Подписывайтесь на анонсы:
TelegramФаркоп: назначение, правила установки и регистрации
Собираетесь установить фаркоп на машину? Технически это просто. Но для монтажа любого «куска металла», выступающего за пределы габаритов машины, придется столкнуться с бюрократией. Рассказываем, нужно ли регистрировать фаркоп в ГИБДД и как это сделать.
В статье рассказывается:
Некоторые автолюбители думают, что установка буксировочного оборудования — это плевое дело. Купить на авторынке крюк, прикрутить его болтами к раме или приварить — и готово.
Однако все не так просто. Машина — это источник повышенной опасности. А значит, любое оборудование или новые детали не должны угрожать другим участникам дорожного движения.
Что такое фаркоп
Фаркоп — это вид навесного оборудования, которое устанавливают на автомобиль, чтобы он мог буксировать прицепы. Выглядит как проушина или крюк с набалдашником и электроразъемом.
Формально (в нормативно-правовых документах) называется «тягово-сцепное устройство» (далее ТСУ).
Фаркоп позволяет тянуть за машиной разные виды прицепов установленной массы. Соответственно груз может быть любым — от кирпичей до катера или дома на колесах.
Способ крепления
Фаркопы бывают съемными и несъемными. Первые быстро устанавливаются без специальных инструментов, вторые можно закрепить болтами или наглухо приварить к раме.
Для тех, кто готов доплатить за удобство, сделали фаркопы с регулировкой высоты, в том числе при помощи электропривода.
Электрооборудование
Для любого ТСУ потребуется смонтировать разъем для дополнительной электропроводки — без нее не будут работать задние фонари прицепа. Как правило, провода входят в комплект, но их можно купить отдельно.
Нужна ли особая отметка в водительском удостоверении
Буксировать легкие прицепы (до 750 кг) можно с обычными правами. В остальных случаях потребуется специальная водительская категория BE.
Учтите, что прицеп должен быть зарегистрирован в ГИБДД. Необходимо повесить на него госномер и получить свидетельство о регистрации ТС (СТС).
Поставить ТСУ можно не на каждый автомобиль. Варианта два:
-
установка фаркопа на ТС предусмотрена производителем — тогда можно смело ставить разрешенную модель;
-
о ТСУ в инструкции по эксплуатации не сказано ни слова — значит, придется пройти непростую бюрократическую процедуру и узаконить изменение в устройстве ТС. Или сразу отказаться от затеи.
На какие машины можно ставить фаркоп без регистрации
На многих автомобилях установка «крюка» предусмотрена еще на этапе создания. Как правило, речь о рамных внедорожниках. Учтите, что для кроссоверов это не аксиома. На многих паркетниках, особенно с автоматической коробкой передач, буксировка прицепа не приветствуется.
Если производитель допускает использование ТСУ, проблем не будет. Можно смело ссылаться на пункт 77 раздела 4 главы 5 техрегламента Таможенного союза. Главное, чтобы это положение было прописано в эксплуатационной документации к машине. При этом не имеет значения, установили фаркоп на заводе или это сделал один из хозяев авто. Главное, чтобы характеристики ТСУ соответствовали требованиям производителя.
Основной критерий — может ли кузов автомобиля и его агрегаты (например, раздаточная коробка) выдержать дополнительную нагрузку. Кроме этого учитывается общая масса автопоезда и нагрузка на каждую ось.
Нужно ли вносить изменения в регистрационные документы
Если все соответствует нормативам и есть разрешение от изготовителя, никаких изменений в ПТС или другие регистрационные документы вносить не нужно.
Чтобы не было проблем с инспекторами ДПС, лучше иметь при себе следующие документы:
-
сертификат, подтверждающий соответствие ТСУ нормативным документам и данной конкретной модели авто;
-
эксплуатационную документацию автомобиля, в которой указана возможность монтажа тягово-сцепных устройств.
Если вы установили ТСУ, непредусмотренное автопроизводителем, придется внести изменение в ПТС и получить новое СТС. Как это сделать? Об этом ниже.
Как зарегистрировать фаркоп
На вашу машину нельзя установить тягово-сцепное устройство? Или вы купили фаркоп, который не соответствует требованиям производителя авто? Рано отчаиваться. Можно попытаться зарегистрировать ТСУ и получить официальное разрешение.
Действовать следует согласно постановлению правительства №413 от 2019 года. Оно определяет порядок внесения изменений в конструкцию автомобиля. Перечислим основные шаги, которые предстоит пройти:
-
Предварительная оценка. Пригоняем автомобиль на техническую экспертизу. Эксперт проверяет, соответствует ли установка ТСУ нормам безопасности. Если все нормально, выносит соответствующий «вердикт».
-
Получение разрешения. С результатами ТО обращаемся в МРЭО, пишем заявление и получаем специальную бумагу — разрешение на установку ТСУ.
-
Монтаж оборудования. Устанавливаем фаркоп на автомобиль (самостоятельно или в автосервисе).
-
Повторная экспертиза. Снова приезжаем на техническую экспертизу. Эксперт проверяет соответствие измененной конструкции автомобиля нормам безопасности и выдает протокол проверки.
-
Технический осмотр. Едем на станцию ТО. На основе протокола экспертизы автомобиль проходит техосмотр; получаем диагностическую карту.
-
Регистрация в ГИБДД. Идем в отделение и регистрируем изменение в конструкции машины. Инспектор выдает свидетельство о соответствии конструкции автомобиля требованиям безопасности, новую карточку СТС и вносит отметку об изменении в паспорт транспортного средства.
Сколько стоит установка и регистрация
Скажем честно — недешево. Затраты могут превысить стоимость самого фаркопа. Самый дорогой пункт алгоритма — экспертиза. Эту услугу оказывают частные организации на коммерческой основе. Поэтому цены «плавают» в пределах от 5000 до 20 000 рублей (в зависимости от модели и конструкции автомобиля и ТСУ).
Придется оплатить и несколько государственных пошлин:
-
1000 рублей — за получение разрешения в ГИБДД;
-
800 рублей — за свидетельство о соответствии модифицированной конструкции нормам безопасности;
-
500 рублей — за выдачу нового свидетельства о регистрации ТС;
-
350 рублей — за внесение изменений в паспорт ТС;
-
около 1000 рублей — за техосмотр.
Установка ТСУ в автосервисе тоже не бесплатна. Но владельцы универсальной карты «Халва» могут не переживать о расходах. Ведь в партнерах у Халвы десятки различных автосервисов. А значит, недешевую услугу можно получить в рассрочку или с выгодным кешбэком.
Штраф за незарегистрированный фаркоп
Но что будет, если использовать ТСУ на машине нельзя или модель фаркопа не соответствует тому, что указано в инструкции по эксплуатации авто?
Тогда вступает в силу статья 12.5.1 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Она наказывает водителя, который неправомерно внес изменения в ТС и продолжил ездить. Штраф за нарушение — 500 рублей (можно получить скидку 50%, если оплатить в течение 20 дней).
Однако последствия могут быть более серьезными. Инспектор ГИБДД имеет право потребовать демонтировать ТСУ, выписав соответствующее постановление.
Если проигнорировать, машину снимут с учета, то есть СТС станет недействительным. Придется снова ее регистрировать, и инспектор обязательно проверит, соответствует ли конструкция ТС нормам.
Нужно ли снимать фаркоп при езде без прицепа
В России нет такого требования в отношении легального ТСУ. Если установить все правильно, проблем не возникнет — просто возите с собой сертификат соответствия.
Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи.
с бесплатным обслуживанием
- До 15% на остаток собственных средств
- До 10% кешбэк с подпиской «Халва.Десятка»
- Более 250 000 магазинов-партнёров
- Снятие наличных в рассрочку
Хотите узнать, что действительно волнует авторов и редакторов Халва Медиа?
Подписывайтесь на наш телеграм-канал