Подписывайтесь на анонсы:
TelegramКак проверить аккумулятор мультиметром: емкость, диагностика и работоспособность
Аккумулятор — главная деталь в каждом авто. Без него машина теряет работоспособность и становится бесполезной. Рассказываем, как узнать о состоянии батареи с помощью мультиметра и других устройств.
В статье рассказывается:
Аккумулятор в машине еще называется автомобильной кислотной батареей, которая служит для запуска двигателя, поддерживает жизнедеятельность электрических элементов и выступает в роли одной из главных деталей.
Фактически аккумулятор — это единственный источник электроэнергии, способный «оживить» авто даже при неработающем моторе.
Поэтому важно поддерживать его в исправном состоянии, не допускать просадки и вовремя проверять уровень заряда.
Опытные автомобилисты используют для этого специальные инструменты: мультиметр, нагрузочную вилку, ареометр, тестер пускового тока аккумуляторов, разрядное устройство. Мы рассмотрим вариант использования маленького, но информативного устройства — мультиметра.
Как проверить аккумулятор мультиметром
Мультиметр — устройство, с помощью которого можно измерить параметры всех компонентов автомобильной батареи, в том числе электронных и электрических. Прибор выглядит как маленькая пластиковая коробка с небольшим цифровым экраном, катушкой для переключения мощности и выходами для проводов.
В народе устройство называется тестером и используется для уточнения внутреннего сопротивления, силы и плотности тока, уровня напряжения, вероятной утечки и емкости аккумулятора.
Последний параметр — это отрезок времени, в течение которого батарея отдает максимальный ток всем системам авто. Измеряется он в ампер-часах (А⋅ч).
Например, вы купили АКБ четыре года назад. По техническим характеристикам ее емкость равна 60 А⋅ч. При измерениях вы получили только 40 А⋅ч, что нормально для возрастной батареи. Менять ее придется при показателях 20–30 А⋅ч.
Достаточно проверить напряжение батареи. Для этого используйте мультиметр по инструкции:
- Не заводите машину и не включайте электрооборудование (музыку, фары, печку и т. п.). Откройте капот и подсоедините красный и черный щупы устройства к клемме аккумулятора по цветам: красный к плюсу, черный — к минусу.
- Выставьте предел ограничения измерений 18–20 В.
- Измерьте напряжение постоянного тока.
- Батарея исправна, если показатель равен 12,5 В и выше. Значения ниже говорят о проблемах с АКБ.
Некоторые автолюбители измеряют вольтаж при заведенном двигателе. Если планируете сделать так же, учтите, что итоговые данные будут другими: нормой считается уровень от 13,5 В. Значение более 14,2 В указывает на разрядку аккумулятора.
Чтобы повысить точность измерений, подключайте мультиметр не менее двух раз с промежутком в 20 минут между запусками мотора.
Надежнее всего доверить проверку работоспособности автомобильного аккумулятора специалистам и отвезти машину в сервис. Механик внимательно осмотрит АКБ и двигатель, посмотрит, как запускается авто, узнает точные показатели по нескольким параметрам и выдаст рекомендации. Там же при необходимости вам быстро подберут и установят новую батарею.
Как проверить аккумулятор на работоспособность
Определить степень износа можно и другим прибором — нагрузочной вилкой, которая имитирует работу стартера и дает повышенную нагрузку на АКБ.
Это устройство состоит из резистора с сопротивлением и мультиметра, а к эксплуатации пригодно только при температуре воздуха от +20℃. В холодную погоду вы рискуете посадить АКБ.
Измерения вилкой проводят по следующему алгоритму:
- Подключите вилку к клеммам аккумулятора, соблюдая полярность.
- Дайте нагрузку 100–200 А в течение шести секунд.
- Проверьте показатель. Батарея исправна, если заряд — более 10,2 В. Допустимая просадка напряжения — до 9 В, что говорит о половинном заряде АКБ.
Не обязательно покупать специальные приборы, чтобы определить неисправность АКБ. Автолюбители советуют для начала проанализировать поведение машины и выявить внешние признаки:
- мотор заводится слабо и не так бодро, как несколько месяцев назад;
- тусклый или мигающий свет фар;
- окна закрываются медленно или с перебоями;
- акустическая система работает с заиканием;
- на АКБ видны белый налет, потеки электролита или окисление клемм;
- есть другие признаки коррозии внутренних электродов.
Если вы заметили хотя бы одно отклонение, проверьте состояние АКБ ареометром для электролитов, чтобы выяснить плотность электролитного раствора. Выполняйте процедуру по этой инструкции:
- Откройте пробки заливных отверстий батареи.
- Погрузите ареометр в раствор в каждой ячейке.
- Соберите жидкость.
- Вытащите ареометр из АКБ и проверьте данные на шкале.
Нормальной считается плотность 1,26–1,28 г/см³. При этом она не зависит от времени года и внешней температуры. Дополнительно мы советуем использовать электронные диагностические тестеры аккумуляторов. Каждое из перечисленных устройств легко купить с Халвой, не откладывая диагностику в долгий ящик.
Диагностика аккумулятора автомобиля
Средний срок работы стандартной качественной АКБ в машине варьируется от пяти до восьми лет, но в России из-за климатических особенностей он заметно сокращается: батарея редко живет дольше трех-четырех лет.
Готовьтесь к замене, если заметите один из признаков:
- утечка в электропроводке;
- перезаряд;
- потеря емкости;
- быстрая потеря мощности;
- замыкание внутри одной из банок;
- стартер крутится с усилием;
- машина не заводится.
Советуем отвезти авто на диагностику или же провести ее самостоятельно по описанным выше инструкциям. Следуйте нашему чек-листу, чтобы безошибочно оценить состояние АКБ:
- Проверьте напряжение мультиметром. Оно не должно быть ниже 12,6–12,9 В с заглушенным мотором и выше 14 В при заведенном.
- Нагрузочной вилкой выясните напряжение, имитируя работу стартера. Минимальный показатель — 9 В.
- Измерьте уровень электролита. Открутите пробки, убедитесь, что жидкость внутри выше пластин хотя бы на сантиметр. В ином случае долейте дистиллированную воду, если ваша АКБ обслуживаемая.
Не расстраивайтесь, если придется заменить АКБ. Снимите старую батарею и сдайте ее на утилизацию в том же магазине, где покупаете новую, — продавец вероятно предоставит скидку, что станет приятным бонусом вкупе с кешбэком Халвы.
Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи. Действующие магазины-партнеры Халвы
с бесплатным обслуживанием
- До 15% на остаток собственных средств
- До 10% кешбэк с подпиской «Халва.Десятка»
- Более 250 000 магазинов-партнёров
- Снятие наличных в рассрочку
Хотите узнать, что действительно волнует авторов и редакторов Халва Медиа?
Подписывайтесь на наш телеграм-канал