
Каникулы 2025-2026: как отдыхают школьники по четвертям и триместрам
Роботизированная, механическая, автоматическая: какую же трансмиссию автомобиля выбрать? Любители классики посмотрят в сторону моделей, проверенных временем, а сторонники прогресса — на современные разработки, среди которых есть и вариатор. Рассказываем, как он устроен и чем лучше привычных трансмиссий.
Вариатор — один из типов автоматической трансмиссии автомобиля, который иначе называется CVT (от англ. Continuously Variable Transmission — «постоянно изменяющаяся передача»).
Он передает крутящий момент двигателя внутреннего сгорания на все колеса с одинаковой стабильностью оборотов и работает не по ступенчатому принципу, как аналогичные автомобильные устройства.
Фактически в CVT отсутствует привычное переключение скоростей с одного передаточного числа на другое, благодаря чему при резких торможениях или интенсивном наборе скорости передачи меняются очень плавно.
Водитель машины с вариатором не чувствует рывков, толчков, вибрации при движении, которые бывают в авто с классической АКПП (автоматической коробкой передач).
Вариаторная трансмиссия состоит из:
корпуса и деталей CVT;
редуктора заднего хода;
гидравлического насоса;
электронного блока управления;
модуля, передающего импульсы ДВС к колесам.
Конструкция CVT обеспечивает повышенный комфорт всех пассажиров машины. Главная особенность — плавная смена соотношения оборотов. Поэтому CVT называется «бесступенчатой».
Органы управления у такой коробки привычные: педали газа и тормоза, селектор с режимами P, R, N, D либо стилизованный под ручной, как на механике.
Классы вариатора:
цепной,
тороидный,
клиноременной.
У тороидного нет валов и шкивов. Вместо них стоят сферические колеса, а разделяют их специальные ролики. Одно выполняет ведущую функцию, второе — принимающую.
Такое взаимодействие создает непостоянную силу трения, за счет которой меняются скорость и крутящий момент. Этот класс вариатора дороже в производстве, обслуживании и ремонте.
Самыми распространенными в современных авто стали клиноременные модели. Такая трансмиссия собрана из двух шкивов (ведущего и ведомого), и ремня, соединяющего их. При этом фрикционные колесики похожи на конусы, которые двигаются по команде из электронного блока управления, отвечающего за двигатель.
Особенность проявляется при разгоне: двигатель работает иначе, поскольку обороты увеличиваются не резко, как с обычной АКПП, а постепенно и от этого практически незаметно.
Чем плох вариатор? Многие водители авто с вариатором отмечают потерю динамики и неочевидный отклик мотора на ускорение.
В действительности же такие машины разгоняются не хуже «одноклассников» с гидротрансформаторными коробками и имеют несколько преимуществ.
Рассмотрим плюсы и минусы такого механизма:
Со всеми минусами можно жить, если соблюдать все требования к вариатору и не проверять трансмиссию на выносливость.
Однако есть еще кое-что: конструктивные решения производителей, которые негативно сказываются на работе коробки. Например, некоторые японские авто «подгоняли» под экологические нормы и искусственно занижали им холостой ход ДВС (двигателя внутреннего сгорания), что привело к ускоренному износу деталей CVT.
У машин других марок тоже есть некоторые заводские особенности, которые негативно влияют на производительность коробки, — владельцам приходится заменять внутренние материалы на более качественные. К счастью, большинство таких недочетов «лечится» просто, а с Халвой еще и быстро.
Специалисты сервисов-партнеров проводят стендовую и компьютерную диагностики, проверяют показатели датчиков коробки, модифицируют блок управления системой охлаждения, восстанавливают детали. После этого водителю останется только бережно обращаться с техникой.
Освоить такую трансмиссию очень легко из-за сходства с классической АКПП. Главное — постоянно следить за стилем вождения, не «топить» педаль газа в пол, не совершать резких обгонов на трассе с максимальным ускорением. Также мы советуем избегать пробуксовок, бездорожья, поездок по сильно заснеженным дорогам.
В противном случае CVT перегреется, ремень внутри растянется, электронные составляющие сгорят, а шкивы чрезмерно сотрутся. Чтобы вариатор откатал больше 150 тысяч километров, следуйте советам:
В режиме Drive (D) не зажимайте одновременно педали тормоза и газа, как некоторые владельцы АКПП, для резкого старта. Любая такая попытка чревата перегревом масла в гидротрансформаторе.
Трогайтесь плавно, чтобы избежать пробуксовки ремня по внутренним шкивам.
Буксовать на мокром асфальте, льду или на снегу категорически нельзя. Пробуксовка обернется ударными нагрузками на детали коробки, перегревом и поломкой.
Машина с вариатором не подходит на роль тягача — запрещается буксировать другие транспортные средства, выдергивать их из грязи/сугроба.
Для серьезного бездорожья используйте внедорожник с МКПП или выносливой АКПП. Вариатор не вытянет машину на грязевых или снежных ухабах.
Попытки заехать на высокий бордюр — прямой путь в сервис. Если это необходимо, покоряйте городские препятствия с ходу по инерции, а не за счет сильного нажатия на газ.
С такой коробкой лучше избегать движения накатом в нейтральном режиме (N) и переключения в режим парковки (P) на коротких остановках дольше 60 секунд.
В CVT есть только одна физическая ступень переключения с изменяемым передаточным числом, остальные — виртуальные. Ремень или цепь и два вращающихся конусных шкива очень напоминают устройство старых швейных машинок с ножным приводом.
Однако в вариаторе все сложнее: расстояние между шкивами меняется, благодаря чему возникает передаточное отношение ременного/цепного привода. Работа конусов схожа с работой фрикционных муфт в классическом «автомате». В CVT, как и в АКПП, есть гидротрансформатор для старта и остановки.
Вариатор давно стал полноценной альтернативой обычной автоматической коробке передач и встречается во многих современных машинах. Если раньше водители преимущественно избегали нововведений, то сегодня охотно покупают иномарки с ними.
А купить все нужное в салон автомобиля всегда поможет Халва.
Классическая АКПП отличается от вариатора взаимодействием редуктора с гидротрансформатором, где первая деталь передает усилия между шестеренками, а вторая выполняет функцию модуля сцепления.
Также здесь есть стальные фрикционные диски и муфты.
В вариаторе нет таких четких передач, как в АКПП, о чем мы писали выше, но есть детали, принимающие усилие моторного вала и передающие его колесам. В большинстве иномарок установлены клиноременные автоматы-вариаторы.
Однозначного ответа на этот вопрос нет. Каждый автолюбитель должен провести эксперимент перед покупкой машины и сравнить ощущения от поездок с разными коробками передач. Не бойтесь изучать технические новинки!
Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи.
Узнавайте о новых статьях
Актуальные и самые интересные статьи будут приходить на вашу электронную почту
Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк».
Похожие статьи