Двигатель для машины — как сердце для человека, а свечи зажигания — синусовый узел, который заставляет его работать. По состоянию свечек автомеханики определяют, что не так с мотором и почему он отказывается функционировать в нормальном режиме.
Чтобы лучше разобраться в теме, попросила помощи у мужа-автолюбителя и у экспертов.
Свечи зажигания (СЗ) — ключ к запуску авто: это устройство, которое помогает машине завестись. Оно дает искру, от которой воспламеняется топливовоздушная смесь, и двигатель начинает работать.
Обычно количество СЗ равно числу цилиндров. В автомобилях с четырехцилиндровым двигателем будет четыре воспламеняющих элемента, с шестицилиндровым двигателем внутреннего сгорания (ДВС) — шесть.
Как часто менять свечи зажигания
У свечей зажигания, как и у всего в мире, есть ресурс. Устройство не может работать вечно, поэтому его надо вовремя менять. Но когда?
В инструкции по эксплуатации автомобиля есть регламент плановой замены свечей зажигания. Но слепо следовать написанному в брошюре не стоит — все индивидуально.
Мой муж меняет СЗ раз в 50 тысяч км пробега. Но в идеале лучше это делать каждые 30 тысяч км. Если свечки работают исправно, не приносят хлопот, то смысла в замене нет.
Иридиевые СЗ могут прослужить до 100 тысяч км, а никелевые гораздо меньше — 20 тысяч.
Совет: проверяйте исправность каждые 30 тысяч пробега или во время ТО. Диагностика, которую вы провели вовремя, поможет избежать дорогого ремонта.
Комментирует Владимир Кононенко, контролер технического состояния транспортных средств, ПАО «Кокс»:
Свечи зажигания нужно менять каждые 30–40 тысяч км. Если этого не сделать, они износятся — для создания искры катушке зажигания придется генерировать более высокое напряжение. В результате она сгорит.
Например, для Kia Rio одна свечка стоит 300–400 рублей, а катушка — около 1500 рублей. Вовремя менять свечи выгоднее, чем потом ехать на диагностику, искать, какая именно катушка сгорела, покупать и устанавливать новую. А может и чинить мотор, потому что из-за пропусков зажигания он будет работать неравномерно.
Как заменить
Это работа опытного слесаря. В попытках сделать все самостоятельно вы можете ошибиться и повредить мотор.
Что должен сделать специалист:
Заглушить машину и снять защиту с двигателя.
Сдуть компрессором пыль и грязь со свечных колодцев и головки блока цилиндров.
Снять свечные провода или катушки зажигания. Конкретное действие зависит от особенностей машины.
Выкрутить старые СЗ свечным ключом.
Проверить уплотнительное кольцо на цилиндрической свечке: оно не должно остаться в колодце. Электроды окажутся выше, и свеча не заработает, если прикрутить ее к старому кольцу. С воспламеняющими устройствами конической формы таких проблем не бывает.
Вставить новую свечку в ключ с динамометром: он должен плотно ее обхватывать. Дальше надо ее вкрутить, но сильно не затягивать. Важно ничем не смазывать резьбу, иначе момент затяжки будет пропущен.
На ключе выставить нужный момент — он указан на коробке — и затянуть.
Вернуть на место свечные провода или катушки.
Завести машину, чтобы убедиться, что отремонтировали, а не сломали.
Накрыть двигатель защитным кожухом, аккуратно закрыть капот.
Если вы хотите ремонтировать машину самостоятельно, то рекомедуем прочитать нашу статью.
Популярные вопросы
Чтобы выяснить, на какие вопросы о свечках автовладельцы часто ищут ответы, просмотрела несколько популярных форумов.
Признаки неисправности свечей зажигания
Если СЗ вышли из строя, то автомобиль не сдвинется с места. Чтобы проверить их состояние — надо выкрутить. А чтобы выкрутить — найти под капотом.
Местоположение свечей зависит от количества клапанов ДВС. На восьмиклапанных моторах они расположены в боковой части и вкручены в цилиндры. На шестнадцатиклапанных — тоже ввернуты в цилиндры, но не сбоку, а под прямым углом.
Заглушите машину, достаньте свечу и осмотрите ее со всех сторон. Характер загрязнений расскажет о проблеме.
Признаки
Описание
Сажа на электродах и изоляторе
Черный нагар — отложения углерода. Их появление провоцируют загрязненный воздушный фильтр, длительная езда на маленькой скорости, долгая работа двигателя вхолостую, перенасыщенная топливовоздушная смесь
Черные масляные разводы
Виновник — моторное масло, которое попадает в цилиндры. Это происходит из-за износа поршней и направляющих клапанов. Сначала надо найти источник протечки и только потом менять свечи
Сырая поверхность
Проблема — «затопленный» мотор. Такое может произойти, если несколько раз подряд пытаться завести машину без воспламенения смеси. Достаточно протереть свечи, дождаться их высыхания и вкрутить обратно
Белый нагар, окалина на изоляторе, расплавившиеся электроды
Устройство может обгореть из-за перегрева ДВС, неправильного диапазона рабочей температуры пускового устройства, изношенности, сухой топливовоздушной смеси, неправильного времени зажигания
Тонкие электроды
Свечка отработала свое — пора менять
Разорванные или сдавленные электроды
Увы, но это признак свечей, которые не подходят по размеру. Из-за слишком длинной может сломаться двигатель, из-за слишком короткой — увеличится расход топлива
Мечтаете о новой «ласточке», но не хотите залезать в кредиты? Авторассрочка с Халвой — отличный способ купить новую машину без лишних затрат.
Симптомы «заболевших» свечей
Машина не будет молчать, если что-то с ней не так. Когда происходят неполадки со свечами зажигания, автомобиль подает сигналы:
мотор не заводится, хотя стартер (устройство, которое запускает ДВС) крутит;
снижается мощность двигателя, машина начинает «есть» много топлива;
падает мощность, когда резко нажимаете на газ;
мотор работает с перебоями или глохнет;
троение и вибрация на низких оборотах.
Какие лучше
Я спросила своих знакомых автовладельцев, свечи каких брендов им нравятся, и составила список лучших.
Подходит машинам с бензиновыми моторами. Из плюсов — быстрые запуск и ускорение и тонкий электрод (позволяет высечь более мощную искру, его легче очистить от нагара и практически невозможно залить бензином). Некоторые водители отметили, что снижается расход топлива
Бюджетные по цене. Обеспечат быстрый запуск и повышенную мощность мотора. Производитель обещает, что снизится расход топлива. Единственный минус — подходит не для всех марок авто
Электрод сделан из никелевого сплава, а сердцевина — из меди. Свечки отлично работают и в условиях медленной городской езды, и на скоростной трассе. Преимущество — подходят практически для всех марок машин
Подделка может стоить не только нервов, но и двигателя. Чтобы избежать этой ситуации, надо знать, как проверить устройство:
Найдите контакты продавцов, которые торгуют оригинальными запчастями. Эту информацию можно найти в разделе «Где купить» на официальном сайте производителя.
Найдите «правильную» розничную цену. На некоторых сайтах продают одно и то же, но по разной стоимости. Не стóит радоваться, если увидели слишком выгодное предложение: вероятно, вам хотят продать подделку.
Посмотрите обзоры на популярном видеохостинге. Так вы сможете понять, как выглядит оригинал.
Итак, что нужно запомнить. Машина может сообщать о неполадках, но делает это по-своему. Если автомобиль плохо заводится или мотор не запускается вовсе — пора менять свечи. Также на необходимость замены укажут падение мощности, повышенный расход топлива, троение и повышенная вибрация.
Определить проблему, почему свеча вышла из строя раньше времени, помогут нагар и загрязнения.
Менять свечки можно в соответствии с регламентом и разновидностью устройства: иридиевые служат достаточно долго (до 100 тысяч км), никелевые — меньше (до 20 тысяч км). Но есть негласное правило — заменять каждые 30 тысяч км пробега.
Лучше отвезти машину в автосервис, чтобы опытный слесарь правильно заменил свечи. Если делать все самостоятельно, можно допустить серьезные ошибки и повредить двигатель.