Александра Мельник
от Александра Мельник
5 минут
....
13 марта

Что такое вариатор: как работает, отличия от автомата

Роботизированная, механическая, автоматическая: какую же трансмиссию автомобиля выбрать? Любители классики посмотрят в сторону моделей, проверенных временем, а сторонники прогресса — на современные разработки, среди которых есть и вариатор. Рассказываем, как он устроен и чем лучше привычных трансмиссий.

В статье рассказывается:

вариатор
Современные машины оснащены вариаторами

Что такое вариатор на автомобиле

Вариатор — один из типов автоматической трансмиссии автомобиля, который иначе называется CVT (от англ. Continuously Variable Transmission — «постоянно изменяющаяся передача»).

Он передает крутящий момент двигателя внутреннего сгорания на все колеса с одинаковой стабильностью оборотов и работает не по ступенчатому принципу, как аналогичные автомобильные устройства.

Фактически в CVT отсутствует привычное переключение скоростей с одного передаточного числа на другое, благодаря чему при резких торможениях или интенсивном наборе скорости передачи меняются очень плавно.

Водитель машины с вариатором не чувствует рывков, толчков, вибрации при движении, которые бывают в авто с классической АКПП (автоматической коробкой передач).

Вариаторная трансмиссия состоит из:

  • корпуса и деталей CVT;

  • редуктора заднего хода;

  • гидравлического насоса;

  • электронного блока управления;

  • модуля, передающего импульсы ДВС к колесам.

Конструкция CVT обеспечивает повышенный комфорт всех пассажиров машины. Главная особенность — плавная смена соотношения оборотов. Поэтому CVT называется «бесступен­чатой».

Органы управления у такой коробки привычные: педали газа и тормоза, селектор с режимами P, R, N, D либо стилизованный под ручной, как на механике.

Классы вариатора:

  • цепной,

  • тороидный,

  • клиноременной.

У тороидного нет валов и шкивов. Вместо них стоят сферические колеса, а разделяют их специальные ролики. Одно выполняет ведущую функцию, второе — принимающую.

Такое взаимодействие создает непостоянную силу трения, за счет которой меняются скорость и крутящий момент. Этот класс вариатора дороже в производстве, обслуживании и ремонте.

Самыми распространенными в современных авто стали клиноременные модели. Такая трансмиссия собрана из двух шкивов (ведущего и ведомого), и ремня, соединяющего их. При этом фрикционные колесики похожи на конусы, которые двигаются по команде из электронного блока управления, отвечающего за двигатель.

Особенность проявляется при разгоне: двигатель работает иначе, поскольку обороты увеличиваются не резко, как с обычной АКПП, а постепенно и от этого практически незаметно.

Чем плох вариатор? Многие водители авто с вариатором отмечают потерю динамики и неочевидный отклик мотора на ускорение.

В действительности же такие машины разгоняются не хуже «одноклассников» с гидротрансформаторными коробками и имеют несколько преимуществ.

Рассмотрим плюсы и минусы такого механизма:

Плюсы

Минусы

Плавный ход, отсутствие толчков, рывков, вибрации

Дорогое обслуживание из-за замены деталей каждые 100–120 тысяч километров

Незаметная динамика разгона и отсутствие просадок мощности, характерных для АКПП

Электронный контроль через ЭБУ, который считывает данные с мотора. Датчики часто выходят из строя. Восстановление/замена стоит дорого. Возможны ошибки, устранить которые можно только в сервисе

Увеличенный коэффициент полезного действия (КПД) в сравнении с другими коробками

Боится перегревов из-за частых резких ускорений или пробуксовок на месте

Меньший расход топлива за счет минимального механического сопротивления и распределения нагрузки на мотор

Не переживет бездорожье, долгие поездки на высокой скорости, застревание на льду или в сугробе

Минимум шумов в салоне

Придется часто менять дорогое трансмиссионное масло

Простая регулировка при управлении

Неощутимое ускорение, нельзя нажать на педаль газа до конца, чтобы совершить рывок

 

Со всеми минусами можно жить, если соблюдать все требования к вариатору и не проверять трансмиссию на выносливость.

Однако есть еще кое-что: конструктив­ные решения производителей, которые негативно сказываются на работе коробки. Например, некоторые японские авто «подгоняли» под экологические нормы и искусственно занижали им холостой ход ДВС (двигателя внутреннего сгорания), что привело к ускоренному износу деталей CVT.

У машин других марок тоже есть некоторые заводские особенности, которые негативно влияют на производительность коробки, — владельцам приходится заменять внутренние материалы на более качественные. К счастью, большинство таких недочетов «лечится» просто, а с Халвой еще и быстро.

Специалисты сервисов-партнеров проводят стендовую и компьютерную диагностики, проверяют показатели датчиков коробки, модифи­цируют блок управления системой охлаждения, восстанавливают детали. После этого водителю останется только бережно обращаться с техникой.

Как ездить на вариаторе правильно

Освоить такую трансмиссию очень легко из-за сходства с классической АКПП. Главное — постоянно следить за стилем вождения, не «топить» педаль газа в пол, не совершать резких обгонов на трассе с максимальным ускорением. Также мы советуем избегать пробуксовок, бездорожья, поездок по сильно заснеженным дорогам.

В противном случае CVT перегреется, ремень внутри растянется, электронные составляющие сгорят, а шкивы чрезмерно сотрутся. Чтобы вариатор откатал больше 150 тысяч километров, следуйте советам:

  • В режиме Drive (D) не зажимайте одновременно педали тормоза и газа, как некоторые владельцы АКПП, для резкого старта. Любая такая попытка чревата перегревом масла в гидротранс­форматоре.

  • Трогайтесь плавно, чтобы избежать пробуксовки ремня по внутренним шкивам.

  • Буксовать на мокром асфальте, льду или на снегу категорически нельзя. Пробуксовка обернется ударными нагрузками на детали коробки, перегревом и поломкой.

  • Машина с вариатором не подходит на роль тягача — запрещается буксировать другие транспортные средства, выдергивать их из грязи/сугроба.

  • Для серьезного бездорожья используйте внедорожник с МКПП или выносливой АКПП. Вариатор не вытянет машину на грязевых или снежных ухабах.

  • Попытки заехать на высокий бордюр — прямой путь в сервис. Если это необходимо, покоряйте городские препятствия с ходу по инерции, а не за счет сильного нажатия на газ.

  • С такой коробкой лучше избегать движения накатом в нейтральном режиме (N) и переключения в режим парковки (P) на коротких остановках дольше 60 секунд.

автосервис
Игнорирование правил использования CVT приведет к ремонту

Особенности работы

В CVT есть только одна физическая ступень переключения с изменяемым передаточным числом, остальные — виртуальные. Ремень или цепь и два вращающихся конусных шкива очень напоминают устройство старых швейных машинок с ножным приводом.

Однако в вариаторе все сложнее: расстояние между шкивами меняется, благодаря чему возникает передаточное отношение ременного/цепного привода. Работа конусов схожа с работой фрикционных муфт в классическом «автомате». В CVT, как и в АКПП, есть гидротрансформатор для старта и остановки.

Вариатор давно стал полноценной альтернативой обычной автоматической коробке передач и встречается во многих современных машинах. Если раньше водители преимущественно избегали нововведений, то сегодня охотно покупают иномарки с ними.

А купить все нужное в салон автомобиля всегда поможет Халва.

Как визуально отличить вариатор от автомата

Классическая АКПП отличается от вариатора взаимодействием редуктора с гидротрансформатором, где первая деталь передает усилия между шестеренками, а вторая выполняет функцию модуля сцепления.

Также здесь есть стальные фрикционные диски и муфты.

В вариаторе нет таких четких передач, как в АКПП, о чем мы писали выше, но есть детали, принимающие усилие моторного вала и передающие его колесам. В большинстве иномарок установлены клиноременные автоматы-вариаторы.

Что лучше

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Каждый автолюбитель должен провести эксперимент перед покупкой машины и сравнить ощущения от поездок с разными коробками передач. Не бойтесь изучать технические новинки!

Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи.

Действующие магазины-партнеры Халвы

Карта «Халва» 
с бесплатным обслуживанием
До 24 месяцев рассрочки без процентов
  • До 15% на остаток собственных средств
  • До 10% кешбэк с подпиской «Халва.Десятка»
  • Более 250 000 магазинов-партнёров
  • Снятие наличных в рассрочку
Заказать карту бесплатно

Хотите узнать, что действительно волнует авторов и редакторов Халва Медиа?

Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Подписаться
Похожие статьи