «Крестовский остров» по мосту удобно дойти до жилых кварталов в Приморском районе или наоборот — попасть к парку 300-летия и выйти к заливу. Для прогулок, пробежек и велосипедных маршрутов — ключевая связка на севере города.
1-й Лаврский мост — небольшой пешеходный переход через реку Монастырку, соединяющий Безымянный остров с Монастырским. Он расположен в створе главного входа в Александро-Невскую лавру и связывает Невский проспект с Лаврской площадью и входом на территорию некрополей.
Мост обеспечивает прямой доступ к лавре со стороны городской магистрали. Через него проходят туристические маршруты, паломнические группы и местные жители.
С моста открывается вид на боковые фасады лавры, колокольню и зеленую зону устья Монастырки. Это не точка массового туризма, но хорошо известное место тем, кто интересуется архитектурой XVIII века, историей некрополей или просто ищет тихий маршрут вдали от интенсивного движения на Невском.
Десять мостов, о которых мы рассказали, — это не туристический чек-лист, а способ понять, как устроен Петербург. Сквозь них видны не только фасады, но и логика города: как он связывает пространство, выстраивает движение и раскрывает себя в деталях.
Узнавайте о новых статьях
Актуальные и самые интересные статьи будут приходить на вашу электронную почту
Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк».
Похожие статьи