
Что такое стиль пин-ап
Вы первым стартовали на светофорах и обгоняли всех на трассе, но машина потеряла былую мощь? Разгоняться стало сложнее, появились «провалы» — жмете на газ, но ничего не происходит? Если у вас турбированный мотор, возможно, проблема в интеркулере.
По названию понятно, что интеркулер — это охладитель (от англ. cooler). Рассказ о том, что и зачем он охлаждает, лучше начать издалека — с принципа работы турбированного мотора.
Любой двигатель внутреннего сгорания работает на тепловой энергии, которая превращается в механическую. Поршень засасывает в цилиндр воздух, одновременно туда впрыскивается топливо, а свеча дает искру. Смесь вспыхивает, резко увеличивается в объеме и толкает поршень.
По сути, в цилиндрах происходит мини-взрыв. Высвобождается энергия, благодаря которой работает двигатель. Чем сильнее и чаще «взрывы», тем мощнее мотор, тем быстрее разгоняется и едет машина.
Сначала воздух в моторы поступал механически: поршень опустился — засосал порцию. Такие моторы называются атмосферными. Мощность повышали, увеличивая объем цилиндра. Отсюда привычка в первую очередь интересоваться объемом мотора: 1,3 л — фу, малолитражка; 4–5 — ого, крутая тачка.
Инженеры быстро поняли, что бесконечно наращивать размер двигателя нельзя. И решили увеличить объем воздуха, нагнетая его в цилиндр принудительно. Так появились турбированные моторы.
Разработчики на этом не остановились. Они выяснили, что можно подать еще больше воздуха — если предварительно охладить. Холодный воздух плотнее и тяжелее теплого, то есть его фактически больше при том же объеме. А чем больше воздуха, тем сильнее взрыв в цилиндре, тем больше энергии и мощнее мотор.
Устройство, которое охлаждает воздух перед поступлением в цилиндр, — это интеркулер (от англ. intercooler — промежуточный охладитель). От того, насколько хорошо он понижает температуру, зависит мощность двигателя и стабильность работы.
Еще он выравнивает детонацию и не дает цилиндрам и поршням разрушаться раньше времени. Если мотор работает нестабильно, педаль газа не дает эффекта, а скорость разгона заметно упала, это поводы заподозрить неисправность охладителя.
Откройте капот и загляните за решетку радиатора. Видите плоскую батарею со множеством горизонтальных трубок? Это интеркулер.
Если на вашей машине жидкостный охладитель, он может найтись и в другом месте. Об различиях между видами расскажем позже.
Фактически интеркулер — это теплообменник. Выглядит он примерно как радиатор системы охлаждения.
В основе конструкции — металлические трубы. Одна труба соединена с впуском, другая — с турбокомпрессором. Внутреннее пространство заполнено тонкими пластинами. Проходя по ним, воздух охлаждается, становится тяжелее и плотнее.
Аналогичная конструкция — в кондиционере и другом подобном оборудовании. Интеркулер на турбированном дизеле работает так же, как любой охладитель: распределенный поток воздуха быстро теряет тепло, а алюминиевый корпус, благодаря высокой теплопроводности, ускоряет процесс.
Типичные неисправности — потеря герметичности, масляный засор и нехватка воздуха. О первой проблеме сигнализирует свист при движении. Остальным нужна диагностика.
Для начала замените воздушный фильтр. Если он засорен, двигателю буквально не хватит воздуха. Иногда этого достаточно, чтобы у мотора открылось «второе дыхание».
Если у вас есть гараж с компрессором, вот как можно проверить интеркулер на герметичность:
Если давление падает, интеркулер где-то пробит. Такое часто случается: тонкий металл повреждают дорожные камни, разъедают соль и реагенты. Ремонтировать пробоины бесполезно, охладитель нужно менять.
Если давление в норме, проблема не в герметичности. Для дальнейшей проверки охладитель придется снимать. Это делают так:
Если охладитель заметно тяжелее, чем указано в техпаспорте, скорее всего, из турбокомпрессора внутрь попало масло. Пока охладитель новый, а компрессор исправен, масло не особенно откладывается на стенках. Но со временем слой нарастает, а неисправности компрессора усугубляют проблему.
Забитый охладитель промывают горячей водой, соляркой, бензином или автомоечной химией. На автофорумах хвалят мойку под давлением, но обращаться с ней надо аккуратно: сильный напор может повредить тонкие пластины.
Обратите внимание на резиновое напыление в местах крепления патрубков (есть не во всех моделях). Эти участки нельзя мыть бензином и другими растворителями, которые разрушают резину, — только водой и мягкими моющими средствами.
Промытое оборудование тщательно сушат и ставят на место.
В целом работа несложная, но грязная. В сервисе ее сделают за 3–5 тысяч рублей.
Экономьте с картой «Халва»: заказывайте у партнеров и получайте приятный кешбэк. Крупные покупки делайте в рассрочку. В списке партнеров — автосервисы, автомагазины и крупные маркетплейсы.
Интеркулеры бывают воздушными и жидкостными (водными). Первые просты по конструкции, дешевы, но требовательны к месту установки. Вторые эффективнее и компактнее, но дороже.
Принцип работы воздушного интеркулера прост: его охлаждают потоки воздуха. Лучшее место для установки — за решеткой радиатора, иначе он может перегреться.
Эффект охлаждения зависит от размера оборудования и скорости движения. Чем больше поверхность, тем лучше. Наиболее эффективны при скорости от 50 км/ч, когда их обдувает сильный поток воздуха.
Жидкостные охлаждаются за счет антифриза. Оснащены специальным радиатором и насосом. Тяжелые, много нюансов при выборе (вид насоса, место установки), требуют отдельного охлаждающего контура. Стоят в два-три раза дороже воздушного.
Водные интеркулеры пытались объединить с системой охлаждения двигателя для экономии ресурсов. Но ничего не вышло: рабочая температура мотора — 80–90°C, а интеркулеру нужно 20–30°C.
Зато жидкостный охладитель эффективнее, компактнее и его можно установить где угодно под капотом. Воздушные потоки ему не требуются.
Выбирая новый интеркулер, подумайте, для чего нужен, какие у вас приоритеты. Если мощность и компактность — ставьте жидкостный. Если дешевизна, универсальность и простота монтажа — воздушный.
Цены зависят от модели авто и категории товара. Оригинальные — дорогие, афтермаркет подешевле, а самый большой разброс цен у аналогов. На форумах хвалят бренды:
В среднем воздушный охладитель обойдется в 5–9 тысяч рублей, жидкостный — 15–25 тысяч рублей. Если платить Халвой, любые автотовары можно купить в рассрочку у партнеров или вернуть часть стоимости кешбэком.
Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи.
Узнавайте о новых статьях
Актуальные и самые интересные статьи будут приходить на вашу электронную почту
Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк».
Похожие статьи