Анна Субботина
от Анна Субботина
6 минут
....
11 марта

Заряжаем аккумулятор автомобиля: сколько вольт должно быть

С разряженным аккумулятором в машине ничего не работает, даже двигатель не заводится. Эта проблема часто подстерегает водителей после стоянки на морозе или с включенными фарами. Рассказываем, как и сколько заряжать АКБ.

В статье рассказывается:

какое напряжение должно быть на аккумуляторе автомобиля
Зарядить батарею несложно, главное — не отключить от сети слишком рано 

В современных машинах в каждой системе есть электронные компоненты. За подачу электричества отвечают генератор, стартер и аккумуляторная батарея (АКБ). Кстати, полная расшифровка АКБ автомобильная кислотная батарея. О ней и поговорим.

В новых авто за неполадками следит бортовой компьютер. Если с АКБ что-то не так, вы узнаете об этом до того, как не сможете запустить мотор.

Но не все машины оснащены точными системами диагностики. В лучшем случае вы увидите горящий значок АКБ на приборной панели, а он может означать что угодно. Например, что на неровной дороге ненадолго теряется контакт с клеммами.

В любом случае самый точный результат даст мультиметр — именно этот инструмент измеряет напряжение. Узнайте, как правильно измерить заряд батареи, чтобы не переживать, удастся ли завести двигатель с утра.

Cколько вольт должен показывать заряженный аккумулятор

Самый надежный способ узнать, сколько вольт должен показывать заряженный аккумулятор, — посмотреть в инструкции. Если документы не сохранились, ориентируйтесь на стандартные значения:

  •  12,6 В для легковых автомобилей;
  •  25,3 В для грузовых.

На практике показатель может немного отличаться. Полностью заряженная батарея обычно выдает на 0,5–1 В выше нормы. Через пару часов уровень заряда упадет до положенного.

Если замерить напряжение аккумулятора автомобиля сразу после езды по городу, оно может оказаться ниже нормы. Дело в том, что при скорости до 60 км/ч заряд накапливается очень медленно. Летом это не критично, но в мороз машина может не завестись.

Таблица заряда аккумулятора

Проценты

Легковая машина, В

Грузовой автомобиль, В

100%

12,7

25,4

70%

12,4

24,7

50%

12,2

24,4

30%

12,0

24,0

меньше 10%

11,7

23,8

Летом не страшно, если напряжение упало до 70 и даже до 50%. Скорее всего, утром двигатель благополучно запустится. Зимой лучше поддерживать заряд на уровне 70–90%, а в морозы ниже −20℃ заряжать до 100%.

Напряжение замеряют мультиметром. Прибор не самый дешевый, но незаменим для диагностики неполадок в электрике. Узнайте, как выбрать мультиметр, и закажите его у партнеров карты «Халва». Получайте кешбэк с каждой покупки, а при крупных тратах берите беспроцентную рассрочку.

  • Мультиметр-тестер с прозвонкой — от 532 рублей на «Озоне».
  • Мультиметр цифровой TEK «Ресанта» — 999 рублей в «220 Вольт».
  • Мультиметр цифровой ЗУБР TX-810-Т полупрофессиональный — 2 900 рублей в «220 Вольт».
сколько должен показывать вольт заряженный аккумулятор
Бытовые мультиметры измеряют напряжение с погрешностью до 3%  

Как проверить уровень заряда

Поскольку уровень напряжения аккумулятора автомобиля зависит от того, когда провели измерения, важно делать это правильно:

  • подождите минимум два часа после остановки двигателя (в идеале — 12);
  • по возможности измеряйте при температуре 18℃;
  • загляните в инструкцию, чтобы узнать, какое напряжение должно быть на аккумуляторе вашего автомобиля (этот показатель часто указан на корпусе батареи).

Сразу после поездки измерять бесполезно: результат будет выше, чем через пару часов. В идеале заглушите двигатель и отнесите аккумулятор домой, если температура на улице сильно отличается от эталонных 18–20°С. Через пару часов подключите мультиметр.

Как пользоваться мультиметром:

  1. Переключите прибор в режим измерения напряжения постоянного тока.
  2. Настройте измерения в пределах 18–20 В.
  3. Коснитесь красным щупом плюсовой клеммы аккумулятора, черным — минусовой (как на фото выше). На дисплее появится результат.

Если батарея заряжена, прекрасно. Если нет, поставьте на зарядку на 9–12 часов. Здесь мы писали, как правильно зарядить АКБ или «прикурить» автомобиль в дороге, а здесь — как выбрать зарядное или пусковое устройство.

Когда заряжать аккумулятор

Опытные автовладельцы советуют заряжать аккумулятор по возможности раз в сезон и обязательно до и после морозов. Это поможет уверенно запускать двигатель в любую погоду.

На практике в регионах с умеренным климатом батарею можно не трогать, изредка замеряя напряжение.

Проверяйте уровень заряда:

  • в морозы ниже −30℃;
  • при городском цикле езды — на малой скорости, с частыми остановками;
  • на старых АКБ;
  • при установке мощного электрооборудования (оптики, аудио);
  • если не пользуетесь машиной дольше недели.

Не забывайте, что уверенный запуск машины зависит также от исправных стартера и генератора, чистоты контактов и срока эксплуатации самой АКБ.

Скорее всего, с батареей не будет проблем, если:

  • она новая;
  • электрооборудование не превышает допустимые нагрузки;
  • накануне вы ехали не меньше часа со скоростью около 100 км/ч;
  • на улице плюсовая температура или небольшой мороз до −7℃.

В среднем аккумуляторы служат три-четыре года, при большой удаче — до семи лет. Бюджетные модели могут «сдаться» уже через год-два.

Если планируете купить новый аккумулятор, не забудьте, что с Халвой вы вернете часть денег на счет, а также сможете взять любые автотовары в рассрочку. Покупайте у партнеров и платите постепенно, без процентов и переплат.

таблица заряда аккумулятора
Зимой аккумулятор может разрядиться за несколько часов. Выручат прикуриватель и… другой автомобиль 

Мифы и факты

Редкий автомобилист не сталкивался с «экспертными» советами по обслуживанию и ремонту авто. Не обошли они и АКБ. Многие из этих советов были полезны лет 30 назад, но с тех пор и само устройство, и возможности автомобилей изменились.

Миф 1. Новый аккумулятор обязательно надо зарядить

Подзарядка нужна, только если ее недостаточно. Замерьте напряжение мультиметром. Меньше 70% — ставьте на подзарядку. Ровно 100% — смело устанавливайте в автомобиль.

Миф 2. Заряжать надо до кипения

Кипением называют выделение пузырьков кислорода при заряде, близком к полному. Миф о его пользе родился в эпоху старых зарядных устройств. Они давали сильный постоянный заряд и доводили жидкость в АКБ до интенсивного выделения кислорода. В сознании автовладельцев сформировалась устойчивая связь: раз кипит, значит, заряжается.

Современные устройства работают по импульсному принципу без сильного газовыделения. Поэтому современному автовладельцу вообще не нужно открывать АКБ и проверять, что происходит с электролитом. Достаточно замерить напряжение, чтобы убедиться, что процесс идет правильно. И не держать аккумулятор на зарядке дольше, чем рекомендуется в инструкции. 

Миф 3. В морозы аккумулятор заряжают каждую ночь

Это и правда полезно для старых автомобилей. Когда на улице ниже −20℃, теплый аккумулятор быстрее заведет двигатель. Особенно если под капотом давно не чистили контакты и топливные форсунки.

Для новых автомобилей это актуально только при −30℃. Но сначала загляните в инструкцию. Может быть, у вас продвинутый кальциевый или AGM-аккумулятор, специально разработанный для морозов. Инструкция подскажет, нести батарею домой или не стоит волноваться.

Зная, сколько вольт должно быть в заряженном аккумуляторе, вы легко проверите свою батарею и заведете машину даже в суровый мороз. Периодически измеряйте напряжение, не перегружайте электросистему автомобиля, и батарея прослужит вам долго и безотказно.

Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи. 

Действующие магазины-партнеры Халвы

 

Карта «Халва» 
с бесплатным обслуживанием
До 24 месяцев рассрочки без процентов
  • До 15% на остаток собственных средств
  • До 10% кешбэк с подпиской «Халва.Десятка»
  • Более 250 000 магазинов-партнёров
  • Снятие наличных в рассрочку
Заказать карту бесплатно

Хотите узнать, что действительно волнует авторов и редакторов Халва Медиа?

Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Подписаться
Похожие статьи